Гамма до минор ноты для аккордеона
Автор: Спивачук Виктор Иванович
Организация: ДМШ N 3
Населенный пункт: Иркутская область, г.Иркутск
Гаммы на баяне с удовольствием.
Гамма (Gamma, Scala по-итальянски, gamme — по-французски, Tonleiter — по-немецки) — звукоряд, получивший свое название от греческой буквы гамма, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда, простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве Гвидо Аретинского.
Считается, что технические упражнения и гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.
Игра гамм почти всегда было делом нудным и неинтересным, требующим много времени и терпения: запомнить и отработать на инструменте двенадцать мажорных и двенадцать минорных, количество диезов и бемолей, а еще гармонические и мелодические, и, к тому же не путаться в знаках. А потом их еще сдавать на оценку на техзачете. Нравится — не нравится, хочешь — не хочешь, а учить все-таки придется.
Начнем с теории.
Как правило, на уроках сольфеджио все построения происходят на фортепианной клавиатуре, а кварто-квинтовый круг просто предлагают заучить. Баян же очень удачно устроен: на правой клавиатуре очень удобно строить интервалы и аккорды, а левая клавиатура построена по принципу кварто-квинтового круга. И, если ученик более-менее прилично знает расположение басов на левой клавиатуре, то и заучивать ничего не придется.
Начнем с количества знаков:
Находим ноту до. От нее мы будем играть гамму до мажор – в ней нет ни одного знака. Вверх от нее будут располагаться диезные тональности, вниз бемольные.
Поднимаемся на одну клавишу вверх – нота соль, от нее играем соль мажор с одним диезом фа.
Следующая нота ре, от нее играем ре мажор с двумя диезами фа и до.
Так мы поднимаемся до ноты до диез, от которой играем гамму до диез мажор с семью диезами.
Аналогично спускаемся вниз от ноты до. От ноты фа играем гамму фа мажор с одним бемолем си, далее от ноты си бемоль играем гамму си бемоль мажор с двумя бемолями си и ми. И так мы доходим до ноты фа бемоль, от которой мы можем сыграть фа бемоль мажор с семью бемолями (но скорее всего такие гаммы как до бемоль мажор и фа бемоль мажор мы заменим на энгармонически равные си и ми мажор).
Мы узнали как определить сколько знаков будет в той или иной гамме. Теперь давайте познакомимся, в какой последовательности добавляются знаки. А последовательность все та же – по кварто-квинтовому кругу.
Мы уже знаем, что первый диез – фа. Остальные диезы добавляются в той же последовательности, что и басы — вверх от баса фа, т.е. по белым клавишам: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Первый бемоль – си, поэтому последовательность та же, что и диезов только в обратном порядке, т.е. вниз от баса си по белым клавишам: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Всю эту информацию можно рассказать ученику за несколько минут, и потом в течение нескольких уроков закрепить.
Количество знаков в минорных гаммах определяется точно так же, только отсчет нужно вести от баса ля, т.к. в ля миноре нет ни одного знака.
Ну что ж с теорией мы разобрались, можно теперь перейти к исполнению. Я предлагаю вам методику выучивания гамм, которая появилась в результате многолетнего опыта моей работы. Достаточно будет уделять гаммам не более 5 минут каждый день и результат не заставит себя долго ждать. А игра гамм превратится ну если даже не в удовольствие, то, во всяком случае, перестанет быть долгим, тяжелым и неинтересным трудом.
Начнем традиционно с до мажора.
Как правило, мажорную гамму левой рукой играют три пальца: второй, третий и четвертый. Расставим пальцы на основном ряду левой клавиатуры: на бас до — третий палец, бас фа – четвертый палец, бас соль – второй палец. Это базовая позиция для начала знакомства со схемой мажорной гаммы. И первое несложное упражнение – это научиться переставлять пальцы с основного ряда на вспомогательный и обратно, соответственно с фа на ля, с до на ми и с соль на си.
Теперь рассматриваем движение этих пальцев во время исполнения гаммы:
— второй палец с ноты соль на основном ряду двигается вверх на ноту ре и обратно, и напротив на вспомогательный ряд на ноту си и обратно;
— третий палец с ноты до на основном ряду двигается напротив на ноту ми на вспомогательном ряду и обратно;
— четвертый палец с ноты фа на основном ряду двигается напротив на ноту ля на вспомогательном ряду и обратно.
После того, как мы добьемся уверенного исполнения мажорной гаммы от ноты до вверх и вниз, можно пробовать исполнять мажорную гамму от других нот, т.к. все мажорные гаммы на левой клавиатуре исполняются по одинаковой схеме.
Переходим к исполнению гамм на правой клавиатуре.
Начнем с первого ряда с ноты до. От ноты до по белым клавишам до следующей ноты до, каждый палец по своему ряду. Добиваемся уверенного исполнения и передвигаемся на другие клавиши первого ряда: играем мажорную гамму от ля, ми бемоль, фа диез. Так как схема та же самая, то это не составит большого труда (только вначале попросите ученика не заглядывать на клавиатуру, а то вид других клавиш его будет сбивать). Параллельно учимся играть мажорную гамму двумя руками сначала от ноты до, затем от других нот первого ряда.
На втором и третьем рядах так же выучиваем сначала гаммы с наименьшим количеством знаков, а затем двигаемся на другие ноты этого же ряда. Потом так же начинаем играть двумя руками.
С мажорными гаммами мы разобрались. Давайте теперь поговорим о минорных.
Принцип выучивания минорных гамм такой же, как и мажорных: достаточно выучить уверенно по одной гамме с каждого ряда и затем просто переносить исполнение выученной схемы на другие клавиши этого ряда, т.е. всего нужно выучить три гаммы вместо двенадцати.
На первый взгляд кажется, что исполнение минорных гамм левой рукой сложнее и схема заметно отличается от мажорных гамм. Давайте разберемся, так ли это на самом деле?
Мы знаем, что основное отличие минора от мажора – это низкая третья ступень. Вот это и возьмем за основу. Поэтому для начала можно поиграть упражнение из трех нот на основном ряду: ре — третьим пальцем, ми – вторым пальцем, фа – пятым пальцем. Затем такое упражнение поиграть от разных нот основного ряда. Нужно добиться уверенного попадания пятым пальцем на третью ступень лада.
Почти всегда начинают учить минорную гамму с основного вида, но схема мелодического вида в восходящем движении ближе всего к мажору, поэтому начнем наше знакомство с минорной гаммой — с ее мелодического вида. Двигаемся пока только вверх (пусть это будет, например, до минор). От до мажора он будет отличаться только одной нотой – ми бемоль вместо ми, которую мы будем брать пятым пальцем на основном ряду. Играя упражнение, этот ход мы уже отработали, и, дальше мы доигрываем схему мажорной гаммы. В результате получился мелодический вид в восходящем движении.
Следующий вид – гармонический. От мелодического он отличается одним звуком: вместо ноты ля на вспомогательном ряду нужно сыграть пятым пальцем ля бемоль на основном ряду. Опять вспоминаем наше упражнение, его нужно сыграть два раза подряд – сначала от ноты до (до, ре, ми бемоль) и второй раз от ноты фа (фа, соль, ля бемоль), и добавить си на вспомогательном ряду вторым пальцем, получился гармонический вид.
(Я умышленно не называю повышенные ступени ля бекар и си бекар, чтобы было больше ассоциаций с до мажором)
После того, как мы научились уверенно играть гармонический вид в восходящем и нисходящем движении, можно переходить к исполнению натурального вида. Здесь нужно изменить еще одну ноту – вместо си нужно играть си бемоль четвертым пальцем на основном ряду. Лучше начинать игру с восходящего движения, т.к. до ноты ля бемоль мы уже знаем как играть (в гармоническом виде) и после этого остается добавить еще си бемоль и тоника. Добившись уверенного исполнения в восходящем движении, отрабатываем нисходящее.
А теперь возвращаемся к мелодическому виду и играем весь вид целиком – вверх (с повышенными ступенями) и вниз натуральный.
Ну вот как видите не все так страшно. Всего нам пришлось уверенно выучить одну мажорную и одну минорную (три вида) левой рукой, а правой три мажорных и три минорных. И, когда вы начнете работать над гаммами (обычно это происходит во втором классе), то за первое полугодие сможете выучить двумя руками все мажорные гаммы, а за второе полугодие все минорные.
Все, что здесь говорилось о выучивании гамм, относится и к выучиванию арпеджио и аккордов. В дальнейшем, чтобы разнообразить работу над гаммами, можно добавить штриховое, динамическое и ритмическое разнообразие.
Пробуйте, у вас все получится, желаю успехов.
Источник
Аппликатура в гаммах
0 знаков C-dur (До мажор)
0 знаков a-moll ( ля минор гармонический)
1 # G-dur (Соль мажор)
1# e-moll (ми минор гармонический)
1b F-dur (Фа мажор)
1b d-moll ( ре минор гармонический)
2# D-dur (Ре мажор)
2# h-moll (си минор гармонический)
2b B-dur (Си бемоль мажор)
2b g-moll (соль минор гармонический)
3# A-dur (Ля мажор)
3# fis-moll (фа диез минор гармонический)
3b Es-dur (Ми бемоль мажор)
3b c-moll (до минор гармонический)
4# E-dur (Ми мажор)
4# cis-moll (до диез минор гармонический)
4b As-dur (Ля бемоль мажор)
4b f-moll (фа минор гармонический)
5# H-dur (Си мажор)
5# gis-moll (соль диез минор гармонический)
5b Des-dur (Ре бемоль мажор)
5b b-moll (си бемоль минор гармонический)
6# Fis-dur (Фа диез мажор)
6b es-moll (ми бемоль минор гармонический)
Источник