Фортепиано с детьми овз

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Наталья Чеканова
Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования детей по курсу фортепиано направлена на работу с детьми, имеющими различные зрительные нарушения (тотальная слепота, амблиопия, косоглазие, остаточное зрение, методы и формы работы на занятиях с такими детьми имеют существенные отличия.

Учитывая неустойчивость внимания слепых и слабовидящих детей, задания даются им в расчлененном виде и в ограниченном объеме.

Незрячие дети имеют двигательные искажения в разной степени: часто обладают повышенным мышечным тонусом. Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна, как для музицирования, так и для приспособления к жизни вообще.

В работе с детьми педагогу следует обязательно использовать такие методы как: эмоционально-чувственного контакта педагога с учеником (когда рука ученика лежит на руке педагога, таким образом показываются контуры движения) и пластической гармонизации. Для гармонизации двигательного процесса используются упражнения на

• ощущение объёма и направления движения (вверх-вниз, большое- маленькое);

• характера и скорости движения (плавно- порывисто, быстро- медленно) сочетание крупных движений с мелкими, объединяющих движения всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Эти два метода являются базисными и имеют сквозное развитие через все этапы обучения.

Работа со слабовидящими учащимися на ранних этапах обучения будет отличаться от работы с незрячими. Освоение нотной грамоты слабовидящими детьми займет 3-4 месяца. Это связано с подключением в практическую деятельность зрительного анализатора, что расширяет их познавательные возможности. У незрячих учеников освоение нотной грамоты по системе Брайля займет 1-2 года. Эта система достаточно сложная, разбор нотного текста осуществляется каждой рукой в отдельности, а потом, соединив их сначала в уме, переносится на клавиатуру. Вследствие этого незрячие музыканты первые два года будут обучаться на слух. Этот период приносит огромную пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Таким образом, вынужденная игра без нот оборачивается пользой для ученика. Навыки запоминания и анализа мелодий помогают когда начинается нотный период.

Одним из основных моментов обучения является развитие ритма, т. к. у слепых нет двигательного опыта, ни воспоминая о нем, ни даже визуальных образов движения, которые весьма помогают зрячим музыкантам.

Особо важную роль в правильном формировании музыкальных образов принадлежит воссоздающему воображению. С его помощью учащиеся с ОВЗ, на основе словесных описаний и имеющихся зрительных,слуховых, и других образов, формируют объекты, недоступные для непосредственного отражения. Из этого следует, что в работе над музыкальным произведением педагог не должен бояться делать сравнения, словесно рисовать картину, портрет, чем ярче и образней педагог преподнесет произведения учащемуся, тем понятней будет содержание этого произведения.

На правильное формирование музыкального образа влияет период начального этапа разбора произведения.Он должен включать в себя тщательный анализ всех сторон: характер, темп, динамику, аппликатуру. Положительно влияет на учащихся исполнение педагогом музыкального произведения. В процессе прослушивания произведения или части его важно участие самого учащегося, оно должно быть творческим.

Формирование двигательной свободы и ориентировке при игре на фортепиано- один из самых сложных этапов, чтобы добиться успеха необходимо развивать у обучающегося, прежде всего, способность представлять в воображении весь этот музыкальный материал, который он исполняет. Выполнение этого требования помогает ученику обрести желаемую свободу при исполнении музыкального произведения на инструменте. Очень полезны упражнения для переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо- двигательные связи, приобретается «чувства расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях.

Важным условием для овладения игрой на фортепиано является правильное систематическое выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий фортепиано, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через игру – показ преподавателя, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев…. С начинающими учениками используются игровые формы работы. Слушая игру учителя, ученик старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом. Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося. Основные методы, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, стимулирование. Программа предлагает вариативность обучения. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Большое значение имеет поэтапное освоение материала и совместный поиск с педагогом правильного решения.

За этот период времени у обучающихся есть свои творческие достижения: лауреаты регионального конкурса «Открывая горизонты», лауреаты областного конкурса детского творчества для детей с ОВЗ «Храните детские сердца», участие во Всероссийском детско-юношеском фестивале творчества для детей с ОВЗ «Здравствуй, Мир!», дипломанты городского конкурса-фестиваля «Я люблю этот мир» и т. д.

Формы и методы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность» Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы рисования на занятиях с детьми дошкольного возраста» Дорогие коллеги! сегодня я хочу рассказать вам о нетрадиционных методах и подходах к развитию творчества у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка «Организация домашней работы за фортепиано» Организация домашней работы за фортепиано. Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной.

Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ. Выполнила учитель – дефектолог Полухина Н. А. Речевая просодика представляет.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (форма) Содержание 1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (форма) 2. Методы и приемы работы 3. Методические требования к оборудованию и.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (величина) Содержание 1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (величина) 2. Методы и приемы работы 3. Методические требования к оборудованию.

Методы организации образовательного процесса на занятиях объединения «Лира» Работа над развитием речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу. Методы работы В своей работе мы используем.

Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти. Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов,.

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Направления деятельности Психопрафилактическая работа Цель работы Виды деятельности |.Создание условий для полноценного психического.

Эффектитивные методы работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом. Занятие «Каждой шапочке свой помпончик» Эффективные методы при работе с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом Дидактическая игра: «Каждой шапочке свой помпончик» .

Источник

Обучение детей с ограниченными возможностями на уроках фортепиано

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ограниченными возможностями на уроках фортепиано»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. И.К. АРХИПОВОЙ

по обучению детей с особенностями развития

на уроках фортепиано

Автор: Ляликова Г.Ю.

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным. Сегодня отношения между государством, обществом и людьми с ограниченными возможностями меняются на глазах. Дорога в ВУЗы, среднеспециальные учебные заведения и общеобразовательные школы становится более открыта. В прямом и переносном смысле. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся посещать не только общеобразовательные школы, но также получать дополнительное образование в школах искусств, художественных школах. В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям-инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности

Одной из важнейших задач современной педагогики является социализация ребенка, представляющая собой процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сегодня в образовательной практике и научных исследованиях представлены разные программы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учитывающие индивидуальные особенности ребенка и способствующие многогранному развитию личности.

Современная государственная система образования в России предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Включение (инклюзия) таких детей в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему не только педагогики, но и психологии, и социологии.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения адаптации образования для всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей.

Искусство наряду с другими способами социализации призвано помочь ребенку осмыслить мир и себя самого, усвоить знания об окружающей действительности и выработать эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. Но искусство является не только средством социализации, формирования духовно-ценностных ориентиров, эстетических чувств. Издавна известны и широко используются психокоррекционные, компенсирующие, терапевтические возможности искусства.

Одним из направлений работы детской школы искусств №4 г.Томска, является создание условий для оптимального развития детей с ОВЗ. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Желание заниматься музыкой, в частности фортепиано, возникает у многих детей, ведь потребность самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического недуга.

Значение музыки в жизни детей с особенностями развития трудно переоценить, и эта мысль прослеживается в работах специалистов, разрабатывающих вопро­сы педагогической помощи таким детям.

Музыка является важным средством профилакти­ки и коррекции целого ряда нарушений и положительно влияет на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Ис­пользование музыки с лечебными и коррекционными целями вылилось в отдельное нап­равление в медицине, психологии и педагогике и получило название «музыкотерапия». Мозг человека еще до рождения способен к восприятию музыки и раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. Известно, что между руками и мозгом существует тесная связь и поэтому игра на фортепиано при формировании и систематической тренировке общей моторики пальцев наряду со стимулирующим вли­янием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предмета «Фортепиано» реализуется на отделении фортепиано в МАОУДО ДШИ №4г.Томска наряду с такими учебными предметами, как «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хор», а также предметами по выбору «Композиция», «Джазовые импровизации».

Актуальность создания данной программы продиктована необходимостью внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению в классе фортепиано.

Цель программы — помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес, любознательность и побудить его к социальной активности через развитие музыкальных способностей на занятиях фортепиано.

Программа вариативна. В зависимости от музыкальных способностей детям предполагается три уровня усвоения программы: стартовый, базовый и продвинутый.

Основой программы являются следующие утверждения:

обучение должно быть направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания;

в соответствии с проявленными музыкальными данными каждый обучающийся должен заниматься по индивидуальной траектории.

Методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях фортепианного исполнительства.

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Индивидуальный урок в классе фортепиано является основной формой учебно-воспитательного процесса. На уроке происходит синтез всех музыкальных знаний, умений и навыков, а также развитие музыкально-пианистических способностей и психофизических возможностей обучающихся таких, как:

— музыкального слуха и всех его составляющих;

Принцип комплексного развития музыкальных, двигательных и интеллектуальных способностей – основа обучения в классе фортепиано. В своей работе преподаватели опираются на такие общепедагогические принципы, как:

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— рефлексивности (личностная самооценка и оценка исполнения).

Программа ориентирована на обучающихся 7-18 лет, на общеразвивающий уровень обучения. Срок реализации программы – 8 лет.

Индивидуальное и дифференцированное обучение игре на фортепиано создаёт благоприятные условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход к каждому ребенку учитывает индивидуальные, психологические особенности, художественно-творческие способности, состояние здоровья и ситуацию в семье.

Вместе с тем, до настоящего времени не разра­ботана методика музыкального воспитания детей с ДЦП и другими нарушениями, включающая особенности физического и психического развития таких детей. Не имея специального опыта и определенной методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, многие преподаватели детской школы искусств встречаются с целым рядом проблем: как обучать, для чего обучать, с чего начинать, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями?

В специальной литературе до сих пор многие вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми. На помощь преподавателю приходят разработанные коллегами разнообразные авторские методики, медицинская литература, психологическая и педагогическая литература, интуиция. Все это синтезируется, преобразуется, дополняется собственными находками, применимыми к конкретному обучающемуся. Преподавателю приходится путем проб и ошибок выстраивать образовательный и коррекционный процессы, ведь точной формулы нет. Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.

Индивидуально – дифференцированный подход

в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с моторными нарушениями и ДЦП бывает очень сложно выполнимыми.

Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на фортепиано с детьми с моторными нарушениями, необходимо учитывать следующее:

1) Самое главное, что у подавляющего числа детей с различными моторными нарушениями и ДЦП сохранен интеллект (речь идет только о заболеваниях с сохранным интеллектом), и это – точка опоры и отправная точка в работе. Необходимо установить психологический и эмоциональный контакт с ребенком, быть с ним «на одной волне» и попробовать понять, что он чувствует, о чем думает.

2) У детей с ДЦП часто нарушена зрительно-моторная координация, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов. Для облегчения процесса чтения нот с листа используется крупный шрифт и цветовое оформление.

3) Нормализация положения руки и пальцев рук. Мышечная (механическая) память развита очень слабо. Ребенку трудно привести в движение один палец, не подвигав прежде всеми, и поэтому проще, например, ставить на клавишу не один палец, а сразу два – первый и второй. Рука в этом случае приобретает более округлую форму. Так можно играть одноголосные мелодии несколько месяцев, сначала каждой рукой отдельно — потом двумя руками вместе.

4) Небольшой объем мышечной памяти необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти. На уроках фортепиано наряду с объяснением, показом, целесообразно использовать такесику — невербальный способ общения с помощью прикосновений – как будто играть на спине или руке обучающегося, тем самым, подсказывая направление, силу, характер звукоизвлечения.

5) Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они занимательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка рифмованных потешек, историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе игр ребенок, повторяя движения преподавателя, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, уменьшает контрактуру суставов рук и пальцев. Также нужно использовать упражнения на развитие хватательной функции рук (игра с мячом и др.) и более крупных движений корпуса и головы.

6) Существует тесная взаимосвязь ручной и речевой моторики. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев во взаимодействии с речевой функцией (пением, сольфеджио, чтением стихотворений и скороговорок) является важным направлением коррекционной работы по воспитанию у обучающихся правильной речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. Пение на уроке учит организации дыхания, тренирует и разрабатывает артикуляционный аппарат, переносит внимание с трудновыполнимого движения, несколько облегчая его.

7) Музицирование в ансамбле играет важную роль. Даже если ребенок долго играет на одном звуке, одной рукой, преподаватель обогащает мелодию различными средствами музыкальной выразительности, и мелодия становится не такой скучной и трудной. При этом ребенок эмоционально вовлекается в игру, ведь музыка – это своеобразный вид общения.

8) Для обучающегося деткой школы искусств немаловажной является возможность выступить на сцене в качестве инструменталиста, певца хора или вокалиста. Выступления позволяют детям самовыражаться, избавляться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными.

Источник

Оцените статью