Гамма до мажор ноты неустойчивые ступени

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Читайте также:  Ты ж мэнэ пидманула ноты

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Источник

Гамма До мажор. Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени.

Гамма — цепочка из звуков расположенных друг за другом, по порядку, вверх или вниз, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны?

Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного:

Лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.

Виды лада

Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:

  1. мажор (по латински — dur);

2. минор (по латински — moll).

определение попроще, объясняющее их так: веселое настроение; грустное настроение.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До. От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма

Главные ступени лада и их названия

Перед нами гамма До мажор:

Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени. Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных. Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.

Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.

Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.

Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:

I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);

Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.

Для чего они нужны?

Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.

Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.

Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.

Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Аккорды

Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.

Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке? Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным. Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят? Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

Главные — I, IV, V;

Производные — II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

устойчивые — I, III, V;

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

неустойчивые — II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

КАК РАЗРЕШАЮТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

ПЕТЬ СТУПЕНИ НУЖНО В НАТУРАЛЬНОМ МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

КАК ОПЕВАТЬ СТУПЕНИ?

Очень просто: поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Автор: Хор «Светилен» — Школа Певчего

Благодарим со Автора: Александра Владимирова

Источник

Устойчивые ступени лада

Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.

Что это такое и вообще для чего это нужно?

Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.

Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.

Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.

Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.

Теперь проделайте следующий опыт.

Сыграйте гамму до мажор.

Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.

Количество вариантов здесь небольшое.

Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени.

Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.

Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.

Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.

Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.

Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.

Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.

Но основа для изучения звуковых системы это тональность — так как она проста и понятна.

Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.

Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень).

Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.

В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.

Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.

Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.

Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.

Но о них мы сегодня не будем говорить.

Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:

Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.

В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:

Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.

Давайте подведем итог:

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.

Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.

Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.

Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.

Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.

Развитие слуха 103: Ладотональный слух

Пакет Стандарт — Курс и бонусы Пакет VIP также включает в себя курс Интервалы и Гармоническое Ухо

Источник

Оцените статью