Упражнения для начинающих пианистов (fb2)
Упражнения для начинающих пианистов
работа над штрихами и туше
на начальной стадии обучения игре на фортепиано
через эмоциональное раскрепощение ученика
Издательство «Союз художников»
Санкт-Петербург
Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.
© В. Золотницкая, 2004
© Издательство «Союз художников», 2004
© А. Веселов, оформление, 2004
На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями и предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук — «покушение с негодными средствами» , то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки, увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.
Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента.
Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только когда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыке.
Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и послушными, а звучание более осмысленным и музыкальным. Одни упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику. Другие подсказаны трудами Г.Г. Нейгауза, В. Ландовской, знакомством с методическими разработками Мальцева, Баренбойма, Гринштейн, Артоболевской.
Но как бы хороши ни были те или иные методики, они имеют настоящую ценность прежде всего в руках своих создателей. Поэтому надо создавать и свою методику, изучая все лучшее, выбирая приемлемое для себя и своих учеников, учитывая особенность своего характера; искать и создавать новое, интересное — пропущенное через свой ум и сердце.
Итак, ваш новый маленький ученик неуверенно и робко входит в класс. Прежде всего надо, чтобы он почувствовал себя свободно и раскрепощенно в общении с вами. Здесь вся надежда на то, что вы любите свое дело, любите детей и у вас настоящий запас доброты, такта и юмора. Без полной эмоциональной свободы ученика нечего говорить о его физической свободе и о свободе рук в частности. Залог эмоциональной свободы — в доброжелательных, творческих взаимоотношениях.
Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает «акулий плавник». Поэтому первые уроки мы начинам с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Я прошу детей дома 2—3 раза в день делать эти упражнения, и вскоре их спины становятся крепкими и ровными, повышается работоспособность. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.
Остановлюсь на том нетрадиционном, что есть в наших занятиях. В работе с начинающими я использую как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка» , «птички» , «краб» , «колечки» , «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонированье с функциональным басом по методике С.М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).
Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большое внимание. Обращаем особое внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора. Я категорически против закрепления за интервалами какого-то одного образа и характера (еж, ворона и т.д.). Сыгранный в другом характере интервал часто не узнается. Лучше потратить чуть больше времени и сил, но показать все возможности и краски интервалов:
1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением — нежно, решительно, печально, бодро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.
2) Слушаем секунды:
а) «Слон и моська» — И. Арсеев (Н.Ветлугина «Музыкальный букварь») — звонкое, смешное тявканье секунд.
б) «Дождь и радуга» — С. Прокофьев — красочные, акварельные пятна секунд.
в) «Сказочка» — С. Прокофьев — мерцающие, таинственные огоньки секунд.
В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес — играет секунды в определенном характере различным прикосновением.
3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: «Гармошка» — Е.Тиличеева («Музыкальный букварь»).
Много секундовых попевок в сольфеджио Барабошкиной I класс.
Здесь намечен только принцип работы с интервалами.
Все авторские упражнения даны с текстами. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер упражнения и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым non legato, так и легким staccato («Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato, portamento, затем non legato, marcato, и лишь затем legato.
Далее приводятся только авторские упражнения (текст и музыка).
Как пример приведу 4 интервальных упражнения — в них можно менять характер, настроение, то есть играть разным туше. (Упр. 1, 2, 3, 4).
Поется на слова «ква-ква-ква»
Терции — слушаем, поем, играем, транспонируем разнохарактерные попевки. Например:
1. «Два кота» — энергично, задорно;
2. «Спи, мой мишка» — нежно, ласково (Е. Тиличеева);
3. «Лягушка-квакушка» — мягко, свободно, с юмором.
Крепкое non legato и tenuto для «большой лягушки» и portamento и даже staccato для «маленькой лягушечки».
Источник
Упражнения на начальном этапе обучения — как основа фортепианной техники. ( из опыта работы)
В данной методической работе поднимается вопрос о работе над техникой в классе фортепиано с учащимися на начальной стадии обучения. Одна из главных задач данной работы — показать перспективу развития первоначальных навыков, необходимых для игры на фортепиано. В качестве примера приводится много упражений на развитие пальцевой техники, мышечной свободы и правильной постановки руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения на начальном этапе обучения — как основа фортепианной техники | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Упражнения на начальном этапе обучения – как основа фортепианной техники»
( из опыта работы)
Подготовила преподаватель общего
фортепиано Кокорина Н.В.
Детская школа искусств г.Новодвинск
Проблемы развития фортепианной техники учеников-пианистов, воспитание свободы пианистических движений всегда были в центре внимания музыкальной педагогики. Вопрос недостаточного развития технического мастерства, напряженных, скованных движений , мышечной зажатости рук учеников-пианистов в ДМШ остается и сегодня одним из серьезных в решении проблем фортепианного исполнительства.
Фортепианная техника – по сути, есть техника художественного выражения , поэтому прежде всего нужно стремиться к исполнению художественного замысла произведения, а помогут в этом упражнения. Одна из главных задач данной работы- показать перспективу развития технических первоначальных навыков, необходимых для игры на фортепиано.
Работа по развитию технических навыков у учащихся должна строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Она должна быть посильной и последовательной, и строиться на основе принципа наглядности, в данном случае — на основе показа педагогом.
1. Упражнения — как основа развития техники на начальном этапе обучения игры на фортепиано .
«Технэ» — в переводе с древнегреческого , означает «ремесло», «искусство», « мастерство». По –видимому, именно с этой стороны надо понимать замечание Льва Оборина, выдающегося музыканта, о том, что «90 процентов времени пианиста поглощает работа над техникой».
Упражнения на начальном этапе обучения играют важнейшую роль в развитии техники учащихся. Основная цель упражнений — обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнять музыкальную задачу, способен развиваться в полном контексте с растущими задачами при развитии определенных направлений:
а) Гибкость и пластичность аппарата;
б) Связь и взаимодействие живых и активных пальцев;
в) Целесообразность и экономия движений;
г) Звуковой результат ( как необходимый итог).
Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровыми приемами, следует развивать перечисленные принципы.
2. Факторы , влияющие на исполнительскую фортепианную технику:
А) Правильная посадка за инструментом, осанка.
С первых же уроков следует обращать внимание на посадку за инструментом. Сутулая, сгорбленная спина сильно затрудняет работу при организации аппарата ученика. Посадка должна быть свободной, спина подтянутой, предплечье и локоть слегка отведены в сторону. Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины. Такая осанка позволяет сохранять устойчивость посадки и даёт возможность свободно поворачиваться инаклоняться в разные стороны.
Для освобождения от встречающейся иногда скованности движений, особенно в локте, целесообразно заняться с учеником гимнастикой, например, проделать ряд вращательных движений руки от плечевого сустава вверх и в сторону. Исходить нужно из естественного , т.е. удобного положения руки. Должны быть свободными кисти рук, но не вялыми и безвольными, свобода рук не имеет ничего общего с расхлябанностью. Можно предложить ряд упражнений из цикла общефизической подготовки:
1. Упражнение « Коромысло »: ребенок должен пронести гимнастическую палку с « двумя ведерками воды , ничего не разлив».
2. Упражнение « Мельница » : одна рука на поясе, другая поднимается и описывает в воздухе круги с ускорением темпа, вперед и назад. Затем руки нужно поменять.
3. Упражнение « Балерина » — плавно и равномерно поднимаем руки кверху, имитируя движения рук балерины. Отводим правую руку в сторону, затем левую. Затем обе руки отвести в стороны и плавно опустить вниз. Встряхнуть и освободить руки.
Б) Мышечная свобода руки в целом
В доигровой период главная задача двигательной гимнастики — дать ребенку возможность почувствовать свое тело , научить свободе движений. Гимнастика помогает занятиям, снимая напряжение и усталость. Совершенно независимо от состояния здоровья ребенка работу по организации пианистического аппарата надо начинать с крупных мышц, так как мелкие движения пальцев могут привести к возникновению общего мышечного напряжения. Для этого использовать различные упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно – двигательной системе. Вот примеры некоторых из них, ( все упражнения выполняются стоя):
4. Упражнение « Шалтай –Болтай » — поднять руки вверх и свободным взмахом опустить вниз. При этом спину чуть прогнуть, руки свободно висят. Можно это упражнение делать, произнося слова –стихи: « Шалтай –Болтай висел на стене, шалтай-болтай свалился во сне»;
5. Упражнение « Лифт » — педагог плавно поднимает руку ребёнка, держит ее за кисть- « лифт поехал вверх». При этом должен ощущаться вес руки ребёнка. Затем резко опустить ее . Рука тут же должна свободно упасть вниз. ( ребенок сам руку опускать не должен).
6. Упражнение « Качели » — перед началом упражнения вводим ребенка в игровую ситуацию: просим представить, что он качается на качелях. Упражнение выполняется поочередно каждой рукой: опустить руку вдоль туловища и свободными движениями раскачивать ее вперед-назад, увеличивая амплитуду движения. Можно также попросить выполнить круговое вращение руки. У детей не всегда получается выполнение этого упражнения с равномерным увеличением амплитуды движений. Педагогу необходимо проследить за этим моментом, а также за ритмичностью выполнения всего упражнения.
В) Постановка руки и укрепление пальцев
На начальном этапе обучения игре на инструменте существенную помощь в освоении учениками различных двигательных навыков может оказать тренировка пальцев на столе или закрытой крышке инструмента фортепиано. ( гимнастика для пальцев).С этой целью можно предложить различные пальчиковые упражнения:
— « Паучки» — имитируем движения паучков, здесь участвуют все пальцы. Сперва по отдельности каждой рукой, затем вместе двумя;
— « Крабик »- рука лежит на столе : 1-й палец под ладонью, имитация движений краба – подтягиваем свод руки с 1 –м пальцем к основной ладони. Можно упражнение делать , произнося слова : « Хорошо живется крабу в море синем и большом».
— « Сороконожка »- быстро « пробежаться» всеми пятью пальцами по столу;
— « Бабочка » — плавно опускаться на крышку стола 3-м пальцем., имитируя плавные движения крылья бабочки. (затем 2-м, 4-м и 5-м пальцем). Можно пробовать опускаться на двойные пальцы 1-3, 2-4, 3-5, 1-5.
Самым любимым видом деятельности учеников на первоначальных занятиях являются упражнения с карточками, которые можно найти в методических рекомендациях Илизы Сафаровой. Один комплект дается ученику, другой учителю. Различная поверхность карточек ( бусинки, кнопки, воск, спички, наждачная бумага, байка) привлекает внимание и интерес к процессу осязания, обостряется чувствительность кончиков пальцев. А задания по типу « повтори как у меня», когда надо выложить карточки в том же порядке , что у педагога, задействуют не только осязательную , но и зрительную память.
Г) Работа над звукоизвлечение
Фундаментом техники является так называемый контакт с клавитурой. Ощущение непрерывной связи свободно управляемой руки через кончик пальца с клавишей. Иначе говоря, это умение направить вес всей руки в клавиши ( в рояль ).
Первоначальные навыки, которыми овладевает ученик , состоя из приспособления его рук и тела к инструменту. Поэтому лучше начинать занятия с тех движений, в которых участвует самый свободный сустав нашего тела – плечевой. Маленький ребенок, не умея пользоваться весом руки, преодолевает слабость пальцев, зажимая руку, при этом возникает тряска и появляются лишние движения.
Для успешного преодоления этой проблемы можно использовать следующие упражнения:
— на звукоизвлечение : — учить слушать затухающий звук и ощущать его кончиком пальца, учить ребенка пользоваться весом руки, при переносе руки как бы « нести» звук.
Упражнение « Радуга » — плавный перенос руки через октаву вверх и вниз по дуге, что способствует развитию координации движения. Это упражнение можно делать сперва каждой рукой отдельно, затем двумя вместе в разные стороны.
Упражнение « Капелька »- для укрепления 2, 3, 4 пальцев. Рука плавно опускается на клавиатуру на один звук, имитируя капельки. Звук при этом получается протяжный, глубокий. Формируется прием игры non legato.
Упражнение « Поезд » — учимся на одном звуке постепенно усиливать звучание и постепенно затихать ( крещендо и диминуэндо).
Очень важны упражнения на выработку певучего легато, при этом большую пользу может оказать пение со словами:
по два звука – мама, Таня и т. д.
по три звука – мамочка, девочка, Катенька и т. д.
по четыре звука – Вероника, Катерина и т. д.
по пять звуков — я хочу гулять,вот иду я вверх- вот иду я вниз , и т. д.
Упражнений существует великое множество. Они удобны тем, что и преподаватель и ученик могут фантазировать, изменять их, оставляя неизменной только конечную цель упражнения, ради которой данное упражнение и дается.
Очень ценно, когда, ученик проявляет свою фантазию. Например, изменяет лад, концовку упражнения, ритмический рисунок, динамику и т. д. Первоначальные упражнения маленькому ученику конечно удобнее начинать середины клавиатуры.
3. Работа над молкой моторикой пальцев .
Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений является основой начального формирования моторики. Сокращение этого сложного периода овладения приемами пальцевой игры возможно при условии систематической работы с учениками, это предмет постоянной заботы преподавателя. Пальцы требуют ежедневной тренировки.
В последнее время особенно часто приходят дети с очень слабыми, неразвитыми мышцами пальцев, которые не в состоянии удержать палец требуемой формы. В таком случае, чтобы избежать перегрузки, нужно отказаться на время от глубокого звука. Следует обращать внимание на внешнюю и внутреннюю напряженность- мускульную и психическую.
Особой нашей заботой всегда являются первый и пятый пальцы. Пятый палец слабый, а первый плохо приспособлен для фортепианной игры. Но они для нас играют чрезвычайно важную роль. Они создают основу правильной позиции руки, это основание и фундамент нашего «купола». Первый палец должен быть слегка закруглен и свободно, без толчка опускаться на клавишу.
Для развития гибкости и ловкости 1 –ого пальца существует множество упражнений:
- игра гамм 1-2 пальцами;
- упражнение « с черной на белую»;
- взять звук любым пальцем с последующей незаметной подменой на 1;
- «зарядка» для всех пальцев, в том числе и для 1 –го, и 5-го.
После тщательной отработки упражнений на подкладывание первого пальца можно перейти на подготовительные упражнения к гаммам. Например: -для одновременного развития техники обеих рук полезны симметрично расположенные технические фигуры в партиях обеих рук, исполняемые синхронно совпадающей аппликатурой;
— для развития координации движений полезно перемещать мелодию в разные регистры;
— полезны упражнения для укрепления наиболее слабых пальцев — игра трели 3-4, 4-5 пальцами, начиная с очень медленного темпа во избежание мышечного напряжения;
— полезно чередование штрихов legato и non legato.
Все эти упражнения являются необходимой подготовкой для игры гамм, чтобы рука не « ныряла» на первом пальце , что приводит к неровности звучания, неуклюжести, отсутсвию легато в горизонтальной линии. По мнению профессора Карла Леймера — « постоянное исполнение гамм двумя руками является ошибкой». Цель гамм — выранивание звука, пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль, который проще осуществить при игре каждой рукой в отдельности в медленном темпе.Играя гаммы, нужно научиться извлекать звуки равной силы, внимательно контролируя звук в отношении ритма и динамики.
4. Работа над аккордами и арпеджио.
Одновременно с мелкой пальцевой техникой нужно вести работу над аккордами. Больше значение надо придавать мышечным ощущениям, возникающим в процессе игры, умение ощущать движение плеча, предплечья, кисти, и наконец, пальцев. Однако, показывая приемы владения весом всей руки, нужно предостерегать ученика от излишнего давления на клавиатуру. Рука должна все время сохранять легкость движения . К облегчению руки после звукоизвлечения нужно приучать с самых первых уроков. Сущность работы над аккордами заключается в проработке каждого звука в отдельности, или, если подходить с точки зрения приема звукоизвлечения, в укреплении каждого пальца в широком положении руки. Работа над арпеджио также должна начинаться отдельными руками, с точным соблюдением аппликатуры. Короткие арпеджио играются группировкой по четыре звука. Гибкая кисть « рисует» движение от первого пальца к пятому. Первый при этом играет роль подвижной оси. Ни один звук не должен пропадать, нужно слушать ровную звуковую линию.
Нельзя забывать , что медленный темп не научит быстрому. Тут надо выработать своего рода спортивную ловкость. Опытные педагоги знают, что на развитие техники пассажей хорошо влияет «игра с тяжестью». Ученики не любят, когда их в процессе исполнения трогают. Но не следует обращать на это внимание. Нужно дать ученику сыграть в быстром темпе гамму или выученный пассаж, наложив на его руку тяжесть своей руки, сначала на кистевой сустав, затем предплечье. Попросить не прогибать кисть и сосредоточить внимание на ощущениях. Дав ему проиграть часть гаммы или пассажа, внезапно руку снять. В это мгновение рука ученика ощущает необычайную свободу и легкость, и возможность играть легко и быстро. Надо запомнить это ощущение. Даже звучание в этот момент становится более прозрачным, звук «хрустальным». Надо помогать ученикам развивать в себе внимание к ощущениям и запоминать их, так как эти приемы дают хороший результат.
5. Рекомендуемые дидактичекие пособия для формирования первоначальных технических навыков.
Большой выбор упражнений можно почерпнуть из всевозможной методической литературы, это предмет изучения многих авторов. Наиболее интересными мне показались сборники таких авторов:
— Ольга Крупенчук « Ладушки. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» .
В сборнике представлен комплекс упражнений в виде потешек – игр, которые сопровождают движения рук. Направлены упражнения для развития координации движений кисти и пальцев рук.
— Ольга Геталова « Секреты Дилидона» . В данном пособии используются упражнения песенного характера, в очень удобном изложении, где предлагаются небольшие сочетания звуков. Упражнения на подготовку к игре различными штрихами : non legato, legato, staccato. В основном это пособие подходит для детей подготовительного отделения (4-6 лет).
Также Ольга Геталова – автор другого замечательного сборника « В музыку с радостью »- здесь собран и систематизирован материал для освоения основных пианистических приемов. Дети с увлечением занимаются по этому пособию! Материал подается постепенно усложняясь, каждый новый раздел начинается с самого простого, с маленькой формулы. Поэтому ребенок может сосредоточиться на качественном исполнении новой задачи. Интересно представлены упражнения на игру двойных нот , где рекомендуется использовать на первых порах соедующую аппликатуру : 2-4, 1-5. Все упражнения выполняются с пением слов
— Светлана Барсукова «Веселая гимнастика ». В сборнике все упражнения легко ассоциируются с какими либо гимнастическими упражнениями: ходьба, бег, прыжки, наклоны и т. д. Сборник оформлен очень красочными иллюстрациями, которые способствуют усвоению материала развивают образное мышление учащегося. Все упражнения даны в удобном изложении, участвует как правая , так и левая рука. Расположены по степени сложности, что дает хорошую подготовку к гаммам.
Необходимые технические навыки — пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать рациональную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения- приобреатются путем тщательной систематической работы. Поэтому с самого начала ребенка надо приучать к сознанию того, что занятия музыкой – это не забава, а тружная работа.
Современная фортепианная педагогика рассматривает упражнения, как одно из важнейших средств формирования , развития техники исполнения. Успешное освоение упражнений может быть лишь при условии постоянного осязательного, слухового и двигательного контроля. Внимательное отношение к внешним движениям и мышечным ощущениям в игровом аппарате обеспечит контакт с инструментом, характером штриха, силой удара, контролем свободы руки и кисти. Поэтому изучение упражнений, с точки зрения технической подготовки, намного рациональнее, чем поверхностное проигрывание различных этюдов.
По мнению выдающегося пианиста Евгения Михайловича Тимакина : «Игровые приемы ( упражнения) освобождают двигательный аппарат, создавая первые ростки взаимодействия его крупных и мелких участков , что в дальнейшем приводит к гармоническому развитию различных видов пианистической техники».
Источник