Гамма мажор для бас гитары

Гамма мажор для бас гитары

Летом 2001 года я встретился со своим учителем, которого не видел 20 лет. Он был лучшим басистом, которого я когда-либо слышал. На мой вопрос, играет ли он еще, он ответил, что не имеет достаточно времени для практики, чтобы делать это хорошо. Сидя рядом с ним и его замечательной женой и слушая игру, мне стало грустно, что мой учитель остановился.

Недавно я участвовал в споре на одном из басовых чатов, где обсуждались достоинства практики и джема. Я отстаивал точку зрения, что один час джема стоит 10 часов практики, поскольку вы учитесь играть живую музыку, чувствуете ритм и мелодию. Плавно спор перешел к теме гамм. Несколько человек яро отстаивали точку зрения, что для того чтобы стать лучше, надо учить все гаммы и лады и практиковать их по два часа ежедневно. Именно этот спор и подтолкнул меня к написанию урока о гаммах и практике.

До сих пор я не затрагивал тему гамм, а все внимание уделял приемам написания басовых линий и практике песен.

Если вы не можете найти 12 нот в двух местах на грифе, самое время устранить этот недостаток. Неплохим способом изучения грифа является игра песен и гамм. Старое доброе До-Ре-Ми-. отличный способ изучения мажорной гаммы.

Итак, ниже приведена мажорная гамма для тональности Ля мажор. Средний палец левой руки зажимает пятый лад струны E.

Читайте также:  Какая гитара лучше для девушки

Гамма Ля-мажор

До-Ре-Ми на A

Риф

Как я отмечал раньше, изучение аппликатурных шаблонов, не содержащих игры открытых струн очень важно, поскольку это дает вам независимость от тональности. Однако вы должны знать несколько гамм, включающих открытые струны. Вот, к примеру, Сол-мажор

Гамма G-мажор с открытыми струнами.

Не забывайте о том, что в рок музыке вместо седьмой ноты мажорной гаммы используется доминанта. Это делает гамму более простой в запоминании.

Давайте также рассмотрим три формы минорной гаммы: натуральную, гармоническую и мелодическую. Натуральная Ля минор гамма содержит те же ноты, что и До-мажор, что означает наличие доминанты 7(G). Гармонический минор включает мажорную седьмую ноту (G#). В мелодическом миноре вместо ноты F используется F#, то есть эта гамма совпадает с Ля-мажор, за исключением третьей ноты, где вместо C# используется C.

Натуральная гамма Ля-минор. Указательный палец прижимает пятый лад струны E.

Итак, к настоящему моменту вы должны научиться играть две гаммы в восходящем и нисходящем направлении равномерно с постоянной скоростью. Не стоит играть их быстро и зацикливаться, тратя на них часы. При игре гамм стоит обратить внимание на свою технику. Можно поработать над такими приемами, как hammer-on и pull-off. Потренировать чувство ритма. Идея заключается в том, что пока ваша механическая память работает над запоминанием аппликатуры, вы можете сосредоточить внимание на других аспектах своей игры.

Вы можете возразить, что я только что советовал вам не тратить много времени на гаммы, но теперь противоречу самому себе!

Позвольте спросить, вы чувствуете разницу между словами «учить» и «практиковаться». Вы можете выучить гамму без практики, а вот ваши пальцы — нет. Под изучением я понимаю, прежде всего, обучение пальцев.

Гаммы часто используются в песнях. Яркими примерами служат «Wild World» и «Lucky Man» где очень гармонично используется восходящая гамма.

Надо отметить и тот факт, что мелодии появляются, опираясь на гаммы (а не на аккорды). Рассмотрим, например, переход между аккордами Am7/Bm7 на стыке куплета и припева пени «Moondance». Обычно басисты не мудрят и играют прямой переход. Я решил последовать за мелодией. Определил на какой гамме построена песня, немного модифицировал ее и вот что получилось:

Итак, теперь, когда гитарист будет хвастаться тем, что ночь напролет практиковал гаммы, вы сможете сказать, что тоже делали это, секунд 30. Изучение и практика похожи, но это не одно и то же. Вы должны знать, как играть гаммы, а практики должно быть ровно столько, чтобы пальцы были способны последовать за разумом. Однако это не значит, что вы должны по 20 минут в день уделять гаммам. Играйте песни, а в них используйте гаммы. В конце концов, это всего лишь еще один инструмент в ваших руках.

Еще раз повторю. Самое важное — уметь играть песни. Гаммы это лишь инструмент. Мне жаль тех людей, которые хвастаются, как хорошо они играют гаммы.

Источник

Как играть мажорную гамму на гитаре

Мажорная гамма состоит из 7 ступеней. Строится по формуле: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
8 ступень на схеме – это первая ступень гаммы (тоника) на октаву выше. Расстояние между звуками легко запомнить: полутон только между 3 и 4, 7 и 8 ступенями.

Интервалы на грифе гитары: полутон – на соседнем ладу, тон – через лад. Например, интервал полутон от Ми на 4 струне 2 лад – это Фа на 4 струне 3 лад; если тон от До на 2 струне 1 лад – это Ре на 2 струне 3 лад.

Зная формулу, можно построить мажорную гамму от любого звука. Рассмотрим, как играется До мажорная гамма на гитаре.

По формуле получается:
До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)

Если вы делаете только первые шаги в изучении гамм на гитаре, рекомендуем ознакомиться с уроком «До мажор в открытой позиции».

Гамма в позициях

Построим и сыграем мажорную гамму на гитаре от звука C (до) в позициях с привязкой на грифе к 5 основным аппликатурам мажорного аккорда на гитаре.

В позициях проигрывание гаммы не всегда начинается с первой ступени из-за особенностей расположения звуков на грифе.

Разберём последовательно все боксы (позиции). В гитарных сетках, на струнах, отображено расположение звуков гаммы, цифрами обозначены ступени (от 1 до 7). Соответственно, используя их, можно найти на грифе и сыграть любую мажорную в любой позиции (как это делать – в следующем блоке статьи).

В аппликатуре аккордов цифрами обозначены звуки мажорного трезвучия (1 – тоника, 3 – терция, 5 – квинта).

В нотах и табах, аудиопримерах – как сыграть До мажор (для каждой позиции). В нотной записи: цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки (т.е. аппликатура – каким пальцем какую ноту нажимать).

1 позиция

Играем До мажор, используя «шаблон», изображённый в гитарной сетке:

2 позиция

3 позиция

4 позиция

5 позиция

Как играть мажорную гамму в разных тональностях

Мы изучили тональность До мажор на гитаре в 5 позициях. Давайте теперь научимся использовать эти боксы для построения мажорной гаммы от других звуков. То есть разберём, как играть её в других тональностях. Задача эта несложная. Даже и для начинающих.

Ознакомьтесь с таблицей. В ней представлены тональности от каждой ноты звукоряда – всего 12. F# и Gb – по составу звуков одинаковые, энгармонически равные: одна и та же гамма, но записывает по-разному, соответственно диезная и бемольная тональность.

В первой колонке указаны тональности. Далее по ступеням – ноты гамм: от тоники (1) до тоники на октаву выше (8). В последней колонке указаны ключевые знаки для каждой тональности. То есть знаки альтерации (диезы, бемоли), которые выписываются в нотной записи справа от ключа и указывают на тональность, имеют действие на все ноты по своей линейке. Например: Соль мажор – фа-диез, Ре мажор – фа-диез, до-диез, Фа мажор – си-бемоль и т.д.

Гамма 1 2 3 4 5 6 7 8 Знаки в тональностях
До мажор C D E F G A B C
Соль мажор G A B C D E F# G 1 диез
Ре мажор D E F# G A B C# D 2 диеза
Ля мажор A B C# D E F# G# A 3 диеза
Ми мажор E F# G# A B C# D# E 4 диеза
Си мажор B C# D# E F# G# A# B 5 диезов
Фа-диез мажор

(энгармонически равная Gb)

F# G# A# B C# D# E# F# 6 диезов
Соль-бемоль мажор

(энгармонически равная F#)

Gb Ab Bb Cb Db Eb F Gb 6 бемолей
Ре-бемоль мажор Db Eb F Gb Ab Bb C Db 5 бемолей
Ля-бемоль мажор Ab Bb C Db Eb F G Ab 4 бемоля
Ми-бемоль мажор Eb F G Ab Bb C D Eb 3 бемоля
Си-бемоль мажор Bb C D Eb F G A Bb 2 бемоля
Фа мажор F G A Bb C D E F 1 бемоль

Допустим, необходимо построить мажорную гамму от ноты соль. Делается это следующим образом:
1. Находим в таблице – соль мажор. Смотрим по ступеням – какие звуки входят в гамму. Можно себе выписать отдельно звукоряд от G.

2. Выбираем позицию, в которой хотим сыграть гамму. Например, первую позицию – от 1 ступени. В нашем случае (1) – это соль. В гитарной сетке бокса указано, что первая ступень на 6 струне. Находим ноту соль – 6 струна третий лад. Далее: в сетке на этой же струне вторая ступень – нота ля на пятом ладу шестой струны (если в соль мажоре). Играем. Переходим на следующую струну и смотрим по ступеням на грифе относительно гаммы от G. Разбираем полностью бокс (от шестой до первой струны).

Аналогично и в других позициях:

  • во второй позиции со 2 ступени – в соль мажоре это ля – 5 лад, шестая струна;
  • в четвёртой позиции с 5 ступени – в соль мажоре это ре – 10 лад, шестая струна и т.д.

На первоначальном этапе изучения, сначала рекомендуется играть в 1 позиции – от 1 ступени (тоники).

3. Играем гамму в боксе под метроном или гитарную минусовку.

Как сыграть аккордами

Стоит отметить, что проигрывание гамм аккордами – это отдельная большая тема, требующая детального рассмотрения. А в рамках этой статьи мы рассмотрим лишь отдельный пример в качестве ознакомления.

Аккорды мажорной гаммы по ступеням от C (До):

  • I – C (до мажор)
  • ii – Dm (ре минор)
  • iii – Em (ми минор)
  • IV – F (фа мажор)
  • V – G (соль мажор)
  • vi – Am (ля минор)
  • vii (dim) – Bdim (си уменьшённый)

В табах восходящая До мажор аккордами:

Советы по изучению

  1. Гаммы можно играть чистым звуком и с овердрайвом. Всё зависит от вашего исполнительского опыта и вкусовых предпочтений.
  2. Первым делом хорошо проработайте тональность До мажор во всех позициях. Проигрывая каждый бокс, анализируйте расположение ступеней. Затем приступайте к изучению других тональностей.
  3. Следите за аппликатурой левой руки: какими пальцами брать ноты на грифе. Сверяться можно по нотным примерам до мажора (цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец).
  4. Играть можно в связке с аккордами: сразу удар по аккорду в позиции – затем ноты звукоряда. Начинать с аккорда можно и нисходящее, и восходящее движение.
  5. Попробуйте придумать фразу, мелодию на основе мажорной гаммы.
  6. Запишите ритм-партию на один аккорд – тоническое трезвучие гаммы (если До мажор – С, в Соль мажоре – G и т.д.). Попробуйте поимпровизировать под аккомпанемент: сразу в одном, потом нескольких боксах мажорной гаммы. В дальнейшем ритм-партию для импровизации можно сделать на два, три аккорда (к примеру, I – IV – V – I, или в До: C – F – G – C).
  7. Играя соло, риффы других гитаристов, постарайтесь определить, используется ли в них мажорная гамма. Если да – то какая тональность, в какой позиции.

Успешного изучения мажорной гаммы на гитаре!

Источник

Оцените статью