Галина баранова солистка поющих гитар

Галина баранова солистка поющих гитар

Всякий, услышавший пение Галины Барановой, испытывает потрясение. Иными словами это состояние не назовешь. Подобное впечатление производили русские трагики мочаловской школы. Мало того, что это редкостный по тембру голос, — пожалуй, самое низкое контральто на современной сцене, — это еще и классическое, эталонное исполнение романса.

Романс всегда был обращен к лучшему в человеке, за это бывал гоним, за это и любим трепетно и ревниво целыми поколениями. Право на романс надо выстрадать! Полдела не сфальшивить в музыке, главное — не сфальшивить в чувстве. А чувство в романсе на таком накале, на такой высокой звенящей ноте, что без соответствующей биографии души — нечего и браться. Романс не выносит не только подделки, но ошибки, скажем, в глубине переживания. Тут перебрал или недобрал, и получается пошло.

Поют романс многие, остаются в памяти, в биографии романса единицы. Есть и еще один секрет: романс не выносит повтора. Нельзя сейчас петь, как пелось столетие назад, но он не выносит и отсутствия преемственности.

Странное дело, но, услышав Баранову, я вспомнил Валерия Агафонова. Они совершенно разные, но объединяет их понимание той высоты, которую требует романс. И я уже не удивился, когда узнал, что между Галиной Барановой и Валерием Агафоновым была некая эстафета. Когда она начинала работу над романсом, начинала свои мучительные поиски, было одно и «чисто техническое» препятствие — отсутствие нот «по голосу», и тогда Валерий, обладавший редкой способностью радоваться чужому таланту, сказал: «Не мучайся! Мы поем в одном регистре!» — и отдал ей свои ноты. Они до сих пор бережно хранимы певицей — ноты с пометками Валерия.

Читайте также:  Аллегретто гуммель ноты для фортепиано

Но как он услышал, то, чего она тогда еще не умела? Как услышал он это будущее пение? Я думаю, он почувствовал в Барановой возможность подняться на тот высокий уровень очистительного страдания, без которого романс невозможен.

Певицей, по ее собственному признанию, Галина ощущала себя с рождения. С рождения и пела. А слушателями были летчики, поскольку мама была штурманом авиации. Сибирь. Большие и маленькие аэродромы. Жизнь кочевая, неустроенная. Работа тяжелая, опасная и честная, нравственные категории, как в романсе, ярко окрашенные, без полутонов: любовь, верность, разлука, жизнь, смерть — все рядом. Все по-настоящему, без подлости и без пошлости.

После такого детства и юности — Ленинградская консерватория, которую Галина закончила, но вспоминает без умиления: «Поступала — был диапазон огромный. Окончила — остались одни низы. Все пропало. Все сорвали. »

Талант и школа. В этом своя драма. Всякое обучение подразумевает некую усредненность дарования. Маленькие способности развиваются упорным трудом. А большие?

Кое-что все-таки было полезным: с первой ноты или даже раньше — с того, как она берет дыхание, — видна хорошая школа. Так просто это не бывает, это тот самый пот и слезы, академическая дрессировка, которая потом рождает классическую легкость.

Однако как не вписалась Баранова в консерваторские требования, так не вписалась она и в музыкальную жизнь города, страны, да, пожалуй, и времени.

Талант истинный — обреченность на одиночество. Может быть, судьба, щедро наделяя душу талантом, в уплату за него требует все остальное, в том числе и житейское счастье?

Русская певица Галина Баранова только начинается. Эта пластинка первая, но я убежден— она войдет в золотой фонд романса, а имя певицы будет упоминаемо рядом с именами Вяльцевой, Плевицкой, Паниной. Я не знаю, как сложится ее творческая судьба, но звезда ее восходит, и уже широко звучит ее необычный, прекрасный голос, который, единожды услышав, невозможно забыть!

01 Последнее послание (Б. Фомин — Е. Эльпорт);
02 Не уходи, побудь со мною. (Н. Зубов — М. Пойгин);
03 Полно, сокол, не грусти (Б. Фомин — И. Финк);
04 Я так любила Вас. (музыка и слова А. Давыдова);
05 Калитка (М. Буюкли — А. Будищев);

06 Замело тебя снегом, Россия. (муз. и сл. Филарета Чернова);
07 Дремлют плакучие ивы. (Б. Б. — А. Тимофеев);
08 Когда по целым дням (музыка и слова П. Вяземского);
09 Любовь (авторы музыки и слов неизвестны);
10 Завеса спущена (музыка и слова Т. Котляревской)
11 Мираж любви (музыка и слова Т. Котляревской)

Геннадий Ефимов и Владимир Жемчужный — гитары (1-11),

Александр Барсуков — гитара (5, 6)

PS: Качество плохое. Но после недолгого раздумывания, решила выложить. Пусть будет.

https://tunnel.ru/post-baranova-galina-vladimirovna-kontralto — Здесь выложен альбом «Замело тебя снегом, Россия» в хорошем качестве

Мама Галины — Вера Никитична Криволапова

Вера Никитична в начале Великой Отечественной войны была инструктором полётов в Барнауле. Готовила молодых лётчиков к боевым вылетам. Потом переехала в Тюмень. Когда начались нефтяные разработки, стала работать в Ханты-Мансийске: была там руководителем полётов. Довелось ей служить в Сургуте заместителем начальника аэропорта. Вера Никитична считалась лучшим руководителем полётов в Сибири. Её называли «мать-начальница». Награждена орденами Ленина и «Знак Почёта». Последние годы прожила в Ленинграде.

Салонные вечера Адама Ульянова.

Поёт Галина Баранова (первая солистка ансамбля «Поющие гитары»)

Юбилей Галины Барановой 12 июня 2002 года в Культурном центре на Ленинском проспекте 115).

Ведущий — Виктор Иванов.

Из архива видео Александра Травина.

Дай, милый друг на счастье руку — слова и музыка — К.Лучин

Ночные цветы — слова — Е.Варженевская, музыка — А.Шиловский

Полно, сокол, не грусти . — слова — И.Финк

Любовь не всегда наслаждение . — романс

Калитка — слова — А.Будищев, музыка — В.Буюкли

Не уходи, побудь со мною — слова — М.Пойгин, музыка — Н.Зубов

Видеомонтаж — Александр Травин

Юрий Сосудин. Незабываемые певцы,

Санкт-Петербург, Скифия, 2015

Отрывок из книги

Галина Баранова

Алтайский край, город Барнаул, тут и родилась Галина. Вскоре с Барнаула семья переехала в Тюмень. Родители были военными летчиками, и в этом авиагородке девочка Галя впервые вышла петь перед летной публикой. Мать Вера Никитишна очень хорошо пела, знала много песен. Бывало, в театре идет постановка, где должен прозвучать романс, и тогда приходили просить, чтоб она его спела.

Галине тоже все время хотелось петь. Придя в школу, она уже ведет кружок самодеятельности.

В старые времена в больших городах в каждом парке были открытые эстрадные площадки, на которых приехавшие отдохнуть могли и послушать на одной военный оркестр, на другой послушать стихи и песни начинающих поэтов, певцов, а также и таких как Анатолий Александрович, Клавдия Шульженко…

А в городе Ханты-Мансийске по реке Оби ходила Культ-баржа – плавучий концертный зал. В летние каникулы с агитбригадой выступала и Галина Баранова.

Закончив школу, я мечтала куда-то поступить учиться, чтоб стать певицей. В это время па гастроли в наш город приехали артисты Ленинградской Консерватории. Набравшись смелости, я подошла к Лидии Линьковой и рассказала ей о своем желании. Она послушала меня и предложила прямо ехать в Ленинград и учится в Консерватории. Приехала в город, а там уже закончились приемные экзамены. Но! Опять при помощи Лидии Линьковой и ее мужа Анатолия Александровина нашлось и мне место. Как одаренной студентке, была принята на подготовительное отделение.

1963-ий год учеба в консерватории Римского-Корсакова. В 1966-ом образовался ансамбль типа Битлз под названием «Поющие гитары». Было очень много гастролей по всей России. Я там выступала первой солисткой. Потом мне сказали в консерватории, что нельзя поклоняться двум богам – и классике, и эстраде, это одно другому мешает. Решила закончить консерваторию. А закончив ее, оказалось, мне петь негде, так как у нас в оперных театрах такого классического серьезного репертуара для контральто нет. Мне снова пришлось пойти на эстраду. А в «Ленконцерте» не знали, что со мной делать, какой певицей меня назвать. Я пела все: блюзы, народные песни, песни Ленинградских композиторов, советскую классику… а им это не нравилось, они должны поставить штамп какая я певица, народных песен или? Но только что-то одно. Романсы тогда петь почти не разрешалось, это не советская тема, это времена буржуазии.

На одном из концертов «В Народный полдень» встретилась и познакомилась с Валерием Агафоновым. В концертном зале П.И.Ч. не оказалось рояля, чтобы спасти концерт, Валерий предложил свои услуги, предупредив, что поет он только романсы. В то время о нем почти и не знали. Мы быстро прорепетировали и дуэтом под его гитару спели несколько романсов, у нас прямо совпали и тональность, и тембры голосов. Валерий был восхищен моим голосом, назвав меня второй Паниной. Он приносил мне пластинки, записи, где звучали голоса великих исполнительниц русского романса. Я стала серьезно заниматься, слушая и вникая как нужно петь, чтоб каждая песня, каждый романс проходил через сердце, через душу слушателей. Ведь в каждом романсе это чья-то жизнь, чья-то судьба, написанная великим композитором или такими, как князь Константин Романов.

Слушая пение Вари Паниной, узнавая о ее жизни, я даже сделала моно-спектакль, посвященный Варе Паниной. Назывался он «Былой любви печаль и радость». Это был не биографический спектакль, созданный по фактам ее биографии, а жизнь женщины, рассказанная в романсах. Музыкальное сопровождение было очень красиво – классический струнный квартет и гитарное трио. Романсы были подобраны таким образом, чтобы они логично составляли сюжет – жизнь героини в юности, зрелости и так далее. Ленконцерт, конечно, как всегда отказал. Но потом я все-таки показывала на сцене, в концертном исполнении.

Я постоянно училась, работая вместе с цыганом Владимиром Жемчужным и Геннадием Ефимовым, схватывала каждое слово, каждый совет. Володя говорил, вот тут нужен открытый звук, а здесь закрытый, просто прошептать. Он давал мне конкретные наставления, рекомендации. Я научилась фразировке, стала вникать в суть стихов. Стала чувствовать содержание. Ведь к каждому романсу нужен разный подход. Однажды услышав выдающуюся исполнительницу романсов Стронгиллу Шеббетаевну Иртлач, я была просто в шоке. Я не могла придти в себя, вот ведь как надо петь, и только после такой школы я признала себя певицей, которой мечтала стать с самого раннего детства.

Теперь первоначальные свои записи и слушать не могу. В 1983-ем я была в Магадане, мне так хотелось увидеть, послушать певца, который в 40-ые годы покорил всю Москву, да и не только. Я специально составила всю программу из репертуара Вари Паниной. И там, на первом отделении концерта все это исполнила, а на втором пели цыгане. К сожалению, Козин на концерт не смог придти. Зато мы пришли к нему и пели для него.

1983-ий год жила я в коммуналке, кухня там была 26 метров, посредине стоял стол, за этим столом встречались художники, композиторы, театральные режиссеры, масса народу прошло через эту кухню. Сосед по квартире был художник. Как-то раз Валерий спел нам на этой кухне романс «Капризная, упрямая». Сосед прослушал и ушел в свою мастерскую, накрепко закрыв дверь, а под утро было готово большое полотно, метр на полтора, которое он написал под впечатлением этой песни, исполняемой Валерой. Там в левом верхнем углу была изображена девушка в розовых тонах, от которой огненной лавиной шел какой-то свет, а внизу седой старик.

Летом в 1984-ом году у меня были гастроли по Волге. Возвращаюсь домой, слышу: Агафонов умер. На похоронах было очень много народу проститься с любимым певцом. Из руководителей «Ленконцерта» никто не пришел. Тут я поклялась, что буду продолжать его дело, к которому он меня приобщал.

У меня теперь есть даже грамота от Российского Фонда Культуры «За вклад в развитие цыганской культуры» за подписью академика Дмитрия Лихачева.

Как только я запела цыганские романсы, меня сразу пригласили сниматься в кино на роль Вари Паниной. Были и фильмы, где я озвучивала за кадром, и фильмы, где снималась. «Последнее дело Вареного», «Бакенбарды», «Претерпевшие до конца»…

В 1990-ом году в Петербурге в ДК имени Дзержинского состоялся мой первый концерт романсов. Я уже получила звание «Певица старинных романсов». Но! Даже поставив штамп, который был так нужен «Ленконцерту», мой голос у них так и не воспринимался. Ни одной моей программы не было принято. Даже когда уже все стали петь романсы своими одинаковыми голосками, и одни и те же произведения. А я кропотливо собирала старинные, забытые романсы, стараясь показать людям всю красоту русского и цыганского искусства, и худсовет принял мою программу. Но меня тут же отправили на Камчатку с ансамблем цыган. Там я вела первое отделение, исполняя романсы, которые были тепло и с пониманием приняты публикой. Вернувшись в город, приглашали на телепередачи «У камина», «Пятое колесо», «Погода в доме». Напела на диск «Золотые россыпи романса», где у рояля прекрасная Валерия Бельская и также замечательный гитарист Александр Барсуков.

Па празднование 45-летия Дня Победы пригласили в Москву. В зале «Россия» были три моих сольных концерта. А концерт, который проходил в Большом театре, транслировался по всему миру.

В Ленинграде пела в Театре Эстрады и в Малом зале Филармонии.

С 1998-ого года в Петербурге во Дворце БКЗ Октябрьский стали ежегодно отмечать «Праздник Романса» я выступала в 1998-ом. В 1999-ом Агентство «Русская Музыка» пригласило меня опять выступать в Октябрьском Дворце. Я тогда исполнила «Замело тебя снегом, Россия». Что творилось в зале невозможно описать, меня долго не отпускали со сцены (наверно, за такое признание и любовь публики певицу больше и не приглашали).

Даже когда Светлана Агапитова, которая вела передачи «Погода в доме», говорила: Какой может быть праздник «Романса» без лучшей их исполнительницы Галины Барановой.

Зато: высшее общество Лондона и Дворянская русская эмиграция приглашает Баранову на праздник «Нового Тысячелетия», где ее женский бас покорил всю английскую и русскую публику. Она там была настоящей звездой из всех приехавших на празднование.

На следующий день нового года журналист радиостанции Би-Би-Си Джеральд Вуд констатировал, что в России даже уникальный голос – отнюдь не залог общественного признания.

2003-ий год. 300 лет Петербургу. В город приезжают, как говорится, со всего света. На всех летных сборах я пела для русских, когда-то вытеснутых из своей любимой Родины. Пела им цыганские, русские, а также романсы Константина Романова, которые я находила в центральной библиотеке с обозначением К.Р.

На концертные залы руководство меня не приглашало. Зато Москва, решившая и у себя отметить праздник Петра, шикарно принимала меня. Была большая афиша «Петербургская Варя Панина» – самая загадочная певица Северной Столицы. Голос уникального, неповторимого тембра и густого контральто, популярная в Западной Европе, но совсем неизвестная в России.

В репертуаре – старинные русские и цыганские романсы, романсы русской эмиграции.

С Америки я получила приглашение выступать у них. Но: мне никто не помог. Хотя авиация взяла на себя доставить меня в один конец бесплатно. Но мне пришлось отказаться, так как мне не на что было ехать.

Мне неприятно и стыдно, что я могла бы принести еще столько радости людям, которые с такой любовью всегда меня принимали. На сайте «Музыкальная планета» три фамилии: Борис Штоколов, Галина Баранова и Валерий Агафонов. Сейчас романсы поют все кому не лень, модно и все. Их не затрагивает, о чем поют.

Сейчас в «Октябрьском» празднуют «Вечер романсов», а там: два-три романса, а дальше поют барды. Все поют романсы, и все одинаковые, одни и те же. А я хочу показать, что в старых романсах много хорошего, что там сюжетная линия идет и трогает душу и сердце.

Для того чтоб отметить свой Юбилей 40 лет своего творчества, должна была взять зал ДК Дзержинского. И только благодаря тому. Что публика меня любила и всегда желала бывать на моих концертах, встречах, зал был переполнен, и я смогла хоть оплатить за аренду, за рекламы, афиши… Сейчас снять зал пенсионерке – это…

Сейчас мне предлагают дать концерт всякие мошенники. Но я от них отказываюсь.

От автора: я счастлив, что познакомился не только с выдающейся певицей, а и с человеком чисто русской души.

Источник

Оцените статью