Гамма по три ноты

Гамма До мажор по всему грифу по 3 ноты на струне. Натуральные лады.

Это одно из самых известных упражнений для гитары. Поскольку с ним придется повозиться, оно вынесено в отдельный урок. Благодаря ему, вы не только повысите беглость пальцев, но и быстрее выучите ноты на грифе. Перед чем играть, вспомните Упр. 5 (если вы не работаете над ним каждый день, как это надо делать). Итак:

Упр. 1 — Гамма До мажор (или Ля минор) по всему грифу по три ноты на струне.

Принцип, по которому построено упражнение, очень простой: вы играете в восходящем движении ноты До мажорной гаммы (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) начиная с фа на 6 струне по 3 звука на каждой струне; дойдя до 1 струны, меняете позицию мизинцем и двигаетесь в вниз по другой аппликатуре; дойдя до шестой струны, меняете позицию указательным пальцем и снова движетесь вверх и т. д. Таким образом, получается 7 разных аппликатур, по числу нот в гамме.

Не стоит пытаться выучить упражнение целиком, сначала последовательно выучите и проиграйте вниз и вверх каждую из 7 аппликатур (например, по одной в день), а уже потом соедините их, используя указанный принцип. Итак, вот эти аппликатуры, для удобства назовем их по нотам на 6 струне, от которых они играются:

Читайте также:  Накладка для гитары синтезатор

1 2 3 4 5 6 7 3 4 5 6 7 8 5 6 7 8 9 10

7 8 9 10 11 12 8 9 10 11 12 13 10 11 12 13 14 15

12 13 14 15 16 17

А вот и само упражнение:

Доиграв до конца, вернитесь в начало грифа, проиграв все аппликатуры в обратной последовательности. Применяйте тот же принцип что, и при движении вверх по грифу: на первой струне меняйте позицию, сдвигая мизинец, на шестой — указательный палец. Таким образом, начав с ноты фа на шестой струне, вы снова к ней возвращаетесь и можете «закольцевать» это упражнение.

Конечно, на освоение этого «жуткого» количества нот уйдет много времени, но в дальнейшем вы будете играть это упражнение как разминочное.

Кстати, хорошая новость- выучив все используемые аппликатуры, вы выучили 7 натуральных ладов, которые получаются если До мажорную гамму играть от разных нот:

Аппликатура F — F лидийский лад

Аппликатура G — G миксолидийский лад

Аппликатура A — A минор

Аппликатура В — В локрийский лад

Аппликатура С — С мажор

Аппликатура D — D дорийский лад

Аппликатура Е — Е фригийский лад

Хроматизмы.

А теперь самое время поработать над независимыми действиями пальцев левой руки. Вот несколько упражнений, в которых используются хроматическая гамма и ее фрагменты (хроматизмы), соблюдайте правило «один палец — один лад».

Упр. 1 — Хроматизмы по одной струне в позиции. Задействованы все пальцы левой руки. Не забывайте про помощь кисти, повторите упражнение по всем струнам и во всех возможных позициях, сыграйте с акцентами, и секстолями вместо триолей.

Упр. 2 —Хроматизмы по одной струне со сдвигом и возвратом позиции. Играя это упражнение, большой палец может скользить по задней части грифа при сдвиге позиции. Обратите внимание — сдвиг позиции происходит мизинцем, возврат — указательным пальцем. Работайте над упражнением так же, как и над предыдущим.

Упр. 3 — Хроматическая гамма по одной струне в пределах октавы. В этом упражнении используется смена позиции. Меняйте позицию за счет кругового движения кисти, не двигайте руку механически вдоль грифа. Обратите на выделенные места особое внимание и отработайте их отдельно в прямом и обратном направлениях. В идеале смена позиции не должна быть слышна, как будто у вас 12 пальцев.

Продублируйте это упражнение на других струнах.

Упр. 4— Фрагменты хроматической гаммы по всем струнам, по 4 ноты на струне. Фундаментальное упражнение для совершенствования техники переменного звукоизвлечения. Многие музыканты с большим опытом игры занимаются им постоянно для отработки синхронного взаимодействия рук и развития беглости пальцев. Оно так же превосходно как разминочное.

Обратите внимание на переход со струны на струну. Старайтесь, чтобы ноты на разных струнах звучали слитно, как будто они находятся на одной. Для этого ставьте пальцы левой руки по возможности наиболее перпендикулярно струнам и сведите к минимуму время между снятием ноты на одной струне и извлечением на другой, лучше, если вы будете делать это одновременно.

Поработайте над переходами со струны на струну отдельно в обоих направлениях, соблюдая штрих медиатора, в упражнении эти места специально выделены. Не торопитесь, плавный переход со струны на струну не дается быстро.

Видео 4

Упр. 5 —Вариация предыдущего для всего грифа. Это упражнение со сдвигом позиции, оно подводит итог упражнениям на хроматизмы. Меняйте позицию по тому же принципу, что и в Упр.1раздела «Гамма До мажор по всему грифу» Таким образом пройдите весь гриф от I позиции до XII и назад.

Ритм гитара

В этом разделе мы поговорим об аккомпанементе. Хотите вы этого или нет, но гитара — это в первую очередь аккомпанирующий инструмент. Начинающие гитаристы часто забывают про это, посвящая все свое время разучиванию и игре разнообразных соло (обычно представляя себя лихо «нарезающими» виртуозные пассажи на стадионе «Уэмбли»), однако как только они попадают в свою первую группу все встает на свои места: большая часть времени уходит на аккомпанемент вокалисту и игру всевозможных риффов и только иногда есть возможность «оторваться» в соло.

Любой опытный музыкант подтвердит: грамотно, со вкусом построить и ритмично сыграть ритм — партию не менее сложно, чем выдать очередное «сокрушительное» соло. К тому же попробуйте вспомнить: когда последний раз с экрана телевизора при просмотре очередного популярного клипа вы слышали соло на гитаре? То-то и оно… времена меняются (да и «Уэмбли» снесли).

Ну не будем о грустном — игра аккомпанемента и риффов — занятие не менее «крутое» и веселое. При работе над упражнениями и риффами не забывайте про метроном, следите за правильной работой медиатора, не слишком напрягайте правую руку: короче выполняйте те же рекомендации, что и в предыдущих разделах.

Источник

Какая польза от системы CAGED и гамм по три ноты на струну?

Если вы впервые слышите такие слова как «CAGED» или «гамма по три ноты на струну», в интернете можно найти массу информации по этим терминам, а ниже — мнение профессионального музыканта об этих методиках. Стоит ли их использовать или даже уповать на них как на панацею? Стоит ли считать их обязательными для изучения? Ссылку на источник (англ.) вы найдёте в конце.

Есть много способов визуализации грифа. Гитара является удобным инструментом для импровизации, потому что хроматическая картина грифа означает, что в каждой тональности будут одинаковые «узоры» аппликатур. Многие игроки полагаются на подобного рода паттерны, но ни одна из систем организации этих паттернов не является «лучшим» подходом к инструменту.

С учётом вышесказанного, изучение некоторой системы паттернов улучшит вашу способность импровизировать. Волшебство не в самом паттерне, а просто в наличии некоторого способа визуализировать то, какие комбинации ладов и струн «сработают» в данной тональности. Это даст вам некую «структуру», с которой можно «поиграть».

Ещё более интересными являются ноты, которые не присутствуют в паттерне: ограничивая свой выбор нотами из какого-то паттерна, вы можете не очень интересно звучать, но вы уже не будете звучать ужасно. Это большая помощь начинающему импровизатору, которая побуждает вас играть, развивая петлю обратной связи между мозгом, пальцами и ушами, что необходимо хорошему музыканту.

Знание системы CAGED и гамм «по три ноты на струну» автоматически не сделают вас лучшим игроком. Система CAGED визуализирует гриф пятью отдельными способами (условно — боксами). Однако, на гитаре есть больше аппликатур, чем только эти.

Кроме того, если вы захотите выйти на такие жанры, как джаз, вы обнаружите, что ноты, которых нет в шаблонах — те, которых было так полезно избегать вначале — это то, в чём и заключается настоящее веселье. Вы не можете просто так использовать эти ноты, и вы должны знать, как они будут звучать, прежде чем использовать их. Это опасный выбор для подхода к импровизации «тыкай и молись», но острые ощущения, как правило, и сопровождают «опасность». По-настоящему великие мелодические линии часто выходят за пределы любых паттернов. Если паттерны CAGED — это всё, что вы знаете — вам туда не добраться.

Три ноты на струне — это метод, который предпочитают игроки, гонящиеся за скоростью, потому что этот метод экономичен. Но ужасно скоростная игра в конечном итоге становится скучной, а многие скоростные игроки ограничиваются быстрыми гаммообразными пробежками и выбранными арпеджио.

CAGED позволит вам звучать убедительно для немузыкантов. «Три ноты на струне» позволят вам звучать эффектно быстро — и тоже для немузыкантов. Но если вы действительно хотите стать «лучшим игроком» — то есть, если вы хотите, чтобы всё звучало так, как будто вы знаете, что делаете, когда играете с профессионалами — вы должны быть в состоянии освободиться от шаблонных ограничений, создавая интересные мелодии.

Я учился играть очень давно, поэтому мой подход к обучению был немного более традиционным: я научился читать с листа. Наряду с этим я изучил пять моделей пентатонической гаммы, когда начал импровизировать. Но это не то же самое, что система CAGED, потому что переход от использования пентатонических гамм к полным гаммам предполагает добавление двух нот к каждому известному образцу, и для этого есть несколько способов на каждую аппликатуру. CAGED даёт вам только один путь для каждого случая.

К тому времени, когда я впервые столкнулся с кем-то, использующим CAGED, я уже играл в течение нескольких лет, и сразу же увидел в CAGED некоторые ограничения. К этому моменту я уже знал весь гриф и все основные гаммы, ноты и буквенно-цифровые обозначения.

Позже, когда я встретил кого-то, кто учил модели «три ноты на струну», я уже научился выбирать экономичные аппликатуры. Я использовал эти шаблоны, если делал строго гаммообразный прогон, чтобы сделать свой выбор аппликатуры более эффективным. Но я знал, как это сделать, и не думая об этих трёхпальцевых схемах, потому что уже мог видеть, какие ноты были в любой гамме.

Я получил несколько других преимуществ, изучая гриф более традиционно: мне легче было изучать теорию музыки, расширения аккордов, гармонический анализ и так далее.

Мой совет — учиться как можно больше разными способами, если вы хотите стать хорошим музыкантом. Признайте, что любой подход на основе паттернов поможет вам звучать хорошо, но это не совсем то же самое, что быть хорошим музыкантом. Чтобы действительно быть хорошим музыкантом, вы должны быть в состоянии сосредоточиться на мелодиях, а не на пальцах. Разного рода «ярлыки» только помогут вам в этом.

Источник

Что такое гаммы, для чего они и как их играть?

Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.

Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:


Формула для минора:


А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:

А это гамма Ля-минор (натуральный вид):

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.

Этюд что надо 73

Слишком быстро 6

Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

Виды гамм

Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.

Прямая гамма

Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.

Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.

Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.

Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:

Расходящаяся гамма

Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:

Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.

Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:

Гамма в терцию

Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.

Гамма в сексту

Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.

Гамма в дециму

Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.

Гаммы развивают

  • Пальцевую технику
  • Умение распознавать мажорный и минорный лад в музыке, мелодический и гармонический звукоряд.
  • Запоминание ключевых знаков альтерации для каждой тональности
  • Память на аппликатуру, что облегчает разучивание длинных пассажей в пьесах

С какой гаммы начать

Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.

Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.

Мажорные гаммы

В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.

Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…

Минорные гаммы

Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.

В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.

Гармонический минор

В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:

Мелодический минор

В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:

Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:

Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.

Арпеджио

Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.

Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.

Короткие арпеджио

Длинные арпеджио

Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.

Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9 — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Двойные терции

Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:

Как заниматься

  1. Играйте гамму диапазоном в 1-2 октавы.
  2. Доведите до автоматизма сперва одну, а затем другую руку. Только потом соединяйте.
  3. Играйте пробежками — 2 ноты медленно, 4 быстро. На тонике «висим» долго, остальные клавиши играем быстро.
  4. Чтобы добиться четкости артикуляции поставьте кисть руки на стол так, как она у вас должна лежать на пианино. По очереди «играйте» каждым пальцем по столу, пока не добьетесь одинакового стука. На пианино играйте пунктирным ритмом.

Также полезно играть разными штрихами

  • легато (legato – плавно, слитно)
  • стаккато (staccato – резко, отрывисто)
  • нонлегато (nonlegato – раздельно)

Использовать разную динамику

  • пиано (piano – тихо)
  • форте (forte – громко)
  • крещендо (crescendo – постепенно увеличивая громкость)
  • диминуэндо (diminuendo – постепенно затихая)

Отличная статья 73

Бесполезная статья 6

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

Надеюсь, статья оказалась вам полезной и теперь вы знаете, что такое гаммы и какими они бывают. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте , где много интересного!

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

Источник

Оцените статью