Франк концерт для фортепиано с оркестром
Симфонии ре минор Сезара Франка не уступают в художественной ценности «Симфонические вариации» для фортепиано с оркестром (1885). Их композиция своеобразна. Это — вариации на две темы: первая более скорбного, «вопросительного» склада (Точнее сказать, это вторая фраза темы; первая — мужественная, энергичная — утверждается в оркестре, ей жалобно-вопрошающе отвечает солист. В характере такого противопоставления, очевидно, сказалось воздействие музыкальных образов второй части Четвертого фортепианного концерта Бетховена.), а вторая, звучащая издали, носит балладный характер:
Вслед за вступлением возникают три раздела. В первом противопоставлены ранее показанные темы: соревнуясь, их попеременно излагают солист и оркестр. В следующем разделе (Allegretto), соответствующем медленной части симфонии, вторая тема предстает в пяти вариациях и подвергается интенсивному развитию: сначала она излагается в духе мечтательного хорала, приобретая затем полетный склад. В финале же (Allegro) главенствует первая тема; она объединяется со второй в героически устремленном порыве. Несмотря на многоликость образов, все произведение проникнуто единством выражения, обладает ясной и убедительной направленностью формы, что в сочетании с мастерским использованием солирующего фортепиано обеспечило «Симфоническим вариациям» широкое признание.
Франк является также автором шести симфонических поэм (наиболее известная — «Проклятый охотник» по Г. Бюргеру); одна из них — с участием фортепиано («Джинны», по поэме В. Гюго), две — с солистами-певцами и хором (лучшая — «Психея»).
Источник
Пять самых знаменитых фортепианных концертов, которые вы должны знать
Концерт для фортепиано с оркестром — этот тот жанр, который любит и публика, и авторы. Солист-виртуоз плюс вся роскошь симфонического оркестра обычно дают очень яркий результат.
1. Пётр Ильич Чайковский. Концерт для фортепиано №1
Первый фортепианный концерт Чайковского был разруган в пух и прах пианистом, для которого и был написан и которому был посвящён — основателю Московской консерватории Николаю Рубинштейну. Тогда Чайковский снял посвящение и послал партитуру немецкому пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову в США. Там, в Америке, и началась триумфальная история этого концерта. Потом и Рубинштейн изменил своё мнение и включил этот концерт в свой репертуар.
После смерти Чайковского Первый концерт был отредактирован русским пианистом Александром Зилоти. В его редакции он исполняется по сей день.
Но в последнее время пианисты играют и авторскую, оригинальную версию. Например, Михаил Плетнёв:
2. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано ля минор
Коронное начало концерта с типичным норвежским мотивом — отличная идея композитора. Его невозможно забыть!
Этот супер популярный концерт принёс Григу первую широкую известность в Европе. Он был написан в год женитьбы Грига, и просто дышит счастьем. Вторая часть тоже очень хороша. Так и видишь все эти чудесные норвежские фьорды и скалы.
Юный Даниил Харитонов.
3. Вольфанг Амадей Моцарт Концерт для фортепиано №21
Он широко известен своей второй частью . Никакие оперы, сонаты и симфонии Моцарта не сравнятся с этой музыкой, которая просто обволакивает мир любовью.
Симпатичный клип с польским пианистом Яном Лисецким
4. Вольфанг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано №23
Этот концерт тоже широко известен по второй части . Люди написали горы книг, философских трактатов и романов, пытаясь понять, что есть человеческая жизнь. А Моцарт ответил на все вопросы за шесть минут этой музыки. Этот чистый образец музыкального чуда: всё понимаешь, когда слушаешь, но на язык слов это непереводимо.
Владимир Горовиц тоже постиг мудрость простоты.
5. Сергей Васильевич. Рахманинов. Концерт для фортепиано №2
Этот концерт — блестящий результат лечебного курса гипноза.
Лечился Рахманинов у московского психотерапевта Николая Владимировича Даля от последствий тяжёлой психической травмы, связанной с провалом его Первой симфонии. Рахманинов утратил способность сочинять музыку и переживал это так тяжело, что родные опасались за его жизнь.
Даль сумел внушить юному композитору, что внутри него зреет великая музыка, которая выведет его на новый творческий виток. Так и вышло. Концерт получился просто шедевральным. Это музыка человека, который сумел прорваться и заново открывает для себя жизнь. Рахманинов посвятил концерт своему доктору.
Источник