Фортепиано у великих художников

Фортепиано у великих художников

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Фортепиано в живописи

Это громкое “форте”! Это нежное “пиано”!
Молоточки по струнам дарят музыку нам.
То легко и свободно, то надрывно и рьяно,
Словно бриг в океане по ритмичным волнам.
Здесь “На цыпочках” можно, легким клавишам вторя,
Станцевать “Тарантеллу” или в вальсе кружить.
Или грозным “Корсаром” быть владыкою моря,
Или в горных пещерах гномий клад сторожить.

Marguerite Gérard (1761 —1837) The Piano Lesson

Charles West Cope (1811 – 1890) The Piano Lesson

Charles West Cope (1811 – 1890) Джордж Герберт и его мать

Charles West Cope (1811 – 1890) The First Piano Lesson

К сожалению, играя на фортепиано почти всю свою жизнь, мы часто так мало знаем о нем. Наш инструмент так могуществен и так скромен. Он не требует, чтоб его носили на руках, как поступают с большинством его собратьев по музыке, не требует футляров и ежедневной настройки. Но даже самое скромное пианино, стоящее где-нибудь в ДМШ и терпеливо играющее 12 часов в сутки, — это личность со своей историей и своим характером. Нет двух одинаковых фортепиано, как нет двух одинаковых людей. Простенькие»Красные Октябри» и «Сюиты», «Пензы» и «Лиры», иностранцы «Петрофы» и»Вайнбахи», аристократы «Стенвеи» и «Ферстеры»- пианино и рояли всех марок и размеров достойны особого внимания.

Па́вел Андре́евич Федо́тов (1815 — 1852) Портрет Н. П. Жданович за фортепиано

Владимир Иванович Гау (1816—1895) Portrait of a Lady by a Piano

Gustave Leonard de Jonghe (1828—1893) Music Hour

Gustave Leonard de Jonghe (1828—1893) Woman at the piano with сockatoo

James Abbot McNeill Whistler (1834 —1903) За фортепиано

Carl Reichert (1836-1918) The Kittens Recital

Edward John Poynter(1836-1919)

George Goodwin Kilburne (1839-1924) The piano lesson

George Goodwin Kilburne (1839-1924)

Кири́лл Вике́нтьевич Ле́мох (1841-1910) Дети за пианино

Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Yvonne and Christine Lerolle Playing the Piano

Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Girls at the piano

Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) The Piano Lesson

Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Woman Seated at the Piano

Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) The Daughters of Catulle Mendés

Генрих Семирадский (1843-1902) Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла

Илья́ Ефи́мович Ре́пин (1844 — 1930) Портрет пианистки С.И. Ментер

Gustave Caillebotte (1848—1894) Young Man Playing the Piano

Ladislas Wladislaw Von Czachorski (1850-1911)

Francis Sydney Muschamp (1851-1929) New Music

Francis Sydney Muschamp (1851-1929) The Piano Lesson

Francis Sydney Muschamp (1851-1929) The recital

Francis Sydney Muschamp (1851-1929)

Theodore Robinson (1852 — 1896) At the Piano

Theodore Robinson (1852 — 1896) Girl at Piano

Carl Larsson (1853 — 1919) Suzanne at the Piano

Edmund Blair Leighton (1853 — 1922) The piano lesson

Julius LeBlanc Stewart (1855 — 1919) Молодая женщина за фортепиано

Frederick Childe Hassam (1859-1935) The Sonata

Frederick Childe Hassam (1859-1935)

George Sheridan Knowles (1863 — 1931) The Duet

Carl Wilhelm Holsoe (1863-1935) A Lady Playing The Piano

Francis Day (1863-1942) The Piano Lesson

Vilhelm Hammershoi (1864-1916) Interior

Félix Vallotton (1865— 1925) Lady at the Piano

Henri Matisse (1869–1954) The Piano Lesson

Konrad Krzyżanowski (1872 — 1922) Piano

George Hamilton Barrable (fl.1873-90) Song Without Words, Piano Player

Harrison Fisher (1875 — 1934) Мужчина и женщина

Harrison Fisher (1875 — 1934)

Петр Петрович Кончаловский (1876 — 1988) Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) Girls at the piano (Tata and Katya)

Норман Роквелл (1894-1978) Пианино

Фортепьяно и рояль

И это — фортепьяно, и это — фортепьяно.
Хоть это — пианино, а это вот — рояль.
А если эта новость вам показалась странной —
Учите итальянский, такая вот мораль!

Норман Роквелл (1894-1978)

Горлов Николай Николаевич (1917–1988) За роялем

Juan Fortuny (1938 -)

Judy Gibson (1947 — 2005 )

Judy Gibson (1947 — 2005 )

Steve Hanks (1949-) Девочки играют на фортепиано

Steve Hanks (1949-)

Nenad Mirkovich(1951-) The girl at the piano

Nenad Mirkovich(1951-) Piano girl in blue

Kelvin Lei (1954-)

Kelvin Lei (1954-)

Владимир Волегов (1957-) Familiar Melodу

Rob Hefferan (1968-) Девушка у рояля

Источник

Фортепиано у великих художников

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ШЕДЕВРАХ МИРОВОГО ИСКУССТВА

существует огромное количество произведений живописи, на которых изображены музыкальные инструменты. Художники обращались к подобным сюжетам в разные исторические эпохи: с древнейших времен и до современности.

Брейгель Старший, Ян
СЛУХ (фрагмент). 1618

Частое использование изображений музыкальных инструментов в произведениях искусства обусловлено тесной связью музыки и живописи.
музыкальные инструменты на картинах художников не только дают представление о культурной жизни эпохи и развитии музыкального инструментария того времени, но и имеют определенный символический смысл.

Издавна считалось, что любовь и музыка связаны неразрывно. И музыкальные инструменты на протяжении столетий ассоциировались с любовными чувствами.

Средневековая астрология считала всех музыкантов «детьми Венеры», богини любви. Во множестве лирических сцен у художников разных эпох музыкальные инструменты играют важную роль.

Ян Менс Моленар
Дама за спинетом
17 век
В течение долгого времени музыка ассоциировалась с любовью, подтверждением чего служит голландская поговорка XVII века: «Учись играть на лютне и спинете, ибо струны обладают силой похищать сердца»

Андреа Соларио
Женщина с лютней

В некоторых картинах Вермеера музыка оказывается главной темой. Появление в сюжетах этих полотен музыкальных инструментов трактуется как утончённый намёк на изысканные и романтические отношения героев.

«Урок музыки» (, Королевское собрание, Дворец Сент – Джеймс).

Вёрджинел, разновидность клавесина, — был очень популярен как музыкальный инструмент для домашнего музицирования. По точности изображения специалистам удалось определить, что его изготовили в мастерской Рюкерсов в Антверпене, знаменитой на весь мир. Латинская надпись на крышкевёрджинела гласит: «Музыка — спутница радости и целительница в горестях».

Музицирующие люди часто становились персонажами картин французского живописца, основоположника стиля рококо Жана Антуана Ватто.

Основным жанром творчества Ватто являются «галантные празднества»: аристократическое общество,
расположившееся на лоне природы, занятое беседой, танцами, музицированием и флиртом

. Подобный круг образов был необычайно популярен в творческих кругах Франции. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые картины Ватто имеют те же названия, что и пьесы для клавесина композитора Франсуа Куперена, французского композитора, современника художника. Тонко чувствующие знатоки ценили не только живописность Ватто, но и его музыкальность. «Ватто принадлежит к сфере Ф. Куперена и К. Ф.Э. Баха», — утверждал великий философ искусства Освальд Шпенглер (Приложение II).

Также музыкальные инструменты могут быть связаны мифологическими персонажами.

Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио, — музы истории — это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) — флейта или какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) — небольшая виола; для Мельпомены (трагедия) — горн; для Терпсихоры (танец и песня) — виола, лира или другой струнный инструмент;

для Эрато (лирическая поэзия) — тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) — труба; для Полигимнии (героические гимны) — орган-портатив, реже — лютня или другой инструмент.

Все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент

Дирк Халс
Музыканты
XVI в.

Символическое значение инструментов связано именно с этими персонажами. Например, арфа в европейской культуре средневековья и Возрождения прочно ассоциировалась с легендарным автором псалмов, библейским царем Давидом. Великий царь, политик, воин был и величайшим поэтом и музыкантом, через символику десяти струн Давидовой арфы святой Августин разъяснял смысл десяти библейских заповедей. На картинах Давида часто изображали в образе пастуха, играющим на этом инструменте.

Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.

Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, который усмирял животных игрой на лире.

Золотая арфа являлась атрибутом кельтского бога Дагды. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия – мелодия грусти и умиления. Вторая – вызывающая сон: когда слушаешь её, душа наполняется состоянием покоя и погружается в сон. Третья мелодия арфы – это мелодия радости и возвращения весны

В священных рощах под звуки арфы друиды, жрецы кельтов, обращались к богам, воспевали их славные поступки, совершали обряды. Во время сражений барды с маленькими арфами, увенчанными зелёными венками, поднимались на холмы и пели воинственные песни, вселяя в воинов мужество.­

Среди всех стран мира только на гербе Ирландии изображается музыкальный инструмент. Это золотая арфа, струны которой — серебряные. Долгое время арфа была геральдическим символом Ирландии. С 1945 года это еще и герб

У. Босха- «Сад радостей земных»-
есть изображение человека, распятого на струнах этого инструмента. Здесь, вероятно, отражены представления о символике натяжения струн, выражающей одновременно любовь и напряжение, страдания, потрясения, испытываемые человеком в течение его земной жизни

>

С распространением христианства и его священных книг частым становится изображение художниками ангелов с музыкальными инструментами. Ангелы, играющие на музыкальных инструментах, появляются в английских рукописях XII века. В дальнейшем количество таких изображений постоянно увеличивается.

Множество музыкальных инструментов в руках ангелов дает представление об их форме и конструкции, об особенностях их сочетаний, также позволяет узнать о существовавших в те времена музыкальных ансамблях.

В эпоху Возрождения наступает «звёздный час» для ангелов. Мастеров живописи всё чаще вдохновляют эти совершенные и гармоничные создания.

Сцены, прославляющие Бога, превращаются в работах художников Возрождения в настоящие ангельские концерты, по которым можно изучать музыкальную культуру того времени. Орган, лютня, скрипка, флейта, арфа, цимбалы, тромбон, виола-да-гамба…Это далеко не полный перечень инструментов, на которых играют ангелы.

изображения музыкальных инструментов можно разделить на несколько групп:

1) музыкальные инструменты используются в лирических сюжетах;

2) изображение музыкальных инструментов имеет связь с мифологией, например, античной, где они символизируют муз и являются их непременными атрибутами:

3) в сюжетах, связанных с христианством, музыкальные инструменты чаще всего олицетворяют наиболее возвышенные идеи и образы и сопровождают кульминационные моменты библейской истории;

4) изображения инструментов дают также представление об инструментальных ансамблях и приёмах музицирования,

существовавших в исторический период создания картины;

5) часто изображение тех или иных инструментов несет в себе философские идеи, как, например, в натюрмортах на тему Vanitas;

6) символика инструментов может меняться в зависимости от замысла художника и общего содержания картины (контекста), как, например, в картине Босха «Сад земных наслаждений».
увлекательн ая и, порой, загадочная сторона искусства.
Ведь многие старинные инструменты, музыкальные ансамбли, приёмы игры можно увидеть теперь только на картинах.

Хендрик ван Бален
Аполлон и музы

Юдит Лейстер
Юный флейтист
1635 г.

Дама с арфой
1818 г.

Джон Мельюш Страдуик Вечерня
1897 г.

Жан ван Биглерт
Концерт

Э. Дега
Фагот (фрагмент)

Пьер Огюст
Ренуар
Девушка за пианино
1875 г.

Источник

Оцените статью