Франк соната для скрипки фортепиано ля мажор

Сезар Франк. Соната для скрипки и фортепиано ля мажор

Сезар Франк долгое время не был «избалован» признанием своих произведений. Важную роль в популяризации его творчества сыграл Эжен Изаи. Этот прославленный скрипач считал своим долгом ознакомление публики с малоизвестными или совершенно неизвестными ей произведениями. Он стал первым интерпретатором многих творений своих современников – Камиля Сен-Санса, Габриеля Форе, Клода Дебюсси. С Сезаром Франком музыканта связывали не только дружеские отношения – скрипач был почитателем таланта Франка. Именно ему посвятил композитор свою единственную скрипичную сонату, которая была завершена в 1886 г.

Соната ля мажор принадлежит к самым вдохновенным и интересным образцам скрипичной литературы. Некоторые черты – умеренный темп в начале, инструментальный речитатив в третьей части, полифонические формы в финале (изложение главной партии в виде канона) напоминают об эпохе барокко, но хроматизированная гармония, характерная для позднеромантического стиля, предвосхищает искания импрессионистов. Скрипичная партия на протяжении всего произведения остается одноголосной – двойные ноты не используются, и это позволило впоследствии сделать переложение для флейты. Существует также виолончельная версия, созданная виолончелистом Жюлем Дельсаром и удостоившаяся одобрения самого Франка.

Очень интересно решено построение сонатного цикла. Из четырех частей три написаны в сонатной форме, но каждый раз она преломляется по-разному: свободная «лирическая поэма» в первой части, романтическое сонатное allegro во второй, сочетание сонатной формы и рондо в четвертой.

Светлая лирика первой части – Allegretto ben moderato – вероятно, навеяна общением с природой (насладиться общением с нею Франку удавалось не так уж часто, но каждый раз это доставляло ему большую радость). Мелодия движется по тонам нонаккорда, который композитор не торопится разрешать, словно любуясь его красочностью. В тему постепенно вливаются хроматизмы, и непосредственно из ее развития вытекает вторая тема – ариозно-песенная. В процессе развития музыкальная ткань окрашивается в драматические тона, но ненадолго – атмосфера светлой лирики возвращается в репризе.

В противоположность лирической первой части, вторая – насыщена яркими контрастами и драматизмом. Беспокойная главная партия с синкопированным ритмом, сопровождаемая тревожными фигурациями, сменяется оминоренной первой темой первой части, играющей в сонате роль сквозного лейтмотива, затем появляется восторженная побочная. В разработке темы переплетаются в полифоническом развитии.

Весьма необычна для сонатного цикла третья часть – Recitativo-Fantasia. Ее возвышенная строгость заставляет вспомнить о баховских творениях. Лейттема возникает и здесь – она появляется в фортепианной партии, но главную роль все-таки играет скрипка с ее «речевыми» интонациями. Второй раздел, напоминающий арию, построен на спокойной, пасторальной теме, в развитие которой вторгается лейттема.

Драматизм первых трех частей оттеняется стихией незамутненной радости, безраздельно господствующей в финале – Allegro mosso. В нем представлен принцип тематического синтеза – в четвертой части появляются темы из предыдущих. Пасторальные интонации сопоставляются со страстной темой третьей части. Тема-рефрен, напоминающая простую французскую народную песню, излагается в виде канона. Близкая к ней пасторальная тема фантазии из третьей части выполняет роль эпизода, перемежая проведение первой темы в разных тональностях. Начало разработки предваряется проведением лейттемы, и с этого момента сонатность доминирует над рондообразностью. Атмосфера праздника, радости достигает апогея в стремительной репризе и коде.

Рукопись Сонаты для скрипки и фортепиано ля мажор была преподнесена Изаи как подарок к свадьбе. Музыкант был очень тронут таким даром: «Это подарок не мне одному, а всему миру, – говорил он. – Чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения «папаши Франка», еще не признанного. После единственной репетиции он исполнил сонату в день своей свадьбы, а аккомпанировала ему французская пианистка Мари Борд-Пен. При ее участии три месяца спустя – в декабре 1886 г. – состоялся концерт, на котором наряду с другими творениями Франка (Квинтетом и Прелюдией, хоралом и фугой) прозвучала и Соната. Скрипач Арман Паран – концертмейстер оркестра Колонна – упрекнул Эжена Изаи в том, что он исполняет Сонату не в тех темпах, которые указал автор, но Франк заступился за исполнителя: «Это возможно, но успокойтесь, я думаю, что прав именно он». Эжен Изаи играл посвященную ему сонату в разных странах Европы, включая Россию, а также в Америке, тем самым прославляя имя Франка. Когда скрипач позировал Константину Менье для скульптурного портрета, тот попросил его сыграть эту сонату – по мнению художника, именно при ее исполнении лицо музыканта приобретало особенно одухотворенное выражение.

Источник

Франк соната для скрипки фортепиано ля мажор

Сезар Франк, бельгиец немецких кровей, сформировавшийся как личность в Париже, стал крупной фигурой музыкальной культуры Франции второй половины XIX века. Франк открыл жанры инструментальной музыки, остававшиеся до той поры во Франции, где господствовала опера, на периферии внимания композиторов. Скрипичная соната входит в триаду камерных ансамблей, созданных композитором в последнее десятилетие жизни наряду с фортепианным квинтетом и струнным квартетом. Все три произведения признаны выдающимися образцами французской камерной музыки.

Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок первому ее исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Соната Франка стала не только одним из любимых произведений Изаи, игравшего ее до конца своей исполнительской карьеры, но впоследствии и частью репертуара многих известных скрипачей.

Четырехчастная форма цикла, начинающегося с умеренно медленной части, напоминает о структуре баховских сонат. Обращение к речитативу (в третьей части) и полифоническим формам (главная тема финала представляет собой канон) также заставляет вспомнить о принципах барокко, но, конечно, эта соната принадлежит к позднеромантическому стилю, не в последнюю очередь за счет богатой хроматизированной гармонии. Первая же музыкальная мысль сонаты — красочный мажорный нонаккорд, звучанием которого Франк словно любуется, не спеша разрешать его в устойчивое созвучие — протягивает нить к будущим поискам в гармонии Дебюсси.

В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма», при котором цикл связан одним мотивом, который появляется во всех частях. Этот же принцип Франк применял и в своей симфонической музыке. Здесь таким элементом служит интонация восходящей терции, возникающая в самом начале первой части у фортепиано, а затем у скрипки.

Партия скрипки, одноголосная на всем протяжении сонаты, была впоследствии переложена для различных инструментов, в том числе для флейты. Переложение для виолончели, выполненное французским виолончелистом Жюлем Дельсаром, было одобрено самим Франком. Органичное звучание сонаты на виолончели позволяет воспринимать эту версию как равноценную оригиналу.

Скрипичная соната Сезара Франка написана в 1886 году 63-летним композитором и посвящена его другу, всемирно известному скрипачу Эжену Изаи.

Рукопись сонаты была преподнесена Франком в качестве свадебного подарка. Первое исполнение сонаты состоялось в день свадьбы Изаи, 26 сентября 1886 года, после всего одной репетиции. «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья. Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения «папы Франка», еще непризнанного… Я сыграю вам эту сонату так, как я ее понимаю, и попытаюсь ее передать, как мне подскажет сердце…», – сказал Изаи о сонате перед исполнением. Позднее это сочинение вошло не только в камерный репертуар скрипачей, но также виолончелистов и кларнетистов.

Первая часть сонаты – светлая, идиллическая – изложена лаконично; лишь во второй теме прорывается столь свойственное Франку чувство страстного томления. Вторая часть богата разнообразными оттенками эмоций, но главенствует в ней взволнованное, мятущееся настроение. Третья часть – «Речитатив-фантазия» – драматургический центр сонаты. Сначала звучат пасторальные зовы из первой части, но характер их более напряженный и импровизационный; затем возникают две новые темы: первая – нежно-поэтичная и вторая – «размашистая», мужественно-устремленная. Музыка финала, написанного в форме рондо, излучает душевный покой и сердечное тепло.

Одним из наиболее известных сочинений Франка является скрипичная соната. Сильно впечатляет ее начало, предвосхищающее излюбленные музыкальные образы Дебюсси: в звучании пасторальных зовов образуется нонаккорд. Эти «зовы», которыми пронизана вся первая часть, возникают и во второй части (побочная партия), и в третьей (начальный речитатив); их отголоски слышны в финале (эпизод e-moll):

Лаконично изложена светлая, идиллическая первая часть; лишь во второй теме прорывается столь свойственное Франку чувство страстного томления. В отличие от «сонатинного» склада начальной части, изложение следующей — взволнованное, мятущееся, богатое разнообразными оттенками настроений — передано в конфликтной форме сонатного allegro.

Третья часть озаглавлена «Речитатив-фантазия». Это драматургический центр сонаты, от которого протягиваются тематические нити к финалу. Сначала (в «речитативе») звучат пасторальные зовы из первой части, но характер их более напряженный и импровизационный; затем возникают две новые чудесные темы: первая — нежно-поэтичная (dolcissimo espressivo) и вторая — «размашистая», мужественно-устремленная (dramatico).

Душевный покой, сердечное тепло излучает музыка финала, написанного в форме рондо. Мелодический рисунок главной темы прост — подобен народной песне, но сколько изобретательности вносит композитор в ее каноническое изложение: будто соревнуясь друг с другом, скрипка и фортепиано стремятся все более проникновенно пропеть эту прекрасную мелодию. В контрастирующих эпизодах проводятся обе темы предшествующей части; каждая из них — дважды. В коде финала утверждается радость ликования.

Источник

Сезар Франк. Соната для скрипки и фортепиано

. Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытали на себе его неотразимое обаяние.

Сезар Франк (фр. César Franck, полное имя Сеза́р Огю́ст Жан Гийо́м Юбе́р Франк (César-Auguste-Jean-Guillaume-Hubert Franck); 10 декабря 1822, Льеж — 8 ноября 1890 год, Париж) — необычная фигура во французском музыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность. Р. Роллан писал о нем от имени героя романа Жана Кристофа : . «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». К. Дебюсси , не избежавший обаяния Франка, вспоминал о нем: » Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий «. Сохранились свидетельства многих крупных музыкантов об этом человеке редкой душевной щедрости, удивительной ясности и простодушия, которые вовсе не говорили о безоблачности его жизненного пути.
Ответствен, точен, спокойно суров, благороден был Франк в своей работе. Подвижнически однообразен был образ жизни композитора — подъем в 4 ч. 30 мин., 2 часа работы для себя, как он называл сочинение, в 7 утра он уже отправлялся на уроки, возвращаясь домой лишь к ужину, и, если к нему не приходили в этот день его ученики по классу органа и композиции, у него оставалась еще пара часов на доработку своих произведений. Это без преувеличения можно назвать подвигом самоотверженной работы не ради денег или успеха, но ради верности себе, делу своей жизни, своему призванию, высшему мастерству.

Музыка Франка всегда значительна и благородна, одушевлена высокой идеей, совершенна по конструкции и при этом полна звукового очарования, красочности и выразительности, земной красоты и возвышенной одухотворенности. Франк явился одним из создателей французской симфонической музыки, открыв вместе с Сен-Сансом эпоху крупных по масштабу, серьезных и значительных по мысли симфонических и камерных произведений.
Сегодня прозвучит любимая исполнителями и слушателями Соната для скрипки и фортепиано.

Э. Изаи исполнял Скрипичную сонату Франка в мастерской скульптора О. Родена , лицо его в момент исполнения этого удивительного произведения было особенно вдохновенно, и известный бельгийский скульптор К. Менье воспользовался этим при создании портрета знаменитого скрипача.

Соната для скрипки и фортепиано ля мажор

Исп. Давид Ойстрах — скрипка, Святослав Рихтер — фортепиано

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1569)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (296)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (94)
  • Народная (55)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1511)
  • Музыкальные жанры и формы (727)
  • Концерт (244)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (81)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (444)
  • Танцовщики (198)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (357)
  • Музыканты (354)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (202)
  • Музыкальная культура народов мира (163)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (108)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Сезар Франк. Соната для скрипки и фортепиано. К 190-летию со дня рождения композитора

Понедельник, 10 Декабря 2012 г. 10:23 + в цитатник

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

. Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытали на себе его неотразимое обаяние.

Сезар Франк (1822 — 1890) — необычная фигура во французском музыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность. Р. Роллан писал о нем от имени героя романа Жана Кристофа: . «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». К. Дебюсси, не избежавший обаяния Франка, вспоминал о нем: «Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий». Сохранились свидетельства многих крупных музыкантов об этом человеке редкой душевной щедрости, удивительной ясности и простодушия, которые вовсе не говорили о безоблачности его жизненного пути.

Ответствен, точен, спокойно суров, благороден был Франк в своей работе. Подвижнически однообразен был образ жизни композитора — подъем в 4 ч. 30 мин., 2 часа работы для себя, как он называл сочинение, в 7 утра он уже отправлялся на уроки, возвращаясь домой лишь к ужину, и, если к нему не приходили в этот день его ученики по классу органа и композиции, у него оставалась еще пара часов на доработку своих произведений. Это без преувеличения можно назвать подвигом самоотверженной работы не ради денег или успеха, но ради верности себе, делу своей жизни, своему призванию, высшему мастерству.

Музыка Франка всегда значительна и благородна, одушевлена высокой идеей, совершенна по конструкции и при этом полна звукового очарования, красочности и выразительности, земной красоты и возвышенной одухотворенности. Франк явился одним из создателей французской симфонической музыки, открыв вместе с Сен-Сансом эпоху крупных по масштабу, серьезных и значительных по мысли симфонических и камерных произведений.

Сегодня прозвучит любимая исполнителями и слушателями Соната для скрипки и фортепиано. Э. Изаи исполнял Скрипичную сонату Франка в мастерской скульптора О. Родена, лицо его в момент исполнения этого удивительного произведения было особенно вдохновенно, и известный бельгийский скульптор К. Менье воспользовался этим при создании портрета знаменитого скрипача.

Соната для скрипки и фортепиано ля мажор

Исп. Давид Ойстрах — скрипка, Святослав Рихтер — фортепиано

Allegretto ben moderato

Allegro

Recitativo — Fantasia. Ben moderato

Источник

Оцените статью