(65) Воспитание гениев
Самая серьезная ошибка в фортепианной педагогике за последние двести лет – это предположение о том, что талант является врожденным. Такое предположение означает, что таланту невозможно обучить. Сейчас стало очевидно, что верные методы обучения могут превратить практически каждого в «талантливого» пианиста! Я неоднократно в этом убеждался, когда присутствовал на сотнях фортепианных конкурсах. Утверждение «без таланта невозможно ничего добиться» означает, что человек, его высказывающий, не умеет обучать. К счастью, сейчас все более распространяется представление о том, что гения можно воспитать (Олсон).
Знание удивительно по своей природе. За тысячу лет человек практически не изменился, но сейчас, благодаря новому знанию, мы строим небоскребы и используем Интернет. Знание превосходит чистые мыслительные способности и заменяет их. Представим, что современный пятиклассник переместился на 8000 лет назад в Древний Египет и описал все свои математические знания. Он вошел бы в историю как величайший математик всех времен! Поэтому способностям гениев можно обучить и, таким образом, их воспитать. Приведем несколько рекомендаций для воспитания гениев.
(1) Важно начать обучение в раннем возрасте, когда мозг активно развивается. Практически всех известных гениев воспитали их родители, которые были музыкантами, спортсменами, певцами и т.д., которые умели обучать своих детей. В качестве наиболее яркого примера можно привести Иисуса. В те времена женщин, забеременевших вне брака, часто забивали камнями до смерти. Мать Иисуса, чтобы защитить себя и ребенка, заявила о непорочном зачатии, что представило его в глазах многих богом. Так «профессиональное обучение» Иисуса в качестве бога началось еще до его рождения. Многие выдающиеся личности также начинали заниматься с юного возраста, например, Моцарт и другие известные музыканты, Тайгер Вудс в гольфе, сестры Уильямс в теннисе, Майкл Джексон в индустрии развлечений. Практически у всех музыкальных гениев родители были музыкантами, это не простое совпадение. Преподаватели не могут уделять столько времени и сил ученикам, как их родители, которые круглосуточно наблюдают за ребенком еще до его рождения.
(2) Другой фактор — невероятная разница в скорости обучения по «правильным» и «неправильным» методикам; по «правильному» методикам обучения ученики становятся более «талантливыми». Младенцы должны слушать музыку с самого рождения, чтобы они смогли без усилий обрести абсолютный слух [Абсолютный слух, относительный слух]. Нужно как можно раньше провести тест на абсолютный слух среди младенцев и постоянно улучшать эту способность во время подросткового возраста. К другим важным практическим методам обучения игре на фортепиано относятся: Игра в уме [(15) Игра в уме], запоминание, фортепианная техника, прослушивание музыки и пр., как указано в настоящей книге. Игра в уме, освоенная в раннем детстве, настолько же эффективна, как и приобретенный абсолютный слух в этом же возрасте, после подросткового возраста достичь такой эффективности уже не удастся. Ребенок одного года или двух лет может легко освоить абсолютный слух такой точности, какую не смогут обеспечить никакие тренировки в более позднем возрасте. Представьте, как разовьет игра в уме формирующийся мозг! Особенно важно ранее обучение для развития возможности создавать музыку. Поэтому на этом этапе стоит уделить особое внимание развитию игре на слух [(18) Игра на слух (ИНС), композиция].
(3) Один из способов определить гения — это измерить IQ (коэффициент интеллекта). Существует три вида IQ, которые можно развить в ходе игры на фортепиано:
(i) Внутренний IQ — коэффициент развития самого мозга. Это наиболее сложный вид IQ для развития, но исполнение музыкальных произведений тренирует мозг, так же как физические упражнения укрепляют мышцы и питают нервную систему. Одна из целей обучения игры на фортепиано — повысить скорость умственных реакций и выносливости, а также заставить мозг работать долгое время без отдыха. Так усилится кровоснабжение мозга. Слух младенцев проверяют сразу же после рождения, так как глухота затормозит развитие мозга. Следовательно, музыкальное обучение ускорит развитие, так как слуховая информация воздействует практически на все области мозга.
(ii) Эффективный IQ — насколько используется мозг. Человек, который интенсивнее использует мозг, покажется умнее. На примере фортепиано это проявляется особенно отчетливо. Пианисты могут совершать с инструментом то, что не под силу другим людям. Таким образом, пианистам легко развить свой эффективный IQ, по крайней мере в игре на фортепиано, до намного более высокого уровня, чем внутренний IQ.
(iii) Воспринимаемый IQ — как остальные оценивают ваш IQ. Моцарт, Бетховен и др. имели самый высокий уровень воспринимаемого IQ. У воспринимаемого IQ есть одна отличительная особенность — его можно развить еще больше, чем эффективный IQ. Внутренний и эффективный IQ реальны — их можно измерить. Воспринимаемый IQ улавливают только окружающие, его можно развить до любого уровня, используя методы и уловки, которые используют фокусники для создания «волшебства». Все опытные музыканты регулярно занимаются этим. Музыканты — это фокусники со своими приемами. Например, использовать музыку как алгоритм, чтобы запомнить репертуар длительностью пять часов. Моцарт применял игру в уме, чтобы читать предложения задом наперед. Освоение абсолютного слуха — совсем другое дело. У воспринимаемого IQ нет верхней границы; религиозные кумиры развивали свой воспринимаемый IQ настолько, что им приписывались сверхъестественные или божественные силы. Каждому пианисту следует знать о представленных коэффициентах интеллекта и развивать их — это одна из задач музыканта.
(4) Гений — это человек, обладающий навыками гения. На примере Моцарта мы рассмотрим, что такое «навыки гения», и как их можно изучить.
(i) Моцарт обладал абсолютным слухом (АС). Известно, что младенцы легко могут овладеть абсолютным слухом. Взрослым людям же потребуется больше усилий. Этот навык гения можно приобрести.
(ii) Он мог запомнить практически неограниченное по длительности произведение, даже если прослушал его только один раз. За прошедшее время получены сведения о памяти и способах запоминания. Если человек обладает АС, знает техники запоминания, сочиняет музыку (знает теорию музыки) и умеет проигрывать в уме, то этот навык также достижим. Наша дочь присутствовала на конкурсе, где выступала одна из ее подружек. Она внимательно следила за выступлением, так как выступала одна из ее лучших подружек. Наша дочь никогда не слышала это произведение, но на следующий день она сыграла произведение для своего преподавателя, и воспроизвела почти все ноты правильно (но не аппликатуру). Следовательно, этому навыку тоже можно научиться; определенно им владел не только Моцарт.
(iii) Моцарт мог составить произведение полностью в уме, а затем записать его в прямом и обратном порядке, записать сразу партию одной рукой или для голоса. Это случай хорошо развитой игры в уме. Моцарту это удавалось особенно легко, так как он использовал фиксированную формулу [(67) Формула Моцарта, Бетховен и теория групп] практически для всех своих произведений. Игре в уме можно научить, все люди каждый день этим занимаются [(15) Игра в уме] .
(iv) Он мог произносить предложения в обратном порядке. Это тоже игра в уме; Моцарт всего лишь записывал предложение на воображаемой доске и прочитывал его задом наперед; этому легко научить.
(v) У него была отличная техника; он мог сыграть все что угодно. Как уже было показано, существуют практические методы обучения, которые помогут решить технические проблемы. Многие пианисты едины во мнении, что в настоящее время у многих музыкантов техника превосходит технику Моцарта. Следовательно, этому реально научить.
(vi) Он создавал великолепную музыку. Это единственный противоречивый пункт, все зависит от определения «великолепный». Определенно, со времен Моцарта появилось множество композиторов, он не уникален по своим возможностям сочинения музыки. К тому же каждый композитор уникален, поэтому сравнивать композиторов бесполезно. Следовательно, пока человек пишет музыку, этому навыку тоже можно научить.
Можно сделать вывод, что всем навыкам Моцарта можно научить!
(5) Вполне вероятно, что Моцарт стал музыкантом не потому что он был гением, он стал гением с очень развитым воспринимаемым IQ благодаря занятиям музыкой. Умение сочинять музыку — естественное следствие навыков гения, в нем нет ничего загадочного, даже на примере Моцарта.
Музыка оказывает развитие на работу мозга и регуляцию моторики (Сакс, Оливер). Вот почему мы танцуем или выполняем упражнения под музыку. Лучшее тому подтверждение — поведение больных болезнью Альцгеймера, которые не могут одеть себя, так как не различают вещи. Было выявлено, если во время одевания играет правильная музыка, пациенты могут одеться сами! Под «правильной музыкой» понимается музыка, которую пациенты слышали в юности или их любимая музыка. Так, умственно неполноценные люди, которые с трудом выполняют повседневные дела, могут внезапно сесть и сыграть на фортепиано, если правильная музыка стимулирует их мозг. Следовательно, они могут не быть музыкально одаренными, музыка дает им новые возможности. Рассмотрим еще один пример. Есть больные, которые не могут общаться с другими людьми, но если предоставить им компьютер, с помощью него они смогут начать общение, так как, в отличие от человеческой речи, взаимодействие через компьютер всегда одинаково. Для таких больных даже небольшое отличие в ситуации или предметах делает их совершенно различными, поэтому им сложно общаться с другими людьми. Следовательно, слуховая информация может предоставить мозгу такие возможности, которых у него не было. Если музыка может оказывать такое сильное воздействие на умственно неполноценных, представьте, какое воздействие она сможет оказать на мозг перспективного гения, особенно в раннем возрасте в самом начале развития мозга.
Заключение. Воспитание гениев — это процесс обучения навыкам гения в подходящее время, «как можно раньше», в большинстве случаев до четырех лет. К навыкам гениев относятся: игра у уме, абсолютный слух, игра на слух и эффективные практические методы. Эти навыки в свою очередь задействуют вторичные навыки гениев: хорошую память, технику исполнения, чтение с листа и композицию (импровизацию). Самое удивительное, что этим четырем навыкам можно обучить, но их ошибочно принимают за врожденные умения. Почему неправильные представления царили в течение двухсот лет? Потому что гениев должны воспитывать родители с раннего возраста, до начала обучения. Поэтому преподавателям казалось, что навыки являются врожденными и им невозможно обучить. Даже возможность сочинять музыку является развитием игры в уме, абсолютного слуха и игры на слух. Не существует известного биологического процесса создания музыкальных гениев при рождении, но их можно воспитать.
Источник
Каждый ли человек может научиться хорошо петь или играть на фортепьяно или гитаре, или для этого нужен врожденный талант?
Отправить экспертам 9
Выдающимся музыкантом каждый не сможет стать, а просто хорошим почти каждый.
Все упирается в желание учиться и в усердие. Стоит также понимать, что для одних и тех же результатов разным людям требуется разное количество потраченного времени и разные усилия.
На счет таланта: «Медведь на ухо наступил» это не более, чем миф. Нет, конечно полная музыкальная глухота встречается, но таких людей ничтожно мало. Также мне не понятно по каким критериям люди решают о таланте или наличии слуха. Во первых, чтоб об этом судить нужно попробовать. Во вторых о наличии слуха лучше спрашивать профессионалов, но даже они очень часто ошибаются, ставя крест на каком-то ученике.
Куда чаще встречается не музыкальная глухота и отсутствие таланта, а банальная лень, желание принизить себя(вот мол я такой бездарный), страх попробовать, страх неудачи. Также часто бывает, что человек в силу своего склада ума и воспитания в целом далек от искусства как такового или только от музыки.-то есть человек совершенно не творческий в плане мышления. При таком раскладе он просто не поймет. Хотя кто знает? А вдруг проснется интерес?
Источник
Я научился играть на пианино за один день. Но пока никто не оценил
Я всегда хотел научиться играть на фортепиано. Нет, серьёзно: это же так круто, когда тебе попадается рояль, и ты со скучающим видом открываешь крышку и пробегаешь пальцами по клавишам.
А когда ты привлёк внимание окружающих, начинаешь наигрывать какую-нибудь знакомую мелодию, типа «Лунной сонаты» или Hey Jude. И все вокруг такие – «Вау! Чувак, да ты крут!»
И теперь эта мечта легко осуществима, потому что есть The One – первое и единственное смарт-фортепиано, которое научит искусству извлекать правильные звуки из клавишных инструментов буквально за один день.
Звучит нереально? Я вот тоже сначала не поверил.
Что это за чудо такое
The One – это «умное» фортепиано, которое соединяет в себе классический 61-клавишный инструмент с современным игровым контроллером наподобие Guitar Hero или Rock Band.
Такой симбиоз даёт широкие возможности как для опытного музыканта, так и для новичка, увидевшего ноты впервые в жизни – можно учиться игре на фортепиано без затрат на репетиторов и в любое время.
The One существует и в полноразмерной версии, где клавиш уже 88, плюс имеются 3 педали для пущего реализма. Но увы, такой навороченный гаджет мне в руки не попал, поэтому в этом обзоре речь идёт исключительно про «лайт»-версию этого инструмента.
Сам инструмент выполнен из качественного пластика, тип клавиш не молоточковые, так что силу нажатия контролировать и настраивать нельзя. Но благодаря чувствительности к скорости касания, ощущения такие, будто играешь на настоящем фортепиано, так что с этим всё норм.
Каждая клавиша имеет красную подсветку, которая служит интерактивной подсказкой во время игры, наглядно показывая какую клавишу нужно жать и сколько её держать нажатой.
Таким образом, можно даже не смотреть в ноты, а просто механически запоминать мелодию – самые простые композиции можно сыграть с первых минут использования инструмента, причём с этим справится даже ребёнок.
Элементы управления представлены регулятором громкости и кнопкой включения: по большому счёту больше ничего и не нужно, чтобы начать учиться играть, но для особо продвинутых есть ещё две, для изменения длительности послезвучия (мягкое или фиксированное) и звучания самого инструмента (доступны 20 пресетов, среди которых клавесин, колокольчик, скрипка, бас-гитара, барабаны и куча других).
По бокам The One расположены динамики, выдающие в сумме 50 Вт звука. Так что подключать устройство к колонкам не нужно – гаджет «из коробки» самодостаточная музыкальная единица.
Тем не менее сзади у инструмента есть несколько разъёмов для подключения различных устройств:
- для подключения адаптера питания 12В
- для подключения микрофона (можно играть и петь под запись одновременно)
- для подключения дополнительного усилителя звука
- для подключения к внешнему приёмнику сигнала
- для подключения педали (покупается отдельно)
Спереди, под блоком клавиш слева, есть вход 3,5 мм для подключения наушников, чтобы заниматься в полной тишине.
The One Smart Piano Lite может работать автономно, вдали от розетки: достаточно вставить в специальный отсек 6 батареек формата AA.
Вес устройства составляет всего 5 кг, а габариты – 10х91х33 см, что позволяет разместить The One хоть на столе, хоть на подоконнике, если не успел обзавестись специальной синтезаторной х-образной стойкой.
Для искушенного пользователя есть даже возможность выбрать цвет: The One продается в черной и белой расцветке.
Вместо сердца – iPad
Важную роль в освоении музыкальной науки играет планшет (или смартфон) – неважно, iPad это будет, или что-то на ОС Android: главное немедленно скачать приложение The One, доступное как в App Store, так и в Google Play.
Это приложение содержит тысячи нот, более сотни уроков с виртуальным репетитором и различные игры, которые помогут просто выучить разные песни – от Jingle Bells до репертуара Coldplay и Pink – чисто механически, без необходимости разбираться в нотном стане и учить обозначения пауз и транспонирования.
Но фишка The One именно в том, что ты вроде развлекаешься и просто бренчишь на синтезаторе, а на самом деле в голове откладываются знания, а пальцы осваивают новую моторику – уже через пару дней замечаешь, что перестаёшь промахиваться по нужным клавишам.
Для полноценного использования устройства в связке с планшетом, нужно соединить их с помощью кабеля, идущего в комплекте с умным фортепиано.
После запуска приложения пользователю доступны 4 раздела:
Несмотря на то, что слоган на главном экране приложения написан на английском языке, все меню и надписи в разделах русифицированы, кроме видео-туториалов. Разработчики обещают перевести уроки на русский, или хотя бы снабдить их русскими субтитрами в самое ближайшее время.
1. Раздел «Ноты»
Это раздел для продвинутых музыкантов и для тех, кто горит желанием освоить нотную грамоту.
Все песни из огромного каталога представлены в виде нот, которые подсвечиваются на экране, когда нажимаешь соответствующую клавишу фортепиано.
Для каждой композиции можно настроить стиль игры: только правой рукой, только левой или сразу двумя. Соответственно, можно разучить партию для обеих рук по-отдельности, а потом совместить полученные сведения, чтобы поразить домашних виртуозным владением инструментом.
2. Интенсивный курс
Это раздел для быстрого обучения игры различных песен и мелодий из каталога.
Принцип такой, что сначала нужно послушать мелодию, а затем попытаться сыграть её частями с помощью подсвечиваемых клавиш на самом фортепиано и изображения на экране планшета, где приложение показывает, как правильно расположить руки для игры.
Если песня сложная, можно замедлить её темп, а потом постепенно его увеличивать, оттачивая игру именно этой части произведения.
В конце каждой части произведения приложение уточняет, запомнил ли я как играть этот кусок песни; если я отвечаю утвердительно, приложение учит меня следующему кусочку песни, и так до конца. В итоге пользователя ждёт некое подобие «экзамена»: нужно сыграть всю композицию, с учётом полученных знаний.
3. Видео
Этот раздел целиком посвящён урокам: десятки часов видео-роликов с репетиторами, во главе с Джозефом Хоффманом, профессиональным учителем фортепиано, которые расскажут все секреты игры для новичков.
При просмотре видеоуроков, во время игры преподавателя, клавиши фортепиано загораются в реальном времени. Таким образом можно не только слушать, но и следить за партитурой репетитора.
Для удобства пользователя видео-уроки разбиты на блоки, от простых к более сложным. Ролики записаны с душой, картинка красивая, а информация полезная. Жаль, что пока только на английском, но это временно.
4. Игры
Самая веселая и залипательная часть: можно соревноваться самому с собой, нажимая вовремя на подсвечиваемые клавиши и пытаясь попасть в ритм, или устраивать баттлы с домочадцами и друзьями, играя песни в 4 руки.
В конце каждой песни выводится результат, в котором наглядно в процентном соотношении показывается превосходство пользователя над другими владельцами The One.
Результат можно улучшать, а огромный выбор песен просто призывает сыграть их все.
Хочу такой себе домой
Смарт-фортепиано The One с легкостью заменит все учебники, уроки сольфеджио и бабушек-репетиторов. Это устройство в связке с планшетом откроет дверь в мир музыки и научит играть на одном из самых котируемых музыкальных инструментов на всем земном шаре и детей, и взрослых.
Это отличный стартовый инструмент, который помогает разбудить талант в каждом. А если таланта нет – не беда, можно просто выучить пару композиций, чтобы произвести эффект перед своей пассией или родственниками в самый неожиданный момент. Девчонки любят, если парень играет на музыкальном инструменте, это я вам точно говорю.
А уж если сесть и начать задумчиво наигрывать какую-нибудь Let it Be – перед этим мало кто устоит.
Из минусов могу отметить только одно: некоторые композиции нужно покупать в самом приложении. Цены варьируются от 0.99$ до 3,99$. Это связано с отчислениями правообладателям песен. Разработчики обещают разобраться с этим, внедрив возможность доступа ко всей медиатеке по подписке.
The One один из тех гаджетов, который пригодится всем творческим людям: благодаря большому количеству пресетов и звуков, это смарт-фортепиано, которое стоит всего 24 990 рублей, можно использовать как для сочинения музыки, так и для различных аранжировок.
Лично я уже откладываю деньги на The One, потому что после написания этого обзора тестовый экземпляр уже забрали, а у меня только начал получаться Имперский марш из «Звёздных Воин»!
Источник