Гамма до мажор ноты устойчивые ступени

Содержание
  1. Гамма до мажор на пианино ноты
  2. Тональность До-мажор
  3. Как играть До-мажор на пианино
  4. Музыка в тональности C-dur
  5. Немного о пользе гамм
  6. Материалы по теме
  7. Сложно ли играть на пианино
  8. Как быстро научиться играть на пианино
  9. Октавы фортепиано
  10. Гамма До мажор. Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени.
  11. Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны?
  12. Виды лада
  13. Ступени лада и их взаимосвязь
  14. Главные ступени лада и их названия
  15. Для чего они нужны?
  16. Аккорды
  17. Как строится?
  18. КАК РАЗРЕШАЮТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ?
  19. ПЕТЬ СТУПЕНИ НУЖНО В НАТУРАЛЬНОМ МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ
  20. КАК ОПЕВАТЬ СТУПЕНИ?
  21. Гамма До-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
  22. Состав и ступени гаммы до-мажор
  23. Как построить гамму до-мажор
  24. Устойчивые ступени гаммы до-мажор
  25. Аппликатуры гаммы до-мажор на грифе
  26. Пять позиций гаммы до-мажор на грифе гитары
  27. Первая позиция
  28. Вторая позиция
  29. Третья позиция
  30. Четвертая позиция
  31. Пятая позиция
  32. Пять позиций гаммы до диез-мажор и ре бемоль-мажор на грифе гитары
  33. Первая позиция
  34. Вторая позиция
  35. Третья позиция
  36. Четвертая позиция
  37. Пятая позиция
  38. Заключение
  39. Похожие статьи
  40. Меню сайта
  41. Аппликатуры аккордов
  42. Популярные статьи

Гамма до мажор на пианино ноты

Поговорим о C-dur, самой популярной тональности у всех начинающих. Обычно не возникает трудностей понять, как играть До мажор на пианино. Воспроизвести ее просто, поскольку в натуральном виде она не имеет знаков при ключе. Черными клавишами не пользуемся, нужны только белые. C-dur звучит бодро, оживленно, в ней написано много маршей, позитивных, современных или детских песен.

Тональность До-мажор

Всем известная последовательность от До к До — это и есть ноты тональности C-dur. Устойчивые ступени тонического трезвучия C: До, Ми, Соль. От субдоминанты: Фа, Ля, До. От доминанты: Соль-Си-Ре. Вы можете обращать (переворачивать) трезвучия и послушать, как меняется характер звучания. Это не другой аккорд — ноты те же. Смотрим первую строку:

Читайте также:  Аккордеон hohner bravo lll 96

Попробуйте взять на клавиатуре обращенное трезвучие и любую ноту из аккорда на октаву ниже, например, Соль-Ми-Соль-До. Привычное сочетание звуков стало насыщеннее. Со временем, разучивая разные классические и современные композиции, вы заметите, что обращения довольно часто используются в музыке.

Как играть До-мажор на пианино

Как мы уже говорили, весь звуковой ряд играем белыми клавишами. Не забывайте повторять последнюю До, а не заканчивать на Си. Вы не просто перечисляете ноты, а играете полноценную гамму, где первая и последняя ноты — это тоники, которые находятся друг от друга на расстоянии в октаву. Вы и сами заметите, как незавершенно звучит последовательность только из семи нот звукоряда.

Это натуральный C-dur:

Погодите, что значит «натуральный»? У мажора тоже есть три вида?

Верно. Вот гармонический, с пониженной Ля. Как в миноре, несколько по-восточному звучит гармоническая гамма До мажор на пианино. Ноты:

Мелодический при восхождении играют, как обычный, а при нисхождении понижается Си и Ля. Звучание приобретает печальную окраску. Что неспроста: нисходящий мелодический До-мажор — почти то же самое, что и До-минор, не считая обычной Ми.

Музыка в тональности C-dur

В 2012 году американские музыканты-любители проанализировали почти полторы тысячи популярных песен и выяснили, что самая популярная тональность аккордов в современной музыке — До-мажор. Что неудивительно, поскольку До мажор на пианино легок в исполнении, и новички в музыке с удовольствием играют любимые песни, вступая на путь обучения игре на инструменте. К тому же, любую песню можно транспонировать и свести к привычным и простым аккордам.

Кроме того, немало детских песен написано в этой гамме, таких как «Вместе весело шагать» и «Улыбка». Можно играть и ностальгировать одновременно. Вспомним детство?

Несмотря на то, что До-мажор принято считать веселой гаммой, есть в ней и невеселые произведения. Казалось бы, быть того не может! Но послушайте шумановскую «Ich grolle nicht». Аккорды явно мажорные, но в песне слышится печаль, даже если мы не знаем перевод слов.

Немного о пользе гамм

Гаммы — прекрасные упражнения для начинающих пианистов. Не думайте, что они скучны и однообразны. Послушайте, как продвинутые музыканты играют гаммы двумя руками или в четыре руки с басовой партией. Хотите уметь так же? Начинайте свои занятия на пианино с гамм для разогрева рук.

Как раз вам для начала подойдет Ля-минорная или До мажорная гамма. На пианино со временем станет легче играть, координация улучшится, а пальцы станут беглыми. Но если это занятие все еще кажется вам угнетающей рутиной, может быть, вы новый Рихтер?

Материалы по теме

Сложно ли играть на пианино

Обучение музыке – длительный и очень кропотливый процесс.Это занятие требует от ученика терпения, усидчивости и, главное, неподдельного желания.

Как быстро научиться играть на пианино

Овладеть пользующимися популярностью инструментами за считанные недели – это какая-то вещь из области фантастики? Конечно нет! Эта статья поможет разобраться, как быстро начать играть на пианино и синтезаторе.

Октавы фортепиано

В этой статье мы рассказываем о том как устроено фортепиано, сколько октав в пианино и рояле и как они называются.

Источник

Гамма До мажор. Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени.

Гамма — цепочка из звуков расположенных друг за другом, по порядку, вверх или вниз, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны?

Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного:

Лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.

Виды лада

Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:

  1. мажор (по латински — dur);

2. минор (по латински — moll).

определение попроще, объясняющее их так: веселое настроение; грустное настроение.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До. От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма

Главные ступени лада и их названия

Перед нами гамма До мажор:

Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени. Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных. Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.

Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.

Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.

Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:

I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);

Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.

Для чего они нужны?

Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.

Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.

Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.

Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Аккорды

Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.

Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке? Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным. Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят? Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

Главные — I, IV, V;

Производные — II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

устойчивые — I, III, V;

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

неустойчивые — II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

КАК РАЗРЕШАЮТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

ПЕТЬ СТУПЕНИ НУЖНО В НАТУРАЛЬНОМ МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

КАК ОПЕВАТЬ СТУПЕНИ?

Очень просто: поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Автор: Хор «Светилен» — Школа Певчего

Благодарим со Автора: Александра Владимирова

Источник

Гамма До-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Гамма на гитаре — это определенная последовательность нот. Ноты берутся из тональности по музыкальным законам. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы до-мажор

Как построить гамму до-мажор

Гамма До-мажор на гитаре является диатонической и состоит из 7 нот. Название гаммы соответствует ее тональности (до-мажор). Из теории музыки известно, что мажорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:

Тональность и тоника гаммы до-мажор (исходя из названия) — До. Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

Гамма до-мажор по праву считается самой простой и известной в мире. Наверняка, каждый слышал ее в школе. Как видно из данной схемы, бемоли и диезы отсутствуют, что делают данную гамму еще проще в освоении.

Устойчивые ступени гаммы до-мажор

Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это тоника, терция и квинта — C (До) E (Ми) G (Соль). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд до-мажор (C).

Аппликатуры гаммы до-мажор на грифе

На грифе гитары гамму до-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы до-мажор.

Пять позиций гаммы до-мажор на грифе гитары

На рисунке приведена схема расположения гаммы до-мажор на грифе. Красными точками обозначена тоника гаммы — нота До (С). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Это основная позиция гаммы. Начинается с ноты До на шестой струне и 8 ладу.

Вторая позиция

Эта позиция берет свое начало с 10 лада 4-й струны. Схема по три ноты на струне.

Третья позиция

Это открытая позиция гаммы до-мажор. Все ноты на открытых струнах в нее входят.

Четвертая позиция

Начинается на третьем ладу пятой струны.

Пятая позиция

Начинается на 5 ладу третьей струны и таким образом завершает «цикл». Следующая позиция (если уйдем вправо по грифу) будет уже первая. Круг замкнулся.

Пять позиций гаммы до диез-мажор и ре бемоль-мажор на грифе гитары

Рассмотрим также гамму до-диез мажор и ре-бемоль мажор на гитаре. Построить ее очень просто — подвиньте гамму до-мажор на один лад вправо. Для удобства, приводим схему выше. Красными точками обозначена тоника — До-диез (ре-бемоль).

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Обратите внимание, что в этой позиции гаммы (в отличие от до-мажор) не участвуют открытые струны. Аппликатура переместилась на 1 лад.

Четвертая позиция

Пятая позиция

Заключение

Несомненно любому гитаристу желательно знать аппликатуры всех гамм. Это дает вам осознание того, в каком месте грифа вы находитесь и куда стоит перейти для красивого и интересного развития мелодии. Выучите хотя бы гамму до-мажор, тогда остальные вам будут даваться намного легче. Вы это видели и сами на примере гаммы до-диез мажор (ре-бемоль мажор), ведь она строится просто сдвигом позиций вправо на один лад.

Похожие статьи

Меню сайта

Аппликатуры аккордов

Популярные статьи

Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.

Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.

Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.

Источник

Оцените статью