Гамма до мажор левая рука аккордеон

Повышение техники игры

Так как мы с Вами играли до сегодняшнего урока. хорошо, конечно, но ведь далеко при такой игре не уедешь, верно? А если надо «лихо» пробежаться по клавиатуре вверх или вниз? Н-да, пальцы в узел завяжутся. А может попробуем? И всего-то надо незаметно подложить пальцы друг под друга. При этом кисть и локоть должны ровно, не выгибаясь, перемещаться по клавиатуре (вверх или вниз). Если правильно отработаете этот прием, то намного быстрее овладеете техническими трудностями, Ваши пьесы и упражнения зазвучат более ровно. Внимательно рассмотрите следующий рисунок:

Если все понятно, то переходите к упражнениям:

Гамма до-мажор

Этот материал будет рассмотрен на наших уроках весьма и весьма коротко. Более подробно прочтите в разделе «Теория». Что зря место занимать? Верно?

Ну, а от упражнений Вам отвертеться не удастся. Пожалуйста, разучите гамму до-мажор, соблюдайте внимательно аппликатуру, сначала играйте в медленном темпе.

Источник

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

Источник

Основы игры на баяне — П. Говорушко

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

ГАММЫ, АРПЕДЖИО, УПРАЖНЕНИЯ

Надо сказать, что работа над развитием технических навыков учащихся не всегда еще соответствует новым требованиям, связанным с подготовкой баянистов-исполнителей высшей квалификации. К сожалению, общепринятые нормы требований по техническому развитию почти целиком базируются на определении количества, а не качества. Отсутствие ясно сформулированных целей, недооценка значения работы над гаммами, упражнениями — еще чрезвычайно распространены. Значение же такой работы огромно и состоит прежде всего в развитии, укреплении и поддержании в необходимой форме мышечного аппарата исполнителя.

Игнорирующим повседневную кропотливую работу по упражнению мышц следует помнить, что их техническое развитие будет замедлено, рука будет слабой. Из-за вялости мышц в дальнейшем исполнительская деятельность может быть чрезвычайно затруднена. Отсутствие тренировки мышц хотя бы один день уже заметно сказывается на состоянии исполнительского аппарата, а после трех- пятидневного перерыва пальцы будут двигаться с трудом. Работать над гаммами, упражнениями может менее интенсивно только тот, кто по роду своей деятельности каждый день в течение нескольких часов занят непосредственно исполнительством (оркестранты, аккомпаниаторы и т. п.).
Отсутствие должной тренировки мышечного аппарата значительно снижает эффективность и повседневной учебной работы. Из-за неправильно понятой экономии времени большинство учащихся начинает свою домашнюю работу непосредственно с пьес. Но «сэкономив» минуты, они теряют часы, так как вялые мышцы делают пальцы малоподвижными. Начиная занятие, такие ученики обычно с удивлением отмечают, что хорошо проработанная вчера пьеса сегодня «не выходит». Работу над ней приходится начинать сначала. Ежедневно разыгрываясь на пьесах, ученик, естественно, постепенно теряет к ним интерес. Они «забалтываются» и в результате оставляются, не доведенные до конца.

То же можно сказать и об уроке. Эффективной работа может быть только в том случае, если ученик разыгрался непосредственно перед уроком. Если же он этого не сделал, педагог должен начать урок с технических упражнений. Для этого целесообразно иметь специально составленный небольшой комплекс, включающий наиболее полезные на данном этапе обучения виды гамм, арпеджио и упражнений.
Нельзя согласиться с теми, кто считает, что техническое развитие может быть успешным в результате работы только над пьесами. В этом случае развитие выносливости, укрепление мышц не будет достаточным, так как в большинстве музыкальных произведений фактура постоянно меняется, что исключает более или менее продолжительное применение одного и того же исполнительского приема. Чисто же моторных пьес, как известно, вообще мало, и в репертуаре учащихся они занимают незначительное место.
Здесь нужно сказать, что многие оригинальные этюды для баяна, появившиеся в последнее время, не подчинены настойчивому решению каких-либо определенных технических задач. В этом отношении этюды Черни нужно считать пока непревзойденными и для баяна. Они представляют собою почти единственный материал и для развития левой руки баяниста.

Таким образом, общее значение работы над гаммами, упражнениями сводится к развитию двигательного аппарата. Однако это развитие должно производиться одновременно с приспособлением к особенностям звукоизвлечения на данном инструменте. Сложившаяся практика работы баянистов над гаммами, арпеджио заимствована у пианистов и не отражает в достаточной мере специфику инструмента. Различное же устройство клавиатур фортепиано и баяна обуславливает и различные методы их освоения.
Разница состоит в том, что у пианистов сочетание белых и черных клавиш создает особые аппликатурные закономерности для каждой тональности, несмотря на то, что порядок чередования пальцев часто сохраняется. Так, при одинаковой аппликатуре в гамме Соль мажор 1-й (большой) палец под-кладывается на IV ступень после белой, а в Ре мажор после черной клавиши, что совсем не одно и то же. Эта особенность вызывает необходимость обязательного прохождения всех гамм и приспособления игровых движений к особенностям их аппликатуры. Поэтому изучение гамм для пианистов — дело нелегкое, требующее значительных усилий в течение длительного времени.
Другое дело баян. Трехрядное строение его правой клавиатуры дает возможность исполнения всех гамм того или иного вида только тремя аппликатурными последовательностями. Все гаммы распадаются на три группы: в первой тоника расположена на первом ряду клавиатуры, во второй — на втором, в третьей — на третьем, причем расположение тонов (ступеней) гаммы на клавиатуре внутри каждой такой группы совершенно одинаково. Если учащийся хорошо усвоил аппликатурные закономерности, например гаммы До мажор, он в одинаковой мере уже знает и закономерности аппликатуры мажорных гамм Ля, Фа-диез, Ми-бемоль.

Аналогичным образом исполняются гаммы и в двух других группах. Устройство же левой клавиатуры баяна в этом отношении вообще уникально: все гаммы, арпеджио (одного вида, конечно) исполняются одной и той же аппликатурой.
Таким образом, приспособление исполнительского аппарата баяниста к гаммам исчерпывается прохождением трех мажорных (До, Соль, Фа) и параллельных им минорных (мелодических и гармонических) гамм. Работа над остальными гаммами уже не дает в этом отношении ничего нового и обычно подчиняется развитию теоретической ориентации в них и воспитанию слуховых ощущений окраски их звучания.
Наличие аппликатурных штампов создает баянистам известные затруднения. При исполнении гамм они невольно руководствуются не количеством знаков в данной тональности, а аппликатурным эталоном, применяемым в соответствующей группе. Естественно, что, исполняя гамму Фа-диез мажор и думая в это время о До мажоре, никаких навыков ориентации в Фа-диез мажоре и развития слуховых ощущений окраски тональности достигнуть невозможно. Достижение этих целей станет возможным лишь тогда, когда исполнение гаммы будет совершенно оторвано от аппликатурного штампа.
Весьма полезным будет исполнение гаммы, арпеджио перед началом работы над каждой пьесой, этюдом в их тональностях, при внимательном, осознанном произнесении каждого звука. Сначала можно сыграть гамму в одну октаву медленно, называя ее ступени, а затем перейти к более быстрому темпу. Если к этому добавить хотя бы кратчайший гармонический анализ произведения в меру теоретической подготовки учащегося, то последнему будет дана та настройка, которая значительно облегчит работу над произведением и явится вкладом в развитие его теоретической ориентировки в данной тональности и слуховых ощущений ее окраски.
Таковы основные общие задачи, которым должна быть
подчинена работа над гаммами.

Гаммы, арпеджио, упражнения следует использовать и как средство приобретения исполнительских навыков, свойственных тому или иному этапу обучения. К ним можно отнести:
а) освоение клавиатур. Приспособление движения рук для звукоизвлечения в разных регистрах (в середине, вверху, внизу клавиатур). Вырабатывая эти навыки в правой руке,
следует постепенно подойти к постоянному исполнению гамм в 4 и 3 октавы;
б) ведение меха. Тренируясь в этом направлении, нужно исполнять гаммы целыми нотами, половинными, четвертями и восьмыми на определенное его движение;
в) овладение основными штрихами (легато, стаккато и т. п.). При этом следует добиваться одинаковой связности всех звуков в легато, одинаковой краткости и четкости их
в стаккато. Одинаковыми должны быть также протяженность и характер соединения звуков, исполняемых правой и левой рукой одновременно;
г) овладение рациональными движениями пальцев. Оно достигается обеспечением полной свободы, а следовательно, и полного покоя незанятых пальцев и наименьшего, ритмич-
ного движения пальцев, занятых звукоизвлечением. Следует еще раз подчеркнуть особую важность этого пункта, так как излишние движения в той или иной мере характерны для подавляющего большинства учащихся;
д) овладение основными динамическими оттенками. Это
позволяет не только добиться звучания той или иной силы,
но и познакомиться с динамическими возможностями инструмента. Динамику следует понимать не как какой-либо эталон, а в сравнении, как степень контрастности, возможной на данном инструменте. Для этого гаммы играют различными комбинациями основных динамических оттенков (рр, р, f, ff)
без крешендо или диминуэндо по 8 нот восьмыми или по 6 триолями соответственно в 4 и 3 октавы (можно рр, р, mf, f или f, mf, р, рр и т. п.).
После этого следует перейти к отработке крешендо и диминуэндо от рр к ff, от р к f и т. д.;
е) развитие координации рук в связи с исполнением полиритмии. Исполняются гаммы в 3 октавы: в правой — триоли из восьмых, в левой — восьмые, и наоборот. Так же квартоли
и т. д.;
ж) развитие беглости. Достигается исполнением гамм
в неизменном темпе четвертями, восьмыми, триолями из восьмых, шестнадцатыми, секстолями из них, тридцать вторыми— двумя руками. А также в правой шестьдесят четвертыми, в левой — шестнадцатыми в 4 октавы.
Задачи развития ощущения метрической пульсации требуют исполнения всех видов гамм только в определенном размере с обязательным правильным соотношением сильных и
слабых долей.
Эффективное развитие исполнительских навыков невозможно без применения разумной аппликатуры гамм. Следует сказать, что применение аппликатуры левой руки в мажорных гаммах (2—1—2в — 3—1—Зв — 1в — 2), рекомендованной Аз. Ивановым, вообще нецелесообразно, а иногда и вредно. Применение ее допустимо лишь при коротком мизинце или очень короткой руке. Целесообразность аппликатуры при игре гамм определяется не наибольшей доступностью, а наибольшей полезностью. Применение указанной аппликатуры в пьесе вполне возможно, так как там задача сводится к тому, чтобы сыграть данный оборот или пассаж в нужном темпе. Задачей же гаммы является развитие двигательного аппарата, стремление «подтянуть» наиболее слабые звенья к сильным. Приведенная выше аппликатура не отвечает таким требованиям, так как она игнорирует 4-й палец. Кроме того, ее применение часто приводит к тому, что мизинец подгибается и отводится почти за пределы клавиатуры, нарушая естественность постановки всей левой руки.
Более целесообразной будет такая аппликатура: 3—1 — Зв — 4 — 2 — 4в — 2в — 3. Этот вариант обеспечивает занятость всех пальцев, логическое их чередование (через клавишу, значит и через палец) и обеспечивает правильную постановку руки.
В минорных гаммах удобнее такая аппликатура: в гармонических: 4в — 2в — 3— 1— Зв — 4— 1в — 4в, в мелодических: 4в—2в—3— 1 —Зв—2в— 1 в—4в.
В нисходящем движении аппликатура мелодической гаммы полностью соответствует мажорной (параллельной), благодаря чему избегается противоестественное движение 3-го пальца от 2-го в сторону мизинца через клавишу (если играть ля 2-м, а соль— 3-м пальцами) е1
Важно остановиться на аппликатуре хроматической гаммы:

Преимущество аппликатуры а, по сравнению с бытующими в практике, состоит в отсутствии скрытого скачка перед исполнением двух полутонов, расположенных на вспомогательном ряду клавиатуры. Обычно последовательность соль— соль-диез —ля исполняется так: 3—1в—Зв, в результате чего 3-й палец вынужден делать скачок с ноты соль на основном к ля на вспомогательном ряду через один промежуточный звук, что мы и называем скрытым скачком. В приведенной здесь аппликатуре такой скачок отсутствует.
Еще более удобна аппликатура варианта б. Вместо двух малых секунд, исполняемых обычно на вспомогательном ряду и требующих большого растяжения 1-го — 3-го пальцев, в этом варианте только одна. Такая аппликатура позволяет добиться весьма быстрого темпа при исполнении этой гаммы.
Для развития исполнительских навыков немаловажное значение имеет аппликатура гамм двойными нотами (правая рука).
Терции:

Предложенная аппликатура терций является примерной и может быть изменена в зависимости от особенностей строения исполнительского аппарата учащегося. Не следует лишь злоупотреблять сочетанием большого — 4-го пальцев, так как из-за малой мензуры инструмента оно может вызвать болевые ощущения в большом пальце и последующее напряжение кисти.
При исполнении терций без большого пальца следует добиваться единого качества связности тонов терций с соседними звуками на правой, а также и на левой клавиатурах. Часто же учащиеся прикрывают неудовлетворительное соединение тонов правой руки связным исполнением одноголосия левой.
Сексты:

Напомним, что особенность аппликатуры секст состоит в том, чтобы избежать перенесения пальца через ряд клавиатуры при исполнении соседних тонов (даже при отсутствии возможности ведения верхнего голоса разными пальцами).
Применение одного и того же пальца на-соседних ступенях допускается лишь при условии, что другой голос ведется в это время разными пальцами. Исполнение» соседних ступеней одинаковыми пальцами в обоих голосах одновременно крайне нежелательно.
Работа над гаммами ограничивает развитие навыков сферой поступенного одно-, двух- и, реже, трехголосного движения. Поэтому арпеджированные, аккордовые, скачкообразные движения должны составлять сущность упражнений, а также этюдов.
В работе над арпеджированным движением наиболее важно достижение непрерывного, одинакового легато. Для этого четные ритмические фигуры рекомендуется исполнять как нечетные и наоборот.

Характер упражнений и этюдов должен согласовываться с определенными исполнительскими задачами, подчиняться им. В качестве примера приводим здесь упражнения на развитие координации мышечных движений:

В упражнениях с широким растяжением пальцев учитываются особенности строения мышц, поэтому исполнение их возможно только в указанном виде.
Приведем ряд других упражнений для работы над приобретением некоторых из названных выше исполнительских навыков.
1. Освоение длительностей (смена движения меха на тактовой черте):

Приведенный комплекс изучается сначала правой рукой (по частям или целиком), затем левой, а к концу первого года обучения обеими руками вместе. Основной прием здесь — легато, однако на четвертях и восьмых уже возможно и стаккато.
При завершении работы необходимо добиться:
а) приемлемой смены меха;
б) сохранения единого темпа;
в) одинаково связного соединения всех тонов в легато,
ровного и острого исполнения стаккато;
г) отсутствия напряженности в кисти и излишних движений в пальцах;
д) соблюдения метра.
Комплекс можно исполнять в тональностях До, Соль, Фа мажор.

2. Ознакомление с основными штрихами и ритмическими рисунками:

Этот комплекс или его часть может исполняться на втором году обучения. В подобном виде может успешно применяться и позже в минорных гаммах, гаммах двойными нотами, а также 2-м, 3-м, 4-м пальцами. Наиболее важным здесь является снятие лиг, которое должно быть определенным и в то же время мягким. При исполнении звука, на котором заканчивается лига, палец не «срывается» с клавиши, а снимается с той же скоростью, с какой опускался на нее. К этому комплексу полностью относятся также все требования, перечисленные только что в связи с первым комплексом.
. Исполняется комплекс двумя руками. Качество связности и отрывистости в левой руке должно быть таким же, как в правой.
3. Развитие беглости:

Основная задача в третьем комплексе — сохранение единого темпа. Смена направления меха в триольном ритме — через шесть или двенадцать ступеней, а во всех остальных — через восемь — шестнадцать.
Необходимо предупредить появление излишних движений пальцев, для чего каждый такт играть как бы одним движением кисти, без замаха на каждую клавишу. Весьма полезным будет исполнение данного комплекса 2-м, 3-м и 4-м пальцами, а также в гармоническом миноре.

Источник

Читайте также:  Ноты для гитары баллада для аделины
Оцените статью