Песня «Течёт Волга». История создания. Ноты. Видео
4 апреля ушёл из жизни советский композитор Марк Фрадкин (1914—1990).
Песня «Течёт Волга» Марка Фрадкина на стихи Льва Ошанина. История создания
Спутница тревог
Марк Григорьевич Фрадкин (1914—1990), русский советский композитор. На его счету более 50 музыкальных тем к известным российским кинофильмам, среди которых «Комсомольская песня» из кинофильма «Добровольцы», «Песня о любви» из «Простой истории», «Течет Волга» и «Летите, голуби» из одноименных фильмов, «За того парня», «Увезу тебя я в тундру», а также многие другие. Марк Фрадкин — обладатель Государственной премии (1979) и звания Народного артиста с 1985 года.
О том, как создавалась одна из самых известных песен Марка Фрадкина, рассказывает его соавтор — поэт Лев Ошанин.
Мне всегда хотелось написать песню о Волге.
Я родился на Волге, в Рыбинске, много раз бывал в Волгограде, Саратове. Но после удивительных старых народных песен, после песен о Стеньке Разине у меня просто не поднималась рука.
Но вот однажды мне позвонил композитор Марк Фрадкин. Он сказал, что звонит по просьбе кинорежиссера Якова Сегеля, который снимает панорамный фильм о Волге и просит нас написать для этого фильма песню. Это было заманчиво и страшновато.
Но кино есть кино. В кино — сроки. Если дал согласие — пиши.
А Сегель со съемочным коллективом в это время уже плыл по Волге, вдоль ее плесов и городов на пароходе «Аргунь» и снимал целую жизнь старого волгаря, последний раз ведущего буксир, отслуживший, как и он, свою долгую службу.
Там, на борту «Аргуни», в Волгограде, и складывалась песня «Течет Волга».
Создавалась она у рояля — строка за строкой, поворот за поворотом искались вместе с Фрадкиным. В работу часто врывался и Сегель, тонко чувствующий и любящий песню.
Всем хотелось, чтобы песня вышла и очень волжской, и очень простой, а в то же время значительной и современной. Как это сделать?
Если говорить о стихах, то черновиков, набросков, вариантов было множество, но сохранились у меня только три странички этих набросков. Вот, например, каким был самый первый вариант песни:
Издалека
Течет река,
Полна своих забот.
И никогда
Ее вода
Обратно не придет.
Мой причал
Позади.
Там любовь,
Там дожди.
Берег, полный огня…
Волга, не забывай меня!
А сколько раз
В рассветный час
Ты в путь меня звала.
А по весне
Навстречу мне
Босой девчонкой шла…
И снова: «Мой причал позади…»
Была в этом варианте еще и такая строфа:
Бегут леса,
Бегут дома,
А с ними жизнь сама,
И Ярославль,
И Хохлома
Опять сведут с ума.
Была готова музыка, насколько я вспоминаю сейчас, очень привлекательная. Фрадкину долго казалось, что «Мой причал…» — это и есть припев песни. А та музыкальная фраза, которая сейчас является рефренной, — «Издалека долго течет река Волга…» — эта фраза сначала казалась Фрадкину вступлением к песне.
Но мы с Сегелем убедили его, что это — самая глубокая фраза и что она является основой и сутью песни.
Помню, что много было споров и по поводу музыки средней части. Сегелю очень нравилась мелодия одной нашей старой лирической песни, написанной с Фрадкиным для какого-то спектакля. Песня не имела судьбы, и мы были согласны зачеркнуть ее. На ее ритмический рисунок и были написаны стихи трех куплетов — новелл, составляющих песню. Но оказалось, что с припевом мелодия не сливается, «простит» песню, делает ее плоской. Тогда Марк Григорьевич написал новую музыку, которая была необыкновенно точной.
Сначала четвертая строка рефрена была длиннее. И у меня было так:
Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга —
И красит небо в синий цвет.
Лев Иванович Ошанин (1912—1996), советский поэт. Автор популярных патриотических, лирических песен. Сборники «Дети разных народов» (1950), «Стихи о любви» (1957), «Шел я сквозь вьюгу. » (1970), «Островитяне» (1972), «Издалека — долго» (1977), «Пока я дышать умею» (1985), «Баллады» (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1950).
Мне это очень нравилось. А Фрадкину и Сегелю — нет. Но я не сдавался. Кончилось тем, что Фрадкин сократил музыку, и влезло только «конца и края нет». Я сначала обиделся. Но музыка и песня в целом стали значительно лучше.
Когда песня в первый раз прозвучала по радио, мне встретился поэт Владимир Дыховичный и, похвалив песню, сказал:
— Слушай, это же очень трудно. Там все слова рифмуются!
Оказалось, что действительно в рефрене все рифмуется. А я этого не заметил.
Так часто бывает в песне — некоторые формальные особенности используются поэтом интуитивно, без заданной схемы. Но, конечно, если бы была хоть маленькая натяжка, хоть одно неестественное слово, все надо было бы переделать и отказаться от рифм. Помню, что во второй части припева никак не находилась третья строка:
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых…
Нужна была еще одна, такая же точно по ритму. А потом уже шло: «А мне семнадцать лет». Я перепробовал разные строки с рифмой к словам «спелых» и «белых». Но сразу все получалось искусственно и сладко, пока не нашлась повторная строка из первой части припева:
Течет моя Волга,
А мне семнадцать лет.
Кстати, далеко не все песни выдерживают такую «поголовную» рифмовку. Скажем, был у меня такой случай, когда буквально все слова рифмовались в «Футбольной песенке», написанной с А. Новиковым. А вот в песне с А. Островским ; «Хороша ты, Вена» сначала все было построено на сплошной рифме, и получилось тупо. Пришлось рифмой пожертвовать, что я и сделал щедро и безоглядно. В «Волге» рифма оказалась на месте.
В работе над этой песней была особая, дополнительная трудность. Для фильма нужны были куплеты-эпизоды. Такие эпизоды можно было написать. Но сложатся ли они потом в цельный образ песни?
А мне думается, что писать песню-иллюстрацию, нечто служебное для картины, неверно и глупо. И для картины важно, чтобы потом песня вышла из нее и зажила самостоятельной жизнью. Сколько раз я отказывался от работы в кино, потому что не видел серьезной возможности в данной ленте создать самостоятельно живущую песню.
Песню «Течет Волга» удалось связать в единый клубок. Сегель поверил в нее и, по существу, «подвесил» на нее весь фильм.
Должен сказать, что я сравнительно мало работал в кино. Большинство моих песен пришли к людям не из фильмов; наоборот, многие попали в фильмы позднее. Так было с «Дорогами», «Гимном демократической молодежи мира», «Голосом земли» и некоторыми другими песнями.
Воспоминание о песне «Течет Волга» — одно из самых лучших воспоминаний о работе в кино.
Говоря об этой песне, хочется поделиться еще одним раздумьем. Раздумьем о ее исполнителях.
Песню для фильма записал Владимир Трошин, записал очень проникновенно и мягко, как это обычно свойственно этому талантливому артисту. Но когда редакция передачи «Доброе утро» попросила разрешения передать песню перед выходом картины по радио, Сегель разрешение дал, а ролик с записью не дал. И для радиослушателей первым исполнителем и первой любовью в песне «Течет Волга» был Марк Бернес. Он внес в это исполнение свойственное ему глубокое раздумье, мужественность, драматизм. Так и существовала песня в этих двух записях, каждая из которых была по-своему примечательна.
Но вдруг «углядела» песню и совершенно неожиданно для нас начала ее петь Людмила Зыкина. И оказалось, что все три такие разные редакции песни имеют право на существование.
Я знаю людей, которым до сих пор больше всего по сердцу исполнение Бернеса. И таких, которые предпочитают всем Трошина. Но, пожалуй, наибольшее количество поклонников у Людмилы Зыкиной, которая поет эту песню (к тому же написанную от имени мужчины), поет так, как будто она сама ее создала. Поет ее, как сама Волга, как сама Россия. И в песне открылись новые грани и новые стороны; выпукло обозначился тот народный русский характер, который нам хотелось передать.
Я счастлив, что мне довелось написать эту песню. За это кроме композитора и коллектива, в творческом содружестве с которым она была создана, я прежде всего благодарен моей родной Волге, перед которой всю жизнь чувствую себя должником.
Мой приятель на маленькой волжской пристани ожидал теплохода. Рядом с ним был хозяин пристани, немолодой шкипер, возившийся с каким-то канатом. Из репродуктора зазвучало: «Издалека долго…»
Шкипер бросил канат и стал слушать, серьезно и увлеченно. Мой приятель решил блеснуть эрудицией:
— А знаете, кто ее написал?
— Волгарь написал, — ответил шкипер, — не у волгаря не получилось бы. Мне очень дороги эти переданные мне слова.
Источник: Ошанин Л. И. Песни разных лет, как они создавались и их судьбы… М., 1990.
Песня «Течёт Волга». Ноты
Ноты песни «Течёт Волга» Марка Фрадкина на стихи Льва Ошанина.
Инструмент: ноты для голоса и аккорды;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Ошанин Л. И. Песни разных лет, как они создавались и их судьбы… М., 1990.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Течёт Волга». Текст
Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга —
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне семнадцать лет.
Сказала мать: «Бывает всё, сынок,
Быть может, ты устанешь от дорог, —
Когда придешь домой в конце пути,
Свои ладони в Волгу опусти».
Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга —
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне уж тридцать лет.
Тот первый взгляд и первый плеск весла…
Все было, только речка унесла…
Я не грущу о той весне былой,
Взамен ее твоя любовь со мной.
Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга —
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Гляжу в тебя, Волга,
Седьмой десяток лет.
Здесь мой причал, и здесь мои друзья,
Все, без чего на свете жить нельзя.
С далеких плёсов в звездной тишине
Другой мальчишка подпевает мне:
«Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга —
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне семнадцать лет».
Песня «Течёт Волга». Слушать онлайн. Видео
Песня «Течёт Волга» («Издалека долго Течет река Волга») Марка Фрадкина на стихи Льва Ошанина. Исполняет Людмила Зыкина. Фрагмент фильма «Годы мирных свершений». 1977 г.
Источник
Ноты, Аккорды — Течет Волга — песня
Ноты для гитары, фортепиано, баяна, (аккорды, голос)
к песне «Течет Волга»
Что такое mus ?
Течет Волга
Музыка М.Фрадкина, слова Л.Ошанина
Из кинофильма «Течет Волга»
Аккомпанемент — гитара:
2. переложение В.Красного для семиструнной гитары Концертные пьесы
Аккомпанемент — фортепиано (баян):
1. pdf — из сборника Избранные песни с нотами для голоса
3. pdf — Песни о Росии с нотами для голоса и гитарными аккордами
5. — переложение Е.Тимакина Музыка из кинофильмов с надстрочным текстом
6. — облегченное переложение Е.Сироткина Песни из советских кинофильмов
Аккомпанемент Баян, Аккордеон
1. pdf — переложение Н.Петуховой из Звучала музыка с экрана
2. pdf — переложение И.Лунина из сборника За околицей села
3. — переложение В. Машкова Песни советских композиторов (надстрочный текст)
6. — переложение В.Мотова Легенду мы сделали былью с вокалом
7. — переложение А. Басурманова Первые шаги баяниста с пояснениями
для квартета (кларнет, голос, гитара, аккордеон, контрабас) Эстрадные квартеты
Переложение А.Вирцева для трехголосного однородного и смешанного хора Библиотека хормейстера
Скачать ноты к песне
Текст песни:
Издалека долго течет река Волга
Течет река Волга конца и края нет
Среди хлебов спелых среди снегов белых
Течет моя Волга а мне семнадцать лет
Сказала мать бывает все сынок
Быть может ты устанешь от дорог
Когда домой придешь в конце пути
Свои ладони в Волгу опусти
Издалека долго течет река Волга
Течет река Волга конца и края нет
Среди хлебов спелых среди снегов белых
Течет моя Волга а мне уж тридцать лет
Твой первый взгляд твой первый плеск весла
Все было только речка унесла
Я не грущу о той весне былой
Взамен ее твоя любовь со мной
Издалека долго течет река Волга
Течет река Волга конца и края нет
Среди хлебов спелых среди снегов белых
Гляжу в тебя Волга седьмой десяток лет
Здесь мой причал и здесь мои друзья
Все без чего на свете жить нельзя
С далеких плесов в звездной тишине
Другой мальчишка подпевает мне
Издалека долго течет река Волга
Течет река Волга конца и края нет
Среди хлебов спелых среди снегов белых
Течет моя Волга а мне семнадцать лет
А мне семнадцать лет
АКТЕР СРЕДИ ПЕВЦОВ
Он пришел в нашу музыку в суровое время Великой Отечественной войны, его песни зазвучали впервые на военных дорогах, во фронтовых землянках. Именно здесь, по сути дела, возмужал композиторский талант Марка Фрадкина. Правда, к этому времени у него накоплен был уже немалый жизненный и музыкантский опыт—годы работы на производстве, учеба, затем служба в армии. Перед войной он стал руководить ансамблем Киевского военного округа, для этого коллектива и написал свои первые песни.
Спустя несколько месяцев после начала великой битвы с фашизмом военные пути-дороги занесли молодого музыканта в городок Урюпинск. Там судьба свела его с поэтом Евгением Долматовским, и вскоре там же родилась и их первая совместная песня. Прошло совсем немного времени, и ее подхватили бойцы:
У прибрежных лоз, у высоких круч, И любили мы и росли. Ой, Днипро, Днипро, ты широк, могуч, Над тобой летят журавли.
Кто не знал в те годы «Песни о Днепре», задушевной, мужественной, полной веры в победу. Вслед за ней одна за другой рождались и становились «в строй» все новые песни Фрадкина: «В землянке» (слова А. Суркова), «Вперед, за Отчизну» (слова В. Гусева), «Лесом-перелесочком» (на собственные слова), а за ними — величественная «Песня о волжском богатыре», проникнутые покоряющей лирикой «Случайный вальс» и «Ласковая песня», наконец, победно-оптимистическая «Дорога на Берлин». История создания каждой из этих песен — целая новелла, и многие из таких новелл были написаны позже. Оно и понятно: ведь сам композитор по праву называл себя «фронтовым музыкальным корреспондентом»; многое в те годы сочинялось им буквально на линии фронта. И недаром первая награда—боевой орден Красной Звезды — была вручена ему в Сталинграде. Да и первое издание его песен тоже было боевым—они вышли в сборнике «Родной Юго-Западный фронт». Тогда, в суровом 1942 году, появился отзыв в газете «Литература и искусство», где можно было прочесть: «М. Фрадкин — прирожденный мелодист, и в этом секрет популярности его песен. Сразу, надолго запоминаются их широкие мелодии, всем своим интонационным строем крепко связанные с украинским народным мелосом».
С тех пор прошло четыре десятилетия. Менялись моды, на песенном горизонте сияли и меркли тысячи песен, а любовь слушателей к песням Марка Фрадкина остается прежней. К тем, далеким, но не забытым и поныне песням военных лет каждый год добавляются новые. Композитор плодотворно сотрудничает с такими известными поэтами, как Л. Ошанин, М. Матусовский, Е. Долматовский, Н. Доризо, Р. Рождественский, С. Островой, он пишет музыку ко многим лентам кино и телевидения, и обязательно в каждой такой партитуре ярким огнем горит новая песенная жемчужина. Достаточно напомнить лишь некоторые названия песен, мелодии которых у всех на слуху: «К нам в Саратов», «Ходит по полю девчонка», «За фабричной заставой», «Вернулся я на родину», « Комсомольцы-добровольцы », «Годы летят», «Течет Волга», «За того парня», «Там, за облаками», «Деревня Крюково», «А любовь всегда бывает первою». Список этот легко можно продолжить. Но и названных песен достаточно, чтобы представить себе, как широк диапазон тем, чувств, образов творческого мира Фрадкина—от патриотического пафоса до интимной лирики, от трагического накала до доброго юмора. И не случайно песни его с одинаковой охотой включают в свой репертуар и дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, и такие певцы, как Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Лев Ле-щенко и, наконец, молодежные вокально-инструментальные ансамбли. Потому что песни эти проникнуты острым чувством современности, они созвучны мыслям и переживаниям людей сегодня, как были созвучны им все эти десятилетия.
Важно подчеркнуть, что редкое чувство современности органично сочетается у Фрадкина с требовательным вкусом, с верностью себе, своему стилю. Как у всякого композитора, интенсивно работающего уже долгие десятилетия, среди его песен есть и более и менее удачные. Но мы не найдем среди них песен-однодневок, написанных безразличным пером и прошедших незамеченно. Нет их в списке сочинений Фрадкина потому, что этот композитор творит, следуя не расчету, а внутреннему побуждению, воплощая искренние чувства и жизненно правдивые образы. Примечательно, что, если сравнить список его сочинений с аналогичными списками иных его коллег, может показаться, что им написано не так уж много. Но вот если считать песни удавшиеся, песни, оставшиеся жить,— тут все окажется иначе. Ибо «коэффициент полезного действия», если так можно выразиться, у народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Марка Фрадкина редкостно высок. И именно поэтому он относится к числу гвардейцев нашей советской песни, во многом определивших ее развитие в последние десятилетия и многим обогативших ее.
Источник