Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»
Зейдак Юлия Фаритовна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУДО «Детская школа искусств №1», г. Магнитогорск Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор» Представленный на всероссийский конкурс «Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»» состоит из видеоурока (2 части) и учебного материала, он предназначен для учеников 1 класса, обучающихся сольфеджио и музыкальной грамоте в ДШИ и ДМШ. Перед просмотром видеоурока каждый ученик заранее должен распечатать учебный материал, предлагаемый учителем или записывать материал урока вместе с учителем по видеоуроку. Видеоурок, равно как и учебный материал, состоит из 2 частей – теоретической и практической. В теоретической части – «правила в рамочке» — педагог рассказывает правила гамма, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд, а в практической части происходит непосредственная запись гаммы Фа мажор. Для привлечения внимания детей и быстрого включения в работу видеоурок открывается авторской песней-правилом «Песенка о гамме и тонике» Ю. Ф. Зейдак, далее рассказывается правило о гамме. При изложении теоретического материала в 1 части урока также звучат песни «Песенка об устойчивых и неустойчивых ступенях и разрешении» Ю. Ф. Зейдак и «Опевание устойчивых ступеней» Т. Сиротиной. Сочетание правил в песенной и устной формах способствует более лёгкому усвоению сложной музыкальной грамоты и вызывает больший интерес у обучающихся. Во 2 части урока – практической – педагог показывает, как нужно правильно записать гамму Фа мажор, а именно №1Гамму фа мажор, №2 Устойчивые ступени, №3 Неустойчивые ступени, №4 Опевание устойчивых ступеней, №5 Как петь гамму Фа мажор. В учебном материале созданы преподавателем и размещены нотные прописи с элементами раскраски по теме «Гамма Фа мажор». Каждый ученик должен самостоятельно обвести элементы нотной записи: скрипичные ключи, ноты и ступени, стрелочки и даже ребёнок не умеющий хорошо и красиво писать должен легко справиться с этим заданием, делая его по нотным прописям в распечатанном учебном материале или записывая вместе с учителем в нотную тетрадь по видеоуроку. Кроме этого, для большей заинтересованности детей в учебном процессе преподаватель Ю. Ф. Зейдак применяет в учебном материале элементы раскраски и игры, используя цветные карандаши (на видео фломастеры, чтобы детям было лучше видно при просмотре) – красный, синий, зелёный, жёлтый. Красным и синим цветом ученик обводит в кружок устойчивые и неустойчивые ступени в заданиях №1, №2, №3, №4, №5 гаммы Фа мажор. Например: №5 Как нужно петь гамму Фа мажор ученикам в каком порядке нужно писать стрелочки в опевании. Для ребят запись опевания нотами, ступенями и стрелочками является сложным заданием, например, они часто путают с какой ноты, ступени, стрелочки начинать записывать, а такой цветовой «светофор» и запись стрелочек цветными карандашами подсказывает порядок написания и облегчает запоминание, восприятие и объяснение задания. В конце учебного материала записано домашнее задание, в котором ученику нужно прислать педагогу видео или голосовое сообщение с рассказом «правил в рамочке» и прислать фотографию самостоятельной записи ребёнком гаммы Фа мажор в нотной тетради или в распечатанном учебном материале. Вот пример письменного домашнего задания по сольфеджио, фотографии одного из учеников, так должны быть оформлены правила и гамма Фа мажор:
Конспект дистанционного урока Задание 1. Повторяй правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд вместе с учителем по видеоуроку. Гамма это движение звуков по порядку от Тоники до Тоники. Тоника это I ступень (обозначается буквой T ) (№1). Любая гамма состоит из 7-ми ступеней, которые обозначаются римскими цифрами. I , III , V ступени это устойчивые ступени (они НЕ закрашиваются) (№2). II , IV , VI , VII ступени это неустойчивые ступени (они закрашиваются) (№3). Разрешение это стремление неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение обозначается стрелочками (№1). Опевание это окружение устойчивых ступеней неустойчивыми ступенями Опевание как и разрешение обозначается стрелочками (№4). Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку. Слово «тетра» значит «четыре». Задание 2. Обводи, раскрашивай и повторяй скрипичный ключ, ноты, ступени, стрелочки по НОТНЫМ ПРОПИСЯМ вместе с учителем по видеоуроку: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор. №1. Г амма Фа мажор №2. Устойчивые ступени №3. Неустойчивые ступени №4. Опевание устойчивых ступеней №5. Как петь гамму Фа мажор . Гамму Фа мажор нужно петь по ТЕТРАХОРДАМ. Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку. Напиши тему урока «Гамма Фа мажор». Задание 1. Выучи и перепиши правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд в нотную тетрадь (правила в рамочке). Задание 2. Перепиши НОТАМИ: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор в нотную тетрадь, раскрась. Внимание! Если вы распечатали листок с правилами и гаммой Фа мажор или записали тему «Гамма Фа мажор» вместе с учителем по видеоуроку в нотную тетрадь, второй раз писать в нотную тетрадь тему «Фа мажор» и правила не нужно! Задание 3. Научись писать знак БЕМОЛЬ на ПЯТЬ! Напиши знак БЕМОЛЬ всю строчку и выучи: ЗНАК БЕМОЛЬ ПОНИЖАЕТ НОТУ НА 1 ПОЛУТОН. Задание 4. Прислать учителю: 1) Сфотографируйте и пришлите учителю фотографию, как вы самостоятельно записали и раскрасили тему «Гамма Фа мажор» в нотной тетради или на листке. 2) Снимите на видео (можно голосовое сообщение) и пришлите учителю, как вы рассказываете все правила по теме «Гамма Фа мажор» наизусть (все правила в рамочке: гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд). Источник Гамма фа мажор ноты для сольфеджио 1 класс
СОЛЬФЕДЖИО Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы. Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор. Терция — как движение по звукам трезвучия; Квинта — как скачок с I ступени на V ступень; В конце второго класса помещен раздел «Каноны» как подготовка к развитию многоголосия.
Вопросы по сольфеджио за первый класс: Первый проверочный класс 1. Сольфеджио — занятие, способствующее развитию — музыкального слуха и навыкам пения по нотам. 2. Нотный стан — пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты 3. Нота — знак для записи высоты и длительности звука 4. Длительности НОТ: — целая, -половинная, — четверть, — восьмая 5. Ключ — знак, определяющий место звука на нотоносце 6. Скрипичный ключ — знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца 7. Тактовая черта — вертикальная черта, разделяющая такты 8. Такт — расстояние от одной тактовой черты -до другой 9. Октава — группа звуков от «до» до каждого следующего «до» 10. Фраза — деление мелодии на части 11. Метр — чередование сильных и слабых долей 12. Размер — количество долей в такте. 13. Двухдольный размер (2/4) — сильная доля, чередуется с одной слабой долей 14. Трехдольный размер (3/4) — сильная доля чередуется с двумя слабыми долями 15. Четырехдольный размер (4/4) — сильная доля чередуется стремя слабыми долями 16. Реприза — знак повторения 17. Пауза — знак молчания 18. Затакт — не полный такт 19. Гамма — звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники. 20. Ступень — порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами 21. Тоника — первая ступень лада 22. Трезвучие — аккорд из трех звуков 23. Тоническое трезвучие — аккорд из 3-х устойчивых звуков 24. Аккорд — созвучие из трех и более звуков 25. Устойчивые ступени: I, III, V 26. Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII 27. Разрешение — переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI 28. Группировка — распределение длительностей в такте 30. Форте — громко, 32. Мецо форте — не очень громко 33. Мецо пиано — не очень тихо 34. Пианиссимо — очень тихо 35. Фортиссимо — очень громко
Нотный стан (нотоно́сец) Добавочные ли́нии Тактовая черта Двойная тактовая черта Пунктирная тактовая черта Акколада, скобка Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом. Music-Cclef.svg Ключ «до» Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым. Music-Fclef.svg Ключ «фа» Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым. Music-neutralclef.svg Нейтральный ключ Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента. Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного. | Паузы | |||||
Длительность Music-quadwholenote.svg Лонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16 | ||||||
Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8 | ||||||
Целая Или семибревис. Длительность: R × 4 | ||||||
Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2 | ||||||
Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R | ||||||
Восьмая Длительность: R / 2 | ||||||
Шестнадцатая Длительность: R / 4 | ||||||
Тридцать вторая Длительность: R / 8 | ||||||
Шестьдесят четвёртая Длительность: R / 16 | ||||||
Сто двадцать восьмая Длительность: R / 32 | ||||||
Двести пятьдесят шестая Длительность: R / 64 |
Остановки ↓ | |
Динамика ➳ Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков. | |
Pianissimo [Пиани́ссимо] ➳ Очень тихо. | |
Piano [Пиа́но] ➳ Тихо. | |
Mezzo-piano [Меццо-пиано] ➳ Умеренно тихо. | |
Forte [Фо́рте] ➳ Громко. | |
Fortissimo [Форти́ссимо] ➳ Очень громко. | |
Rinf., rf., rfz. | Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука. |