Фортепьяно или фортепиано словарь как правильно

Фортепиано и Фортепьяно

Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .

Смотреть что такое «Фортепиано и Фортепьяно» в других словарях:

фортепиано — ФОРТЕПИАНО и ФОРТЕПЬЯНО, пианино, рояль, устар. фортепьяны, разг. фоно, разг. сниж. клавиши, разг. сниж. пьяно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Фортепьяно — фортепиано (старинное рус. фортепьяны; нем. Fortepiano, Hammerklavier, Klavier, франц. и англ. piano, итал. pianoforte), собирательное назв. семейства клавишно струн. муз. инструментов, снабжённых молоточковой механикой. Совр. Ф.… … Музыкальная энциклопедия

Фортепьяно — Фортепиано Классификация • Клавишный инструмент • Струнный инструмент Диапазон … Википедия

фортепиано — нескл., ср. forte piano, нем. Fortepiano <, ит. fortepiano. Струнный ударно клавишный инструмент в форме продолговатого стола с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука. БАС 1. < Арно>… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

фортепьяно — фортепиано, фортепьяны, (механическое) пианино, клавиши, пьяно, фоно, пианола, рояль Словарь русских синонимов. фортепьяно см. рояль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

ФОРТЕПИАНО — и фортепьяно [тэ], нескл., ср. (франц. forte piano от итал. pianoforte). Клавишный музыкальный инструмент в виде ящика с металлическими струнами и с педалями для усиления и ослабления звука. «Съедутся домашние друзья потанцевать под фортепьяно.»… … Толковый словарь Ушакова

фортепьяно — и устаревающее фортепиано. Произносится [фортэпьяно] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ФОРТЕПИАНО — [тэ ], нескл. и ФОРТЕПЬЯНО [тэ ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф. | прил. фортепианный, ая, ое и фортепьянный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

фортепиано — сущ., кол во синонимов: 7 • инструмент (541) • клавир (6) • пианино (8) • … Словарь синонимов

фортепьяно — ФОРТЕПИАНО, ФОРТЕПЬЯНО [тэ], неизм.; ср. [итал. fortepiano] Ударно клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино. Окончить класс ф. Бренчать на ф. (играть кое как, неумело). Расстроенное, старое… … Энциклопедический словарь

Источник

«Фортепиано» или «фортепьяно»: как правильно пишется слово?

Слово, обозначающее музыкальный инструмент Fortepiano, имеет итальянские корни и образовано из двух частей: “форте” – что значит «громко» и “пиано” – переводится как «тихо». Иногда возникают споры о том, как правильно писать и произносить: «фортепиано» или «фортепьяно». По частоте запросов в поисковых системах «фортепиано» встречается чаще.

Как правильно пишется

С точки зрения орфографических словарей правильное написание заимствованного слова возможно в двух вариантах: они равноправны в употреблении и внесены в словари.

В русском разговорном языке инструмент чаще называется «фортепьяно». Но большинство людей с музыкальным образованием используют слово «фортепиано». Эта версия предпочтительнее в пределах норм современного русского языка – поэтому в официальных документах и публицистике лучше писать именно так, а «фортепьяно» оставить для неофициального общения.

Какое правило применяется

Для правильного написания этого заимствованного слова нет правила. На его графическое начертание влияют этимология и фонетические свойства русского языка. Это означает, что правильное написание следует уточнять в орфографическом словаре. Существует два варианта, которые зафиксированы в большинстве словарей: фортепья́но и фортепиа́но. Поэтому оба варианта являются правильными.

Примеры предложений

То, что оба варианта написания в равной степени применимы в русском языке, можно наглядно увидеть на примере классических литературных произведений. В частности, Достоевский и Тургенев в разные годы употребляли то один, то другой вариант.

«Она сидела за фортепьяно, импровизируя на тему одного любимейшего ею мотива итальянской музыки.» «Неточка Незванова», 1848

«Одна бедная заезжая дама, вдова из благородных, обучала на фортепиано.» «Бесы» 1872

«Мы и на фортепьяно играли, и пели, и танцевали, и представляли цыганский табор.» «Первая любовь», 1860

«Иногда Иван Матвеич заставлял меня играть на фортепиано.» «Несчастная», 1868

Как неправильно писать

При написании названия популярного музыкального инструмента изредка может быть допущена ошибка, сочетающая оба варианта: «фортепияно».

Источник

Словари

ФОРТЕПИА́НО [тэ], нескл. и ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.

ФОРТЕПИА́НО, ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], неизм.; ср. [итал. fortepiano] Ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино. Окончить класс ф. Бренчать на ф. (играть кое-как, неумело). Расстроенное, старое ф. Концерты для ф. с оркестром.

Фортепиа́нный; Фортепья́нный, -ая, -ое. Ф-ые струны, клавиши. Ф-ая фабрика. Ф. мастер. Ф. вечер (концерт игры на фортепиано). Ф-ая музыка, пьеса (исполняемые на фортепиано). Ф. факультет (готовящий пианистов).

фортепья́но — фортепиано (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо), общее название клавишно-струнных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно изобретено в начале XVIII в. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой двойной репетицией — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — XIX-XX вв.

ФОРТЕПЬЯНО — ФОРТЕПЬЯ́НО (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо), общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно — с т.н. двойной репетицией (см. РЕПЕТИЦИЯ) — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 вв.

ФОРТЕПЬЯНО (итал. fortepiano — от forte — громко и piano — тихо), общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно — с т.н. двойной репетицией — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 вв.

и фортепиа́но, нескл., ср.

Ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино.

Встаешь, бывало, утром рано, Бренчит уж в зале фортепьяно. Лермонтов, Монго.

Любочка в сотый раз твердила на фортепьяно какой-то невыносимо надоевший пассаж. Л. Толстой, Юность.

фортепья́но и фортепиа́но, нескл., ср.

фортепья́но и устаревающее фортепиа́но. Произносится [фортэпья́но].

Источник

Значение слова «фортепиано»

  • Фортепиа́но (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.

ФОРТЕПИА’НО и фортепья́но [тэ], нескл., ср. [фр. forte-piano от ит. pianoforte]. Клавишный музыкальный инструмент в виде ящика с металлическими струнами и с педалями для усиления и ослабления звука. Съедутся домашние друзья потанцовать под фортепьяно. Грибоедов. Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепиано, романсы. Л. Толстой. Рояль и пианино — современные разновидности фортепиано.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

фортепиа́но

1. муз. струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн и с педалями для усиления и ослабления звука ◆ В зале стояло фортепиано, матушка играла вальс, дети вертелись. И. Н. Потапенко, «Шестеро», 1895 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Андрей Геласимов, «Год обмана», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дылда — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Словари

нескл. ср.; = фортепья́но

1. Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука.

2. Общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов (рояль, пианино).

ФОРТЕПИА́НО и фортепьяно [тэ], нескл., ср. (франц. forte-piano от итал. pianoforte). Клавишный музыкальный инструмент в виде ящика с металлическими струнами и с педалями для усиления и ослабления звука. «Съедутся домашние друзья потанцевать под фортепьяно.» Грибоедов. «Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепиано, романсы.» Л.Толстой. Рояль и пианино — современные разновидности фортепиано.

ФОРТЕПИА́НО [тэ ], нескл. и ФОРТЕПЬЯНО [тэ ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.

| прил. фортепианный, -ая, -ое и фортепьянный, -ая, -ое.

Струнный клавишно-ударный, молоточковый музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино.

Сколько раз она [Ольга] тронет то тот, то другой клавиш, чтоб узнать, не слишком ли высоко настроено фортепиано, или переложит ноты с одного места на другое! (Гонч.).

ФОРТЕПИА́НО, ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], неизм.; ср. [итал. fortepiano] Ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино. Окончить класс ф. Бренчать на ф. (играть кое-как, неумело). Расстроенное, старое ф. Концерты для ф. с оркестром.

Фортепиа́нный; Фортепья́нный, -ая, -ое. Ф-ые струны, клавиши. Ф-ая фабрика. Ф. мастер. Ф. вечер (концерт игры на фортепиано). Ф-ая музыка, пьеса (исполняемые на фортепиано). Ф. факультет (готовящий пианистов).

ФОРТЕПИАНО — широко распространенный музыкальный инструмент, имеющий наибольшее значение в европейской музыке Нового времени. Этот клавишно-струнный молоточковый инструмент существует в двух разновидностях (рояль и пианино). От главных своих предшественников — клавикорда и клавесина — отличается тем, что звук в нем извлекается ударом молоточка по струнам, в то время как в клавикорде металлический штифт, соединенный с клавишей, касается струны и делит ее на две части — звучащую и пассивную (этим определяется высота звука), а в клавесине звук извлекается щипком струны с помощью соединенного с клавишей перышка. Громадное преимущество фортепиано перед его предшественниками заключается в возможности варьировать динамику звучания, т.е. в способности этого инструмента воспроизводить широкий спектр оттенков между «тихо» и «громко». Самый мощный клавесин давал только ограниченное число динамических градаций, причем внутри каждого уровня громкости оттенки были невозможны. На клавикорде можно было воспроизводить достаточно тонкие оттенки, но число градаций громкости было совсем невелико. Эти инструменты хорошо подходили для существовавших в 16-18 вв. разных типов музыки для клавишных, но в конце 18 в. возникла настоятельная потребность в инструменте, который сочетал бы чувствительность клавикорда, его певучесть с динамическими возможностями клавесина. Уже в конце 17 в. были предприняты попытки создать подобный инструмент, но первое удачное изобретение в данной области относится к 1709. В этом году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори (1655-1732) во Флоренции построил «клавесин с тихим и громким звучанием» («cembalo col piano e forte»), в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Почти одновременно с Кристофори (соответственно в 1716 и 1717) и, по-видимому, независимо от него, подобные изобретения были сделаны Ж. Мариусом в Париже и К. Г. Шретером в Дрездене. Немецкий мастер Г. Зильберман усовершенствовал конструкцию Кристофори. Хотя новые опыты относились к самому началу 18 в., только в 1780-е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по-видимому, в Аугсбурге ок. 1770 И.Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И.А.Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда «янычарского» оркестра. Однако легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732-1812). В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль «forte» («громкая»), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль «una corda» («тихая»), которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны). Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии. Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 Себастьян Эрар (1752-1831) в Париже изобрел механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. В 1825 А.Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил еще более мощное звучание. В 1830 Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались прежде всего для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано — в виде пирамиды, лиры, жирафа, — но они вскоре вышли из употребления. С 1855, когда фирма «Стейнвей и сыновья» в Нью-Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара, закрепилась модель современного фортепиано. В дальнейшем эксперименты затрагивали главным образом клавиатуру инструмента. Можно выделить клавиатуру Янко (1882), на которой клавиши располагались подобно клавишам пишущей машинки, а также двойную клавиатуру Моора, имевшую два мануала, настроенные в октаву друг к другу, причем на них можно было играть одной рукой; кроме того, с 1892 по 1930 было запатентовано несколько четвертитоновых клавиатур. К середине 20 в., однако, осталась в употреблении только одна традиционная клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши — пяти хроматическим тонам в каждой октаве. В американских инструментах имеется третья ножная педаль, располагающаяся между двумя стандартными: это педаль «sostenuto», которая поднимает демпферы только на тех струнах, клавиши которых нажаты; благодаря этой педали можно заставить звучать нужные клавиши, с которых уже сняты пальцы, и тем самым освободить руки исполнителя. Разные типы механического фортепиано, изобретенные на пороге 20 в. и использовавшие картонные перфорированные круги (как в шарманках), делали возможными очень беглую игру и политональные эффекты, недоступные на обычном инструменте; эти преимущества, однако, исчезли в 1920-е годы с распространением радио и граммофона.

Бражникова М. Фортепиано. М., 1967 Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

ФОРТЕПИА́НО (от итал. forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных струнных муз. инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Благодаря сочетанию достоинств клавира с возможностью не только сопоставлять громкую и тихую звучность, но и передавать постепенные динамич. изменения, дифференцировать звучание голосов, Ф. с кон. 18 в. стало гл. инструментом европейски ориентированной муз. культуры.

В отличие от клавесина и органа, сила звука на Ф. зависит от силы нажатия клавиши. В момент нажатия сложный механизм приводит в движение молоточек, головка к-рого, обтянутая особым войлоком, фильцем, ударяет по хору струн (от одной или двух в басу до трех в среднем и верхнем регистрах для каждого звука), сразу отскакивая обратно, и отделяет от струны глушитель (демпфер), который позволяет ей звучать, пока клавиша нажата, и прекращает ее колебания, как только клавиша отпускается. Правая педаль освобождает от демпферов все струны, продлевая их звучание независимо от удержания клавиши и обогащая его обертонами резонирующих струн, что создает эффекты, недостижимые на др. инструментах (А. Г. Рубинштейн назвал эту педаль «душой» Ф.). Левая педаль на рояле сдвигает клавиатуру и механику вправо, и молоточек ударяет по двум струнам вместо трех (или одной вместо двух), что изменяет силу и тембр звука; третья педаль, если она есть, оставляет отделенными от струн демпфера лишь те клавиши, к-рые уже были нажаты. Чугунная рама выдерживает натяжение стальных струн (до 20 т). Дека из резонансной ели усиливает их колебания. Полная клавиатура насчитывает 88 клавиш (7 1 /4 октав), неполная — 85 (7 октав).

Ф. изобрел Бартоломео Кристофори, хранитель муз. инструментов при дворе Медичи во Флоренции (инструмент arpicembalo описан в 1700). В 1732 напечатаны 12 сонат Л. Джустини для Ф. И. С. Бах критиковал первые Ф. Зильбермана, немецкого последователя Кристофори, но одобрил более поздние, играл на них (1747), в 1749 даже содействовал их продаже. Ф., вероятно, регулярно использовалось в 1750-60-х гг. в придворных концертах Фридриха II в Берлине, где клавиристом был Ф. Э. Бах; в 1768 И. К. Бах впервые в Лондоне играл в концерте на Ф. соло (ранее, в 1763, Ф. звучало на концерте в Вене), причем использовал т. н. столообразное Ф. (изобретено в 1742), прямоугольной формой и механикой связанное с клавикордом и популярное до сер. 19 в. К кон. 18 в. Ф. вытеснило иные виды клавира — благодаря как улучшению конструкции (И. А. Штейн, И. А. Штрайхер, А. Бекерс и др.), так и утверждению нового муз. стиля в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Эволюция муз. культуры 19 в. (в т. ч. стр-во концертных залов) требовала усилить мощность звука. Толстые, перекрестно натянутые стальные струны, чугунные рамы, крупные молоточки и др. сделали современное Ф. еще более совершенным.

Первые объявления о продаже Ф. в Петербурге появляются в 1771. С этого времени Ф. — обязательный эл-т дворянского быта, салона, усадьбы. В кон. 18 — нач. 19 в. в обеих столицах работали десятки фортепианных мастеров. Вопросы фортепианной механики изучал (в 1780-1808) И. П. Кулибин. М. И. Глинка высоко ценил рояли А. И. Тишнера (1818-40-е гг.), А. С. Даргомыжский — К. Вирты (сер. 1820-х гг. — 1857). Хорошие Ф. изготавливал рус. мастер А. Нечаев. В 1810 в Петербурге открыл мастерскую, выросшую в первую в России фортепианную фабрику, Ф. Дидерихс, в 1818 — К. М. Шредер, в 1841 — Я. Беккер, в 1856 — Ф. Мюльбах. Рояли этих фирм (особенно «Беккер») не раз удостаивались высших наград на международных выставках; сами фабрики организовывали концерты, муз. конкурсы. В 1913 Россия произвела 13 500 Ф. (80% — Петербург, остальное — Москва, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис и др.) при потребности в 22 000; остальное импортировалось (Германия производила ок. 120 тыс., США — 370 тыс. Ф. в год).

В 1-ю мир. войну большинство фортепианных фирм закрылось; лишь в 1924 на базе фабрики «Я. Беккер» (с 1927 «Красный Октябрь») возобновлено произ-во, преимуществ, пианино, с использованием импортной, затем отечеств, механики и сырья. Потребности муз. образования, огромный спрос стимулировали его рост. В 1970-х гг. СССР производил в год ок. 200 тыс. Ф., в основном пианино, уступая лишь США (220 тыс.) и Японии (273 тыс.). Неплохие концертные рояли выпускала фабрика «Эстония». На Всемирной промышленной выставке 1958 в Брюсселе концертный рояль «Красный Октябрь» завоевал Гран-при и золотую медаль; с того же года растет экспорт Ф.

В 1974 создан концертный рояль «Россия»; однако наладить выпуск концертных роялей мирового уровня не удалось. В посл. годы произ-во Ф. резко сократилось.

Рус. фортепианная музыка — яркая глава мировой фортепианной лит-ры. Первые рус. композиторы-пианисты появились на рубеже 18-19 вв. (Л. С. Гурилев, Д. Н. Кашин, А. Д. Жилин). В творчестве многих рус. композиторов Ф. играло существенную (Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, О. С. Прокофьев) либо ведущую роль (Д. Фильд, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Рус. фортепианная школа со 2-й пол. 19 в. — одна из крупнейших в мире.

Лит.: Бражников М. В. Фортепиано. М., 1967; Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968; Столпянский П. Н. Музыка и музицированиев Старом Петербурге. Л., 1984.

Сама ты, бля, фортепиано. Жарг. муз. Шутл. Соната для фортепиано. БСРЖ, 630.

Источник

Оцените статью