Галетный переключатель для гитары

Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Михаил Южаков
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 15 октября 2019 г.

Варитон (varitone) — это система переключения между конденсаторами разной электроёмкости, стоящих в параллели звукоснимателей. Используется, например, в электрогитарах Gibson ES-335, Lucille.

Д авно хотел повторить варитон легендарной гитары Lucille. Однако это оказалось непросто. Начнём с того, что схема, лежащая в открытых источниках, имеет такой вид, словно попортилась при пересечении Атлантического океана вплавь доблестным Джеймс Бондом, решившим похитить эту схему из тайных лабораторий Гибсона.

Рис.1

Вооружившись лупой и микроскопом, с помощью Интернета нашёл более чёткую схему:

Рис.2

Но и с ней сомнения: варитон включен совсем по-другому – после переключателя датчиков, тогда как в исходном варианте смутно видно, что варитон подключен со стороны бриджевого датчика перед переключателем «Rhythm-Treble».

Приведу свою компиляцию/адаптацию для моновыхода:

Рис.3

Стереовыход по схеме на рис.1 может быть убран: если потенциометры 300к на рис.1 повернуты в положение «максимум», сигнал со стереовыхода сводится в один контакт. Регуляторы громкости и тона поставил по схеме Les Paul, так как, забегая вперед, на его основе и реализовал этот варитон. Резисторы в 10МОм из исходной схемы тут явно погоды не делают, их можно выкинуть; стоит предположить, что они добавлены для предотвращения щелчков при переключении.

Варитон работает, когда стандартный переключатель датчиков «Rhythm-Treble» поставлен в среднее положение. Положение варитона «1» – «совместимый» вариант (датчики включены параллельно по стандартной схеме Les Paul, сигнал с бриджевого датчика идёт напрямую). А вот начиная с положения «2» самое интересное: к нековому датчику через переключатель оказывается подключен колебательный контур C3..C7L1.

Упрощенная эквивалентная схема приведена ниже. Считаем, что стандартные регуляторы громкости и тембра стоят на максимуме (как обычно и бывает).

Рис.4

Через резистор R5 к выходу подключен бриджевый датчик – он добавляет «стекло».

Теперь вопрос №2 – конструктив катушки L1. Если считать её частью колебательного контура, то интересна её добротность, ибо от неё будет зависеть частотная характеристика всей системы. Произведённое компьютерное моделирование показало, что начиная с добротности подключаемого контура 10 и выше общая частотная характеристика принимает более «выраженный» характер.

Рис.5

Здесь зелёная кривая – это чистая АЧХ гибсоновского некового датчика (добротность около 2). Красная кривая – нековый датчик плюс подключенный параллельно колебательный контур. Синяя кривая – с бриджевым датчиком, подключенным через резистор 100кОм. Насколько реально добротность контура влияет на звук, чуть ниже покажет практика.

Теперь конструктив. Установил варитон на имеющуюся гитару системы Les Paul. Чтобы не портить корпус лишним отверстием, галетный переключатель варитона установил в положение прежней ручки «громкость» бриджевого датчика, которую в свою очередь перенёс на место ручки «тон» бриджевого датчика. Регулятор «тон» бриджевого датчика выкинул (кто-то когда-то его использовал?) Галетный переключатель использовал типа RS-25 (или SR-25?) на 6 позиций.

Рис.6

Катушка L1 намотана на кольцевом сердечнике из феррита T38 (магнитная проницаемость 10000) внешний диаметр 29.5мм, внутренний диаметр 19мм, высота 14.9мм, артикул B64290-L647-X38. 350 витков провода 0.1мм; намотка однослойная, виток к витку. Обмотка секционирована: через каждые 50 витков отступаем 1мм и мотаем дальше. Пропитана цапонлаком. Добротность контура при практических измерениях достигала 20.

Примеры звука

1. Для начала ради эксперимента просто подключим к нековому датчику контур с конденсатором 22нФ (без подключения бриджевого датчика). Получаем вот такое невнятное бубнение:

2. А теперь с подключением бриджевого датчика:

Похоже? Тон, конечно, несколько иной, но это уже дерево: тут имеем Les Paul из красного дерева, Lucille же изготовлена из клёна.

В разных позициях варитона звук отличается незначительно: немного меняется количество басов. По сравнению со стандартным положением «нек + бридж» басов с варитоном ощутимо больше.

И наконец, какова здесь роль индуктивности? Я не случайно привел пример 1 без бриджевого датчика: такой звук с заваленным тембром можно получить, просто подключив параллельно датчику достаточно большой конденсатор. Роль же индуктивности тут просто в том, что она не даёт «срезаться» «стеклу» с бриджевого датчика. Добротность катушки соответственно особой роли не играет. Рассмотрим упрощённо схему со стороны бриджевого датчика:

Рис.7

Если просто включить конденсатор (схема справа), то образуется фильтр нижних частот, который удаляет высокие частоты из сигнала бриджевого датчика, делая его использование бессмысленным. Индуктивность же даёт некоторую «подпору» высоким частотам, вот и всё. Так что конструктивное исполнение катушки может быть и иным, требование одно: секционированная обмотка для уменьшения собственной ёмкости.

И наконец, приведу схему активного темброблока с варитоном: здесь уже индуктивность не нужна, так как датчики между собой развязаны через активные буфера. Звучит примерно так же.

Рис.8

За варитон «Lucille» здесь отвечает лишь конденсатор C5; всё остальное – варитон, рассчитанный на активное включение датчиков (без ёмкости кабеля). Положение «D» («Default» — по умолчанию) – имитация пассивного включения датчика, положение «C» («Clean» — чистый) – наиболее звонкий тембр, и т.д. Более подробно работа активного темброблока рассматривалась ранее в статье Пьезогитарная электроника, пункт 2.

Источник

О гитаризме и гитарных примочках

В этом блоге будут публиковаться статьи о гитаре и гитарных примочках в основном с точки зрения электроники и физики.

вторник, 25 июня 2013 г.

Альтернативный регулятор тона

Теперь совсем кратко об их разнице:

График показывает АЧХ (амплитудно-частотная характеристика, frequenсy response, доходчивое объяснение) звукоснимателя в различном положении регулятора тона. Красная линия — АЧХ без регулятора, тона либо в его начальном положении, синяя — обычный регулятор тона, зеленая — Varitone. Во-первых заметно что Varitone гораздо резче срезает высокие частоты, но самое главное — он сохраняет естественный резонанс звукоснимателя (пик на графике перед спадом). Т.е. он действительно меняет тембр инструмента. С ним вполне можно заставить звонкий страт гнусаво петь как леспол. Конечно вы не достигнете мощности выхода свойственной хамбакерам, но тон будет похож.
Справедливости ради замечу, что хоть в англоязычном интернете подобной информации я не нашел, есть русская статья в которой упоминается о подобном регуляторе, хоть и совсем вскользь. Заодно там подробно рассказывается об устройстве звукоснимателя — советую почитать.

Теперь поговорим о том как нам такую приблуду сделать своими руками. Удобнее всего использовать вот такой переключатель:

По русски это называется галетный переключатель. Самая простая конструкция имеет один контакт в центре, который соединяется с одним из крайних в зависимости от положения ручки. Если захотите приобрести такой на ebay, ищите rotary switch.

Значит что нам нужно — на все крайние контакты припаяйте один из концов (все равно какой) конденсаторов разной емкости в порядке ее возрастания. Оставшиеся концы спаяйте вместе. По части номиналов я лично начинаю от 330pF, каждый следующий ставлю в два раза больше и заканчиваю в районе 10nF. Один контакт оставьте пустым чтобы было положение в котором ваш переключатель не влияет на тон гитары. После чего, у вашего регулятора только два конца, один это центральный контакт, другой это спаянные вместе концы конденсаторов.
Выглядеть все должно примерно вот так, разве что конденсаторы будут керамические.

Цепляйте один к земле (все равно какой), другой к среднему контакту регулятора громкости. Поздравляю, теперь у вас есть ступенчатый регулятор тона, можете немедленно его опробовать, или например начать всем хвастаться, что у вас регулятор тона как у B.B. King’a)

Все необходимые конденсаторы, паяльник и олово можно достать в ближайшем радиомагазине, галетные переключатели штука редкая, но если повезет и они будут. Сразу скажу, в данном случае не стоит тратиться на крутые пленочные или еще какие-нибудь конденсаторы, вам подойдут обычные керамические. Подробнее о разных конденсаторах я расскажу позднее в отдельной статье.

Думаю вам также будет приятно узнать что такой регулятор даже на ибее продается не дешевле 50$. Даже если вы прибавите к стоимости изготовления цену паяльника и, не смотря на мой совет, купите пленочные конденсатор вы все равно уложитесь где-то в 1000 рублей.

К своему удивлению, просмотрев на забугорные схемы таких переключателей я во многих из них заметил небольшую деталь — последовательно с таким переключателем ставился резистор довольно большого номинала. Если вы сделаете так же то все пики сгладятся и все что вы получите это обычный регулятор тона. Нафига, спрашивается, все это городить чтобы получить то же что и было? Но эти схемы натолкнули меня на другую мысль — если подключать последовательно потенциометр, то можно будет регулировать высоту пика. Собственно еще немного полистав выдачу гугла я такие схемы тоже увидел. В данном случае подойдет логарифмический на 50 килоом (европейское обозначение A50k), ну или линейный (B50k).

Еще немного погуглив я заметил, что последовательно с такими регуляторами иногда ставят катушки индуктивности для смещения пика не только в сторону низких частот, но и в сторону высоких. Тоже неплохая идея, стоит взять на вооружение.

Вот пожалуй и все о регуляторах тона, кратенько и надеюсь понятно. Если есть вопросы — задавайте. Еще раз порекомендую более подробную статью на схожу тематику — Секреты звукоснимателей.

Источник

Секретное оружие

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

В любом пораженном гитаризмом мозгу словосочетание «Les Paul» моментально рождает эдакий тягучий, бархатистый звук, подобно тому, что мы все слышали на пластинках Гэри Мура или Bluesbreakers with Eric Clapton. Но может ли он быть другим? Да конечно может — распаяй себе гитару как какой-нибудь Джимми Пейдж, понаставь отсечек, насверли дырок в корпусе, напихай в него тумблеров и радуйся жизни!

Но потом закрадывается мысль, мол, «а вот я насверлю дырок, корпус испорчу, а потом мне надоест, я все это вытащу, а дырки останутся», и начинается поиск решений, которые корпус не портят. Что можно еще придумать? Да уже все придумано — покупаешь пуш-пуллы и меняешь темброблок целиком на так называемый «Jimmy Page Wiring».

Чем хороши пуш-пуллы? С их помощью можно модифицировать инструмент без дополнительных дырок, у них довольно широкие возможности применения. Но у них и недостатков выше крыши.

Самый главный и очевидный недостаток — их стоимость. Если нужен один пуш-пулл, то это еще ничего, но вот что если их нужно сразу четыре? Стоимость пуш-пуллов в Москве начинается от 500 рублей и растет пропорционально жадности продавца и брендовости самой детали. Таким образом для замены всего темброблока в стиле Джимми Пейджа нужно потратить как минимум 2000 рублей без учета работ по перепайке, что для многих является достаточно приличной суммой. Второй недостаток — не во всем удобно переключать пуш-пуллы, особенно с некоторыми разновидностями гитарных ручек.

Так что же делать, если хочется и рыбку съесть и косточкой не подавиться? Я нашел вариант (и давно им пользуюсь), который представляет собой отличную альтернативу первым двум — галетный переключатель.

Такие переключатели можно встретить на PRS и некоторых Gibson, оборудованных системой Varitone. Причем существует множество самых разных вариантов, с любым количеством положений и контактов. Имея в арсенале такое «секретное оружие» можно сделать вообще все что угодно и в процессе игры на инструменте просто переключать «режимы» игры — режим отсечек, режим хамбакеров, режим противофазы и так далее. Конечно придется пожертвовать одной из стоящих в гитаре регулировок, но это малая цена за столь широкую функциональность. На моем Gibson, например, переключатель установлен вместо регулировки тембра бриджевого датчика, которой я и так никогда не пользуюсь.

Ну и конечно же, ничто не мешает поставить помимо этого «галетника» еще три пуш-пулла, на которые можно напаять еще чего-нибудь эдакого!

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Галетные переключатели 108

Галетные переключатели – устройства, предназначенные для коммутации электрических цепей постоянного тока, а также переменного тока низкой и высокой частоты.

Рабочая температура таких переключателей составляет от -60 до +85 °С. Относительная влажность воздуха при этом не должна превышать 98% (при температуре +20 — +35 °С). Атмосферное давление при этом должно находится в диапазоне от 0.66 до 106.6 кПа.

При установке переключателей 11 положений на панель штыри отгибаются, на 5 положений устанавливаются в 4 четвёртое отверстие, на 3 положения – во второе отверстие, 2 положения – первое отверстие.

Посмотреть и купить товар вы можете в наших магазинах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Барнаул, Белгород, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Гомель, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Минск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Орёл, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Ставрополь, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Ярославль. Доставка заказа почтой, через систему доставки Pickpoint или через салоны «Связной» в следующие города: Тольятти, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Махачкала, Томск, Оренбург, Новокузнецк, Астрахань, Пенза, Чебоксары, Калининград, Улан-Удэ, Сочи, Иваново, Брянск, Сургут, Нижний Тагил, Архангельск, Чита, Курган, Владикавказ, Грозный, Мурманск, Тамбов, Петрозаводск, Кострома, Нижневартовск, Новороссийск, Йошкар-Ола и еще в более чем 1000 городов и населенных пунктов по всей России.

Товары из группы «Галетные переключатели» вы можете купить оптом и в розницу.

Источник

Читайте также:  Кавто церат тикше ледить ноты
Оцените статью