Фортепиано звучит как оркестр

Фортепиано как оркестр!

Я решил разбавить статьи о Великих пианистах 20го столетия очень нужной темой. В первую очередь, конечно, нужной для пианистов, которые ставят перед собой очень высокие цели в фортепианном исполнительстве.

Сразу хочу сказать, что если Вы хотите, чтобы фортепиано у Вас звучало как оркестр, то просто обязаны обратить внимание на видео — курсы Владимира Слаквы.

Если вы, когда — нибудь, решитесь записаться на мастер — класс к именитому профессору, то, хотя бы раз за урок, он напомнит вам про звучание оркестра, чтобы вы не играли. Почему так?

Все довольно просто. Фортепианный звук, сам по себе, не такой и прелестный, особенно, если не знаешь, как его извлекать. Напомню хотя бы тот простой факт, что фортепиано, по механике, ударный! инструмент. Ну, как барабан, чтобы было понятнее. Потому — то любой пианист, понимающий природу своего инструмента, всеми силами пытается от этой ударности избавиться! Добиться певучести, вокальности звучания… Плюс к этому, звук на фортепиано, после взятия, невозможно усилить, он постепенно затихает, а нужно, чтобы он тянулся и тянулся, переходил в другие звуки, продолжая и продолжая фразу. Что же делать?

Я рассказал о двух самых главных минусах фортепиано, предлагаю поговорить об его неотъемлемых плюсах!Самый главный плюс, это, безусловно, диапазон нашего прекрасного инструмента. Возможность воссоздавать оркестр за счет этого широкого диапазона. Другими словами, многогранность, тембральность звучания. И этими возможностями необходимо пользоваться, иначе «игра» на фортепиано может вам очень быстро наскучить.

Составлю такую формулу: чем ярче и шире слуховые представления пианиста, чем объемистей запас музыкальных образов, накопленный за годы развития, тем интереснее и интереснее его слушать!
Как вы сами знаете, большинство гениальных композиторов, оставивших нам музыкальное наследие, выходцы из музыкальных семей. А те из них, кто являются самородками в этом смысле, все равно взростали в атмосфере музыкальной всеобъемлемости. Т. е., и те, и другие, регулярно посещали оперы, симфонии, балеты, всевозможные концерты… И все это никуда потом не исчезало! Все это накапливалось в огромную кладовницу, из которой они потом черпали и переформировывали музыкальные мелодии всю свою жизнь.

А если в том или ином месте музыкального произведения, в конкретной мелодии Моцарт слышал скрипку, то почему мы, интерпритаторы, не должны ее слышать?! Но что делать, если скрипка не слышится? И как, вообще, понять, где скрипка а где контрабас?!)

Думаю, вариантов не много. В наше замечательное время проходит не меньше опер, симфоний и концертов, чем во времена Моцарта, Брамса или Чайковского. Если вы проживаете в славном городе Киеве, то тут и говорить не о чем. Не Вена, конечно, но выбор достаточный, было бы желание.
Если живете не в столице, то даже в самой отдаленной глубинке сейчас есть интернет, где есть тысячи превосходных записей. Конечно, я за «живое» посещение концертов, но просмотр музыки на компьютере не самый плохой вариант. О таком кладезе не могли и мечтать никто из перечисленных ваше гениев.

А дальше слышание и восприятие определенных эпизодов придет само собой! И если,в определенном месте, вы явно услышите английский рожок ( мой любимый оркестровый инструмент :)) и тут же попытаетесь его воспроизвести, то знайте — вы кое — чего добились. А услышите звучание английского рожка вы, услышат все, тут даже не сомневайтесь.

Для эксперимента предлагаю вам сходить в оперный театр, хотя бы единожды, а потом дома попробовать сыграть уже выученное произведение. Даю вам гарантии, что инструмент сразу зазвучит более певуче, а это будет первый шаг на пути к совершенству. Удачи!)

Источник

Рояль. Инструмент-оркестр

Рояль. Инструмент-оркестр

Вот он стоит на эстраде. Большой, блестящий. великолепный. В его гладкую полированную поверхность можно смотреться, как в зеркало. Тронешь пальцем прохладную гладкую клавишу — и рояль отзовётся чистой и звонкой, постепенно замирающей нотой. Нажмёшь ногой на педаль — звук тянется, нота звучит дольше. Верхние клавиши откликаются тоненько и нежно, нижние гудят как колокол.

На рояле можно сыграть и грустную протяжную мелодию, и быстрый, стремительный танец. Можно играть плавно, как бы переливая один звук в другой, а можно играть каждую нотку отдельно, отрывисто. Можно нажать сразу несколько клавиш, например, три или четыре клавиши через одну получится аккорд, а если сыграть их плавно, по отдельности — арпеджио, как на арфе. Звук может быть и очень громким, и очень тихим, недаром второе имя рояля — «фортепиано» — по-итальянски означает «громко-тихо».

И вот этот самый рояль, король всех музыкальных инструментов, красивый, сложный, большой, называется клавишным ударным инструментом.

Странно: барабан, тарелки, пусть даже более хитро устроенный ксилофон, и вдруг — рояль! Как же так?

Откроем верхнюю крышку рояля, ту, которую поднимают на концерте, когда играет пианист (это делается для того, чтобы звук был сочнее, громче), закрепим поднятую крышку специальной подпоркой и заглянем внутрь.

Ого! Сколько струн! Какой же это ударный инструмент, если у него струны? Но посмотрите, под струнами длинный ряд деревянных молоточков с мягкими войлочными подушечками на концах. Нажали клавишу — молоточек подскочил и ударил по струне, а над струной поднялся чёрненький демпфер-глушитель. Молоточек заставил струну колебаться и, значит, звучать, а демпфер отпустил этот звук на волю. Отняли палец от клавиши — опустился демпфер и остановил струну — звук затих.

Итак, палец ударяет клавишу, клавиша поднимает молоточек, а молоточек ударяет струну. Совсем так же, как каменная колотушка — каменный брус литофона, как деревянный молоточек — металлическую пластинку детских цимбал.

Но на этом, пожалуй, и кончается сходство рояля с семейством ударных. Клавиши у него, как у органа, струны, как на скрипке или виолончели, а звучит он куда разнообразнее и выразительнее, чем любой из этих инструментов.

Рояль — один из немногих музыкальных инструментов, выступающих самостоятельно, без аккомпанемента. Это инструмент достаточно выразительный, а главное — многоголосный, то есть на нём можно сразу сыграть несколько мелодий или мелодию и аккомпанемент одновременно.

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать песню Шуберта «В путь»? В этой песне юноша прощается со своим хозяином — мельником. Юноша уходит странствовать по свету, уходит туда, куда поведёт его весело бегущий ручей.

Певец, изображая героя песни, поёт чудесную светлую мелодию. А в аккомпанементе мы слышим пляску мельничных жерновов и лёгкий, журчащий бег весёлого ручья.

Ещё одна песня Шуберта — «Форель». Простая, бесконечно обаятельная мелодия, а в аккомпанементе будто переливаются одна в другую журчащие нотки: то ли капельки воды искрятся на солнце, то ли быстрая, игривая форель сверкает своими перламутровыми чешуйками.

Иногда рояль сопровождает пение простыми аккордами или арпеджиями, иногда рисует целые картины, будто досказывает то, о чём не может достаточно полно рассказать мелодия.

В балладе Шуберта «Лесной царь» певец поёт о том, как тёмной холодной ночью мчится по лесу всадник с больным ребёнком, которому в бреду чудится страшный Лесной царь «в тёмной короне с большой бородой». Мелодия рассказывает нам, как жалуется и тоскует ребёнок. А в аккомпанементе — топот неистово скачущего коня, вкрадчивая речь лесного царя и снова ритмично чередующиеся аккорды бешеной скачки.

Но как бы выразительно ни звучал рояль-аккомпаниатор, он всё же подчиняется солисту, он обязан прислушиваться к нему и, когда нужно, скромно отступить на задний план.

Иное дело, когда рояль остаётся один. Тогда под руками пианиста раскрываются его настоящие возможности. Звуки рояля заполняют весь зал, и целый вечер мы слушаем, одно за другим, замечательные музыкальные произведения, написанные для рояля. Только для рояля. Трудно назвать композитора, который не писал бы фортепианной музыки. Бетховен и Моцарт. Чайковский и Глинка, Рахманинов и Прокофьев.

Всё творчество гениального Фридерика Шопена отдано роялю. Замечательный пианист и композитор Антон Рубинштейн говорил о Шопене: «Это — душа фортепиано».

В музыке Шопена действительно словно поёт душа композитора, душа рояля. Музыка рассказывает о глубокой и неизменной тоске польского композитора, с самых юных лет оторванного от родной страны, угнетённой и борющейся за свою свободу; о большой и верной любви Шопена к далёкой родной Польше.

Творчество Шопена всегда неразрывно связано с чудесной природой Польши, с её народными напевами и танцами. Они слышатся в гордых, сверкающих полонезах; в изящных вальсах; в мазурках, иногда задорных и будто созданных для танца, а временами скорбных и задумчивых.

И всё это богатство красок и звуков, все порывы мятежного сердца Шопена передаёт рояль. Он то поёт вдохновенно и нежно, то гудит торжественными и мощными аккордами; то вдруг стремительный, неистовый поток звуков обрушивается на зал и снова стихает, уступая место новым чудесным мелодиям.

Совсем не похож на Шопена другой композитор, который тоже очень много писал для рояля, — Ференц Лист.

Музыка Листа в основном нарядная, блестящая. С виртуозными пассажами, сложнейшими аккордами и стремительными темпами многих фортепианных пьес Листа могут справиться только очень хорошо тренированные пальцы пианиста-виртуоза, каким был сам Лист. Порой рояль звучит у него словно оркестр — так же мощно и величественно, так же красочно и ярко.

Конечно, в фортепианной музыке Листа есть и поэтичные, лирические страницы, когда рояль поёт ласково, мягко, когда тихо переливаются звуки один в другой или плывёт красавица мелодия, рассказывающая о счастье, о тихой радости. Однако виртуозность, стремительность, сила и блеск — отличительные свойства фортепианной музыки Листа. Именно по таким произведениям легче всего узнать этого композитора.

Не то что перечислить, даже представить себе невозможно, сколько музыки написано для рояля.

Знаменитая соната «Аппассионата» Бетховена, в которой каждый такт музыки пронизан неукротимым вольнолюбием, революционной страстностью. За эту мятежную страстность, за подлинную гражданственность музыки «Аппассионату» Бетховена очень любят во всё мире.

«Времена года» Чайковского. Двенадцать великолепных музыкальных картин по числу месяцев в году. Эти картины русской природы так выразительны, что, слушая их, невольно представляешь себе знакомые полотна русских художников-пейзажистов — Левитана и Поленова, Саврасова и Серова. И вновь и вновь поражаешься тому, что со всем этим справляется один рояль.

В симфоническом оркестре рояль как равноправный инструмент звучит довольно редко (потому-то мы и не говорили о нём раньше). Если же композиторы включают его в какое-нибудь симфоническое произведение, то в большинстве случаев он поддерживает именно ударную группу чёткими, даже суховато звучащими аккордами или пассажами.

Но зато очень часто рояль и с оркестром выступает как солист. У многих композиторов есть музыкальные сочинения, написанные для рояля с оркестром. Одно из таких произведений — пожалуй, самое известное и знаменитое — Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского.

Здесь уже рояль — главное действующее лицо, а симфонический оркестр ему аккомпанирует. Это состязание достойных и равных — рояля и оркестра, пианиста и дирижёра.

Музыкальные темы проходят то у оркестра, то у рояля, изменяясь, как будто по-разному окрашиваясь. То рояль и оркестр сливаются в одном мощном звучании, то вдруг затихает оркестр и рассыпаются блестящие, виртуозные пассажи: переливающийся жемчуг по чёрному бархату, как говорил когда-то Глинка про игру знаменитого пианиста Фильда.

Рояль будто спорит с оркестром, доказывает что-то, в чём-то убеждает, потом вдруг смиряется, подчиняется своему аккомпаниатору, как бы вслушивается. осторожно поддерживает, затем снова обрушивается на оркестр, заставляя его замолчать. И один властно завладевает залом, наполняя его то грозно гудящими, то нежно льющимися звуками.

И никогда звучание рояля не уступает звучанию оркестра. Оно столь же выразительно, разнообразно и сильно.

Блестящая концертная деятельность инструмента-солиста не мешает роялю оставаться скромным тружеником, верным другом и помощником каждого музыканта.

Рояль — самый знакомый и самый необходимый инструмент. Именно на рояле чаще всего учатся играть с детских лет; от первых робких упражнений и лёгких песенок из «Детского альбома» Чайковского до сложных многочастных сонат Бетховена, Моцарта, Шумана.

Очень часто можно встретить людей самых разных профессий, которые неплохо играют на рояле, так как учились этому в детстве.

Рояль — непосредственный участник ваших уроков пения, спортивных занятий, школьных вечеров.

Когда в музыкальных театрах приступают к постановке нового спектакля, то вначале певцы-солисты, артисты хора, балета разучивают и репетируют свои партии под рояль, и только тогда, когда всё уже выучено, приступают к репетициям с оркестром.

Ежедневные упражнения певцов тоже сопровождает рояль. Каждый певец должен уметь играть на рояле, да и не только певец. В музыкальных школах, училищах, в консерватории все учащиеся, студенты всех факультетов обязательно занимаются по классу фортепиано. Будущие дирижёры, скрипачи, валторнисты, композиторы, музыковеды все должны уметь играть на рояле.

Даже создавая симфонические произведения, композиторы пишут их за роялем. Правда, они великолепно слышат внутренним слухом, как будет звучать эта музыка в оркестре, но ведь проверить себя сразу они не могут, — невозможно же с каждым сочинённым кусочком музыки бежать в залы филармоний или консерваторий и просить оркестрантов отложить репетицию или концерт, чтобы сыграть написанное.

Вот рояль и заменяет композитору весь оркестр. На нём можно сыграть одновременно очень много нот — только бы пальцев хватило. Ну, а если не хватает, можно записать музыку для четырёх рук или для восьми на двух роялях. Второго пианиста и второй рояль всё же легче найти, чем целый оркестр.

Много дел и обязанностей у рояля, и со всеми он справляется прекрасно. Разве только когда к нему относятся без должного внимания и уважения, — рояль отказывается служить.

Грустно бывает видеть порой в каком-нибудь клубном или школьном зале потускневший, потрескавшийся рояль с тёмными, поломанными клавишами (кто-то сорвал с них белые блестящие пластинки). Звук у него дребезжащий и даже жалобный, а многие струны и совсем не отзываются.

Да, друзья мои, так пока ещё бывает. Есть ещё люди, которые не берегут, не ценят рояль. Зачем он им? Они ведь «не любят музыки».

А теперь внимание, друзья! С вами говорит рояль.

Текст Г. Левашевой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата», 1 часть (фрагмент) , mp3;
Лист. Баллада № 2 си-бемоль минор (фрагмент) , mp3;
Лист. «Любовные грёзы» , mp3;
Моцарт. «Фантазия» ре минор , mp3;
Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. 1 часть (фр-т) , mp3;
Чайковский. «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» , mp3;
Шопен. Вальс № 7 до-диез минор , mp3;
Шуберт. Баллада «Лесной царь» (фортепиано) , mp3;
Шуберт. «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха» , mp3;
Шуберт. «Форель», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Оцените статью