Фортепиано работа с одаренными детьми

Особенности работы с одаренными детьми в классе фортепиано (из опыта работы)

Дата публикации: 19.04.2020 2020-04-19

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Кропивко, М. В. Особенности работы с одаренными детьми в классе фортепиано (из опыта работы) / М. В. Кропивко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/306/69009/ (дата обращения: 03.06.2021).

Одаренный ребенок — какой он? Какую степень способностей и умений мы можем считать именно одаренностью? Мне хочется подойти к этому понятию очень осторожно. Работая с детьми, имеющими порой весьма средние способности, для меня одаренный ребенок тот, кто легко справляется с программой, чье исполнительское мастерство отличается яркостью, выразительностью, эмоциональностью. Наверное, для кого — то эти дети обычные ученики, для меня они именно одаренные.

В музыкально — педагогической практике развитием и воспитанием одаренных детей занимаются в первую очередь музыкальные школы и школы искусств. На сегодняшний день в системе дополнительного образования существуют множественные центры и дома творчества, где эти дети могут реализовать свои способности. Судьба дала мне возможность общения и работы с такими детьми. Некоторые из них уже окончили школу, оставив о себе самые теплые воспоминания. Есть и те, кто связал свою жизнь с музыкой. Двое моих выпускников стали преподавателями по классу фортепиано. К счастью, и на сегодняшний день в моем классе есть ученики, которыми можно гордиться.

В чем же заключаются особенности работы с такими детьми? За годы педагогической деятельности мне удалось сделать следующие наблюдения:

Читайте также:  Cant stop feeling justin timberlake ноты

Одаренных, правильнее сказать способных детей можно условно разделить на 2 группы:

  1. Дети, желающие развить свои неординарные способности, стремящиеся к достижениям и результатам, как следствие, трудолюбивые и усердные.
  2. Дети, имеющие ярко выраженные музыкальные способности, но относящиеся к ним равнодушно, тем самым «зарывая свой талант в землю».

Несомненно, вторая категория детей не сможет добиться желаемых результатов в перспективе, успехи и достижения они смогут демонстрировать только на начальном этапе обучения. «Если не прикладывать никаких усилий, данные тебе от природы способности просто закончатся, как конфеты в коробке», — говорю я маленьким «ленивцам».

Особую «ценность» представляют дети из первой группы, о них и следует говорить отдельно. Дети, относящиеся к разряду одаренных, легко и необычайно быстро осваивают начальный период обучения, не вызывает трудности у них и освоение нотной грамоты. Непринужденно и естественно формируется их пианистический аппарат. Уже в первый год обучения на передний план выходит их исполнительское мастерство. Соответственно, перед таким ребенком ставятся более серьезные задачи, чем перед его сверстниками. О сложности музыкальных мыслей, особенностях изобразительного начала в музыке я должна говорить на их «детском» языке, объясняя порой ребенку значение тех или иных слов. Привычные и знакомые музыкантам термины появятся позже, пока достаточно, если ребенок просто понимает значение определенных символов.

Непременным условием учебного процесса, как в начале обучения, так и на всем его протяжении являются доверительные, искренне доброжелательные отношения между маленькими и большими музыкантами. Ребенок должен быть уверен: педагог рад видеть его всегда, и творческая работа приносит удовлетворение обоим. Ощущения после уроков с такими детьми носят удивительный характер, который сравним с удовлетворением и чувством радости. Порой это благодатная усталость, особенно после занятий с взрослыми учениками. Я никогда не скрываю от детей свои эмоции, они видят как мой откровенный восторг, так и разочарования. Мне кажется, что мои ученики на меня похожи, даже самые маленькие. Откровенно шумные, эмоционально искренние и активные, энергичные. Мы — друзья. Я не «учу», мы вместе творим, создаем, рождаем, в конце концов, нечто совместное, что роднит и объединяет нас. Даже сам урок я стараюсь строить не по стандартной схеме. Мы можем много говорить и совсем мало играть на инструменте (со старшими ученицами), можем весь урок сочинять экспромты (с первоклассниками), а маленькая Лиза постоянно просит, чтобы я ей поиграла «что-нибудь красивое». Любую серьезную просьбу моих учеников я стараюсь исполнять. Музыкально одаренных детей отличает эмоциональная отзывчивость на прослушанную и исполняемую музыку, интенсивное развитие музыкального мышления. Им не нужно объяснять, как должно звучать то, или иное произведение, достаточно позволить им выразить все то, что они хотят. В музыкальной изобразительности для них не должно быть запретов и ограничений — это залог их будущей индивидуальности. «Сыграй убедительно, и я тебе поверю», предлагаю я, и, действительно, порой меняю свою точку зрения.

Говоря о развитии и обучении одаренных маленьких музыкантов, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Так называемый «академический комплекс» должен занимать в нем большую часть, т. к. в основе обучения лежит задача профессионального становления личности, что немыслимо без знания классического репертуара. Современные дети, в независимости от своих способностей, сегодня отдают предпочтение современной эстрадной и джазовой музыке. Я разделяю их пристрастия и с удовольствием включаю в репертуар современную музыку. Чем разнообразней исполняемые ребенком произведения, тем многогранней его внутренний изобразительный мир, тем ярче оттенки его переживаний, тем больше у него возможностей познать секреты совершенства музыкального искусства. Существует мнение, что все исполняемые даже одаренным ребенком произведения должны быть ему посильны в изучении. Позволю себе с этим не согласиться. Предлагая юному таланту произведения гораздо сложнее его уровня исполнительства, я даю ему возможность добиться результативности очень усердным трудом. Чувство победы над, казалось бы, недостижимым позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности. Конечно, такими педагогическими приемами нельзя злоупотреблять и это скорее исключение, чем правило. Усложнять программу позволительно лишь при подготовке к конкурсным выступлениям. Не раз на конкурсах пианистов мои первоклассники исполняли произведения уровня 3–4 классов. И справлялись! Уверенно педализировали, демонстрировали навыки, присущие старшим ученикам. Сколько труда предшествовало их успеху! Тем дороже стали победы!

Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах. Порой стремление к победе оказывается настолько сильным, что ребенок вдруг демонстрирует небывалое вдохновение в работе. «Хочешь быть первой? Можешь! Если будешь как следует работать!», именно эти слова я постоянно повторяла юной амбициозной ученице, которая в итоге стала первой в своей подгруппе. Система фестивалей и конкурсов необычайно мотивирует и стимулирует одаренных детей к развитию их творческого потенциала.

Хочется сказать немного о детях, не обладающих ярко выраженными музыкальными способностями, но поражающих своим усердием, трудолюбием и терпением. Может это тоже вид одаренности? Разве не заслуживает восхищения и, главное, уважения, семилетний ребенок, готовый заниматься и ходить на занятия каждый день, чтобы достичь желаемого результата? Порой дети, умеющие трудиться, достигают куда больших успехов, чем их одаренные, но ленивые сверстники.

Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки и нотного текста. Следует как можно больше выучивать с ними произведений наизусть. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху. Любая работа, проведенная ребенком самостоятельно, обязательно оценивается мною положительно. Я часто хвалю детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия, принимаю всерьез.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Не секрет, что музыкально одаренные дети чаще всего рождаются в семьях, где родители имеют отношение к музыке, где с первых дней еще внутриутробной жизни ребенок слышал пение или инструментальное музицирование.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов»- именно так выразился известный пианист и педагог Генрих Нейгауз. Именно он назвал идеальными родителями тех, кто относится к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования, при этом реально оценивая способности своего ребенка. Установление прочных связей и контактов с родителями является для меня одним из важных моментов воспитания всех обучающихся, но общению с родителями одаренных детей я уделяю гораздо больше времени. О наличии у ребенка неординарных способностей сообщаю сразу, рассказываю, при каких условиях можно добиться успехов в исполнительском мастерстве. Родители моих «дарований» — мои союзники и единомышленники. Порой обращаюсь к ним за советом и за помощью. Признаюсь, порой жалуюсь, но чаще хвалю их детей.

Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех — эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших общих детей. Их достижения разве не есть педагогическое счастье?

И, пожалуй, самое главное, без чего не воспитать маленького человечка и не привести его к успеху. Это Любовь. Искренняя, бескорыстная, наполненная уважением и доверием. Любите своих учеников, верьте в них, и ваша любовь сделает то, что не сможет сделать ни одна методика, какой бы совершенной она ни была.

Источник

Работа с одаренными детьми в классе фортепиано

В своей педагогической деятельности учитываю индивидуальные особенности обучающихся, для достижения наиболее эффективных результатов в обучении одаренных детей написана методическая разработка «Работа с одаренными детьми в классе фортепиано».

Скачать:

Вложение Размер
http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/01/08/rabota-s-odarennymi-detmi-v-klasse-fortepiano 163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в классе фортепиано

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

В своей работе мне хотелось бы затронуть вопросы психического развития одаренных детей, особенности их познавательного и социального развития. Также хотелось бы раскрыть тему работы преподавателя с одаренным ребенком в условиях детской музыкальной школы и школы искусств.

В данной работе рассматривается система внеклассных мероприятий, которая, на мой взгляд, является важным компонентом развития детей, раскрытия их личностного потенциала, воспитания гибкого и креативного мышления. Ну, и, конечно, в работе описана система работы с родителями, ведь на развитие одаренности, творческого и опознавательного потенциала большое влияние оказывает их отношение.

I. Особенности психического развития одаренных детей

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Историки и биографы первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей:

— 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

— 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

— почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

— по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Также биографы отметили, что будущие гении:

— Рано овладели знаниями в избранной сфере.

— Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

— Были увлечены своим делом, энергичны.

— Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.

— Умели контролировать себя.

— Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.

— Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Многие выдающиеся люди — ученые, художники, управленцы — имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а, следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, но одно очевидно — те качества, что мы описываем, бесспорно, отличают истинного творца от посредственного человека. Многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.

1 . Особенности познавательного развития.

Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка.

Любознательность, образно говоря, — следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях.

Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.

Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. Нет необходимости говорить о ее важности и значимости с точки зрения развития детской одаренности. Обратимся сразу к ее механике. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет собой специфическую потребность — потребность преодоления. Итак, при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя — в устойчивое психическое образование.

Одаренным детям в большей степени, чем их сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства — искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Сверхчувствительность к проблемам

Одно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно.

«. только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал С. Л. Рубинштейн. Подобная «слепота», выраженная в неспособности воспринимать новое, обычно свойственна ограниченным людям, независимо от степени их образованности или общественного статуса. Томас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.

Развитие сверхчувствительности к проблемам либо подавление ее многие исследователи связывают в первую очередь с характером обучения. Догматичное содержание в сочетании с доминированием репродуктивных методов обучения — основные факторы, подавляющие детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив — проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, обучение развивает как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества. Эта мысль, относится к числу общеизвестных, но, к сожалению, отнюдь не к числу общепризнаваемых в массовой педагогической практике.

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее.

Люди часто относятся к новым сведениям и открытиям с большим недоверием, особенно к тем открытиям, которые существенно меняют привычные взгляды. Многие, к сожалению, не только не обладают способностью тонко чувствовать, видеть проблемы, но часто просто отказываются замечать то, на что им прямо указывают их выдающиеся современники.

Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)

Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему, способности к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.

Это качество одаренного человека интуитивно использовал известный физик Эрнест Резерфорд при отборе молодых сотрудников. Он нашел оригинальный способ отбора новых кадров для научной работы. Каждому вновь принятому молодому исследователю он, как и положено руководителю, давал задание. Если, выполнив это задание, сотрудник приходил вновь и спрашивал, что ему делать дальше, — его увольняли. В команде оставался лишь тот, для кого решение первой поставленной задачи становилось не завершением задания, а началом новой работы, которую он определял для себя сам.

Высокий уровень развития логического мышления

Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.

Выделяют три основных позиции:

первая отказывается от какого бы то ни было разделения этих функций; эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых;

вторая строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения; для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего, или «нет глупых креативов», но есть «нетворческие интеллектуалы»;

третья утверждает, что интеллект и креативность — независимые, ортогональные способности; при максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта.

Повышенный интерес к дивергентным задачам

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов) . Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.

Способность решать дивергентные задачи — важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию? где жить? как общаться с окружающими? с кем создавать семью? как отдыхать?

Но при традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе, задачи дивергентного типа — большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логических рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.).

Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.

В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения (инсайта).

Большинство людей испытывает дискомфорт в ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. Стремление использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность, все то, что раздражает обыкновенных людей, и есть одна из главных черт творца.

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека. При этом наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и другой способ творчества — разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй — в художественном.

Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочитое желание выделиться. Порой она вызывает удивление или насмешки окружающих.

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Высокий уровень гибкости мышления — явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности — инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но напротив, выступает как сдерживающий фактор. Само по себе количество информации еще не является гарантией способности к комбинированию и созданию на этой основе новых идей и стратегий.

Решающим фактором, содействующим развитию этой интеллектуальной характеристики, выступает не сам опыт, а методы его усвоения.

Продуктивность мышления (легкость генерирования идей)

Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Оно очень близко предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой — необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов и решений.

Легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения опыта (знаний, умений, навыков) и часто прямо диктуются его содержанием. Ребенок относительно свободен от этого в силу ограниченности своего опыта, и если мы ставим задачу развития способности легко генерировать идеи не только у одаренных, которым данное качество присуще в большей степени, но у всех детей, то следует подумать не только о методах усвоения опыта, но и о его содержании.

Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи в силу наличия данной и других способностей могут быть нетрадиционными и непривычными, что, как известно, и составляет основу творчества.

Легкость ассоциирования проявляется не только в умении находить простые и сложные аналогии, а затем на этой основе создавать нечто новое. Она может выражаться в метафоричности мышления, в способности находить соответствие между двумя различными сферами существования и связывать их между собой.

Способность к прогнозированию

Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям. Человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни.

Способность предвидения, базирующаяся на подсознании, простирается значительно дальше ограниченных пределов поля сознания. Интуитивное мышление — особый талант, нуждающийся в развитии. На основе феномена глубины прогнозирования построен ряд психодиагностических методик.

Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени развития таких характеристик личности как: склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования. Интегральный характер данного личностного свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.

Высокая концентрация внимания

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Данное качество трудно оценить иначе как положительное, но именно оно часто становится причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения.

Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обладает довольно «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания. Практически прямо противоположные качества демонстрируют одаренные дети: ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности: в нем находит выражение уже отмеченное ранее единство мотивации, непосредственно связанной с содержанием деятельности, и творческих умений ребенка в сферах, где реализуются его творческие способности .

Способность концентрировать собственное внимание на каком-либо объекте тесно связана с таким явлением как способность центральной нервной системы создавать очаги активности и очаги торможения. Очаг активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные клетки, находящиеся в состоянии возбуждения, получил название доминанты. Благодаря этой способности мозга посторонние факторы не только не отвлекают от стремления достичь главной цели, но напротив, даже усиливают это стремление. Вокруг активного очага возбуждения всегда формируется зона торможения.

Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.

Действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании «эрудита» или «ученого». Но ум и эрудированность совсем не одно и то же.

Синтез способностей к запоминанию и качеств, отмеченных выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

Способность к оценке

Способность к оценке — производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Талант обычно довольно точно осознает масштаб того или иного своего достижения, хотя иногда его оценка и расходится с мнением общества. Математик Льюис Кэрролл вряд ли мог предполагать, что войдет в число самых известных людей мира не как ученый, а как автор детской сказки. Исаак Ньютон главное свое достижение видел вовсе не в создании физической теории, а в денежной реформе, которую он провел в Англии, будучи директором монетного двора.

2. Особенности склонностей и интересов

Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цел и.

Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Начинающий натуралист готов к любым жертвам ради возможности наблюдать животных в природе или держать дома своих питомцев. Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим «неперспективным».

Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов . Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увлечений приводит к нерациональной с точки зрения прагматичных взрослых трате сил. Однако широта интересов — совершенно естественно явление для детского и подросткового возраста. Погружаясь на время в разные занятия, человек лучше изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки. Учится комбинировать, находить ассоциативные связи, нестандартные решения.

Конечно, возможна и нерациональная трата сил. Однако вряд ли посторонний наблюдатель способен определить в каждом конкретном случае, чего больше в совмещении интересов — плюсов или минусов. Видимо, правильнее было бы довериться в этом отношении интуиции самого одаренного человека, даже если он пока ребенок.

Разноплановость интересов предохраняет от «зацикленности», которая нередко бывает свойственна таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву — вольно или невольно — многие другие жизненные ценности.

3. Особенности социального развития

Стремление к самоактуализации

Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека.

Существенный вклад в разработку данной проблематики внес известный американский психолог А. Маслоу. Он считал, что люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей», где высшим — пятым — уровнем является потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве. Таким образом, стремление к самоактуализации — это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, «опредмечивать» себя, свои способности, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает. А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, а творческие способности не удел избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом самоактуализация на практике — большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.

Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ. perfect — «совершенный»). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Он готов переписывать сочинение из-за одной помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь всегда можно найти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улучшении.

Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность — это практически всегда риск.

Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по определенным рецептам. Главным фактором, подавляющим формирующуюся в ребенке самостоятельность, является тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускающих индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае и вседозволенность, и тепличная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений.

Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одаренных детей к традиционному обучению. Они редко бывают отличниками, а порой и вовсе не считаются хорошими учениками. Занятия в традиционном стиле, ориентированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтересными. А к их исследовательским порывам наше образование, как правило, не готово. Результатом во многих случаях становится скрытый или явный конфликт с педагогами.

Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, не следует отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом. Многочисленные исследования их сверстников свидетельствуют о том, что этот возрастной период — период ярко проявляемых склонностей к подражанию, уподоблению старшим. Подражательность многих действий и высказываний в эти годы традиционно считается важным условием умственного развития. Внушаемость, впечатлительность ребенка этого возраста, склонность вере в истинность того, чему его учат, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять внешние требования, — все это создает благоприятные условия для обогащения и развития психики.

Впечатлительность, внушаемость, склонность и способность к умственным и практическим действиям на основе предложенного образца свойственны одаренному ребенку так же, как и его сверстнику, однако это не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и поведении. Для него характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.

И одаренные дети, и в большей мере их «нормальные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит.

Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей.
Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.

Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При внимательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у «нормального», в других, наоборот, выражен меньше.

  • Познавательный эгоцентризм. Эгоцентризм проявляемый в познавательной наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.
  • Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок
    часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее — все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем обычным детям, и преодолевается он легче.
  • Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма известный швейцарский психолог Ж. Пиаже много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.

Детям, обучающимся в экспериментальной школе, было дано необычное задание. Психолог прочитал им неоконченный рассказ и попросил его продолжить. Рассказ был очень коротким: «Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе газету, которую вчера читал его папа. Сережа тут же придумал интересную игру — он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на деревья. «

Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем занимается твой товарищ. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем представь, что ты милиционер. бабушка этого мальчика. его сестра. его папа или мама. и т. д.

Ответы детей показали, что большинство отвечает стереотипно. Роли меняются, а ответы остаются неизменными. Иная картина наблюдается у одаренных детей, они легче встают на позицию другого человека.

Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Где опять-таки одаренный ребенок думает об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в данном случае — особенность возрастного развития.

Сложность преодоления познавательного эгоцентризма определяется не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. Свойственная одаренным детям неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии.

Несколько легче одаренным ребенком преодолевается моральный и коммуникативный эгоцентризм, основой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к метапознанию.

Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. Но не всякий творец способен быть лидером.

В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Многие исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей — склонность командовать другими детьми. Но стоит рассмотреть это явление более внимательно.

Проявляемые таким образом организаторские способности одаренного ребенка в большинстве случаев основываются не на суггестивных возможностях (способности воздействовать на других людей), не на умении настоять на своем и даже не на способности ладить с другими людьми, как у взрослого. Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера. Это довольно отчетливо проявляется на уровне старшего дошкольного возраста.

У младших школьников ситуация несколько изменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности. Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточности.

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
  4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
  6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

II. Работа с одаренными детьми в детской музыкальной школе

Деятельность педагога детской музыкальной школы по воспитанию юных дарований сложна и многогранна. В ней можно различить две взаимосвязанные стороны. Одна из них – передача преподавателем ученику своих знаний, умений, приемов исполнительского мастерства, своего отношения к искусству, а другая – раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ребенке. Достигнуть и того, и другого невозможно без индивидуального подхода к каждому ученику. Особое внимание, конечно, должно уделяться одаренным детям. На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, — актуальнейшая задача любой школы и, в первую очередь, музыкальной.

Из года в год детская музыкальная школа гостеприимно открывает двери для талантливых детей, стремящихся познать, что же такое музыкальное искусство, и научиться проявлять себя как художника в широком смысле этого слова. Для преподавателя с приходом каждого нового ученика встает вопрос: каковы способности данного ребенка, как их развить? Насколько он одарен? Что такое одаренность и в чем она выражается?

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает «особо благоприятные внутренние предпосылки развития». Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Каких же детей можно назвать одаренными? Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в одаренных людях. Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Исследователи отмечают, что к девяти -десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

Б.М.Теплов в своем труде «Психология музыкальных способностей» отмечает, что главным признаком музыкальности является переживание музыки как выражения некоторого содержания. Проанализировав и обобщив примеры разносторонней творческой одаренности многих выдающихся музыкантов, к общим моментам музыкальной одаренности Б.М.Теплов отнес силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности личности человека.

С. И. Савшинский характеризует музыкальную одаренность пианиста, исходя из исполнительской деятельности ученика, и предлагает следующую классификацию ее качеств:

— художественные (проникновенность, содержательность, артистичность и эмоциональность исполнения);

— технические (виртуозность, точность игры) и эстетические (тембровое богатство звучания).

Итак, одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. При этом все входящие в структуру одаренности компоненты должны составлять целостную функциональную систему, взаимодействовать друг с другом.

Опытный педагог знает, что детская одаренность – явление неустойчивое, нестабильное, зависящее от массы условий и, следовательно, крайне нуждающееся в грамотном психолого-педагогическом сопровождении и поддержке.

Глубоко изучая ученика, педагог обязан справедливо оценивать стороны его личности, его отношение к музыке, склонности и намерения, уметь вовремя поддержать, направить, вдохновить. В чутком отношении педагога к исполнению ученика – залог тесного контакта в совместной работе и возможность дальнейших творческих достижений. Для педагога, увлеченного своим трудом, нет большей радости, чем наблюдение плодов своего труда – творческих достижений ученика. Работа с одаренными детьми – сложный, но увлекательный процесс, направленный на самореализацию ребенка как творческой личности, его всестороннее развитие. Во время индивидуальных занятий формируется эмоциональная сфера ребенка, развивается мышление, он познает красоту мира и себя в нем.

С появлением в музыкальной школе каждого нового одаренного ученика и дальнейшим раскрытием его талантов выполняется основная задача обучения – воспитание культурных, интеллектуально и эмоционально развитых молодых людей, способных применять свои способности в любой области деятельности, являющихся преемниками традиций классической школы и сохраняющих духовный потенциал народа – нашего достойного будущего.

III. Выявление и раскрытие детской одаренности с помощью инновационных технологий и эффективных форм организации образовательного процесса

Понимание особенностей личности одаренного ребенка является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми. Хотя все одаренные дети являются разными — по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие одаренных детей.

Таких юных музыкантов отличает пристрастно-эмоциональное, личностное отношение к собственной деятельности. У многих одаренных детей наблюдается возрастная впечатлительность и повышенная эмоциональная чувствительность. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для юных дарований источником самых ярких переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях принимает довольно «бурный» характер, проявляясь в склонности к аффектам, в других же случаях она носит скрытый характер, выражаясь в излишней застенчивости. Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей – способность наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Несмотря на свой ярко выраженный индивидуализм, одаренные дети стремятся контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. Одаренных детей отличает высокий интеллект, хорошая память, самоконтроль, богатство словарного запаса, умение рассуждать и делать выводы, анализировать и синтезировать информацию. В процессе деятельности они высказывают оригинальные идеи, проявляют богатое воображение, любознательность, чувство юмора, легкость ассоциирования, гибкость и быстроту мышления .

Для выявления всех сторон детской одаренности и успешного продвижения каждого ученика педагог должен применять традиционные и инновационные технологии обучения. «Основное, что должно интересовать и педагога, и исследователя, – пишет Б.М.Теплов, — не вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос о том , какова его музыкальность и каковы , следовательно, должны быть пути ее развития». Таким образом, традиционный принцип индивидуального подхода в обучении игре на фортепиано остается важнейшим для успешного развития юных пианистов и использоваться он может на традиционном уроке по специальности и в групповых формах занятий — внеклассных мероприятиях.

Плодотворности занятий с учеником способствует использование инновационных педагогических технологий. Методика развивающего обучения интенсифицирует весь учебный процесс. Как известно, развивающее обучение предполагает такой способ работы с материалом, при котором с максимальной полнотой проявлялась бы творческая инициатива обучающегося, формировалось бы его музыкальное мышление. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная работа самого ученика как человека, который учится, а не которого учат . Задача педагога, практикующего развивающее обучение конкретно в классе фортепиано, – воспитание музыканта — творца, исследователя, экспериментатора, который сам изучает музыкальный материал и в результате продолжительной работы создает собственную интерпретацию произведения, собственный художественный образ.

Самостоятельность мышления и действий ученика, основанная на твердом знании того, что он усвоил и что ему предстоит усвоить, характеризует проявление рефлексивного развития школьников при развивающем обучении. Рефлексировать ученик может тогда, когда у него есть внутренний идеальный план его собственной деятельности, который «позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания, изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания и чувства, формулировать высказывания, соответствующие конкретной ситуации» .

Идеи интенсивного развития личности заложены в системе обучения, разработанной группой ученых под руководством Л. В. Занкова. Исходя из этих идей, можно выявить важнейший показатель эффективности обучения и успешного усвоения знаний – это общее развитие обучающегося. Общее развитие – это деятельность наблюдения, размышления, умения делать выводы; это развитие воли, ума, чувств ученика.

Л. В. Занков предложил новые дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, большая значимость теоретических знаний.

Л. С. Выготский в свое время выступил с концепцией о двух уровнях умственного развития ребенка. О ней напоминает Л. В. Занков: «Один из этих уровней – это уровень интеллектуального развития. Он характеризуется тем, что ребенок определенные задания выполняет самостоятельно. Для второго уровня характерно то, что ребенок, не будучи в состоянии справиться с предлагаемыми обстоятельствами самостоятельно, в то же время может выполнять их с помощью наводящих вопросов, примеров по подражанию. Роль обучения состоит в том, что оно создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в актуальное развитие». В этой связи не стоит забывать о том, что и музыкантам нужно использовать важное положение, выдвигаемое современной общей педагогикой: любое обучение следует вести на высоком уровне трудности. Имеется в виду, если воспользоваться формулировкой Л. В. Занкова, «не любая трудность, а трудность, заключающаяся в познании сущности изучаемых явлений и взаимосвязей между ними…» .

Идея педагогики сотрудничества принадлежит А. С. Макаренко. Именно сотрудничество ученика с учителем, взрослым представителем социальной среды, обеспечивает развитие мотивационно — потребностной, личностно-смысловой сферы личности школьника, т.е. воспитывает его, а не только дает знания. Такая модель совместной продуктивной деятельности (сотрудничество педагога с обучающимся) преодолевает авторитарный командный стиль управления процессом обучения, устанавливает демократическую систему «учитель — ученик», обеспечивает неразрывную связь личностно — смыслового и интеллектуально — познавательного компонентов психического развития школьника. Развитие личности, по Макаренко, составляет содержательную основу воспитания. Продолжая лучшую традицию гуманистической педагогики, Макаренко утверждает: жизнь – главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей .

В этом же ключе можно трактовать методы интерактивного обучения , психологическое обоснование которых дано в работах профессора В. Я. Ляудис. Основными методами интерактивного обучения являются учебные диалоги и коллективные дискуссии, а также учебно-ролевые игры, совместное решение творческих задач и т.д. Интерактивное обучение призвано формировать ученика как творческую личность. Оно организуется в форме сотрудничества, коллективного творчества учителя и ученика, их совместной продуктивной деятельности.

Творческая обстановка межличностного познавательного взаимодействия расковывает инициативу обучающихся, снимает чувство робости перед неизвестным, воспитывает смелость мысли и действий, уверенность в своих возможностях. Познавательный интерес выступает как все усиливающаяся учебная мотивация. Учитель при участии в дискуссии оказывает воспитывающее воздействие на ученика своей личностной позицией. Ученик оказывается перед объективной необходимостью сотрудничества с учителем и другими учениками, ориентируется в первую очередь на его смысловую сторону («во имя чего»), затем – на операционно-техническую сторону («что и как»). Это означает, что интерактивные методы обучения в большей мере, чем традиционные, воспитывают личность ученика, показывая, во имя чего он учится, формируя творчески мыслящего и активно действующего гражданина.

IV. Внеклассное мероприятие – эффективная групповая форма воспитания и обучения юных пианистов

Итак, в арсенале современного учителя имеется немало традиционных и инновационных технологий – успешных средств педагогического и психологического воздействия на своих одаренных учеников. Индивидуальный урок, безусловно, является основной и незаменимой формой обучения для всестороннего развития личности и успешного профессионального роста юного пианиста. Но наряду с ним в качестве вспомогательного средства могут применяться эффективные групповые формы организации учебной деятельности – различные внеклассные мероприятия . Коллективная деятельность активизирует все способности одаренного ребенка, дает ему массу новых знаний и впечатлений. Тематика и формы внеклассных мероприятий могут быть самыми разнообразными, соответствующими педагогическим целям на данном этапе: повышению образовательного уровня обучающихся, их творческому развитию или просвещению в области фортепианного искусства.

Основная цель проведения внеклассного мероприятия – профессиональный и личностный рост учеников, а также привлечение внимания к проблемам развития одаренных детей со стороны родителей, общественности.

Задач у подобного мероприятия множество. Вот некоторые из них: воспитание профессионального музыканта, включающее в себя весь комплекс знаний, умений и навыков, стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, развитие музыкального мышления, рефлексии, расширение кругозора, формирование доброжелательного отношения, объективной оценки своей игры и исполнения других участников.

Результатом проделанной предварительной работы и эмоционального воздействия самого мероприятия на участников является повышение профессионального мастерства, усиление познавательного интереса к обучению, яркое эмоциональное восприятие музыки.

Внеклассные мероприятия могут проводиться в соответствии с намеченными целями для учеников класса, для родителей, для обучающихся ДМШ, для широкой смешанной аудитории (лекции — концерты, театрализованные конкурсы — концерты). Также могут быть совместные мероприятия с обучающимися других классов фортепиано.

Группы внеклассных мероприятий по направлениям работы.

1. Мероприятия, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

Родительское собрание и концерт класса «Цели, задачи и содержание обучения игре на фортепиано»

Концерт учеников сочетается с собеседованием о целях обучения и стоящих перед каждым учеником задачах свободного владения инструментом, накапливания собственного репертуара, умения организовать свое время.

Рассказывая о содержании обучения, преподаватель говорит о требованиях программы по предмету, освещает различные этапы работы над произведением, отмечает необходимость организации домашних занятий.

Классный час – концерт учеников «Этапы работы над музыкальным произведением»

В ходе классного часа каждый ученик перед исполнением своего произведения рассказывает об этапах его освоения, а также перечисляет его стилистические особенности, дает краткие сведения о композиторе, то есть всесторонне анализирует музыкальное произведение.

Подобные классные часы могут быть следующей тематики: «Стиль моего произведения», «Решение технических проблем моего произведения», «Форма исполняемого произведения».

Классный час – конкурс на лучшее исполнение гаммы (этюда)

Такой конкурс направлен на развитие техники у пианистов класса. Соревнование активизирует домашнюю и классную работу учеников, повышает их профессиональный уровень.

Классный час – собеседование с просмотром видеозаписей «Секреты профессионального мастерства»

Классный час посвящен анализу итогов того или иного профессионального музыкального конкурса. Например, на классном часе по итогам Красноярского межрегионального конкурса юных исполнителей им. Н. Л. Тулуниной дети знакомятся с биографией замечательной пианистки и выдающегося педагога Н. Л. Тулуниной, памяти которой посвящен конкурс, знакомятся с выступлениями участников и победителей. В течение просмотра проходит собеседование с детьми о большом труде обучающихся и педагогов по подготовке к конкурсу, о путях достижения профессионализма в фортепианной игре.

Выездной концерт – собеседование профориентированных обучающихся

Концерт проходит в филиале ДМШ или в одной из средних общеобразовательных школ с целью популяризации классической музыки, психологической подготовки обучающихся к участию в профессиональных конкурсах. На протяжении концерта ведется собеседование с публикой о композиторах, написавших звучащую в концерте музыку, о содержании этой музыки, о вечных ценностях в музыкальном искусстве, даются творческие портреты юных исполнителей.

2. Мероприятия, направленные на личностное развитие каждого обучающегося, проявление его творческих способностей.

Сольный концерт обучающегося – этот подведение итогов работы за определенный период времени. Его проведение предполагает достаточную степень готовности программы, психологическую подготовку ученика к публичному выступлению. Сольный концерт может проходить как собеседование с обучающимся, раскрывающее его внутренний мир. Или как литературно-музыкальная композиция, посвященная тайнам музыкального искусства. В этом случае ведущий читает стихи о музыке, природе или состоянии души человека, подходящие к содержанию исполняемой музыки. Сольный концерт может быть музыкальной сказкой. Ведущий рассказывает сказку, обучающийся иллюстрирует ее содержание исполнением произведений. Лучшим результатом проведения сольного концерта является возросший уровень исполнения, пережитое вдохновение и радость творческого труда, приобретенный опыт концентрации сил при исполнении большого количества произведений.

Концерт – собеседование с талантливыми учениками класса

Педагог представляет зрителям каждого ученика как творческую личность во всем ее своеобразии и уникальности. Ребенок исполняет любимые произведения, предварительно выразив собственное мнение об их характере и продемонстрировав рисунки, выражающие его собственный взгляд на художественный образ произведения. Затем педагог представляет ученика как творческую личность, раскрывая его таланты в импровизации, подборе, сочинении, чтении своих стихотворений. На подобном мероприятии можно провести просветительскую, воспитательную и профориентационную работу, беседуя о сущности музыкального искусства, о секретах исполнительского мастерства, о педагогической миссии.

Концерт — беседа с учениками класса

«Художественный образ моего произведения в рисунке»

Осознать и передать в звуках художественный образ – сложнейшая задача для юного исполнителя. Традиции педагогической работы в этом направлении изложены в труде Г.Нейгауза «Искусство фортепианной игры»: «Достигнуть успехов в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически, иначе воплощения-то и не будет. » Далее он предлагает «развивать его фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с образами природы и жизни, особенно душевной, эмоциональной жизни…» . Более конкретным, ярким и понятным становится художественный образ для детей младшего и среднего школьного возраста, когда они воплощают его в рисунке.

Проведению концерта – беседы о художественном образе предшествует индивидуальная работа с каждым учеником на уроках специальности. Готовясь к концерту, дети передают свои музыкальные впечатления на бумаге. На концерте каждый ребенок выходит на сцену, демонстрирует свой рисунок и комментирует его. Педагог беседует с каждым учеником, стараясь выявить его личное отношение к исполняемой музыке, затем ученик исполняет свое произведение. Подводя итог мероприятию, педагог отмечает важность проделанной работы и подчеркивает ее значение. Пережитый каждым учеником эмоциональный подъем при создании художественного образа на бумаге и в звуках способствует пробуждению в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь.

3. Просветительские мероприятия, знакомящие детей с миром фортепианного искусства.

Театрализованный концерт-путешествие или концерт-конкурс

Тематика и формы подобного масштабного мероприятия могут быть самыми разнообразными. Основа театрализации концерта – сказочный сюжет с «пианистическим» уклоном, все повороты которого направлены на художественное и профессиональное воспитание юных пианистов. На репетициях в атмосфере творческого поиска выявляется наличие у юных музыкантов профессиональных знаний, умений и навыков, происходит подготовка к ответственному выступлению на академическом концерте, экзамене, профессиональном конкурсе. В ходе концерта-конкурса ученики показывают теоретические знания, исполняют различные по жанрам произведения, которые в соответствии с номинацией оценивает жюри. Концерт-путешествие может быть посвящен стилям фортепианной музыки, эпохам фортепианного искусства. Вот названия проведенных мероприятий: «Турнир виртуозов», «Путешествие в мир фантазий», «Пианист-авантюрист», «О чем рассказал волшебник Бриллианте», «Турнир Классики и Эстрады».

В результате подготовки и проведения мероприятия успешно решаются различные задачи: образовательные – приобретение практических навыков игры на фортепиано и теоретических знаний, совершенствование владения инструментом; воспитательные – проявления личной инициативы и готовности к взаимодействию, корректирование системы ценностей ребенка; развивающие – формирование музыкального мышления, рефлексии.

Лекция-концерт с использованием презентации, посвященная творчеству какого-либо великого композитора, писавшего для фортепиано.

Лекции-концерты проводятся с целью просвещения юных музыкантов, воспитание в учениках личного отношения к творчеству и личности композитора, осознания смысла его музыки. Произведения композитора исполняют педагог и ученики. Интересной формой проведения является ведение лекции самими учениками. В результате значительно усиливается интерес детей к теме лекции, живое переживание ими происходящего.

Познавательные классные часы

Такие мероприятия могут иметь различную форму и тематику. Например, классный час-концерт с презентацией «История фортепиано», видеоконцерт «Волшебство рояля» (видеозаписи великих пианистов), познавательный классный час с прослушиванием аудиозаписей «Великие пианисты ХХ века».

V. Внеклассные мероприятия

V.I. Цели и задачи мероприятия, ожидаемый результат

Для реализации такой масштабной цели, как воспитание успешной, творческой личности музыканта, конечно, не достаточно только индивидуальных занятий в классе фортепиано. Необходима гибкая смена индивидуальных и коллективных занятий, включающих занятия по специальности и различными видами музицирования (транспонирование, чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, импровизация, сочинение), включающими элементы театрализации, конкурса, концерта. Эти занятия объединены общей идеей и приводят к грандиозному в рамках школы мероприятию, подводящему итог всей многоплановой работе по воспитанию юного музыканта. На этом мероприятии – театрализованном конкурсе-концерте – присутствуют все виды деятельности пианиста класса специального фортепиано и музицирования, такие как игра гамм, этюдов, сонат, различных пьес, ансамблей, а также подбор, импровизация, сочинение. Обучающихся и педагогов в процессе подготовки и проведения мероприятия объединяет идея любви к музыкальному искусству, к творчеству, желание проявить себя и почувствовать единение со всеми. В такой творческой лаборатории каждый получает ценный опыт и совершенствует свое мастерство. В ходе подготовительной работы выявляются наиболее талантливые обучающиеся и подтягиваются остальные, проявляя свои способности. «Каждый в чем-то талантлив», — убеждают детей педагоги, и дети оправдывают их ожидания.

Целью внеклассных мероприятий – театрализованных конкурсов – концертов пианистов, проходивших в моем классе, является формирование творчески мыслящего и умеющего воплощать на практике свои идеи музыканта, участника и пропагандиста различных видов музыкальной деятельности, воспитание гармонически развитой личности.

Подобные мероприятия были призваны выполнить ряд задач :

1) стимулирование инициативы и потребности самовыражения ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

2) интеллектуальное и духовное развитие ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

3) воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;

4) знание теории и умение применить полученные знания на практике; развитие аналитического мышления;

5) получение комплекса умений и навыков, необходимых пианисту для свободного владения инструментом (сольное исполнение, игра в ансамбле, аккомпанемент, пение под собственный аккомпанемент, подбор, импровизация);

6) развитие всех видов техники пианиста;

7) использование произведений различных стилей и жанров с целью расширения музыкального кругозора обучающихся; передача юными музыкантами особенностей стиля и жанра исполняемых произведений;

8) выразительное, артистичное исполнение обучающихся; привитие навыков культуры поведения участников на сцене и зрителей в зале;

9) создание атмосферы радостного поиска в процессе подготовки и проведения мероприятия, «магнитного поля» эвристической деятельности для раскрепощения творческих сил детей;

10) использование методов ролевой и деловой игры, принципов развивающего обучения для усиления значения и повышения качества получаемой информации.

Ожидаемый результат : театрализованный конкурс-концерт способствует активизации художественного воспитания ребенка и является творческой формой проверки профессиональных знаний, умений и навыков юного пианиста.

Источник

Оцените статью