Фортепиано с вертикальными струнами

Фортепиано с вертикальными струнами

В 1709-11 гг. Бартоломео Кристофори сконструировал фортепьяно, форма была заимствована у клавесина. Он назвал свои инструменты «гравичембало и пьяно и форте».

По струне ударяет молоточек, который приподнимается одновременно с демпфером. Пока молоточек прижат к струне, она колеблется, как только клавиша вместе с молоточком, обитым войлоком, отпускается, демпфер опускается на струну и она прекращает колебаться. Позднее был изобретен репетиционный механизм с пружиной, который возвращает молоточек на место после удара, даже если исполнитель продолжает нажимать на клавишу. То есть молоточек готов к следующему удару раньше, чем пианист отпускает палец. Сила удара молоточка пропорциональна силе удара молоточка по струне.

За время своего существования молоточковая механика претерпела большие изменения.

Существуют две разновидности фортепиано («громко», «тихо») — с горизонтальным расположением струн рояль и пианино с вертикальным. Однако самой распространенной формой стал рояль. Рояльная механика постоянно совершенствовалась.

Рояль заимствовал форму от клавесина, это обусловлено тем, что басовые струны длиннее дискантовых.

Появляются педали: левая педаль приближает молоточки к струнам и ослабляет звук, при нажатии на правую педаль демпферы приподнимаются над струнами, звук не глушится, струна колеблется и получается «гулкое» звучание. У пианино струны натягиваются на чугунную раму, сила натяжения около 18 тонн. Прямоугольная форма пианино сконструирована в 1760 г. в Англии Иоганном Цумпе. В первом сольном концерте в 1768 г. в Лондоне Бах играл именно на фортепиано Цумпе.

У исторических предшественников роялей был разная механика «венская», «немецкая», «английская». Уже в начале XYIII века И.Штейн несколько упростил механику Кристофори, сведя до минимума количество деталей.

Это произошло в Австрии, и такая механика получила название «венской». Однако уже в конце XYIII века с развитием фортепианного исполнительства мастера были вынуждены вернуться к более сложному варианту механики.

Новая механика была применена на английских фортепианных фабриках и получила название «английской». Именно английский механизм используется до нашего времени.

Арфа клавишная — прототипом послужили арфа и клавесин. При нажатии на клавишу струна защипывается кожаным плектром. 73 струны. Правая педаль управляет демпферами, левая дает флажолеты. Арфа клавишная изобретена немецким мастером И.Дитцем в 1814 г.

Арфа клавишная
И.Хр. Дитц. Париж. 1814

Фортепиано «Жираф» — вертикальное фортепиано, это струнный, клавишный и ударный инструмент. Название получил своей похожестью на животное, струнная механика как бы «поставлена» на клавиатуру. Подобной конструкции вертикальные клавесины были уже в XYв. Изобретен в 1804 г. в Вене и просуществовал до 1830-х гг. Это переходный инструмент — от крыловидной формы клавесина-рояля к более компактному современному пианино.

Фортепиано вертикальное «Жираф»
Мастер неизвестен
Западная Европа, 1-ая треть XIXв.

Оцените статью

Механические музыкальные инструменты:
СПИНЕТ-БЮРО

Выполнен неизвестным мастером XYIIв. в Германии. Такие инструменты украшали интерьеры аристократических домов. Подобные инструменты встречаются чрезвычайно редко, в Вене, в коллекции музыкальных инструментов сохранился спинет 2-ой половины XYIв. Сочетает в себе бюро, механический инструмент и спинет.

Корпус черного дерева снабжен выдвижными ящиками, богато украшен перламутром, черепахой и слоновой костью. В центре — ниша бального зала с паркетом, зеркалами, колоннами, с фигурками танцоров. В нижней части находится клавиатура спинета. Механический инструмент располагается внутри корпуса спинета. Под декой находится валик со штифтами, на котором записано 6 пьес. Валик вручную вращается, во время одного оборота проигрывается одна пьеса. Чередование пьес происходит передвижением валика вдоль оси рукояткой. Валик вращается, приводятся в движение рычаги, соединенные с белыми клавишами спинета и фигурки танцоров начинают двигаться.

Представленные в Белой гостиной экспонаты дают возможность проследить основные этапы развития клавишных инструментов от спинета, клавесина до рояля современной конструкции.

Вторая практическая часть занятия — репетиция «оркестра».

Вспомнили названия музыкальных инструментов и способы действия с ними — звуки маракаса (музыкальной тыквы) можно извлечь путем потрясывания, по очереди ударяя деревянной палочкой по колокольчикам (агогу, agogo) — услышишь звонкий металлический звук. Настоящим украшением оркестра является маримба с ее африканскими ритмами. Ударяют по деревянным брускам колотушками. Другие самозвучащие инструменты — погремушки, балансирный барабанчик.

Сначала репетировал детский оркестр шумовых инструментов.

Потом свое мастерство продемонстрировали родители.

Источник

Вертикальный рояль-теперь ты видел больше

Дубликаты не найдены

Календарь купи, раз не знаешь разницу между сталинками и хрущевками.
«В таких домах есть в основном одно- и двухкомнатные квартиры, высота потолков 2,48 м, причём на втором и следующих этажах в кирпичных пятиэтажках их высота ниже на 20 см, в блочных домах некоторых серий — 2,7 м»

ЗЫ. Сталинки — 1930 — 1950+гг
Хрущевки — 1959 — 1985 гг

W. parallel to keyboard: 115.8 cm;
H.: 199.5 cm

два метра в высоту короче.
не вижу проблемы.

Октобас

Среди академических смычковых инструментов всегда называют скрипку, альт, виолончель и контрабас. Эта четверка составляет костяк любого симфонического оркестра. Но ведь есть и уникальные в своём роде смычковые струнные инструменты.

Октобас — это такой хардкорный огромный контрабас с тремя струнами, настроенными на ноты До и Соль субконтроктавы и ноту Ре контроктавы. Собственно, инструмент ещё иногда называют октавным контрабасом либо субконтрабасом.

Этот инструмент создавался, чтобы можно было добавить в оркестр ещё более низкое и объёмное звучание, нежели у контрабаса. Звуки, которые можно извлечь с помощью струн октобаса, — это самые низкие звуки, которые в принципе может слышать человек (16 Гц — 20 кГц). Более низкие частоты человеческое ухо просто не улавливает.

Красивая игра на музыкальных инструментах в Нижнем парке Петергофа: ансамбль «Четыре четверти»

Красивая игра на музыкальных инструментах в Нижнем парке Петергофа (Санкт-Петербург, СПб) – ксилофон, виброфон и маримба. Живая музыка в исполнении отлично сыгранного трио –ансамбль «Четыре четверти».

Играем «Танец феи Драже» из «Щелкунчика» на исторически правильном инструменте

Чайковский под впечатлением от звучания стеклянной гармоники написал ряд партий в своих произведениях специально под неё. Впрочем, многие композиторы XVII-XX века тоже ею сильно увлекались.

Первые инструменты, работающие по принципу пачки стеклянных стаканов, которые окунаются в воду, появились в Великобритании в XVII веке. В современном варианте её изобрёл Бенджамин Франклин — тот самый чувачок с американских купюр. Посетив в 1757 году Лондон с рабочим визитом, он заметил это повальное увлечение «музыкальными стаканчиками», и позже разработал усовершенствованную конструкцию. Стаканы заменил на полусферические чашки, нанизанные на одну ось. Для их равномерного вращения применил педальный механизм, как в швейных машинках и ткацких станках. Под чашками была организована ванночка, в которую заливалась смесь воды и уксуса для лучшего смачивания инструмента. Сами чашечки могли быть покрашенными для удобства ориентирования в нотах.

Стеклянная гармоника Франклина быстро покорила весь мир. Ну, по крайней мере, цивилизованную его часть.

Одним из первых композиторов, обратившихся к новой диковине, стал Йоханн Адольф Хассе (в кантате «L’armonica»). Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.

В начале 20 века этот инструмент резко исчез. Причина: старые добрые предрассудки. По воспоминаниям современников, в предсмертном бреду многие музыканты порывались поиграть на нём. Часть музыкантов и слушателей «сходили с ума» под его звуки. Хоть и времена были уже далеко не тёмные, но народ начал подозревать, что через гул стекла с людьми общается что-то сверхъестественное. Более того, всякие Кашпировские и Чумаки XVIII-XIX века использовали музыкальные чашечки в своих сеансах, что также настроило людей против стеклянной гармоники. В ряде городов её использование запретили.

Сейчас-то уже ясно, что многие обладатели сего инструмента травились парами уксуса и краской, которой окрашивались чашечки — в ней было много свинца. Также диапазон звучания инструмента «благотворно» влиял на тех людей, у которых были проблемы с кукухой, поэтому при звуках стеклянной гармоники у кого-то вполне могли начаться припадки. Однако, некоторые психиаторы, наоборот, применяли её для того, чтобы успокоить своих пациентов.

В наше время про этот инструмент постепенно начали вспоминать. Современные реплики вместо педального привода имеют бесшумные электромоторы. Полусферы из стекла с повышенным коэфициентом смачиваемости не требуют постоянного погружения в воду, достаточно периодически мочить пальцы. Покрашены чашки безопасной краской.

Интересно, а его уже оцифровали в VST? Я б збацал на нём что-нибудь из дискотеки 80-х!

Вильям Цейтлер косит под Бенджамина Франклина играет «Танец феи Драже»

Источник

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Источник