- Блокфлейта. Школа Игры.
- школа блокфлейта с 18
- Упражнение 18 Школа игры на блокфлейте
- Упражнение 19 Школа игры на блокфлейте
- Упражнение 20 Школа на блокфлейте
- Упражнение 21 Школа на блокфлейте. Первый этюд.
- Упражнение 22 Школа на блокфлейте. Тенуто.
- школа блокфлейта с 23
- Восьмые ноты
- Как считать восьмые ноты?
- Нота фа диез.
- Как назвать новые ноты?
- Упражнение 23 Школа игры на блокфлейте
- Упражнение 24 Школа игры на блокфлейте
- Упражнение 25 Лисичка на блокфлейте
Блокфлейта. Школа Игры.
Сегодня мы познакомимся с нотой до первой октавы. Это самая низкая нота, которую можно взять на блокфлейте сопрано. Аппликатура для этой ноты такова: все отверстия закрыты. Для этой ноты уже не хватает места на нотном стане, и она записывается на первой дополнительной линейке.
Послушайте
Все, что я говорил о звуке «ре», справедливо и для «до». Вероятно, что с первого раза у Вас не получиться этот звук, Но если вы освоили «ре», то и с «до» особых сложностей быть не должно. Следите за дыханием, не передувайте, иначе звук будет срываться. И обязательно контролируйте последнее отверстие, которое закрывается мизинцем правой руки. Мизинец самый слабый палец. Подумайте сами, что мы делаем мизинцем в повседневной жизни? Когда мы держим авторучку или вилку, когда мы открываем ключом дверь или опускаем монету в автомат, мы не используем мизинец. Именно поэтому первое время он будет несколько неуклюж. Но пусть Вас это не огорчает. Уже через несколько дней Ваш мизинец станет сильнее и подвижнее. Изучив ноту «до», мы можем сыграть гамму «До мажор»
Послушайте
Сначала, играйте гамму медленно, дыхание берите через каждые четыре ноты, затем освоив игру в медленно темпе, попробуйте играть быстрее, примерно так же, как и в приведенном выше примере. Дыхание в этом случае берите после верхнего «до». Не старайтесь сразу играть быстро, пользы от этого меньше, чем вреда. Очень полезно поиграть гамму терциями: первая ступень — третья, вторая — четвертая и т.д.
Послушайте
Пришло время поговорить о штрихах. До сих пор мы все играли одним штрихом non legato (нон легато), что переводиться, как «не связно». Вы не забыли, что я просил атаковать каждую ноту языком, как бы произнося слог «та» без голоса. Теперь я хочу познакомить Вас еще с одним оттенком исполнения, который называется staccato (стаккато), что переводиться, как «отрывисто». Staccato обозначается при записи точкой под нотой (именно под нотой), сравните исполнение non legato и staccato:
Non legato Staccato
При игре стаккато язык отводиться назад на очень короткое время и вновь перекрывает воздушную струю. Попробуйте поиграть гаммы разными штрихами.
Теперь пополнение репертуара. Раз уж я подготовил этот урок перед Рождеством и Новым Годом, то и в нашем запасе должно быть что-то новогоднее!
Хочу обратить Ваше внимание, что около некоторых нот справа стоит точка. Это не стаккато! Такая точка увеличивает длительность ноты, около которой она стоит, в полтора раза. Обратите на это внимание при прослушивании. Я специально записал мелодию в медленном темпе.
Вы, конечно, узнали Jingle Bells. А сейчас мы попытаемся применить знания, полученные сегодня, на практике. Bells — это колокольчики. А колокольчики звучат звонко и отрывисто, в отличие от больших колоколов. Понимаете к чему я?
Мы будем отрывисто играть только четвертые и восьмые ноты, четверть с точкой и остальные длительности non legato, и по мере разучивания будем увеличивать темп.
На мой взгляд, мелодия зазвучала намного интереснее.
А теперь послушайте оба варианта в нормальном, для этой песенки, темпе:
Non legato и Staccato
Вот на сегодня и все. На этом я прощаюсь до следующего урока.
Успехов.
Источник
школа блокфлейта с 18
Школа игры на блокфлейте Упражнения 18, 19, 20, 21, 22 по И. Пушечникову.
Разучиваем ноту до первой октавы. Знакомимся с этюдом в музыке и знаком нотации — тенуто (tenuto).
Нота до первой октавы это самая низкая нота в диапазоне блокфлейты сопрано. Помните, что для блокфлейта звучит на октаву выше, чем записаны ноты. То есть, в нотах записывается до первой октавы, а звучит до второй.
Итак нота до первой октавы записывается на первой нижней добавочной линейке нотного стана:
Нота для новичков сложная. Это обусловлено особенностями и человеческой кисти и самой блокфлейты.
Для извлечения ноты до первой октавы задействован мизинец правой руки. Мизинец практически не используется в повседневных делах. Поэтому он меньше других пальцев. Человек владеет мизинцами слабовато. Вам предстоит сначала привыкнуть управлять своим мизинцем, а затем научиться его располагать на отверстиях так, чтобы они (отверстия) были закрыты плотно.
Секрет здесь в том, чтобы научиться направлять усилие не на весь мизинец, а только на его подушечку. Именно подушечка закрывает отверстия, поэтому усилия надо направлять на нее.
Такое усилие получается, когда вы попробуете соскрести что-нибудь со стола. Попробуйте и вы поймете, что давите не ладонью, не пальцами, а кончиками (подушечками) пальцев. Вот это именно то усилие, которое вам необходимо при закрытии отверстий на блокфлейте.
Вторая особенность ноты до та, что играть ее надо на умеренном потоке воздуха. Если послать поток сильнее (сильнее подуть), то блокфлейта зазвучит на октаву выше — такой звук называется «передув» и используется на высоких нотах. Здесь передув не допустим. Понять с какой силой надо дуть можно только на практике.
Закрываем все отверстия на блокфлейте и спокойно дуем — должно звучать до первой октавы. Если флейта «свистит», проверьте плотно ли закрыты отверстия мизинцем.
Научиться играть до первой октавы легче, если не брать сразу эту ноту, а начать, например, с фа и, закрывая по одному отверстию дополнительно, сыграть ноты ми, ре, до. Теперь обратно. И еще раз вниз и обратно. Повторяйте, пока не получится чистый звук и ровное звучание.
Упражнение 18 Школа игры на блокфлейте
Ноты упражнения 18:
Все ноты знакомы, кроме до первой октавы. Но этих нот всего две — в начале и в конце упражнения, так что все сыграете.
Дыхание между тактами. Можно через два такта, а если сможете то и через три или, даже, через четыре. Чем больше играете, чем лучше получается, тем на больше тактов будет хватать дыхания. Распределяйте дыхание правильно.
На Свирельке упражнение № 18 Школы игры на блокфлейте:
Упражнение 19 Школа игры на блокфлейте
Ноты упражнения 19 Школы для блокфлейты:
В этом упражнении ноты играются через музыкальный интервал. Вы пока не знакомы с такими словами как терция, секунда. Так обозначаются расстояния (интервалы) между нотами. Такая игра позволяет лучше отработать смену положения пальцев для разных нот. Так что упражнение полезное.
На Свирельке упражнение 19 выглядит так:
Упражнение 20 Школа на блокфлейте
Ноты упражнения 20:
В нотах есть легато. Вспоминайте как играть. Ноты под легато без атаки языка, слитно/связно, легато не прерывается дыханием никогда.
И по две ноты до подряд. Должно получиться.
Упражнение 20 на Свирельке:
Упражнение 21 Школа на блокфлейте. Первый этюд.
Этюд, что это? Французское слово étude означает «изучение». В музыке этюд это небольшая инструментальная пьеса, предназначенная для усовершенствования техники игры. Выбирается какой-либо трудный приём исполнения на инструменте и повторяется в этюде несколько раз. Особых требований к красоте этюдов не предъявляется, главное в них освоение трудного приема игры.
В упражнении 20 много раз повторяются ноты ре и до первой октавы. Это самые трудные для освоения ноты на блокфлейте.
На Свирельке этюд 20 из Школы игры:
Упражнение 22 Школа на блокфлейте. Тенуто.
Ноты упражнения 22 из Школы игры:
В тактах 9 и 10 по две половинных ноты с какими-то черточками над нотами. Это знак нотного письма тенуто (tenuto).
Каждая нота имеет свою длину (целая, половинная, четвертная и другие). Но при игре музыкант может изменять длину звучания ноты. При этом ритм музыки не должен меняться. Нота может укорачиваться, но следующая нота обязательно должна начать звучание точно в своем месте. Когда могут укорачиваться ноты? Например, когда флейтист берет дыхание. Вдох, ведь, тоже имеет свою длительность и в это время звучание прерывается, но мелодия не должна нарушаться. Поэтому при вдохе чуть укорачивается нота, на которой можно сделать вдох.
Иногда композитор для украшения мелодии может обозначить, что какие-то ноты надо играть отрывисто. Про этот прием будет рассказано позже. А пока вы уже знаете, что есть прием игры легато, когда ноты звучат связно и между ними нельзя брать дыхание и делать атаку языком.
Знак тенуто означает, что нота должна звучать все отведенное ей время. Ноты с тенуто это полновесные ноты, не отрывистые, не укороченные, а звучащие всю положенную им длительность. На нотах с тенуто нельзя брать дыхание, чтобы не укоротить их (похоже на легато), но каждая нота играется с атакой языка (отличие от легато).
Для начинающих флейтистов может и не совсем понятно что такое обычное звучание, что такое тенуто, главное запомните на нотах с чертой нельзя брать дыхание. Если у кого-нибудь есть дополнения к описанию упражнений и приемов игры, пишите в комментариях. Все будут благодарны!
Песенка Про Петю из Школы на Свирельке:
Вы разучили все диатонические ноты первой октавы и сможете сыграть первую гамму на блокфлейте. Это в дальнейшем.
Источник
школа блокфлейта с 23
Школа игры на блокфлейте Упражнения 23, 24, 25 по И. Пушечникову.
Сыграем гамму до мажор, разучим знак диез и ноту фа-диез первой октавы.
Что такое октава, гамма и почему она мажор? К этому времени вы научились играть на блокфлейте восемь нот: с до первой октавы по до второй октавы. До первой октавы — самая низкая нота на блокфлейте сопрано. До второй октавы самая высокая нота, которую вы разучили. Если расположить разученные ноты по их высоте получится такая лесенка: На нижней ступени стоит нота до первой октавы, на верхней нота до второй октавы. Между ними расположились остальные ноты. Если продлить лесенку выше, то ноты выстроятся в той же последовательности. Названия нот будут повторяться. Дело в том, что ноты с одинаковыми названиями из разных октав связаны между собой. Нота это звук. Звук это колебание воздуха, которое мы слышим. Колебание имеет свою частоту. Так вот, ноты с одинаковыми названиями из соседних октав различаются по частоте ровно в два раза. Частота ноты до второй октавы ровно в два раза больше (выше), чем частота ноты до первой октавы. Ноты на лесенке связаны между собой по частоте, только в разных соотношениях (3, 4 , 5 и других). Таким образом, каждая ступенька на лесенке означает разницу в частоте нот. Её ещё называют: музыкальный интервал между нотами. Подробнее можно прочитать здесь: музыкальный звукоряд. Если сосчитать все ступеньки на картинке ( с до первой по до второй октавы включительно), получится число восемь. Восемь ступенек. На латыни восемь называется октава (octava). Вот почему октавой называют интервал между двумя соседними нотами с одинаковым названием. В октаве восемь музыкальных ступеней. Гаммой называют последовательное исполнение нот в октаве. Вверх — восходящая гамма, вниз — нисходящая. Если присмотреться к ступенькам, видно, что они не одинаковой высоты. Например, между нотами ре и ми ступенька большая, между нотами ми и фа ступенька маленькая. Большая ступенька означает, что между нотами интервал составляет целый тон. Маленькая ступенька показывает, что интервал между нотами всего половина тона (полутон). Пробежав по ступенькам запишем тоны и полутоны между ними. Получится: тон — тон — полутон — тон — тон -тон — полутон Ноты в такой последовательности тонов и полутонов на слух воспринимаются веселыми, задорными. Поэтому такую последовательность называют мажорной. Гаммы с такой последовательностью тонов и полутонов называют мажорными. Имя гамме дают по названию её первой ноты. На этой странице сыграем гамму до мажор. То есть, начнем с ноты до и будем играть в мажорной последовательности тонов и полутонов (тон — тон — полутон — три тона — полутон). |
В нотах есть известные вам и новые обозначения.
Из известных — тактовая черта с двоеточием. Напомним, что участок нот между тактовыми чертами с двоеточиями повторяется дважды. В «Школе игры на блокфлейте» И Пушечникова к этой гамме есть примечание о том, что при повторе эти два такта следует сыграть легато. То есть первый раз играем как и написано в нотах — деташе (с атакой языком каждой ноты, а повторяем без атаки, на одном дыхании, связно.
Из новых обозначений — в двух последних тактах несколько нот соединяет общая для них черта. Это одно из обозначений нот длительностью одна восьмая.
До этого момента вы разучили длительности нот целая, половинная, четвертная. Напомним счет для этих нот.
- Целая нота считается на четыре счета: раз, два, три, четыре. Попробуйте при счете помогать себе рукой. Поднимите руку и на каждый счет делайте взмах рукой вниз: подняли, раз (рука вниз); подняли, два (рука вниз); подняли, три (рука вниз); подняли, четыре (рука вниз) — получилась длительность целой ноты. Теперь пропойте слог «туууу» и сделайте четыре маха рукой вниз. Махи равномерные. Амплидуда не большая. Тууу — четыре маха вниз, тууу -четыре маха вниз, тууу — четыре маха. Это целые ноты.
- Половинные ноты на счет раз, два. Тууу — два маха вниз, тууу — два маха вниз, тууу — два маха вниз. Половинные ноты в два раза короче чем целые. Получается?
- Четвертные ноты. На счет раз. Ту — мах, ту — мах, ту — мах, ту — мах. Ту на каждый мах вниз. Ноты уже не длинные. Если сидите за столом, то мах вниз может заканчиваться легким ударом по столу. На каждый удар четвертная нота.
1. Диез, бемоль — знаки альтерации, указывающие на повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия. 2. Эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм. |
Хватит теории. Разучите игру гаммы до мажор и до мажор терциями и переходите к упражнениям Школы.
Упражнение 23 Школа игры на блокфлейте
Ноты упражнения 23:
В упражнении возле каждой ноты фа проставлен знак диеза. Такой знак диеза называется «случайным» и действует только в том такте, где он проставлен. Поэтому при таком способе записи в каждом такте, в котором следует играть ноту фа диез, требуется ставить случайный диез возле фа.
Упражнение 23 Школы на блокфлейте на Свирельке:
Дыхание берите после длинных нот. Так будет красивее звучать и легче играть это упражнение.
Упражнение 24 Школа игры на блокфлейте
Ноты упражнения 24:
В упражнении также диезы проставлены случайными знаками, которые проставляются возле ноты и действуют на протяжении такта. Это значит, что в первом такте обе ноты фа играются с диезом, хотя знак диеза стоит только у первой в такте ноты фа. И так по всей мелодии.
Упражнение 24 на Свирельке:
Попробуйте сыграть упражнения взяв дыхание только два раза — после второго и после четвертого тактов.
Упражнение 25 Лисичка на блокфлейте
Ноты упражнения 25:
В упражнении использован другой способ записи знаков альтерации. Знаки диеза проставлены возле ключа. Их называют ключевыми знаками. ключевые знаки проставляются на линейке (или между линейками) той ноты, для которой знак действует. В упражнении знаки диеза проставлены для ноты фа и для ноты до. Ноты до в упражнении нет, а, вот, нот фа несколько. И все они должны играться как фа диез — ключевой знак альтерации действует на все ноты произведения, не зависимо в какой октаве они находятся.
Упражнение 25 Лисичка на Свирельке:
Если было полезно, поделитесь страницей в своей социальной сети:
Получилось много информации из теории музыки. Напишите, пожалуйста, в комментариях, следует ли в дальнейшем давать такие сведения, или ограничиться только упражнениями Школы игры на блокфлейте.
Источник