Незавершённая пьеса для механического пианино
В нашей семье есть настоящее пианино — заветная мечта моего детства. Помню, отец привёз из города миниатюрную музыкальную игрушку — семь белых клавиш, я брякала на ней калинку-малинку. В те годы настоящий инструмент стоил 500 рублей (ровно столько же стоила и корова). Родители выбрали второе, тем более что на селе преподавателя игры на фортепиано днём с огнём не сыщешь. Но большое пианино снилось ночами… Прошли годы. Как только представился случай (сын пошёл в музыкальную школу), мы сразу же купили ему инструмент… по объявлению.
«Прелюдия», собранная на красноярской фабрике пианино «Енисей», уже раритет. Производство, основанное в 1956 году, приказало долго жить в 1997-м. Это было единственное предприятие в краевом центре, где производили клавишные музыкальные инструменты.
Если заглянуть в завтрашний день, то, кажется, эра механического уходит. Появляются электронные аналоги, синтезаторы. Какое будущее уготовано представителям столь ценной и редкой профессии — «настройщик фортепиано» лет через 15-20?
Прелюдия
В апреле 2015 года «Российская газета» опубликовала интервью Григория ИВЛИЕВА «Steinway для гения». Заместитель министра культуры РФ (ныне руководитель Роспатента) размышлял о музыкальном образовании детей и сетовал на то, что в России практически не осталось производителей музыкальных инструментов. «В связи со сложным дорогостоящим производством фортепиано закрылись восемь фабрик. Баяны и аккордеоны, струнно-щипковые инструменты выпускают всего пять».
Вместе с тем, пишет «Российская газета», по данным статистики Минкультуры России, за последний год количество школьников, которые хотят учиться музыке и другим искусствам, увеличилось на 38 тысяч. И по прогнозу, через пять лет 75 процентов школьников должны заниматься в кружках и секциях, в том числе в школах искусств. А изношенность инструментов в школах искусств составляет 70 процентов.
Уже более полувека самым авторитетным настройщиком клавишных музыкальных инструментов в западной группе городов и районов Красноярского края является заслуженный работник культуры РФ Леонид Ефимович ЯХИМОВИЧ. Мастеру 75 лет…
«Сейчас в музыкальных школах массово переходят на электронные инструменты. Но учить детей нужно только на механике, — возмущается Леонид Ефимович. — Помню, бывший директор ачинской музыкальной школы купила по гранту семь экземпляров электроники и ни одного пианино. Чему тогда удивляться, если дети приезжают на конкурсы и не могут играть. ».
Диагностика
За лето наша «Прелюдия» выдержала немыслимую жару и заметно расстроилась. Маленький музыкант наотрез отказывался заниматься, жалуясь на самую нижнюю октаву. Пришлось к «больной» вызвать «доктора».
С увесистым чемоданчиком появился на пороге Дмитрий Леонидович ЯХИМОВИЧ. Сын легендарного, известного на всю Сибирь мастера.
У фортепиано более 80 клавиш и более 200 струн. Звучание каждой струны настройщик должен уловить и отрегулировать. В целом инструмент имеет 3000 деталей. Незначительное отклонение или неточность в настройке — и самая виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность.
— Где у нас юный музыкант? — первым делом спрашивает Яхимович-младший, осмотрев пианино — в буквальном смысле, вынув из него нутро. Дальше следует диалог двух компетентных людей на не очень понятном мне языке.
— Ниже камертона натягивать не стоит… Не замечаешь разницу? Бывает, у многих старых инструментов — ниже строй. Если повышать, то рисковать…
Кое-что я всё-таки понимаю. Оказывается, струны бывают не витые и витые — это особый товар, которого уже не встретишь в магазинах. Чтобы ненароком не оборвать, лучше не давать дополнительную нагрузку. Мастеру не стоит сильно натягивать их при настройке, а просто выравнивать; в свою очередь музыкант не должен долбить пятками по клавишам, дабы проверить прочность натяжения…
— Струны и у нового-то пианино начинают рваться уже после 10 лет эксплуатации, а вашему инструменту — как-никак более 40, — предупреждает Дмитрий Леонидович. — Старые струны настолько хрупкие, что даже без натяжения могут рваться. Бывает такой казус: держишь снятую струну, а она вдруг ломается у тебя в руках…
Лечение
Мастер просит завернуть нижний вентиль на радиаторе отопления (в комнате жарковато, а механический инструмент не любит высоких температур), затем закрывает форточку (шум улицы мешает). После этого, разложив на полу ремкомплект — содержимое своего чемодана: многочисленные плоскогубцы, зажимы, винтики, резинки и ещё какую-то мелочёвку — приступает к настройке.
Мешать ему нельзя. Разговариваем, когда выдаются паузы.
— А вы знаете, как получили звуки для электрического пианино? Просто-напросто на карту памяти записали с настоящего рояля каждую ноту. Конечно, вторичное всё же хуже, чем оригинал, запись не может полностью передать нюансы живого звучания, — просвещает Яхимович. — И ещё у электрического пианино есть ряд несоразмерностей, например по тембру. У настоящего рояля тембр меняется. Например, если сильнее нажать, то не только громче, но ещё и звонче, если слабее — то не только тише, но ещё и мягче. А у электрического пианино тембр всегда остаётся одним и тем же, независимо от силы нажатия.
«Доктор» извлекает из зияющего нутра «Прелюдии» какой-то аппендикс, длинную узкую дощечку.
— Вот, смотрите, я эту деталь удаляю, она искривлена, без неё звук не пострадает. Но это ценная порода — бук, и для ремонта вашего пианино потом пригодится. Советую подписать и сохранить.
Родом из СССР
Советские марки пианино — уже часть нашей истории. Порывшись в Интернете, я не нашла ничего, кроме объявлений о купле-продаже и цене на «Прелюдию». Раньше настройщики имели возможность учиться прямо на производстве, и Дмитрий Яхимович застал то время, когда действовала в Красноярске фабрика пианино «Енисей», и успел даже попрактиковаться здесь.
Фабрика не имела такой славы, как, например, «Красный Октябрь», где работало собственное конструкторское бюро, и в 1950-е годы о достоинствах инструментов «Красный Октябрь» знали в Европе. Но зайдите в детские сады и музыкальные школы Красноярска — в большинстве случаев здесь стоят «Прелюдии».
— Может быть, качество наших инструментов, по сравнению с мировыми образцами, в чём-то и уступало, но на самом деле можно было производство поддерживать, совершенствовать, и тогда процентов на 30 музыкальные школы страны были бы обеспечены собственными инструментами, — считает мастер. — Импортные акустические пианино слишком дорогие — от 300 до 500 тысяч рублей и не всем по карману, а наши стоили бы порядка 120 тысяч. Фабрики пианино — не кустарное, а очень сложное производство, и новое открыть — гораздо труднее, чем сохранить старое. Сейчас, правда, появился китайский инструмент, по качеству примерно на уровне советского, и в Поднебесной продолжают наращивать производство фортепиано и роялей. В одном только городе Гуанчжоу несколько фабрик по производству фортепиано.
Слух настройщика
— Дмитрий Леонидович, чем отличается ухо настройщика от уха обычного человека? И может ли сам музыкант настроить свой инструмент?
— Есть такой термин — слух настройщика. Это слух, который способен улавливать малейшие нюансы звучания инструмента, сотые доли тона и полутона… А настройка крайних регистров требует особенно натренированного слуха и навыков. Обычный музыкант не только не сможет настроить свой инструмент, но и не способен правильно выбрать его. Только настройщик может сделать грамотную техническую оценку. Порой встречаются внутренние дефекты, о которых музыканты даже не подозревают…
— А было такое, что вы на концерт пришли и вдруг услышали, что какая-то нота провалена?
— Бывает! Такое даже в записях известных произведений и исполнителей можно обнаружить, если придирчиво слушать…
Работа особой важности
Знаете ли вы, что 4 апреля — Международный день настройщика?
В декабре 2003 года Министерство труда и социального обеспечения России приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ.
В вузах этой профессии не учат, но есть специальные школы настройщиков фортепиано. Однако изначально настройщику необходимо базовое музыкальное образование и опыт игры на каких-либо инструментах. Высшая ступень в обучении — академия имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков в Гамбурге.
«Мои родители преподавали в музыкальной школе — мама по классу фортепиано, а отец — по классу баяна и аккордеона. В 6 лет я начал учиться на фортепиано, позже перешёл на флейту, а затем на баян, — вспоминает Дмитрий Леонидович. — Слишком сильно, видимо, заставляли заниматься, потому что после окончания музыкальной школы закончилось и моё желание музицировать».
Отец Дмитрия в молодости перенял секреты мастерства настройщика у обрусевшего корейца, который когда-то строил железную дорогу до Пекина, а после — следил за инструментами в музыкальном училище Красноярска. В свою очередь Яхимович-младший азам ремесла научился у отца — потомственного музыканта (предки играли и на гармошке, и на баяне).
А самостоятельно первый в жизни инструмент — пианино «Украина» Дмитрий настроил в 19 лет, во время учёбы на Черниговской фабрике, в 1983 году. Предприятие часть своей продукции продавало за рубеж, и опытные мастера похвалили толкового ученика за то, что настроил пианино, как часы, хоть сейчас — на экспорт.
Миссия
Говорят, что звук для настройщика — это жизнь, а настраиваемый инструмент — живой организм… По наследству Дмитрию Яхимовичу передался не только чуткий слух, терпение, добросовестность и упорство, но и потребность реанимировать музыкальные инструменты.
— Работаю уже более 30 лет и не могу пройти мимо, когда вижу, что люди пытаются избавиться от старого пианино, — признаётся настройщик. — Отец мой за свою жизнь восстановил и подарил разным учреждениям более 100 раритетов: не только пианино, но и аккордеоны, баяны. Он дарит инструменты музыкальным школам, библиотекам, Домам культуры, церквям и даже колониям. В моей личной коллекции — более десяти старинных пианино.
— Где храните?
— В разных местах, в основном отдаю в пользование учебным учреждениям. Например, есть немецкое пианино Циммерманн 1964 года выпуска, Ямаха 40 года, пианино August Förster 1938 года и другие. Вот сейчас перечитываю ТУРГЕНЕВА, он описывает быт помещиков, и по описанию видно, что едва ли не в каждой деревне в те годы был рояль или пианино. Когда выезжаю работать в районы края, то такие раритеты в различных деревнях нахожу! Самый древний экспонат, который был когда-либо в моей коллекции, — пианино 1886 года, выпущенное в Гамбурге, с деревянной рамой, сделано ещё в дочугунную эпоху.
Можно, наверное, музей фортепиано создать. Если собирать инструменты целенаправленно, то уже не одна сотня набралась бы. Но для этого необходимо очень просторное помещение.
Однажды я обратился в один из музеев и предложил свою коллекцию в подарок. Мне отказали: мол, нет в музее подобной экспозиции и темы такой тоже нет.
— Беспокоитесь за свою профессию? Вдруг механику всё-таки вытеснят электронные аналоги?
— Тенденция, конечно, настораживает, но в другом смысле. Когда я в советское время начинал работать настройщиком, было очень много заказов, в 90-х стало поменьше, а в 2000-х ещё меньше. Почему? Раньше учились дети рабочих, и обучение было массовым, а теперь ситуация изменилась — больше учатся музыке дети обеспеченных родителей. Но в любом случае, мне кажется, специальность останется, ведь живая музыка будет звучать всегда.
Вдохновение
Настройка фортепиано — процесс не быстрый. Бывает два часа, а бывает четыре и более… В это время Дмитрий Яхимович может рассказывать байки о своей работе или, допустим, стихи. В 90-е годы он на собственные деньги издавал небольшим тиражом (для себя и друзей) цветной глянцевый журнал-календарь «Домашний глобус», где печатались произведения местных поэтов, писателей и репродукции картин местных художников.
— Одно время хотел стать журналистом, но отвёл душу, и на этом всё закончилось, — делится мастер. — А вот работа настройщика — это всерьёз. Часто снится сон: концертный зал, несколько роялей сломаны, и надо их срочно починить и настроить.
— Есть у вас ученики?
— Если и буду учить, так свою дочь. У неё хороший слух, правда, сейчас она увлечена не музыкой, а иностранными языками.
— Не может мастер вариться в собственном соку. Есть у вас возможность повышать квалификацию?
— В 2011 году от Красноярской академии музыки и театра, где работаю штатным настройщиком уже 15 лет, ездил на курсы в Санкт-Петербург, где проходил семинар известного итальянского производителя роялей. Сам господин ФАЦИОЛИ рассказывал нам об особенностях технологии настройки и регулировки. Мы с ним даже сфотографировались на память.
— Какой самый роскошный инструмент вам довелось настраивать в своей жизни?
— Это высококлассные концертные рояли «Ямаха», «Стейнвей», «Бёзендорфер», «Бехштейн», «Август Форстер» и другие.
— А из старинных?
— Таких много было: «Шрёдер», «Беккер», «Дидерихс», «Рёниш». Рояли этих фирм раньше тоже производили в России, а сейчас выпускают в Германии.
— О чём мечтаете?
— О выходном. Рабочий день у меня ненормированный, чаще всего суббота и воскресенье — рабочие. А в свободное время мне есть чем заняться: недавно приобрёл дачу за городом, нужен серьёзный ремонт. И ещё. Не так давно я увлёкся древними алфавитами. С удовольствием побывал бы в Греции и научился читать по-древнегречески, но это уже другая история, не связанная с музыкой.
Незаметно прошло несколько часов. Работа закончена. Напоследок «доктор» выдаёт прогноз старушке «Прелюдии»: «С учётом возраста (пианино 70-х годов) набор недостатков вполне стандартный, ничего особенного. Следите за температурой и влажностью. Жить будет!».
Источник
Купить советское пианино и не пожалеть.
Здравствуйте мои друзья,мои подписчики и читатели! У меня есть достаточный объем информации по выбору советского пианино, которой хочу с Вами поделиться.
С чего начать поиски инструмента? Конечно же с изучения предложений. Я рассмотрела все предложения на продажу и самовывоз в моём Краснодаре. Меня заинтересовали пианино Украина, Элегия,Лирика, Беларусь, Кубань, Рига. В моём городе в основном продают и отдают пианино Кубань ( в советское время в городе была фабрики пианино Кубань). Качественные инструменты Красный октябрь, Лира, Ленинград просто не встретишь. Их уже давным-давно купили(или просто забрали даром) комиссионные магазины или мастера-настройщики для восстановления с последующей продажей. У меня в детстве была Лира. Звучание великолепное. Но мое пианино бесследно растворилось.
Я посмотрела почти все инструменты из тех,что меня заинтересовали. Пианино,которые отдают даром(Украина, Кубань коричневая) отпали сразу- на лицо все факторы неправильного обращения с пианино- ржавые колки ( на них натянуты струны, находятся внутри пианино под крышкой), треснутые деки ( задняя деревянная рама). Все это говорит о трм, что инструмент неоднократно подвергался резким температурным колебаниям, был то в сырости, то в сухости.
Я позвонила настройщику по объявлению. Мастер в объявлении написал,что не возражает против консультаций по телефону при выборе инструмента. Он мне дал следующие советы:
Не брать инструмент с треснутой декой, с треснутой чугунной рамой(на ней натянуты струны), с обильной ржавчиной колков и струн.
Если одна-две клавиши западают и не звучат- это не беда, но если очень много нот издают двойной или тройной звук- это тревожный звонок.
Если колки (вирбели) забиты в вирбельбанки( гнездо для колка). Со временем гнездо перестаёт плотно держать колок, и это ведёт к недержанию строя. Такой инструмент после настройки вскоре опять начинает фальшивить. Поэтому мастера прибегают к забиванию колков. Это не преступление. Просто продлевается срок службы инструмента. На фабриках пианино при изготовлении всегда оставляли запас на колках(2-3 мл от рамы).
Если же колки забиты, то это только реставрация, замена колков. А это очень дорого,выполняется только в мастерской. Так-то.
Не брать инструмент с следами утюга, вздутым лаковым покрытием, следами от окурков. Это прямые признаки что за инструментом не ухаживали.
Не покупайтесь на внешние качества- блестит полировка,минимум царапин. Это не всегда говорит о хорошей сохранности внутреннего механизма. Пианино это не мебель, внешний лоск не гарантирует качественный звук.
Все инструменты советского периода уже давно отслужили срок своей службы. Но при надлежащем уходе можно встретить пианино хорошей сохранности и звучания.
Мастер-настройщик озвучил мне приблизительную стоимость тщательной полной настройки и интонировки пианино- около пяти тысяч(это по максимуму).Вычистить всю пыль и грязь из инструмента( фетровые накладки,молоточки, механизм) стоит две тысячи.
Стоимость профессиональной перевозки пианино стоит 2500-4000 рублей. Так что те, кто отдают пианино даром экономят на оплате вывоза и утилизации пианино. Тот,кто принимает в дар инструмент несёт самые большие расходы. Поэтому осматривайте все пианино очень тщательно. Это именно тот случай исключения из правил, когда дареному коню смотрят в зубы! В противном случае, вы рискуете заплатить 2-4 тысячи за перевозку,погрузку. Затащите на свой пятый этаж без лифта пианино. Займете половину комнаты громоздким фортепиано, а настройщик скажет Вам, что этот инструмент труп. И озвучит сумму реставрации. А это гораздо больше 20 тысяч. И придется вам оплачивать расходы на утилизацию бесполезного инструмента.
Можно купить советское пианино из реставрационной мастерской, уже восстановленным,отремонтирован-ным и настроенным. Цена таких инструментов от 10 тысяч рублей. Но вы получаете гарантию, что пианино ещё послужит не один десяток лет. Если располагаете финансами- то это отличный вариант!
Источник