Французские композиторы. Произведения французских композиторов
Традиции французской музыкальной культуры начали закладываться еще до 15 века. Доподлинно известно, что огромное влияние на нее оказали культуры германских и кельтских племен, проживавших на современной территории Франции. Развитие музыки в этой стране проходило при взаимодействии с творчеством народов соседних стран — итальянцев и немцев. Именно поэтому французское музыкальное наследие получилось таким колоритным и разнообразным.
Истоки
Изначально на первый план во Франции выходила народная музыка, без которой простой люд не мог представить своего существования. С появлением христианства родилась церковная музыка, которая постепенно начала видоизменяться под влиянием народа.
Самым известным сочинителем литургий того времени называют Илария из провинции Пуатье. Жил он в 3 веке и был умнейшим теологом и учителем церкви.
Примерно с 10 века начинает обретать популярность светская музыка. Ее исполняют при феодальных дворах, на площадях больших городов, в монастырях. Среди инструментов встречаются барабан, флейта, тамбурин, лютня.
Век 12 ознаменовался открытием музыкальной школы при Нотр-Даме, великом парижском соборе. Ее композиторы стали создателями новых музыкальных жанров (кондукт, мотет).
В 13 веке виднейшим музыкантом стал Адам де ла Аль, который переосмыслил творчество трубадуров, дав дорогу настоящему музыкальному искусству. Самое интересное его творение — это «Игра о Робене и Марион». Он стал автором как стихов, так и музыки для этой пьесы, которую с успехом ставили при дворе графа Артуа.
Арс нова — направление европейской музыки, получившее свое развитие во Франции, стало воплощением новых идей музыкантов. Французские композиторы Гийом де Машо и Филипп де Витри стали главными теоретиками этого периода. Де Витри написал музыкальное сопровождение к поэме «Роман о Фовеле», де Машо стал автором «Мессы Нотр-Дам». Это первое произведение, написанное одним композитором, а не в соавторстве с кем-то.
Эпоха Возрождения
С середины 15 до второй половины 16 века французская музыка развивается под влиянием нидерландской школы и таких внутриполитических изменений, как война за объединение Франции, установление централизованного государства, возникновение буржуазии.
Под воздействием таких композиторов, как Жиль Беншуа, Жоскен Депре, Орландо ди Лассо, формируется новый пласт в музыкальном искусстве Франции. Царский двор не остается в стороне. Там появляются капеллы и утверждают должность главного интенданта музыки. Первым стал скрипач из Италии Бальтазарини ди Бельджойзо.
Расцвет национальной музыкальной культуры пришелся на 16 век, когда выделился как жанр шансон, значимую роль приобрела органная музыка. Жан Титлуз стал родоначальником и идеологом этого направления.
Широкое распространение имело творчество гугенотов, которое из-за религиозных распрей отодвинулось на второй план. Французские композиторы, крупнейшие представители этого слоя, Клод Гудимель и Клод Лежен стали авторами сотен псалмов. Оба они пострадали во время Варфоломеевской ночи.
17 век
Музыка этого века развивалась под влиянием установившейся абсолютной монархии. Придворная жизнь при Людовике 15 славилась своей пышностью и изобилием. Поэтому неудивительно, что среди прочих увеселений появились такие важнейшие жанры, как опера и балет.
Кардинал Мазарини ратовал за развитие утонченного искусства. Его итальянское происхождение стало причиной популяризации культуры этой страны во Франции. Первые опыты создания национальной оперы принадлежат Элизабет Жаке де ла Герр, написавшей «Кефала и Прокриду» в 1694 году.
Открытый в 1671 году Королевский оперный театр подарил стране замечательных композиторов. Марк-Антуан Шарпантье создал сотни произведений, в том числе оперы «Сошествие Орфея в ад», «Медея», «Суд Париса». Андре Кампра — автор оперы-балета «Галантная Европа», «Венецианский карнавал», музыкальных трагедий «Ифигения в Тавриде», «Ахилл и Дейдамия».
17 век стал периодом становления французской школы клавесинистов. Среди ее участников можно выделить Шамбоньера и Жана-Анри д’Англебера.
18 век
Музыкально-общественная жизнь в этом веке круто меняется. Концертная деятельность выходит за рамки придворной. С 1725 года устраивались регулярные публичные концерты в театрах. Были основаны общества «Любительские концерты» и «Друзья Аполлона» в Париже, где любители могли наслаждаться исполнением инструментальной музыки.
Клавесинная сюита достигает своего расцвета в 30-е годы. Франсуа Куперен написал более 250 пьес для клавесина и прославился не только в родной стране, но и за границей. Также на его счету королевские оперы и произведения для органа.
Для музыки 18 века огромное значение имеет творчество Жана Филиппа Рамо, который являлся не только талантливым композитором, но и видным теоретиком в своем деле. Его лирические трагедии «Кастор и Поллукс», «Ипполит и Арисия», балет-опера «Галантные Индии» пользуются спросом и у современных режиссеров.
Практически все музыкальные произведения до середины 18 века были либо церковными, либо мифологическими. Но настроения в обществе требовали новых интерпретаций и жанров. На этой почве обрела популярность опера-буфф, которая с сатирической стороны показывала высшее общество и королевскую власть. Первые либретто к таким операм писал Шарль Фавар.
Французские композиторы 18 века оказали большое влияние на оперный стиль и музыкально-теоретическую основу этого жанра.
19 век
Великая Французская революция повлекла за собой значительные изменения в музыкальной культуре. На первый план вышла военно-духовая музыка. Были открыты специальные школы для обучения военных музыкантов. В опере теперь господствовали патриотические сюжеты с новыми национальными героями.
Период Реставрации отметился возвышением романтической оперы. Французский композитор Берлиоз — наиболее яркий представитель этого времени. Его первым программным произведением стала «Фантастическая симфония», отражавшая преувеличенную эмоциональность, типичные настроения того времени. Он стал создателем драматической симфонии «Ромео и Джульетта», увертюры «Король Лир», оперы «Бенвенуто Челлини». В родной стране Гектора Берлиоза оценивали неоднозначно. Связано это было с особенным творческим путем, который он избрал для себя. Его произведения наполнены невероятными оркестровыми эффектами, которые композитор применил первым из французских музыкантов.
Середина 19 века ознаменовалась началом развития оперетты в стране. Но уже в 1870-х на первый план выходит лирическая музыка, но с реалистическими тенденциями. Основателем этого жанра считается Шарль Гуно. Его оперы — «Лекарь поневоле», «Фауст» «Ромео и Джульетта» — выражают все новаторские разработки композитора.
Десятки значимых для культуры Франции произведений создал Жорж Бизе, который прожил короткую жизнь. Он учился в консерватории с 10 лет и с самого начала делал большие успехи. Он выиграл несколько значимых музыкальных конкурсов, что позволило музыканту уехать в Рим на несколько лет. После своего возвращения в Париж Жорж Бизе начинает работать над оперой всей своей жизни — «Кармен». Ее премьера состоялась в 1875 году. Публика не приняла и не поняла этого произведения. Композитор скончался в том же году, так и не увидев триумфа «Кармен».
В последние годы 19 века французские композиторы пишут под влиянием немецких, в особенности Рихарда Вагнера.
20 век
Новое столетие ознаменовалось распространением импрессионизма в музыкальной культуре. Великие французские композиторы стали приверженцами этого стиля. Самым ярким был К. Дебюсси. В его творчестве отразились все основные черты, присущие этому направлению. Эстетика импрессионизма не осталась в стороне и от другого француза. Морис Равель в своих произведениях смешивал разные стилистические тенденции своего времени.
20 век стал периодом создания творческих объединений, членами которых были деятели искусства. Знаменитая «Французская шестерка», созданная под руководством Эрика Сати и Жана Кокто, стала самым мощным сообществом композиторов того времени.
Свое название объединение получило из-за аналогии с русским союзом композиторов — Могучей кучкой. Их сближало желание отстраниться от иностранного влияния (в данном случае немецкого) и развивать национальный пласт этого искусства.
В объединение входили Луи Дюрей («Лирические приношения», «Автопортреты»), Дариюс Мийо (опера «Виновная мать», балет «Сотворение мира»), Артюр Онеггер (опера «Юдифь», балет «Шота Руставели»), Жорж Орик (музыка для фильмов «Принцесса Клевская», «Римские каникулы»), Франсис Пуленк (опера «Диалоги кармелиток», кантата «Бал-маскарад») и Жермен Тайфер (опера «Маленькая русалочка», балет «Продавец птиц»).
В 1935 году зародилось еще одно объединение — «Молодая Франция». Ее участниками стали Оливье Мессиан (опера «Святой Франциск Ассизский»), Андре Жоливе (балеты «Красавица и чудовище», «Ариадна»).
Такое новое течение, как музыкальный авангард, появилось после 1950 года. Ярким его представителем и вдохновителем стал Пьер Булез, который учился у Мессиана. В 2010 году он вошел в двадцатку лучших дирижеров во всем мире.
Развитию современного искусства во Франции способствовала новаторская деятельность таких столпов академической музыки, как Дебюсси и Равель.
Дебюсси
Ашиль-Клод Дебюсси, родившийся в Сен-Жермен-ан-Ле, с раннего детства чувствовал тягу к прекрасному. Уже в 10 лет он поступил в Парижскую консерваторию. Учеба давалась ему легко, мальчик даже выиграл небольшой внутренний конкурс. Но Клода тяготили занятия по гармонии, поскольку педагог недружелюбно относился к экспериментам мальчика со звуками.
Прервав учебу, Клод Дебюсси отправился в путешествие с помещицей из России Н. фон Мекк в качестве домашнего пианиста. Время, проведенное на русской земле, благотворно сказалось на Клоде. Он наслаждался творчеством Чайковского, Балакирева и других композиторов.
Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжает учиться в консерватории и писать. Он еще формирует свой собственный стиль. Переломным моментом в жизни Клода стало знакомство с Э. Сати, который своими новаторскими идеями указал путь начинающему композитору.
Зрелый стиль Дебюсси окончательно оформился к 1894 году, когда он написал «Послеполуденный отдых фавна», знаменитую симфоническую прелюдию.
Известный французский композитор стал автором таким произведений, как «Лунный свет», «Романтический вальс», «Эстампы» (сочинения для фортепиано), оперы «Пеллеас и Мелизанда», «Падение дома Ашеров» и десятков других.
Равель
Морис Равель родился на юге Франции, но чтобы обучаться своему любимому делу, переехал в Париж в юном возрасте. Его учителем стал французский композитор-пианист Шарль де Берио.
Как и в случае Дебюсси, на Мориса очень повлияла встреча с Эриком Сати. После нее Равель начал сочинять с удвоенной силой, вдохновленный речами и идеями композитора.
Еще во время учебы в консерватории Равель пишет ряд произведений на испанские мотивы («Хабанера», «Старинный менуэт»), которые приветливо встречаются товарищами-музыкантами. Однако стиль композитора однажды сыграл с ним злую шутку. Равеля не допустили к участию в конкурсе на престижную Римскую премию, мотивируя это возрастными ограничениями. Но композитор не достиг еще 30 лет и мог, в соответствии с правилами, предоставить свое сочинение. В 1905 году из-за этого разразился огромный скандал в музыкальном мире.
После Первой мировой войны, на которую Равель ушел добровольцем, в его произведениях основным считалось эмоциональное начало. Этим объясняется резкий переход от написания опер к инструментальным сочинениям (сюита «Гробница Куперена»). Также он сотрудничает с Сергеем Дягилевым и пишет музыку для балета «Дафнис и Хлоя».
В это же время композитор начинает работать над своим самым значимым произведением — «Болеро». Музыка была дописана к 1928 году.
Последней работой Мориса Равеля стали «Три песни», написанные для Федора Шаляпина.
Легран
Для русского зрителя имя одного французского композитора звучит очень знакомо. Это Мишель Легран, который создал музыку к культовым фильмам.
Мишель Жан родился в семье дирижера и пианистки. С самого детства мальчик был заворожен музыкальным искусством, поэтому и поступил в парижскую консерваторию. После завершения обучения он уехал в США, где начал писать музыку для фильмов.
Во Франции работал с прославленными режиссерами Жан-Люком Годаром и Жаком Деми. Самой популярной его работой является музыка для фильма «Шербурские зонтики».
Писал джазовую музыку. С 1960-х работал в Голливуде. Среди известных работ композитора — музыка для «Аферы Томаса Крауна», «Обратной стороны полуночи». Мишель Легран является трижды лауреатом премии «Оскар».
21 век
Академическая музыка по-прежнему остается востребованной во Франции. Не счесть всех фестивалей и учрежденных премий за достижения в этой области. В Париже, являющемся культурным центром страны, находятся Национальная консерватория, Опера Бастилия, Опера Гарнье, Театр Елисейских полей. Работают десятки оркестров, известных по всему миру.
Широкой публике музыка французских композиторов становится известна благодаря кинематографу. Наряду с оперной и симфонической музыкой они пишут и для фильмов. В основном это работы для французской индустрии кино, но некоторые композиторы выходят и на международный уровень. Самые успешные ныне живущие французы-композиторы 21 века — это:
- Антуан Дюамель («Украденные поцелуи», «Изящная эпоха»).
- Морис Жарр («Доктор Живаго», «Прогулка в облаках»).
- Владимир Косма («Укол зонтиком», «Папаши»).
- Брюно Куле («Бельфегор-призрак Лувра», «Хористы»).
- Луи Обер (оперы «Голубой лес», «Чарующая ночь»).
- Филипп Сард («Дочь Д’Артаньяна», «Принцесса де Монпансье»).
- Эрик Серра (саундтреки к «Леону», «Жанне д’Арк», «Пятому элементу»).
- Габриэль Яред («Английский пациент», «Холодная гора»).
Источник
Пять французских композиторов, которых нельзя не знать
Из всех французских классиков (их довольно много) выберем только пять по той причине, что их музыка постоянно звучит в оперных театрах и концертных залах.
Оффенбаха нельзя не знать потому, что он создал оперетту и вообще положил начало «лёгкой» академической музыке. 150 лет назад он основал первый в истории театр оперетты в Париже и сочинил для него чуть ли не сотню весёлых музыкальных комедий. Иоганн Штраус был уже вторым на этом пути.
Жизнь Жоржа Бизе — это биография классического неудачника с блестящим стартом и плохим финалом. Он был очень одарённым и образованным композитором и пианистом. Сам Ференц Лист был поражён его виртуозностью.
Но все его многочисленные сочинения, которые он писал одно за другим, не имели практически никакого успеха. Его последняя опера «Кармен» провалилась со скандалом. Он умер в 36 лет, так и не узнав, какой шедевр он написал.
И последняя насмешка судьбы: многие далёкие от музыки люди искренне считают, что «бизе» — это такое пирожное)
3. Камиль Сен-Санс
Сен-Санс не входит в пантеон великих, несмотря на то, что он написал огромное количество всякой музыки. Зато он сумел покорить сознание масс несколькими своими мелодичными и эффектными сочинениями, которые стали хитами концертной сцены. Даже наш Петр Ильич Чайковский был под обаянием его музыки и учился у него особой французской «шарманистости».
Может быть, для кого-то станет новостью, что прекрасный «Умирающий лебедь» — это не сцена из «Лебединого озера» Чайковского, а музыка, написанная Сен-Сансом. В начале 20 века русский хореограф Михаил Фокин поставил на эту музыку балетную миниатюру для Анны Павловой.
Его имя — это синоним всего самого рафинированного и поэтичного в искусстве. Музыка Дебюсси построена примерно на тех же принципах, что и живопись французских импрессионистов: реальная жизнь отдельно, а красота — отдельно.
Чего только не происходило на грани 19 и 20 веков: гремели революции, шла Первая мировая война, рушились вековые империи, зажигались электрические лампочки и тонул «Титаник». А Дебюсси писал свой призрачный «Лунный свет» и утончённую «Девушку с волосами цвета льна». Возможно, он был прав. Всё прошло, а эта красота осталась.
«Лунный свет». Сон Чжин Чо — очень талантливый южнокорейский пианист.
Он был потомком древнего баскского рода и фронтовиком- добровольцем на Первой мировой (из-за очень маленького роста его взяли только в водители грузовика).
Самая большое жизненное разочарование Равеля было от того, что все знали его исключительно как автора супер популярного «Болеро». Во-первых, он не видел в этой музыке никаких особых достоинств, а во-вторых, это «Болеро» заслонило собой всё действительно ценное, что он написал за свою жизнь.
Его музыка имеет разный вкус: она может быть изысканно-импрессионистской, или мрачной, или эффектной и виртуозной. Он умел всё. Но простеньких хитов не писал — принципиально. Ему хватило «Болеро»)
Вот «Рассвет» из его балета «Дафнис и Хлоя» . Как и Дебюсси в «Сиренах» , он использует женский хор, тихонько подпевающий оркестру.
В других культшпаргалках можно почитать чуть подробнее об Оффенбахе , и послушать его шлягеры, узнать, о чём «Кармен» Бизе , и какие фрагменты из неё стали хитами, послушать самое популярное из Дебюсси , Равеля , и ещё несколько популярнейших хитов других французских композиторов.
Источник