Фригийский лад от всех нот

Содержание
  1. Фригийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
  2. Фригийский лад. Общая информация
  3. Отличие от обычного минора
  4. Как построить фригийский лад
  5. Аппликатуры лада
  6. Аккорды от фригийского лада
  7. Музыка во фригийском ладе
  8. Как использовать лад
  9. Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами
  10. Лады народной музыки. Общая информация
  11. История ладов народной музыки
  12. Отличия от обычной гаммы
  13. Группы ладов
  14. Список ладов народной музыки
  15. Ионийский
  16. Фригийский
  17. Лидийский
  18. Дорийский
  19. Миксолидийский
  20. Эолийский
  21. Локрийский
  22. Таблица ладов народной музыки
  23. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  24. 6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”
  25. Добавить комментарий Отменить ответ
  26. Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
  27. Как записывать акустическую гитару дома
  28. Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
  29. Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
  30. Что такое фригийский лад и его практическое использование в музыке
  31. Фригийский лад. Общая информация
  32. Отличие от обычного минора
  33. Как построить фригийский лад
  34. Аппликатуры лада
  35. Аккорды от фригийского лада
  36. Музыка во фригийском ладе
  37. Как использовать лад

Фригийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

Фригийский лад. Общая информация

Несомненно, фригийский лад – это самый любимый звукоряд всех музыкантов, играющих тяжелую и мрачную музыку. Мало того, что он относится к минорному наклонению, так и характерная для него ступень делает звучание еще более мрачным и холодным. В данной статье мы подробно объясним, как построить фригийский лад, а также расскажем про его использование в музыке.

Отличие от обычного минора

Как уже было сказано выше, фригийский лад среди остальных ладов народной музыки отличается своим мрачным и гнетущим звучанием. Это происходит из-за пониженной второй ступени в гамме обычного минора. Кроме этого, он несет в себе характерный испанский колорит – именно на фригийской гамме основана почти вся народная испанская музыка. На данный момент именно этот лад чаще всего используют в тяжелой музыке.

Читайте также:  Somewhere over the rainbow ноты для голоса

Как построить фригийский лад

Ноты фригийского лада повторяют стандартную минорную гамму, за исключением пониженной второй ступени, которая и дает характерное фригийское звучание. Построим лад на примере гаммы ми-минор . Ее стандартный вид следующий:

E – F# — G – A – B – C – D

Нас интересует нота F#, которую нужно опустить на полтона. Итоговый вид фригийской гаммы такой:

E – F – G – A – B – C – D

Аппликатуры лада

Фригийский лад на гитаре имеет аппликатуру, очень схожу со стандартным минорным звукорядом, но с опущенной второй нотой. В этом разделе мы дадим вам базовую форму этого бокса, сыгранную через тональность ми-минор. Для того чтобы найти фригийскую гамму в другом ключе, вам нужно сыграть тот же самый бокс, но от нужной вам тоники.

Четвертая: 0 – 2 – 3

Аккорды от фригийского лада

Для того чтобы построить аккорд с характерным фригийским звучанием, нам нужно либо достроить до его готовой формы ту самую вторую ступень, либо поменять одну из устойчивых нот на вторую пониженную. Опять же, разберем это на примере аккорда Ми-минор. Его основные ноты такие:

Самый простой способ сыграть фригийский Ми – это взять его на открытой позиции второго лада, и вместо открытой шестой струны сыграть первый лад на ней же. Таким образом, вы измените басовую ноту на ту самую фригийскую и получите характерное звучание интересующего вас лада. Ноты тогда будут такие:

Кроме этого, вы можете вместо второго лада на четвертой струне зажать третий – тоже Фа. Тогда порядок нот изменится на:

Кроме этого, вы можете отойти от стандартного построения аккорда по ступеням – I – III – V и заменить третий тон на фригийскую ноту:

В этом случае у вас получится:

Однако в этом случае вам придется находить удобные аппликатуры аккордов на грифе.

Музыка во фригийском ладе

Как уже было сказано выше, фригийский лад в музыке чаще всего можно найти в тяжелом роке. Самый яркий пример – классический Thrash, например, композиции группы Metallica или Megadeth.

Кроме этого, вокруг фригийской гаммы построена вся испанская музыка. Если вы сыграете подряд аккорд Em и F, то прочувствуете тот самый характерный испанский колорит.

Как использовать лад

Если вы играете тяжелую музыку, то вам просто необходимо запомнить построение фригийского минора, поскольку благодаря ему вы сможете выстроить очень мрачную и гнетующую гармонию.

Иногда неплохо может звучать прием, когда гитара находится внутри одного аккорда, а бас, играя тонику, время от времени уходит на ту самую фригийскую ноту. Тогда гармония движется менее очевидно для слушателя, однако настроение лада передается композиции, создавая очень странное ощущение тревоги из ниоткуда.

Кроме этого, фригийский лад стоит использовать при создании испанской гармонии, если вы хотите добавить музыке характерный для этой страны колорит.

Источник

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Таблица ладов народной музыки

Название лада Параллельный лад Измененные ступени От какой ноты проще всего строить
Ионийский Эолийский Нет C
Лидийский Дорийский IV повышается F
Фригийский Миксолидийский II понижается E
Эолийский Ионийский Нет A
Миксолидийской Фригийский VII понижается G
Дорийский Лидийский VI повышается D
Локрийский II, V низкие B

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”

«Пентатоники на гитаре»? А что, на других инструментах их уже нет?
Фригийский лад в тяжёлом металле? Много найдёте чистого фригийского лада там вместо гармонического минора и Phrygian-Locrian Combined a.k.a. «Metallica Scale»?
Локрийский – минорное наклонение при уменьшённом-то тоническом трезвучии?
В эолийском нет изменённых ступеней? Мы, кажется, о народных ладах, а не о натуральном миноре. В нём b3, b6 и b7, во фригийском b2 b3, b6 и b7, в локрийском b2 b3, b5 b6 и b7.
«Нота, от которой легче поспорить»? Они строятся по интервалам, одинаково от любой ноты. Проще их только найти на фортепианной клавиатуре – максимум.

Кому-то определённо очень стоит сначала подтянуть собственные знания по теме, прежде чем лезть преподавать её другим…

Судя потому с какой ухмылкой, написан весь ваш комментарий, можно сделать вывод, что вы крутой музыкальный спец. И это хорошо! Радует то, что нас читают музыкально грамотные люди и наш труд имеет обратную связь. Но спешу вас огорчить, на счет «подтянуть знания», дело в том, что мы всегда чему-то учимся, развиваем себя и данный сайт. Если есть ошибки, то разбираем их и исправляем, если им есть место. Но во всех ваших заметках, с негативным очерком, прощупывается, не профессиональное, а обычное любительское мнение, не более! Отсюда следует, что разбирать детально ваши заметки, просто не имеет смысла.

Что касается фразы «Пентатоники на гитаре», то если вы не заметили, это активная ссылка (другим цветом), как раз на статью по таким же названием. Это навигация по сайту.

В описании миксолидийского ошибочка у вас: седьмая не повышена, а понижена.

Здравствуйте. У нас все правильно, ошибки нет, т.к. в миксолидийском ладу 7-ая ступень понижена.

А у Вас написано «повышена». )

Я до этого смотрел только на картинке и в таблице, в самом описании пропустил, там действительно была такая ошибка. Все исправили. Спасибо, что уточнили!

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Что такое фригийский лад и его практическое использование в музыке

Эта статья – продолжение цикла, посвященного различным гаммам, которые можно сыграть на гитаре. Как и большинство ладов народной музыки, фригийский лад появился еще во времена Древней Греции. Судя по названию, область, от которой он получился распространение, – Фригия.

Фригийский лад. Общая информация

Фригийский лад появился задолго до традиционного классического периода, был распространен в античные времена. Затем перешел в средневековье, а позже – дошел до современности. Благодаря своему необычному звучанию, считается одним из самых мрачных и загадочных народных наклонений.

Отличие от обычного минора

Фригийский лад отличается второй пониженной ступенью. Обратите внимание, что это минорная тональность. Опять же, не следует путать – у нас получится «phrygian» от определенной ноты (в примере мы возьмем тонику «фа-диез»), а не f-moll фригийского наклонения.

Как построить фригийский лад

Логичнее всего фригийский лад звучит от третьей ступени минорной гаммы. Но также строится от первой, пятой, седьмой (вторая и шестая реже).

Если взять параллельную тональность ля мажору – фа# минор.

По сути, у нас меняется только один знак – соль диез при ключе превращаем в соль бекар из-за понижения «главной» ноты.

Аппликатуры лада

На гитаре малая секунда – расстояние в 1 лад. То есть пониженная нота находится по соседству. Поэтому удобнее будет взять указательным-средним, а на следующий звук перейти мизинцем.

Красным отмечена тоника выбранной нами тональности.

Синим – бемольная вторая.

Аккорды от фригийского лада

Например, у ля минора аккорд второй ступени – это Bm7b5. Мы превращаем его в Bb.

Сделаем септаккорды (скажем, для джаза):

В heavy-metal и смежных, более экстремальных жанрах (например, трэш, ню-метал, грув) используют связку 2-7 ступени, а также 2-1, что редко звучит в поп-песнях. Поэтому воспринимается необычно и даже резко. Мы услышим эти ходы в треках Мегадес, Слипкнот, Лэмб оф Гад.

Если делать более традиционную фламенковую музыку, то на 5 применяется уменьшенное трезвучие (dim). В классической теории основными станет вторая, побочными 2-4-7.

Музыка во фригийском ладе

Услышать этот прием можно в самых разных музыкальных направлениях:

  1. Классическая опера (М.П. Мусоргский, «Борис Годунов» – Песня Варлаама).
  2. Испанская гитара, фламенко.
  3. Импровизации на восточную тему.
  4. Металлическая музыка, трэш, хэви (Мегадэт, Пол Гилберт).

Как использовать лад

Выше написаны гармонии, подходящие для импровизации. Возьмите самую простую последовательность:

  • Am7 – Bb7;
  • a-moll, теперь понизим 2;
  • A-H (или Bb)-C-D-E-F-G.

Поставив 2 chords (например, зациклив в Гитар Риг) уже можно импровизировать по предложенному набору нот.

Потренируйтесь в использовании этого приема и расскажите в комментариях, как быстро вам удалось его освоить.

О ладах народной музыки с примерами их построения можно почитать в нашей отдельной статье.

Ниже рекомендуем ознакомиться с тематическими видео.

О ладах народной музыки:

Зачем нужен фригийский доминантовый лад, урок по импровизации:

Источник

Оцените статью