Фортепиано у великих художников
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Фортепиано в живописи
Это громкое “форте”! Это нежное “пиано”!
Молоточки по струнам дарят музыку нам.
То легко и свободно, то надрывно и рьяно,
Словно бриг в океане по ритмичным волнам.
Здесь “На цыпочках” можно, легким клавишам вторя,
Станцевать “Тарантеллу” или в вальсе кружить.
Или грозным “Корсаром” быть владыкою моря,
Или в горных пещерах гномий клад сторожить.
Marguerite Gérard (1761 —1837) The Piano Lesson
Charles West Cope (1811 – 1890) The Piano Lesson
Charles West Cope (1811 – 1890) Джордж Герберт и его мать
Charles West Cope (1811 – 1890) The First Piano Lesson
К сожалению, играя на фортепиано почти всю свою жизнь, мы часто так мало знаем о нем. Наш инструмент так могуществен и так скромен. Он не требует, чтоб его носили на руках, как поступают с большинством его собратьев по музыке, не требует футляров и ежедневной настройки. Но даже самое скромное пианино, стоящее где-нибудь в ДМШ и терпеливо играющее 12 часов в сутки, — это личность со своей историей и своим характером. Нет двух одинаковых фортепиано, как нет двух одинаковых людей. Простенькие»Красные Октябри» и «Сюиты», «Пензы» и «Лиры», иностранцы «Петрофы» и»Вайнбахи», аристократы «Стенвеи» и «Ферстеры»- пианино и рояли всех марок и размеров достойны особого внимания.
Па́вел Андре́евич Федо́тов (1815 — 1852) Портрет Н. П. Жданович за фортепиано
Владимир Иванович Гау (1816—1895) Portrait of a Lady by a Piano
Gustave Leonard de Jonghe (1828—1893) Music Hour
Gustave Leonard de Jonghe (1828—1893) Woman at the piano with сockatoo
James Abbot McNeill Whistler (1834 —1903) За фортепиано
Carl Reichert (1836-1918) The Kittens Recital
Edward John Poynter(1836-1919)
George Goodwin Kilburne (1839-1924) The piano lesson
George Goodwin Kilburne (1839-1924)
Кири́лл Вике́нтьевич Ле́мох (1841-1910) Дети за пианино
Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Yvonne and Christine Lerolle Playing the Piano
Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Girls at the piano
Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) The Piano Lesson
Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Woman Seated at the Piano
Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) The Daughters of Catulle Mendés
Генрих Семирадский (1843-1902) Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла
Илья́ Ефи́мович Ре́пин (1844 — 1930) Портрет пианистки С.И. Ментер
Gustave Caillebotte (1848—1894) Young Man Playing the Piano
Ladislas Wladislaw Von Czachorski (1850-1911)
Francis Sydney Muschamp (1851-1929) New Music
Francis Sydney Muschamp (1851-1929) The Piano Lesson
Francis Sydney Muschamp (1851-1929) The recital
Francis Sydney Muschamp (1851-1929)
Theodore Robinson (1852 — 1896) At the Piano
Theodore Robinson (1852 — 1896) Girl at Piano
Carl Larsson (1853 — 1919) Suzanne at the Piano
Edmund Blair Leighton (1853 — 1922) The piano lesson
Julius LeBlanc Stewart (1855 — 1919) Молодая женщина за фортепиано
Frederick Childe Hassam (1859-1935) The Sonata
Frederick Childe Hassam (1859-1935)
George Sheridan Knowles (1863 — 1931) The Duet
Carl Wilhelm Holsoe (1863-1935) A Lady Playing The Piano
Francis Day (1863-1942) The Piano Lesson
Vilhelm Hammershoi (1864-1916) Interior
Félix Vallotton (1865— 1925) Lady at the Piano
Henri Matisse (1869–1954) The Piano Lesson
Konrad Krzyżanowski (1872 — 1922) Piano
George Hamilton Barrable (fl.1873-90) Song Without Words, Piano Player
Harrison Fisher (1875 — 1934) Мужчина и женщина
Harrison Fisher (1875 — 1934)
Петр Петрович Кончаловский (1876 — 1988) Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) Girls at the piano (Tata and Katya)
Норман Роквелл (1894-1978) Пианино
Фортепьяно и рояль
И это — фортепьяно, и это — фортепьяно.
Хоть это — пианино, а это вот — рояль.
А если эта новость вам показалась странной —
Учите итальянский, такая вот мораль!
Норман Роквелл (1894-1978)
Горлов Николай Николаевич (1917–1988) За роялем
Juan Fortuny (1938 -)
Judy Gibson (1947 — 2005 )
Judy Gibson (1947 — 2005 )
Steve Hanks (1949-) Девочки играют на фортепиано
Steve Hanks (1949-)
Nenad Mirkovich(1951-) The girl at the piano
Nenad Mirkovich(1951-) Piano girl in blue
Kelvin Lei (1954-)
Kelvin Lei (1954-)
Владимир Волегов (1957-) Familiar Melodу
Rob Hefferan (1968-) Девушка у рояля
Источник
Фортепиано у великих художников
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ШЕДЕВРАХ МИРОВОГО ИСКУССТВА
существует огромное количество произведений живописи, на которых изображены музыкальные инструменты. Художники обращались к подобным сюжетам в разные исторические эпохи: с древнейших времен и до современности.
Брейгель Старший, Ян
СЛУХ (фрагмент). 1618
Частое использование изображений музыкальных инструментов в произведениях искусства обусловлено тесной связью музыки и живописи.
музыкальные инструменты на картинах художников не только дают представление о культурной жизни эпохи и развитии музыкального инструментария того времени, но и имеют определенный символический смысл.
Издавна считалось, что любовь и музыка связаны неразрывно. И музыкальные инструменты на протяжении столетий ассоциировались с любовными чувствами.
Средневековая астрология считала всех музыкантов «детьми Венеры», богини любви. Во множестве лирических сцен у художников разных эпох музыкальные инструменты играют важную роль.
Ян Менс Моленар
Дама за спинетом
17 век
В течение долгого времени музыка ассоциировалась с любовью, подтверждением чего служит голландская поговорка XVII века: «Учись играть на лютне и спинете, ибо струны обладают силой похищать сердца»
Андреа Соларио
Женщина с лютней
В некоторых картинах Вермеера музыка оказывается главной темой. Появление в сюжетах этих полотен музыкальных инструментов трактуется как утончённый намёк на изысканные и романтические отношения героев.
«Урок музыки» (, Королевское собрание, Дворец Сент – Джеймс).
Вёрджинел, разновидность клавесина, — был очень популярен как музыкальный инструмент для домашнего музицирования. По точности изображения специалистам удалось определить, что его изготовили в мастерской Рюкерсов в Антверпене, знаменитой на весь мир. Латинская надпись на крышкевёрджинела гласит: «Музыка — спутница радости и целительница в горестях».
Музицирующие люди часто становились персонажами картин французского живописца, основоположника стиля рококо Жана Антуана Ватто.
Основным жанром творчества Ватто являются «галантные празднества»: аристократическое общество,
расположившееся на лоне природы, занятое беседой, танцами, музицированием и флиртом
. Подобный круг образов был необычайно популярен в творческих кругах Франции. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые картины Ватто имеют те же названия, что и пьесы для клавесина композитора Франсуа Куперена, французского композитора, современника художника. Тонко чувствующие знатоки ценили не только живописность Ватто, но и его музыкальность. «Ватто принадлежит к сфере Ф. Куперена и К. Ф.Э. Баха», — утверждал великий философ искусства Освальд Шпенглер (Приложение II).
Также музыкальные инструменты могут быть связаны мифологическими персонажами.
Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио, — музы истории — это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) — флейта или какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) — небольшая виола; для Мельпомены (трагедия) — горн; для Терпсихоры (танец и песня) — виола, лира или другой струнный инструмент;
для Эрато (лирическая поэзия) — тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) — труба; для Полигимнии (героические гимны) — орган-портатив, реже — лютня или другой инструмент.
Все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент
Дирк Халс
Музыканты
XVI в.
Символическое значение инструментов связано именно с этими персонажами. Например, арфа в европейской культуре средневековья и Возрождения прочно ассоциировалась с легендарным автором псалмов, библейским царем Давидом. Великий царь, политик, воин был и величайшим поэтом и музыкантом, через символику десяти струн Давидовой арфы святой Августин разъяснял смысл десяти библейских заповедей. На картинах Давида часто изображали в образе пастуха, играющим на этом инструменте.
Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.
Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, который усмирял животных игрой на лире.
В священных рощах под звуки арфы друиды, жрецы кельтов, обращались к богам, воспевали их славные поступки, совершали обряды. Во время сражений барды с маленькими арфами, увенчанными зелёными венками, поднимались на холмы и пели воинственные песни, вселяя в воинов мужество.
Среди всех стран мира только на гербе Ирландии изображается музыкальный инструмент. Это золотая арфа, струны которой — серебряные. Долгое время арфа была геральдическим символом Ирландии. С 1945 года это еще и герб
У. Босха- «Сад радостей земных»-
есть изображение человека, распятого на струнах этого инструмента. Здесь, вероятно, отражены представления о символике натяжения струн, выражающей одновременно любовь и напряжение, страдания, потрясения, испытываемые человеком в течение его земной жизни
>
С распространением христианства и его священных книг частым становится изображение художниками ангелов с музыкальными инструментами. Ангелы, играющие на музыкальных инструментах, появляются в английских рукописях XII века. В дальнейшем количество таких изображений постоянно увеличивается.
Множество музыкальных инструментов в руках ангелов дает представление об их форме и конструкции, об особенностях их сочетаний, также позволяет узнать о существовавших в те времена музыкальных ансамблях.
В эпоху Возрождения наступает «звёздный час» для ангелов. Мастеров живописи всё чаще вдохновляют эти совершенные и гармоничные создания.
Сцены, прославляющие Бога, превращаются в работах художников Возрождения в настоящие ангельские концерты, по которым можно изучать музыкальную культуру того времени. Орган, лютня, скрипка, флейта, арфа, цимбалы, тромбон, виола-да-гамба…Это далеко не полный перечень инструментов, на которых играют ангелы.
изображения музыкальных инструментов можно разделить на несколько групп:
1) музыкальные инструменты используются в лирических сюжетах;
2) изображение музыкальных инструментов имеет связь с мифологией, например, античной, где они символизируют муз и являются их непременными атрибутами:
3) в сюжетах, связанных с христианством, музыкальные инструменты чаще всего олицетворяют наиболее возвышенные идеи и образы и сопровождают кульминационные моменты библейской истории;
4) изображения инструментов дают также представление об инструментальных ансамблях и приёмах музицирования,
существовавших в исторический период создания картины;
5) часто изображение тех или иных инструментов несет в себе философские идеи, как, например, в натюрмортах на тему Vanitas;
6) символика инструментов может меняться в зависимости от замысла художника и общего содержания картины (контекста), как, например, в картине Босха «Сад земных наслаждений».
увлекательн ая и, порой, загадочная сторона искусства.
Ведь многие старинные инструменты, музыкальные ансамбли, приёмы игры можно увидеть теперь только на картинах.
Хендрик ван Бален
Аполлон и музы
Юдит Лейстер
Юный флейтист
1635 г.
Дама с арфой
1818 г.
Джон Мельюш Страдуик Вечерня
1897 г.
Жан ван Биглерт
Концерт
Э. Дега
Фагот (фрагмент)
Ренуар
Девушка за пианино
1875 г.
Источник