Фредерик шопен фантазия экспромт фортепиано

Фредерик шопен фантазия экспромт фортепиано

Ф. Шопен Фантазия-экспромт

Фантазия-экспромт является одним из самых загадочных произведений, сочиненных Фредериком Шопеном . Это неповторимая музыка способна зажигать сердца. Волнующая и совершенная, фантазия-экспромт является одной из самых часто исполняемых композиций среди виртуозных пианистов.

Историю создания Фантазии-экспромта Шопена, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Фредерик Шопен начал сочинение фантазии-экспромта в конце 1834 году и закончил произведение в 1835. Но опубликовано оно было лишь только после смерти композитора. Близкий друг Шопена композитор и пианист Юлиан Фонтана опубликовал фантазию-экспромт в отдельном опусе №66. Сочинение вышло в свет в 1855 году.

У многих музыковедов возникал вопрос, почему автор написал столь поэтичное и возвышенное произведение и не представил его публике? Некоторые из теоретиков, а именно Эрнст Остер и Джеймс Ханекер, предполагали, что причиной тому послужило значительное сходство с «Лунной сонатой» Людвига ван Бетховена . Другие же заявляли, что автор намеренно не отдал композицию на публикацию, так как музыка была слишком личной.

Более века музыковеды не могли найти единения в собственных мнениях. В 1960 году в Париже состоялся аукцион. Среди редких экспонатов был представлен музыкальный альбом, принадлежавший баронессе д’Эсте. Столь ценный предмет был выкуплен всемирно известным пианистом Артуром Рубинштейном. Именно в этом сборнике и находился оригинал нотной записи фантазии-экспромта. На титульном листе Шопен подписал «Сочинено для баронессы д’Эсте Фредериком Шопеном».

Загадка неопубликованного сочинения заключалась лишь в том, что произведение было написано на заказ. Баронесса была большим поклонником творчества композитора-романтика. Она отлично владела фортепиано и коллекционировала сочинения от известных в те времена музыкантов. Августа Эмма при первой же возможности заказала у Шопена произведение. Автор бережно отнесся к задаче, он прописал каждый нюанс, фразировку, штрихи, акценты. В его же столе остались рукописи, лишенные деталей.

В 1962 году Артур Рубинштейн опубликовал фантазию-экспромт до-диез минор совместно с компанией G.Schirmer.Inc. В данном издании пианист написал собственное предисловие, в котором выдвинул предположение, что Шопен не хотел публиковать произведение, так как сочинял его на заказ, специально для баронессы.

Интересные факты

  • Название «Фантазия-экспромт» было дано Юлианом Фонтана, который опубликовал произведение Шопена в посмертном опусе 66.
  • Оригинал хранится в нотной библиотеке знаменитого советского и русского пианиста Артура Рубинштейна.
  • Подлинность нотной записи в музыкальном альбоме баронессы подтверждена французскими властями.
  • На титульном листе написано посвящение баронессе Августе Эмме д’Эсте. Существует версия, что композитор писал композицию на заказ, поэтому дальнейшая публикация не состоялась.
  • Нотная запись фантазии-экспромта, переписанная рукой автора в альбом баронессы д’Эсте, является более содержательной по динамике, штрихам и примечаниям в отличие от записи, опубликованной Юлианом Фонтана. Это еще раз подтверждает, что композитор полностью закончил работу над произведением.
  • Знаменитый пианист Генрих Нейгауз всего лишь одним польским словом охарактеризовал драматургическую линию в произведении – zal. Это слово переводится на русский язык, как сожаление, меланхолия.
  • Существует версия, что Юлиан Фонтана опубликовал неизданные произведения Шопена против воли автора. Предчувствуя близкий уход Фредерика, Юлиан хотел попросить одобрение композитора на публикацию в отдельных изданиях всех рукописей произведений, на что получил решительный отказ без объяснения причины. После смерти Фонтана издал 7 посмертных опусов, в том числе «Фантазию-экспромт».

Содержание фантазии-экспромта

Фантазия-экспромт – это воссозданный композитором через звуки мир, наполненный переживаниями и чувствами. Триольное движение в аккомпанементе вызывает яркие ассоциации с неспокойными волнами. На их фоне появляется мелодия, она будто встревоженный странник, ищущий в стихии ответы на вопросы. Прорывающиеся акценты на слабые доли в мелодической линии подчеркивают меланхолическое настроение и создают ощущение беспокойства. Поток мысли срывается в конце первой части нисходящими аккордами, погружающими в ре-бемольный идеальный мир.

Контрастная средняя часть в произведении удивительно гармонична и возвышенна. Она наполнена светом, легкостью и прозрачностью. Словно воспоминания, навеянные грустью и тоской, вновь оживают в сознании и превращаются в реальную картину. Фактурный аккомпанемент поддерживает и расцвечивает мелодию, дополняя ее нежный и хрупкий образ.

Но спокойствие не может длиться вечно в душе романтического героя, который находится в поиске. Он вновь возвращается к буре, к безбрежным волнам к первоначальному мотиву в мрачном до-диез миноре. Его дом – это бушующее море, не знающее тишины.

Использование музыки фантазии-экспромта в фильмах, сериалах

Фантазия-экспромт является достаточно популярным произведением Фредерика Шопена. Невероятная взволнованность музыкального материала позволяет режиссерам передать особое настроение в кино. Именно поэтому произведение столь часто используется в кинематографе.

  • Холодная война (2018);
  • Зверь (2017);
  • Остановись и гори (2014);
  • Симпсоны (2009);
  • Джобс: империя соблазна (2013);
  • Магия, магия (2013);
  • Любовь с препятствиями (2012);
  • Берни (2011);
  • Милдред Пирс (2011);
  • Люди в деревьях (2008);
  • Трудности перевода (2003);
  • Дом сестер Эллиот (1992);
  • Экспромт (1991);
  • Асы в небе (1976).

В этой музыке гений Шопен смог найти удивительные краски. Его палитра включает в себя светлые и темные тона, но они не создают ярко выраженного контраста. Наоборот, каждый оттенок дополняет и украшает картину. Фантазия-экспромт – это музыка, которая тревожит и успокаивает, волнует и дает надежду. Это настоящая жизнь, выраженная звуками фортепиано.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Фантазию-экспромт Шопена

Источник

Фантазия–экспромт, op.66

Польский композитор и пианист. Уже и 1817 г.выходит в свет его первое сочинение-полонез, в том же году он впервые выступил публично как пианист. В юности Шопен писал стихи и пьесы, рисовал, проявляя артистическое дарование. Окончил Варшавскую Высшую музыкальную школу. Во время гастролей в Вену и Германию он узнает о поражении польского восстания. Это лишило его возможности вернуться на родину. Будучи другом многих участников освободительного движения, Шопен, по словам Антона Рубинштейна, являлся «эоловой арфой польского восстания». Всю дальнейшую жизнь композитор провел в Париже. Здесь он встречается с людьми искусства из разных стран Европы. Берлиозом, Листом, Беллини, Паганини, Мицкевичем, Гейне, Делакруа, Жорж Санд.

Каждый взрослый или малыш, только знакомящийся с игрой на фортепиано, «подбирает» мелодию, вызывающую добрую улыбку и умиление. Этот знаменитый «Собачий вальс» Шопен сочинил для любимой собачки Жорж Санд. «Другу моей подруги» — такое посвящение стоит перед нотами для фортепиано. С Жорж Санд Шопена связывала нежная дружба. Он много лет жил в доме знаменитой писательницы, которая была вдохновителем, первым слушателем и суровым критиком многих его произведений.

Лист говорил о композиторе, что, будучи в творчестве романтиком, Шопен нес знамя свободолюбия Моцарта. Именно с фортепиано связано самое неповторимое в его музыке: утонченность, трепетность, певучесть. В фортепианном творчество Шопена прослеживаются важнейшие тенденции такого направления как музыкальный романтизм. Он занимается не только произведениями крупной формы, но и миниатюрами. Жанр прелюдии возрождается композитором на романтической основе. Шопен опоэтизировал танцевальные направления — вальс, полонез, мазурку. Совершенной классической формой обладают в воплощении творчества композитора ноктюрн и экспромт, а также концертные этюды.

Он явился создателем инструментальной баллады, превратив ее в самостоятельный жанр как и скерцо, создал замечательные образцы романтической фантазии и сонаты. Антон Рубинштейн характеризовал Шопена, как душу фортепиано, рапсода и барда. Звуки музыки Шопена сопровождают в те минуты, когда с человеком прощаются навсегда. «Похоронный марш», являющийся третьей частью Второй сонаты си-бемоль-минор, написан в 1840г. Шопен особенно остро в последние годы ощущал одиночество и ностальгию; он завещал перевести после смерти свое сердце на родину.

«Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств — любовью к родине.» (Лист).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1573)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1513)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (358)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (110)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Одно из гениальных произведений Фредерика Шопена. Фантазия-экспромт.

Суббота, 24 Августа 2013 г. 15:21 + в цитатник

Не так давно написал пост, где речь шла о «Революционном этюде» Ф.Шопена. Но, ведь у такого гения, как Ф.Шопен, были и другие гениальные произведения. Если речь идет о фортепианных произведениях композитора, то думаю, не менее достойным на звание «гениальное» принадлежит его «Фантазии-экспромту». Это сравнительно небольшое произведение, звучит оно около пяти минут, достойно, чтобы посвятить ему пост и поговорить о нем отдельно. На это произведение навело меня еще и то обстоятельство, что я тоже пробовал исполнять «Фантазию-экспромт» во время учебы.

Прежде всего, давайте выясним, что такое экспромт. У слова экспромт есть несколько значений. Нам нужно значение этого слова в музыке. Экспромт в музыке, это музыкальное произведение, написанное, как правило, для фортепиано, сочиненное сразу, без предварительной подготовки. Как правило, это небольшая пьеса порывистого и импровизационного характера. Кстати, Ф.Шопен принадлежит к числу наиболее известных композиторов, сочинявших в этом жанре. Композитор написал 4 экспромта, один из них Opus 66. До диез минор, назван «Фантазия-экспромт». Считается, что экспромты относятся к гибридному жанру (этюд + ноктюрн). Истоками экспромтов Ф.Шопена считаются экспромты Ф.Шуберта. Обычно экспромт характеризуется ярким лиризмом, свободой музыкального развития, порывистостью.
По идее, экспромт должен производить впечатление импровизации под влиянием определенного настроения или переживания данной минуты (данной ситуации). То есть, композитор выражает то, что в данный момент на душе и на сердце, но на самом деле так происходит не всегда.

Привожу далее курсивом интересный, по-моему, материал, который нашел на одном из форумов классической музыки. Считаю, что его не стоит редактировать и следует поместить полностью.

Процесс творчества произведения был у Шопена порой очень мучительным. Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях Жорж Санд. Шопен без конца искал и перебирал варианты, часто впадал в отчаянье, безуспешно пытаясь достичь какого-то ему одному ведомого недостижимого, непостижимого совершенства. Он рвал ноты, ломал перья и нередко после долгих мучительных поисков возвращался к первоначальному варианту.
Поэтому можно понять, что Шопен очень пристально и заинтересованно следил за изданием своих произведений — он знал им цену. Это видно, например, по его вниманию к тщательному редактированию замечательного цикла своих прелюдий, это заметно по его письмам, содержащим упоминания о его автографах типа: «Не потеряй, не запачкай, не порви мои ноты».
Возникает вопрос: почему же при таком заинтересованном отношении к своим сочинениям Шопен не издал эту фантазию-экспромт, которую, наверное, все музыканты единодушно считают гениальной?
Исследователи из польского института Шопена предполагают, что, возможно, Шопен не издал это произведение из-за его сходства с экспромтом Мошелеса, Игнаца Мошелеса — известного, уважаемого композитора и пианиста, ученика самого Бетховена, а в дальнейшем, между прочим, учителя Эдварда Грига. Шопен хорошо знал Мошелеса и иногда выступал вместе с ним на концертах.
Эта чудесная фантазия-экспромт Шопена озарена сиянием, сиянием шопеновского гения — другие, менее банальные слова трудно подобрать — и, конечно, ее никак нельзя считать плагиатом. Это озарение, этот вдохновенный шедевр заставляют вспомнить слова Генриха Гейне: «Музыка возвращает нам то, что забирает жизнь. «.
С самого начала фантазии-экспромта Шопена, после «призывной» октавы, слушателя подхватывает и несет волшебный, завораживающий, стремительный и трепетный хрустальный вихрь. Шопен переносит нас в пленительный неведомый мир грез. Сверкающий водопад звуков приводит к средней части, где, наконец, наступает успокоение, и мы слышим одну из самых проникновенных шопеновских мелодий. Наверное, о таких мелодиях говорил друг Шопена, Франц Лист, когда внушал своим ученикам: «Каждая нота Шопена — это жемчужина, упавшая с неба».
Иногда кажется — иногда — что в этой мелодии средней части чуть-чуть имитируются шипение и щелканье, характерные для бесконечно близкого и родного автору польского языка.
Пианист Генрих Нейгауз, знавший несколько европейских языков, писал, что многое в музыке Шопена можно выразить одним коротким, но трудно переводимым польским словом «zal» ( об этом писали, кстати, и Лист, и сам Шопен). В этом слове — «жаль» — и сожаление, и сочувствие, и чарующая меланхолия, и любовь.
По завещанию автора фантазия-экспромт вместе с другими неизданными сочинениями подлежала уничтожению. Но близкий друг Шопена, польский композитор и пианист Юлиус Фонтана, нашел в себе мужество нарушить посмертную волю Шопена и сохранить это бессмертное творение.
В 1855 г., через 6 лет после смерти Шопена, Фонтана опубликовал это произведение, добавив к шопеновскому названию «экспромт» слово «фантазия».
В Интернете можно найти множество отличных исполнений этого шедевра — на любой вкус. Послушаем его в исполнении полузабытого в России замечательного пианиста Станислава Бунина, так как именно ему свойственна необычайная «импровизационная» легкость и свобода, характерные для этого экспромта.

Жаль, что видео не полноформатное, зато оно точно, по-моему, передает замысел Ф.Шопена, это важнее.

Рубрики: Музыка/Фортепианная
Композиторы

Метки: Ф.Шопен фортепианная музыка Фантазия-экспромт

Процитировано 25 раз
Понравилось: 21 пользователям

Источник

Оцените статью