Фрезы для изготовления гитар

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 13 февраля 2012 г.

Как я и обещал, сегодня мы займемся практическими занятиями по гитарбилдингу. По моему мнению, самый лучший первоначальный опыт – это сделать гитару с нуля. То есть никаких покупных грифов, корпусов и прочих DIY-комплектов. С нуля, из досок, без компромиссов!

К онечно, гитара должна быть попроще в плане конструктива, ведь без опыта столярных работ браться за арчтоп или холлоубоди – геройство. Конечно, гитара, может, и получиться, и получиться неплохо. Но, скорее всего, трудности и мелочи если не станут непреодолимой преградой, то, по крайней мере, отобьют все удовольствие и желание продолжать.

Многие мастера советуют начинающим сделать гитару а-ля телекастер. В плане конструктива и уровней сложности «телек» и «страт» – идентичны. Так что, можно сделать и «страт».

Я расскажу о своем подходе, заключающемся в применении шаблонов для фрезеровки везде, где только можно. Что нам для этого потребуется?

  • Электролобзик. Необходим для грубой выкройки заготовок. Вполне заменяет ленточную пилу. Последняя режет точнее и тоньше, но мы будем применять фрезер для точного формирования контуров, так что и лобзиком вполне обойдемся.
  • Ручной фрезер. Самое главное орудие гитарбилдера.
  • К фрезеру для данного проекта необходимы четыре фрезы. Первая из них — прямая пазовая D=6 мм для фрезеровки канала под анкер:


    Две прямые фрезы с подшипником на хвостовике, одна побольше (длина режущей части – 35 мм, диаметр 12.6 мм), другая поменьше (длина режущей части — 13 мм, диаметр 9.5 мм). Именно они используются при работе с шаблонами:


    Радиусная фреза для кромок корпуса:

    Итак, начнем. Сначала необходимо подготовить чертежи в векторной форме. По ним будут лазером вырезаны шаблоны из прозрачного акрилового пластика или оргстекла толщиной 5 мм. Эту операцию можно заказать в рекламных фирмах.

    Однако необходимо учитывать, что при лазерной резке края могут быть не перпендикулярны плоскости, а кривые могут состоять из прямых отрезков. В этом случае шаблоны необходимо доработать. Погрешность изготовления может составлять до 0.2 мм. В основном это некритичная величина, кроме одного места – кармана грифа. Поэтому фрезеровку кармана грифа лучше делать по методу «трех досок». О нем – чуть позже.

    Первая операция – вырезаем корпус. Для этого крепим саморезами шаблон к заготовке корпуса (места крепления попадают в карман грифа и паз под бриджевый датчик, в результате на корпусе не будет «технологических отверстий»). Центральная линия – склейка половин корпуса.

    Обводим шаблон по контуру и снимаем его с заготовки. После чего вырезаем заготовку лобзиком, оставляя до линии несколько миллиметров. На внутренних радиусах делаем разгрузочные пропилы, чтобы исключить завал полотна лобзика. Если это произойдет, то нижний контур может быть меньше запланированного, а значит, заготовку можно выбросить. С разгрузочными пропилами полотно всегда перпендикулярно плоскости.

    После того, как корпус вырезан, снова крепим шаблон, и фрезеруем, используя фрезу с подшипником на хвостовике. Подшипник упирается в край шаблона и фреза в точности повторяет контур шаблона.

    Так как высота фрезы меньше толщины корпуса, то повторяем операцию, сняв шаблон и используя в качестве упора для подшипника отфрезерованный край корпуса.

    Чтобы отфрезеровать ровно и гладко, без сколов, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Снимать за проход 1-2 мм массива дерева, не давая фрезе «зарываться».
  • В местах, где касательная к корпусу параллельна оси корпуса, нужно быть очень осторожным – это самые вероятные места сколов. Вообще, правильно вести фрезер таким образом, чтобы направление движения фрезы было противоположным направлению фрезера. Но я в этих проблемных местах фрезерую в направлении вращения фрезы. Нужно быть очень аккуратным, чтобы фрезер не рвануло из рук. Когда остается около 0.5 мм до шаблона, я меняю направление фрезеровки и последний, чистовой проход делаю в «правильном» направлении.


    Не прикладывать больших усилий к фрезеру. Нужно плотно прижимать его подошвой к шаблону, чтобы обеспечить устойчивость.

    Немного о фрезах. Я использовал фрезы из сплавов HSS и с добавлением карбида вольфрама. Первые дешевле и режут похуже, что, в общем, не совсем недостаток – острые как бритва карбидные фрезы склонны очень быстро «зарываться» в массив, что чревато сколами. Карбидные фрезы лучше режут, служат дольше, но и стоят в 2-4 раза дороже.

    Не покупайте дешевые фрезы! Комплект фрез не может стоить 200 рублей. HSS-фрезы стоят от 150 рублей. Карбидные фрезы иногда переваливают за 1000 руб. за фрезу. Применение дорогих и качественных фрез не только обеспечит хороший результат обработки, но и обезопасит от несчастных случаев.

    Итак, корпус вырезан. Теперь его необходимо разметить, чтобы на нем точно и гармонично разместились гриф, бридж и пикгард.

    После разметки можно приступать к фрезеровке пазов под датчики и электронику. Фрезеруем за несколько (2-3) проходов, с каждым проходом опуская фрезу все ниже. Глубина фрезеровки под датчики и электронику – 16-18 мм. Лучше отталкиваться от размеров ваших датчиков и электроники. Одна из самых больших деталей – свитч, под него делается фрезеровка около 35-38 мм глубиной. с

    Пазы готовы. Теперь можно сделать закругление корпуса по краям, используя радиусную фрезу. Подшипник упирается в край корпуса, а фреза закругляет кромку.

    Теперь одна из важнейших частей – карман грифа. В данном проекте я использовал шаблон, но сейчас я отказался от постоянного шаблона. Лучше изготавливать шаблон для каждого грифа индивидуально. Для этого необходим почти готовый гриф, по крайней мере, пятка у него должна быть уже готова, но не отшлифована. Почему? Если мы изготовим плотный карман под неотшлифованную пятку, то отшлифовав немного дерева с нее, получим менее плотное прилегание, а после покрытия грифа лаком размеры и плотность соединения будут восстановлены. Если мы сделаем карман под отшлифованную пятку, то, с учетом толщины покрытия, пятка просто не влезет в карман. Однако, в случае конструкции со вклеенным грифом, пятка должна быть полностью готова и отшлифована для максимально плотного соединения.

    Сначала делаем шаблон фрезеровки под гриф. Существует такой метод, как «метод трех досок», когда вокруг пятки грифа (по краям и сзади) плотно укладываются три ровные доски и фиксируются струбцинами/двусторонним скотчем на заготовке, гриф вынимается и делается фрезеровка кармана. Метод очень хорош, и позволяет делать очень точные карманы под гриф, особенно под клеевое соединение. Однако я предпочитаю не фрезеровать «по живому», а изготавливать таким способом шаблоны под фрезеровку кармана. Во-первых, есть шанс лишний раз проверить, все ли хорошо с грифом, а во-вторых, использовать один шаблон вместо трех досок гораздо удобнее.

    Итак, фрезеруем карман под гриф. Его глубина зависит от нескольких факторов – толщины грифа в пятке (с учетом ладов), высоты бриджа, угла наклона грифа. Я предпочитаю делать небольшой угол у грифа, с перепадом высот на пятке грифа около 1 мм. Рассчитывайте размеры так, чтобы при наполовину опущенных седлах, струны лежали на последнем ладу. Гриф должен выступать над корпусом примерно на 8-10 мм, высота бриджа составляет примерно 13 мм. Размеры указываю для центральной части.

    Рассчитав размеры, приступаем к фрезеровке по шаблону. Чтобы получить высокое качество поверхности кармана, делайте 3 прохода фрезером так, чтобы последний проход снимал 1 мм глубины – тогда карман будет гладким и без «дорожек» от фрезы. Угол грифа к корпусу можно сделать как в кармане грифа, так и на самом грифе. В случае с карманом грифа – просто приподнимите задний край шаблона на необходимую высоту, используя, например, клинья. Можно сделать угол и на грифе (в данном проекте я использовал такой метод).

    На этом фрезеровка корпуса завершена. Теперь необходимо сделать «удобства» — handcut и bodycut.

    Хэндкат делается ручным рубанком. Для этого чертим на корпусе линию, обозначающую край хэндката и строгаем параллельно этой линии.

    На торце деки также необходимо начертить границу хэндката.

    После рубанка «выравниваем» поверхность бруском со шкуркой и закругляем края хэндката.

    Теперь бодикат. Чертим на задней поверхности деки и торце его границы и снимаем лишнее. Можно рашпилем, можно протяжкой, можно полукруглой стамеской. Далее выравниваем валиком со шкуркой. Необходимо следить за ровностью линий — я проверяю линии на ровность при помощи света и тени.

    Чтобы корпус смотрелся эстетично, необходимо, чтобы линии перехода из плоскостей в хэндкат и бодикат были параллельны друг другу.

    Корпус, в общем, готов, остались отверстия под проводку, бридж, крепления грифа и ремня. Их мы будем делать позже, когда будет готов гриф. После этого надо будет отшлифовать корпус и готовить к покрытию. Об этом я расскажу в отдельной статье. Следующая статья будет посвящена изготовлению грифа.

    Источник

    MasterGitar.com

    Изготовление паза под окантовку гитары с помощью фрезера с насадками или ручного инструмента — вот тема нашей сегодняшней статьи. Особое внимание хочу обратить именно на ручной инструмент. Конечно, электромеханическим способом делать паз быстрее и в мастерской делать надо именно им, но если у вас единичная работа, то можно приловчиться выбирать паз специальными очень простыми рейсмусами, что немного дольше, но также аккуратно.

    В предыдущей статье мы затронули тему: какими бывают и как устанавливаются канты, а также инкрустация (purfling) гитары. Теперь надо по краю сделать выборку соответствующих канту размеров, в том числе сложную ступенчатую, если будет устанавливаться инкрустация.

    На фото чуть выше все хорошо видно — паз для основного канта, который прорезает полностью обечайку и низкий широкий паз только в деке для инкрустации.

    Инструмент для работы

    Сегодня все операции по выборке паза делаются разного рода фрезерами со вспомогательными насадками, которые обеспечивают регулировку глубины и высоты паза. Современные фрезеры высокоскоростные, а фрезы остры и прочны, поэтому паз получается абсолютно идеальным, сразу с фрезы фактически готовым к вклеиванию. Пишу это чтобы исключить всякие атавизмы идущие из глубин веков, что механически изготовленный паз имеет порывы торца деки и всякого рода недостатки. Сегодня инструмент для обработки дерева находится на высоком уровне и надо просто следить за износом фрезы и правильно все настраивать. О параметрах влияющих на качество мы поговорим ещё чуть ниже. Сейчас небольшой дайджест по вариантам насадок и подходов.

    Конструкции насадок для фрезеров

    Первый вариант — это небольшая насадка, которая надевается на маленький фрезер или гравер.

    Подобный гравер — это действительно, как пишут в интернет магазинах ручной многофункциональный станочек, к которому выпускается огромное количество насадок и принадлежностей, меняющих его функционал от тонкой фрезы на конце гибкого вала, до миниболгарки. Ярким представителем, изготавливающим подобное оборудование, является фирма Дремель (Dremel).

    Двигатель прибора бывает разной мощности, и выбирать маломощным прибором паз под кант гитары — это использовать его на верхней грани его возможностей, хотя, безусловно, если подойти к вопросу технологически верно, то можно в несколько проходов сделать эту операцию.

    Подходит Дремель и для изготовления паза для розетки гитары, только надо купить или сделать специальную насадку, которая ведет фрезу по кругу.

    На форуме у нас есть специальная тема посвященная этому станочку и марке, где форумчане делятся впечатлениями о работе с Dremel ‘кой.

    Насадки для обычного фрезера

    Для гитары достаточен как раз, в отличие от граверов, самый маломощный фрезер. Фрезеры бывают с разным диаметром цанги для фрез. Самый популярный диаметр — 8мм, маломощный же фрезер может иметь диаметр цанги 6мм, что для гитары, конечно, подходит, но может вызвать некоторые проблемы с покупкой фрез. В большом городе — это не проблема, а вот в небольшом пока что могут возникнуть сложности и неудобства.

    Самая простая насадка — это колесико, подшипник или упор.

    Упор идет по обечайке, ограничивая глубину проникновения фрезы — это будет ширина канта. Сам фрезер скользит своим столиком по деке, то насколько фреза выходит из-под столика, является высотой паза и канта. Колесико регулируется двумя винтиками, один регулирующий, а второй фиксирующий. Реализаций этой идеи может быть превеликое множество. Фото сверху с Дремелькой, то же самое может быть и с фрезером. Справа, настраиваемый упор, прикрученный к столику обычного фрезера.

    Колесико должно быть как можно меньшего диаметра, иначе уменьшается рабочая зона, где паз выбирается на всю глубину.

    Идею регулировать ширину паза можно реализовать с помощью сменного комплекта подшипников разного диаметра. Такие фрезы уже имеют приличный диаметр и тут как раз работать надо очень аккуратно.

    Фрезер находится внизу под столом и выглядывает только фреза.

    Гитара кладется декой на стол и вращается. Опять можно напридумывать кучи вариантов ограничения ширины паза. На фото вы можете увидеть простейший вариант. Важным моментом в данном варианте является решение проблемы с купол деки или дна, которую мы обсудим ниже.

    На фото вы видите две части конструкции одна стационарная та, на которой лежит карандаш, а другая — это собственно сам регулируемый упор. Гитара кладется на что-то мягкое, типа на коврик из плотного поролона, чтобы утопились неровности деки и ведется таким образом, что стационарная часть только слегка заходит под деку. На фото фреза заслонена упором, если приглядеться, то на кончике упора видно отверстие, из которого она выходит.

    Проблема при фрезеровке — это купол дна или деки

    Если плоскость столика фрезерного станка с направлением фрезы образуют прямой угол, а обечайки с декой этот угол нет, так как дека или дно имеют купол, то получается некоторое неудобство. Дека, вспучиваясь, наклоняет столик фрезера, и фреза выбирает паз под углом, либо приподнимается, в зависимости от конструкции опора. Чем больше купол и площадь столика, тем проблема острее. Мастера решают её по разному.

    Надо уменьшать площадь касания столика и деки, чтобы купол был вне зоны работы фрезера. В идеале желательно иметь небольшое касания по самому краю, но тогда тяжело держать фрезер вертикально, что приводит к созданию разного рода кронштейнов для фиксации фрезера вертикально.

    Фрез закреплен по типу сверлильного станка, гитару же вы ведете под ним, установив в специальную оправку, на фото подобная оправка хорошо видна. Вес фрезера на стойке может быть скомпенсирован пружиной и фрезер плывет по контуру.

    Апогей апофеоза реализации идеи подвесного фрезера вы можете увидеть на фото. Если кто-то правильно изготовит такую штуку с фото, и описанием как все делал, то обещаю сразу выпустить этот отчет как статью.

    Другая линия — это привязка фрезера к обечайке

    Обечайки гитары не имеют никакого значительного купола, поэтому проблему перекоса фрезы можно решить, сделав упор, который будет скользить по обечайки и держать фрезер вертикально. Тогда площадку, которая упирается в деку можно уменьшить до минимума.

    Нюансы работы с ручным фрезеровальным станком

    Попробую перечислить основные моменты, о которых надо помнить при работе с ручным фрезером.

    Когда фреза идет особенно по нижнему правому краю гитары и верхнему левому, режущая кромка, вращаясь по часовой стрелке и идущая против шерсти, против волокон, может действительно натворить беды. Можно отколоть слои деки.

    Также можно надколоть обечайку, если материал обечайке жесткий и колкий.

    Все вопросы снимаются неглубоким и медленным погружением в дерево при каждом проходе.

    Безусловно, кроме направления волокон древесины, важными параметрами фрезеровки влияющими на качество проточки, являются:

    • скорость вращения, чем быстрее, тем чище,
    • диаметр фрезы, чем мельче, тем чище,
    • форма (состояние) фрезы — количество и форма режущих кромок, есть спиральные фрезы, они совсем не должны бить.
    • скорость подачи фрезы, чем медленнее, тем чище, скорость, с которой вы ведете фрезер. Всякого рода дерганья инструмента как раз и приводят к печальным последствиям.
    • глубина выборки за проход, чем меньше, тем чище.

    Ведите фрезу в местах, помеченных красными стрелками нежно и в противоположном указываемом стрелками направлении. В этих местах прямая режущая кромка при низкой скорости вращения и быстрой подаче, может вырвать или надорвать слои.

    Проблема ручного способа движения фрезера — это неравномерность, рука дергает инструмент, фреза дергает руку. Одно хорошо — высочайшая скорость вращения фрезера и острота фрезы компенсирует часто все эти проблемы.

    Я не выбираю паз сразу на всю глубину, провожу несколько разу по одному месту, хотя кручу на очень больших оборотах маленькие фрезы (6мм). Скорее всего, что я перестраховываюсь, но ошибка может дорого стоить.

    Помните, что фрезеровальный станок – это мощный и опасный инструмент, использование которого требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. Вместе с фрезером обязательно покупайте удобные очки. И даже когда они вам покажутся неудобными, не снимайте их, кусок щепки из-под фрезы, конечно до мозжечка не долетит, но оно вам надо!

    Для изготовления прямоугольного паза под кант нужна фреза пазовая, пальчиковая, прямая. Я пользуюсь фрезами с рабочим диаметром 6-8мм. При выборе фрез не забудьте обратить внимание на разные диаметры хвостиков для установки в цангу фрезера.

    Добавлю сюда ещё такой нюанс с приобретением ручного фрезера. Как бы вы активно не использовали фрезеровальный станок для изготовления гитары – это всё равно, достаточно слабо расходует его ресурс. Вы не будете гнать погонные метры в час 24/7. Поэтому можно приобретать фрезер, у которого эти параметры, как общий ресурс и работа в беспрерывном режиме не так строги. К тому же достаточна небольшая мощность. А также желателен небольшой вес.

    Теперь обязательный пункт программы — минимально затратные способы сделать паз под кант. Если у вас нет фрезера или места, где им работать, то можно почувствовать, что такое настоящая традиция и сделать паз под кант специальным резаком.

    Принцип прост — вы тонким лезвием делаете узкий паз на деке и обечайке. После того как вы сделаете две траншейки, и если они не встретятся, то остальное придётся выбрать стамеской, что несложно.

    Сделать такой резачок можно по разному, самая простая идея — на фото. Большая ручка — это часть, которая будет скользить по обечайке. В большую ручку вставлена стрела, которая ходит в отверстии и прижимается винтом с торца. Это регулировка ширины паза. В саму стрелу уже закрепляется лезвие, которое также регулируется винтиком с торца.

    Практически можно просто примотать лезвие между палочками, которые будут держать лезвие и регулировать глубину проникновения лезвия. Ширина палочки между лезвием и черным упором — это ширина будущего паза.

    Поделюсь с вами вот какими нюансами.

    Есть сменные лезвия для скальпеля, вряд ли он хирургический, но факт, что лезвие такого типа достаточно удобно. Треугольный кончик в одну сторону режет, а в другую выбирает канавку, что дают возможность углубляться и лезвие начнет заклинивать, когда будет уже достаточно глубоко.

    Не выставляйте глубину сразу большую, сначала буквально только самый кончик, потом все больше и больше и в итоге, прорежьте настолько, насколько это будет возможно. Если выставить сразу много, то нож будет как бы вязнуть, уходить слишком далеко в дерево и застревать. А также длинное лезвие может уходить в сторону, но если выдвигать понемногу, то сам паз будет направлять лезвие дальше вглубь.

    Проблемы будут, если вы делаете ремонт и у вас есть подобие паза и надо только подчистить ручным инструментом или немного расширить. Лезвие будет соскальзывать. Всякие напильники с ограничителями и стамески – понятно. Этот момент будет дополняться, так как я в своей практике не сталкиваюсь с такими проблемами – я прочищу паз фрезером.

    Вклейка орнамента или пурфлинга (purfling)

    Как уже упоминалось, надо сделать дополнительный очень низкий и относительно широкий паз. Фрезером это делается просто. Ручным инструментом, в общем, также несложно.

    Я прорезал сначала основной паз под основной кант, а потом, уже отталкиваясь от него, настраивал ручной инструмент. Упорчик моего инструмента скользил по стенке паза, а не обечайке, т.е. конструкция была такова, что он выступал совсем немного.

    Прижимать орнамент можно резиной или шнурком. Применяют ещё и скотч. Я клею орнамент раздельно с кантом.



    Источник

    Читайте также:  Flight tus 35 bk укулеле travel long neck сопрано
  • Оцените статью