Фортепиано презентация для 4 класса

Презентация «История фортепиано»

Об истории создания фортепиано. Материал готовился для выступления на музыкальной гостиной. После презентации звучала живая музыка в исполнении автора.

Скачать:

Вложение Размер
istoriya_fortepiano.ppt 1.01 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фортепиано Презентация Иванова Никиты АОУ школа г. Долгопрудный Ученик 4б класса (учитель музыки Теплых Т.Н.)

Фортепиано Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды . Французский клавесин 17-го века Клавикорд

Способ извлечения звука на клавесине В отличие от фортепьяно звук на клавесине извлекают щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии; его звук не тянущийся, серебристо-металлический. Сила и качество звука не зависят от характера прикосновения. К каждой клавише протягивают несколько струн разной длины, одни из которых дают основной тон, другие — на октаву выше, третьи — ниже, одни — слабее, другие — громче. Часто клавесин имеет 2 или 3 клавиатуры. Основные, диатонические клавиши на клавесине обычно чёрные, а хроматические — белые (у фортепьяно окраска обратная). Старинные клавесины отличались изящной отделкой, украшались резьбой, перламутровыми инкрустациями, живописью.

Способ извлечения звука на клавикорде Другой предок фортепьяно — клавикорд. Звук на нём извлекается тонкими металлическими пластинками — тангентами. Способ звукоизвлечения — осторожное прикосновение к клавише — определил теплоту и выразительность звучания. Тангент клавикорда вделан в задний конец клавиши. Струна располагается над тангентом. Если нажать клавишу, тангент поднимется и ударит струну.

Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). резонансная дека струнная одежда футор клавишный механизм металлическая рама вирбельбанк

ВНУТРИ ФОРТЕПИАНО Внутри фортепиано находится множество молоточков, которые при нажатии клавиши ударяются о струны образуя музыкальные звуки В фортепьяно было сделано важное усовершенствование: введена система молоточков, ударявших по струнам с любой быстротой и силой. С тех пор как появились большие концертные залы и многочисленная аудитория, у фортепьяно нет больше конкурентов в группе родственных ему инструментов.

Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук.

Педали В современных фортепиано присутствует две или три педали. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Левая педаль используется для ослабления звучания. Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей .

Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори Фортепиано Кристофори 1722

В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. Инструмент первой фортепианной фабрики Санкт-Петербурга Дидерихс («Diederichs») В 1810 году в Петербурге основывается первая русская фортепианная фабрика: Фридрих ДИДЕРИХС С.-Петербург, Васильевский Остров, 2 лин., д. № 44 . В XIX веке в Россию переезжают Иоганн Шрёдер, Якоб Беккер, Фридрих Мюльбах, Фридрих Дидерихс, Герман Лихтенталь, Юлиус Циммерманн и другие, — мастера и основатели знаменитых фортепианных марок. Открываются фабрики, выпускающие фортепиано на промышленной основе. Некоторые производители добиваются высочайшего качества, отмеченного званием Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Композиторы и исполнители История фортепьянного исполнительства начинается с 19 века. Прекрасными пианистами были Ф.Лист и Шопен. Русская и советская исполнительская традиция, прославленная именами А.Г.Рубинштейна, С.В.Рахманинова, С.Т.Рихтера, Э.Г.Гилельса, сочетает глубокую содержательность с техническим совершенством и виртуозным блеском. Широкое распространение получили международные конкурсы, где чаще других происходят соревнования по специальности «фортеапьяно». Крупнейшие из них проводятся в Москве (конкурс имени П.И.Чайковского), в Париже, Варшаве, Брюсселе. Они открывают новые имена молодых пианистов, знакомят нас с будущим музыкально-исполнительского искусства.

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром(например, в концертах для фортепиано с оркестром). За фортепиано Ференц Лист, 1886

Источник

Презентация по музыке «История фортепиано»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Очень-очень давно в Др.Греции,ещё во времена Пифагора,существовал музыкальный инструмент , который называли «монохорд»(monos-от гр. один,shorde-струна).Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.От ящика, сделанного из специального дерева,зависели тембр и громкость звука.Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками,а кроме них была ещё одна подвижная.Она передвигалась по струне, то укорачивая её звучащую часть, то снова удлиняя её,изменяя тем высоту звука.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным. А на одной из его сторон разместилась клавиатура.. Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты – металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Но был у клавикорда и существенный недостаток: несмотря на все усовершенствования, большой громкости звука так и не удалось добиться.

Портатив-это разновидность клавесина,его первый вариант. Появился портатив во Франции. Он представлял собой ящик, внутри которого располагалась клавиатура. Этот ящик ставили на стол и таком положении на нём играли.

В Европе была распространена ещё одна разновидность клавесина- это спинет. Он тоже был сделан в виде ящичка, который удобно было переносить с места на место. И портатив, и спинет всегда украшали росписью, резьбой, инкрустацией.

Уже на первых порах,в 15-16 веках, клавесин сильно отличался от клавикорда. Вместо латунных тангентов мастера установили на задних концах клавиш вертикальные деревянные брусочки с пёрышками вверху. Пёрышки заставляли звучать струну уже не ударом, а щипком. Каждая клавиша имела собственную струну. Инструмент стал обладателем более громкого голоса, изменился и характер звучания. Правда, первые клавесины были несовершенны, но вскоре отчётливо выявилось основное преимущество клавесина:он был способен выступать в большом зале.

Наибольшее распространение этот клавесин получил в Англии. Там сформировалась целая школа «вёрджиналистов». Английская школа оказала влияние на первых сочинителей клавирной музыки в стиле барокко. Изображённый верджинел был сделан в Антверпене мастером Гансом Рукерсом старшим, главой знаменитой фламандкой династии органных и клавесинных мастеров.

Фисгармония , появившаяся во Франции в 1810г., была ещё не фортепиано, но уже не клавесин. Автором этого инструмента был Жан Мариус. Но в этом инструменте не предусматривались глушители для струн, и во время игры их звучание сливалось в сплошной гул.

Позже во Франции появился ещё один инструмент-челеста (по ит.- «небесная», «прозрачная»).Она похожа на очень маленькое пианино, но вместо струн в нём металлические пластинки, по которым ударяют молоточки. П. И. Чайковский, услышав в Париже звучание этого инструмента, стазу же дал согласие на создание балета «Щелкунчик», т. к. уже знал в какой партии его использует и боялся, что кто-либо раньше его откроет миру этот инструмент.

Создателем первого фортепиано считают клавесинного мастера из итальянского города Падуя- Бартоломео Кристофори.Но не он один причастен к рождению фортепиано. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шрётер предложили свои конструкции нового инструмента.

На протяжении 19 века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный-рояль (в переводе с фр. «королевский») с корпусом в виде крыла. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность.

Другой вид фортепиано – вертикальный получил название пианино (с ит. «маленькое пиано»). Пианино больше предназначалось для камерных концертов, то есть для исполнения в небольших помещениях

В современный век электроники всё претерпевает изменения. Не обошли эти изменения и фортепиано. Первые эксперименты по созданию электронного пианино приходится на 1-ую половину XX века. Синтезатор, ионика, камертонное пианино, электропианино — это всё младшие братья фортепиано.

Многие русские композиторы с огромным удовольствием писали фортепианную музыку. Это М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев и многие другие. Так, П. И. Чайковский написал целые фортепианные циклы.: «Детский альбом» и «Времена года». М. А. Балакирев М. П. Мусоргский П. И. Чайковский С. В. Рахманинов А. Н. Скрябин С. С. Прокофьев

Для фортепиано писали Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Феликс Мендельсон-Бартольди и многие другие композиторы. Л. Бетховен Ф. Шуберт Р. Шуман Ф. Шопен Ф. Лист Ф. Мендельсон-Бартольди

«Поэтом фортепиано» называли великого польского композитора Фридерика Шопена. Почти все свои произведения он создал только для этого инструмента.

В 1830-х годах фортепиано было очень распространённым инструментом. Великими героями дня были пианисты-виртуозы, а самым обаятельным из них был Ференц Лист (1811-1886). Он исполнял сложнейшую музыку на бешеной скорости и блестяще импровизировал. Даже ходили слухи, что он одержим дьяволом. По выражению В.Стасова, начиная с Листа «для фортепиано стало возможно всё».

Весь мир знает прославленных пианистов — от Листа, Шопена, Скрябина, Рахманинова, которые были не только композиторами, но и выдающимися исполнителями до Антона и Николая Рубинштейна. Огромной известностью и любовью слушателей пользуются Александр Гольденвейзер, Святослав Рихтер, Михаил Плетнёв и другие гении фортепиано. А. Скрябин А. Рубинштейн А. Гольденвейзер С. Рихтер

В 2009 году фортепиано исполнилось 300 лет. Много это или мало? Что это: красивый финал или новая жизнь в новом веке?… Рояль в доме Бетховена

Фортепиано – это собирательное название семейства клавишно-ударных музыкальных инструментов, снабжённых молоточковой механикой.

Сочетание итальянских слов pjano (тихо) и forte (громко) встречалось и до изобретения фортепиано – на клавесине нижняя клавиатура всегда даёт более громкое и яркое звучание по сравнению с верхней. Но при игре на фортепиано достигается не только более сильное звучание, но и возможность передавать широкую гамму динамических оттенков. Конструкция современного фортепиано – результат эволюции инструмента, изобретённого в начале XV I I I века.

Итак, обратимся к истории рождения фортепиано.

Номер материала: 291242

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Король всех инструментов- ФОРТЕПИАНО Презентацию выполнила преподаватель фортепиано и концертмейстер ДМШ 22 Спирова С.В. СПб, 2013 г. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЮрий Шкандыбин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Король всех инструментов- ФОРТЕПИАНО Презентацию выполнила преподаватель фортепиано и концертмейстер ДМШ 22 Спирова С.В. СПб, 2013 г.» — Транскрипт:

1 Король всех инструментов- ФОРТЕПИАНО Презентацию выполнила преподаватель фортепиано и концертмейстер ДМШ 22 Спирова С.В. СПб, 2013 г.

2 Фортепиано – семейство клавишно – струнных инструментов с молоточковой механикой. Сейчас существует в двух разновидностях — рояль и пианино.

3 Рояль – концертный инструмент его название в переводе с французского означает — «королевский». Пианино в переводе с итальянского значит « маленькое фортепиано».

4 Первое, что вы видите у фортепиано – это клавиатура, семейство белых и черных клавиш. Всего у фортепиано 88 клавиш. Клавиши соединены с молоточками. Нажатие на клавишу заставляет молоточек ударить по струнам. Головка молоточка обтянута специальным шерстяным войлоком – флицем.

5 Клавише соответствует от одной до трех струн. Струны, соответствующие каждой клавише, называются «хором». Они звучат по–разному. Слева низкие басовые звуки, посредине средние звуки по высоте, справа высокие тонкие звуки. У самых низких звуков – самые длинные и толстые струны, которые еще и перевиты медной проволокой, средние звуки имеют по три струны средней длины, высокие по две самых коротких струны. Все струны стальные и крепятся на прочную чугунную раму.

6 Звук получается от вибрации, «дрожания» струны. Если струну ударить и не трогать, она звучит достаточно долго. Поэтому для того, чтобы один звук не накладывался на другой существуют специальные глушители – демпферы, такие особые войлочные подушечки. Как только мы отпускаем клавишу, струну заглушает демпфер.

7 Под струнами крепится специальный деревянный щит, склеенный из небольших дощечек – резонансная дека. Дека усиливает звучание струн. Изготавливается из специальной породы дерева – акустической ели. Такие ели растут на крутых склонах высоких гор. Корпус фортепиано делается из нескольких слоев дерева, которое склеивают между собой, сверху полируют и покрывают особым лаком.

8 Изобретателем фортепиано считается итальянский мастер начала 18 века, хранитель музыкальных инструментов из города Флоренция Бартоломео Кристофори.

9 Существовали различные виды старинных фортепиано разной конструкции: Пианофорте

10 Жирафовое фортепиано Пирамидальное фортепиано

11 Предшественниками, «дедушками» фортепиано являются тоже клавишно-струнные инструменты: монохорд, клавесин, клавикорд, а «прадедушкой» считается старинный струнный инструмент цимбалы. Монохорд

14 Клавишные инструменты со струнами имели множество разновидностей и в разных странах назывались по разному: вёрджинел, чембало, спинет, арпсихорд. Вёрджинел

15 Чембало Спинет Арпсихорд

16 У фортепиано есть две педали. При помощи правой можно поднять все демпферы сразу. Это дает возможность продлевать и связывать звуки, делать их более сильными, яркими, певучими. Недаром А. Рубинштейн назвал эту педаль – «душой фортепиано». Левая педаль сдвигает молоточки вправо и поэтому они ударяют не по трем струнам, а по двум или одной. Звук становится более тихим, мягким, матовым.

17 Для фортепиано писали очень многие композиторы, а польский композитор 19 века Фридерик Шопен сочинял только фортепианные произведения

18 Фортепиано – сольный концертный инструмент.

19 Существует несколько разновидностей фортепианных ансамблей.

20 Фортепиано является полноправным участником камерного ансамбля. Камерная музыка предназначена для исполнения в небольшом помещении (от итальянского camera – комната) и небольшим составом исполнителей, например: дуэт, трио, квартет, квинтет.

21 Фортепиано не только прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами – оно незаменимый спутник пения.

22 В веках фортепиано стало одним из самых распространенных инструментов. Оно звучит повсюду: на концертах классической, эстрадной, джазовой и рок музыки, в балетных классах, в театрах и кинотеатрах, домах и дворцах культуры, на радио и телевидении, учебных заведениях всех уровней. Это любимый инструмент домашнего музицирования, на нем играют и взрослые и дети.

25 Список литературы 1. Ю. Булучевский, В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 9, Л., «Музыка»,1989 г. 2. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., «Музыка», 1982 г. 3. Н. Голубовская. Искусство педализации. М., Л., «Музыка», 1967 г. 4. М. Бражников. Фортепиано. М., 1967 г. 5. П. Зимин. История фортепиано и его предшественников. М., 1968 г.

Источник

Оцените статью