- «Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах» учебно-методическое пособие на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Тест «Технический зачёт» по классу фортепиано
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Требования к техническим зачетам учащихся по фортепиано во втором полугодии
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
«Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах»
учебно-методическое пособие на тему
Данный методический материал адресован учащимся младших и средних классов специального фортепиано ДМШ и ДШИ. Все правила и советы по подготовке к техническому зачёту изложены довольно наглядно в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.Может использоваться как в домашней подготовке, так и на уроке, чем окажет конкретную помощь преподавателю, избавив его от некоторых поурочных записей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_zachyot_no1.docx | 255.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. С. С. Прокофьева» г. Азова
Эта маленькая книжка станет вашим постоянным спутником на всё время обучения в музыкальной школе в классе фортепиано.
Мне очень хочется, чтобы вы подружились с ней. Ведь она будет вам помогать готовиться к техническим зачётам. Хотя впервые с этим зачётом вы сталкиваетесь только в третьем классе, но готовиться к нему необходимо уже с первых занятий музыкой.
Все правила и советы по подготовке к зачёту изложены в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.
Желаю вам успехов в нелёгком деле развития фортепианной техники!
Из чего состоит технический зачёт ? И что это такое?
Гаммовый комплекс —это набор разных видов технических формул: гамм, аккордов, арпеджио и других.
Эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов.
Все перечисленные составляющие гаммового комплекса имеют тесную аппликатурную взаимосвязь.
Аппликатура —это номера пальцев.
Каждый грамотный музыкант обязан знать буквенные обозначения нот и аккордов. Запомнить их вам поможет этот рисунок:
В— си бемоль; F— фа;
Гамма —это поступенный звукоряд.
Гаммы бывают минорные и мажорные, диатонические и хроматические. Различие между диатонической и хроматической гаммами состоит в том, что в диатонической используются и тоны, и полутоны, а в хроматической только полутоны. От этого зависит аппликатура.
Обычно тренаж начинается игрой гаммы на две или четыре октавы. Играя любую гамму, не следует забывать о значительной роли первого пальца при подкладывании, ведь именно от него зависит ровность и чёткость исполнения. Нужно стараться подкладывать первый палец плавно, легко и незаметно, готовя его заранее к подмене.
Аппликатура в хроматических гаммах
Правая рука: ↑—1,2; ↓—1,3.
Левая рука: ↑—1,3; ↓—1,2.
Аппликатура в диатонических гаммах
I. « Белые гаммы» ( от белых клавиш):
Пр. р.– на VII ступени
Л. р.– на II ступени
Фа мажор ( Пр. р на си-бемоль) и си минор( Л. р.– на фа#)
II. Бемольные гаммы:
Пр. р.– на си-бемоль
Л. р.– на IV ступени (новом бемоле)
III. Гаммы, где используются группы из трёх чёрных клавиш
Пр. р. – на ля#( или си-бемоль)
Л. р. – на фа# ( или соль-бемоль)
После небольшой «разминки» в гамме играют различные аккорды.
Аккорд — это одновременное звучание трёх или более звуков, расположенных в определённом порядке. Все аккорды играют с обращениями. Они могут быть трёх или четырёх звучными, всё зависит от размера руки пианиста и интервального состава аккорда.
Каждый следующий аккорд нужно готовить глазами, хорошо погружая пальцы в клавиатуру. При этом необходимо следить за состоянием запястья—оно не должно подниматься или фиксироваться.
Арпеджио — это аккорд, звуки которого исполняются неодновременно. В учебной практике применяют следующие виды арпеджио:
При игре арпеджио большое внимание надо уделять объединяющему движению руки. А также следить за мягким погружением в клавиатуру первого пальца.
Аппликатура в аккордах и арпеджио
(по четыре звука)
I. Гаммы до 2-х знаков при ключе:
II. Мажорные гаммы от двух знаков при ключе:
III. Минорные гаммы от двух знаков при ключе:
2.Чтение с листа
Чтение с листа — это исполнение незнакомого произведения с одного проигрывания. Чтобы сделать это, необходимо провести предварительный анализ нотного текста.
Схема для предварительного анализа текста
Некоторые правила чтения с листа
- Надо заранее увидеть как движется мелодия:
- Зрительно опереться на основные элементы гаммового комплекса: гаммы, аккорды, арпеджио, продумать аппликатуру.
- Определить строение мелодии: мотивы, фразы, предложения.
- Глаза всегда должны опережать движения рук.
Транспонирование — это перенос произведения или его части в другую тональность. Ему всегда предшествует чтение с листа (см. выше).
Замена знаков — самый лёгкий вид транспонирования на 1/2тона.
Мысленно надо поменять ключевые знаки, а ноты оставить без изменения.
Наиболее трудным считается транспонирование на 1 тон, т. к. кроме новых ключевых знаков, приходится мысленно ноты, записанные на линейках представлять между линейками.
Некоторые правила транспонирования
- Глазами познакомиться с произведением как при чтении с листа;
- Точно определить новую тональность (ключевые знаки);
- Точно определить изменится ли аппликатура;
- Исполнить в более спокойном темпе произведение в новой тональности.
4. Подбор по слуху
Умение подобрать на слух аккомпанемент к знакомой мелодии является показателем обще музыкального развития юного исполнителя. Чтобы правильно подобрать аккомпанемент к мелодии нужно :
- Выразительно её сыграть одной рукой;
- Определить её строение (мотивы, фразы, предложения, найти повторные моменты и т. д.);
- Определить тональность ( ключевые знаки, тонику), в ней построить Т, S, D.
- Вслушаться и определить какие из них подходят к опорным звукам мелодии;
- Выставить буквенно-цифровые обозначения;
- Определить жанр (песня, танец, марш);
- Выбрать подходящую фактуру аккомпанемента;
- Выразительно сыграть.
Этюд — это пьеса, направленная на освоение технических формул, например: гаммообразных пассажей, аккордов, арпеджио и др.
Этюды развивают технику, если их играют в предписанном автором темпе, нужными штрихами, точной аппликатурой.
6. Знание терминологии
Знание терминов необходимо для того, чтобы уметь точно определить все авторские ремарки (обозначения, указания). Это помогает музыкантам создать художественный образ произведения.
Источник
Тест «Технический зачёт» по классу фортепиано
Муниципальное бюджетное учреждение
Детская школа искусств п.г.т. Умба
Тесты для технических зачётов
Подготовил: преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба
Волынская Ольга Валерьевна
Тесты для технического зачёта (1 полугодие 20 / учебного года)
ученицы (ка)______ класса МБУ ДО ДШИ п.г.т.Умба
1. Что такое гамма?
А) Восходящий или нисходящий октавный звукоряд;
Б) Звукоряд, который при ключе имеет диезы;
В) Система, связывающая звуки различной высоты.
2. Переведи и впиши:
Напиши название гаммы на итальянском языке, которую ты исполнил и перечисли ключевые знаки по порядку.
Знаки альтерации существуют…
А) для изменения широты звука;
В) для изменения высоты звука;
С) для изменения силы звука
3. умеренно, в темпе шага
8. постепенно замедляя
9. широко, протяжно
6. Раскрой скобки и допиши предложения:
Исполнить ( f ) ___________________________________________
Выполни ( rit . )___________________________________________
Повтори с ( Ped . * ) ________________________________________
Сыграть ( Presto ) ________________________________________
8. Впиши из перечисленных слов, недостающее слово в предложении:
Штрихи – это __________________ игры.
9 . Для чего нужно знание музыкальных терминов?
А) чтобы уметь определить все авторские указания;
Б) чтобы определить строение мелодии;
В) чтобы не ошибаться в нотном тексте.
Ля, си бемоль, соль
3 . Например, ученик играл гамму Ре мажор. Ответ: D – dur . Диезы: фа, до.
3. умеренно, в темпе шага
8. постепенно замедляя
9. широко, протяжно
Исполнить ( f ) громко__________________________________
Выполни ( rit . )_постепенное замедление___________________
Повтори с ( Ped . * ) _ педалью _____________________________
Сыграть ( Presto ) _ быстро _______________________________
Тесты для технического зачёта (2 полугодие 20 / учебного года)
ученицы (ка)______ класса МБУ ДО ДШИ п.г.т.Умба
Гаммовый комплекс – это набор разных видов технических формул, которые требуют от музыканта постоянной тренировки, как у спортсмена. Перечисли их: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Они развивают технику, если их играют в предписанном автором темпе, нужными штрихами, точной аппликатурой. Как называется пьеса, направленная на развитие техники музыканта? ___________________
Приведи в соответствие определения:
Впиши название музыкальной формы:
а)________________________ – одна из старейших музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений.
б)_______________________ — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трёх) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.
5. Какой из трёх самый маленький элемент музыкальной формы?
6.Что значит параллельные тональности (гаммы)? __________________________________________________________________
7. Какие из следующих пар параллельные? В параллельных гамах напиши количество знаков и определи их?
8. Музыкант играет гаммы…
А) для развития беглости пальцев, улучшения координации рук;
Б) для выступления на техническом зачёте;
В) для работы в классе.
Гамма, аккорды, арпеджио и т.д.
а) вариации, б) рондо.
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками.
2.Фа мажор — ре минор
3.До мажор — ля минор
4.Соль мажор — ми минор
5. Ре мажор — си-бемоль минор
Список используемой литературы интернет — ресурсов:
Т. Крунтяева, Н. Молокова. Словарь иностранных музыкальных терминов. Музыка, 1988;
Г. Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Музыка, 1962.
Номер материала: ДБ-902668
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Требования к техническим зачетам учащихся по фортепиано во втором полугодии
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г. Ф. Пономаренко»
муниципального образования Туапсинский район.
Технический зачет (требования)
Гаммы : G — dur , D — dur , F — dur ; a — moll , e — moll
Мажорные гаммы – в прямом движении на две октавы двумя руками, расходясь – G и D .
Минорные гаммы – в прямом движении на две октавы каждой рукой отдельно, расходясь — гармонический вид.
Аккорды – по три звука с обращениями каждой рукой отдельно.
Хроматическая гамма – в прямом движении каждой рукой отдельно, от ре — расходясь.
Гаммы : A-dur, E-dur, B-dur; a-moll, e-moll
Мажорные гаммы – в прямом движении на две или четыре октавы, расходясь A — dur , E — dur .
Минорные гаммы – в прямом движении на две или четыре октавы двумя руками, расходясь — гармонический вид.
Аккорды – по три звука с обращениями двумя руками.
Хроматическая гамма – в прямом движении двумя руками, от ре и соль – диез расходясь.
Гаммы : F-dur, B-dur, Es-dur; d-moll, g-moll.
Мажорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы. Es — dur – расходясь.
Минорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы, расходясь — гармонический.
Аккорды – по три или по четыре звука с обращениями двумя руками.
Арпеджио короткие двумя руками.
Арпеджио ломаные каждой рукой отдельно.
Арпеджио длинные от белых клавиш двумя руками, от черных –каждой рукой отдельно.
Хроматическая гамма – прямо, от ре и соль – диез расходясь.
Гаммы : B-dur, Es-dur, As-dur; g-moll, c-moll.
Мажорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы. Es — dur – расходясь.
Минорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы, расходясь – гармонический и мелодический.
Аккорды – по три или по четыре звука с обращениями двумя руками.
Арпеджио короткие и ломаные двумя руками.
Арпеджио длинные от белых клавиш двумя руками, от черных –каждой рукой отдельно.
Доминантсептаккорд короткие арпеджио двумя руками, длинные — каждой рукой отдельно.
Хроматическая гамма – прямо, от ре и соль – диез расходясь.
Гаммы : Es-dur, As-dur, Des-dur; c-moll, f-moll.
Мажорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы и расходясь.
Минорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы, расходясь – гармонический и мелодический.
Аккорды – по три или по четыре звука с обращениями двумя руками.
Арпеджио короткие, ломаные и длинные двумя руками.
Доминантсептаккорд короткие и длинные арпеджио двумя руками.
Хроматическая гамма – в прямом движении и расходясь.
Этюды — на мелкую технику во всех классах.
И. Королькова «Дразнилка» — 2 класс
В. А. Моцарт «Колокольчики» — 3 класс
И. Парфенов «На реке бобер» — 4 класс
В. Коровицин «Прогулка» — 5 класс
Е. Ботяров «В полях» — 6 класс
Требования к техническим зачетам разработала заведующая фортепианным отделением Криворотова С. А.
Во втором полугодии на технических зачетах проверяется знание бемольных гамм и более усложненных технических видов.
Кроме этюдов на мелкую технику добавляется чтение с листа.
Чтение с листа один из важнейших разделов в курсе обучения игре на фортепиано, представляет собой исполнение произведения без предварительной подготовки.
Номер материала: ДБ-1146499
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник