Фригийский лад для гитары

Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов:

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2. Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3. Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4. Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5. Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6. Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Отличный(как и все остальные)урок!

Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?

все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать

вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.

В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:

иди-учи матчасть патом бирись за лады

И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?

Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон

Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.

Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.

Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.

Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.

Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .

У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?

Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.

Соль диез это 4й лад шестой струны

Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.

Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .

Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.

А просто с нуля — это по CAGED системе.

И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.

Источник

Различные гаммы в гитарных соло

Введение

Итак, фригийский доминантный лад, как известно большинству гитаристов, образуется из минорной гаммы. Если точнее, это 5 ступень гармонического минора. Это гамма, которую знают и любят множество гитаристов, играющих в самых разных жанрах. Тем не менее, при игре в данной тональности многие сталкиваются с проблемами в гармонии — вот последовательность аккордов, входящих в данную гамму (в порядке восхождения): мажорный, мажорный, уменьшённый, минорный, уменьшённый, увеличенный, минорный (E7, FMaj7, G#m7-5, Am+7, Bm7-5, CMaj7+5, Dm7).

Так как в гамму входят лишь четыре аккорда, которые могут дать её характерное звучание и не расходиться с аккомпанементом, мы весьма ограничены в диапазоне гармонических решений. Например, минусовки во фригийском доминантном ладу часто состоят из простого ритма, основанного на аккордах E-F, либо E-F-Dm, или же E-Am-F. В общем, суть понятна. При импровизации с использованием исключительно фригийского доминантного лада ваше гитарное соло можно свести к обыгрыванию одних и тех же клише и фраз, разумеется, в зависимости от ритмического рисунка, темпа и настроения композиции.

Очевидные варианты

Конечно же, никто не утверждает, что музыканту следует избегать использования фригийского доминантного лада. В конце концов, недаром эта гамма — одна из наиболее популярных в жанре «метал»; если не использовать её совсем, слушатель может подумать, что гитарист не знает своего дела. Это всё равно что играть блюз, не используя минорную пентатонику!

Итак, вот из чего мы можем выбирать:

Фригийский доминантный лад (1 b2 3 4 5 b6 b7) (E F G# A B C D)

Это гамма, от которой образованы аккорды и риффы, используемые в аккомпанементе. Легко узнаваемое экзотическое звучание.

Уменьшённые арпеджио (1 b3 b5 bb7) (F G# B D — в любом порядке)

Эти арпеджио, ставшие популярными благодаря Ингви Мальмстину и другим неоклассическим гитаристам, подчёркивают напряжённость, присущую звучанию рассматриваемой гаммы (фригийский доминантовый лад — это, по сути, мажорная гамма с минорными интервалами). Уменьшённые арпеджио состоят из 2, 3, 5 и 7 ступеней гаммы, причём последовательность нот не имеет значения, так как такие арпеджио и аккорды симметричны (они представляют собой ряд малых терций). Используя свиповые аппликатуры или, например, симметричные пассажи по две ноты на струну, можно создать немало интересных и чувственных пассажей.

А теперь к более интересным вариантам:

Двойная гармоническая гамма (1 b2 3 4 5 b6 7) (E F G# A B C D#)

Данная гамма содержит вводный тон (7 ступень мажора) и в остальном не отличается от фригийского доминантного лада. Её звучание навевает образы Ближнего Востока. Примеры её использования можно услышать в песне «Misirlou» Дика Дейла, а также в «Gates of Babylon» и «Stargazer» группы «Rainbow».

Фригийский лад (1 b2 b3 4 5 b6 b7) (E F G A B C D)

Понизив третью ступень фригийского доминантного лада, мы получаем старый добрый фригийский лад, который также можно получить из мажорной гаммы (3 лад, в данном случае — производная гаммы до мажор). Пригодится в случаях, когда вам нужно несколько сбавить экзотический окрас фригийского доминантного лада в своей импровизации, или когда вы хотите внести в диатонический контекст блюзовое звучание при помощи сочетания большой и малой терций. Если рассмотреть данный вариант с точки зрения эргономики, он ещё и намного менее требователен с точки зрения растяжки левой руки.

Доминантная пентатоника (1 3 4 5 b7) (E G# A B D)

В сущности, эта гамма и есть фригийский доминантный лад, но с пропуском 2 и 6 ступеней. На неё можно взглянуть иначе как на минорную пентатонику с повышенной третьей ступенью. С помощью этой гаммы вы сможете внести в свою импровизацию характерную «открытость» пентатоники, а также использовать множество классических блюзовых клише, которые в новом контексте зазвучат совершенно иначе. Не забывайте иногда играть и уменьшенную квинту (так называемую «беспокойную ноту»)!

Гамма «Хирадзёси» (1 b2 4 5 6) (E F A B C)

Наша следующая гамма родом с Дальнего Востока, в частности из Японии. В ней отсутствует третья ступень, поэтому её нельзя отнести ни к мажору, ни к минору (для многих она также звучит очень таинственно). Тем не менее, благодаря пониженной второй ступени, она идеально подходит для нашей цели. Эту гамму лучше использовать умеренно, например, в парочке мелодий и нескольких пассажах, потому что из-за двух, откровенно говоря, огромных пробелов в ней (большая терция между 2 и 3 ступенями, а также между 6 и 1 ступенями) игра на гитаре становится затруднительной ввиду необходимости постоянной смены позиции.

Локрийский лад с повышенной 6 ступенью (1 b2 b3 4 b5 6 b7) (E F G A Bb C# D)

Одна из любимых гамм многих гитаристов, шестой локрийский лад и сам по себе звучит чертовски странно и путано, однако, как показывает опыт, он может совсем неплохо вписаться в гармонический минор. Это второй лад гармонического минора (в данном случае, гармонический минор от тоники ре). Эту гамму не часто услышишь, если услышишь вообще, и с ней однозначно можно привлечь немало внимания. Отличный выбор для сочинения пассажей с характерным эстетичным диссонансом.

Минорная пентатоника (1 b3 4 5 b7) (E G A B D)

Последняя из рассматриваемых гамм, вероятно, одна из наиболее популярных среди гитаристов. Старая добрая минорная пентатоника в очередной раз служит нам верой и правдой. Играя стандартные блюзовые и рок-клише в экзотическом контексте, вы получите новые, очень интересные оттенки звучания. Применяйте эту гамму, когда полностью хотите избавиться от экзотичности гамм, основанных на фригийском ладу, и вернуться к классической роковой фразировке. С её помощью также достигается узнаваемое сочетание большой терции с малой, характерное для блюза. Можно подчёркивать это сочетание, играя малую терцию поверх мажорного аккорда от тоники (в данном случае, ми мажор), в котором содержится большая терция (в данном случае, соль диез). Ну и конечно, не забывайте играть и «блюзовую» гамму, добавляя пониженную квинту.

Заключение

Ну, вот и всё! Несколько гитарных гамм, которые можно очень эффективно использовать в рамках импровизации под аккомпанемент во фригийском доминатном ладу, в случае если вы хотите отойти от этой конкретной последовательности нот. Изучайте новые оттенки звучания, которые вы теперь можете получить, и считайте со сцены отвисшие челюсти, когда освоитесь! Удачи!

Источник

Оцените статью