- Гамма ре мажор диезы около нот
- Знаки альтерации.
- Тональность.
- Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.
- Гамма Ре-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
- Состав и ступени гаммы ре-мажор
- Как построить гамму ре-мажор
- Устойчивые ступени гаммы ре-мажор
- Аппликатуры гаммы ре-мажор на грифе
- Пять позиций гаммы ре-мажор на грифе гитары
- Первая позиция
- Вторая позиция
- Третья позиция
- Четвертая позиция
- Пятая позиция
- Похожие статьи
- Меню сайта
- Аппликатуры аккордов
- Популярные статьи
- Как играть мажорную гамму на гитаре
- Гамма в позициях
- 1 позиция
- 2 позиция
- 3 позиция
- 4 позиция
- 5 позиция
- Как играть мажорную гамму в разных тональностях
- Как сыграть аккордами
- Советы по изучению
Гамма ре мажор диезы около нот
Уфа, Степана Кувыкина, 17
Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.
Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.
Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.
Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»
Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?
Знаки альтерации.
Для этого в музыке придумали знаки альтерации
Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».
В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.
Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.
Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.
ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.
Тональность.
Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.
Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.
Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).
Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».
Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).
Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:
Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:
Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:
Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.
Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.
Ответ:
C бемоль мажор
Ответ:
C мажор
Ответ:
E мажор
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Источник
Гамма Ре-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
Гамма ре-мажор является одной из самых часто используемых в музыке. Хоть и не такая популярная, как например, до-мажор, ее все равно можно часто встретить в песнях. Данная гамма будет и посложнее, потому что пару ступеней из нее содержат в себе диезы и бемоли. Об этом будет ниже. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.
Состав и ступени гаммы ре-мажор
Как построить гамму ре-мажор
Гамма ре-мажор на гитаре является диатонической и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (ре-мажор). Две ступени гаммы содержат в себе ключи, это F# (Фа диез) и C# (До диез). Из теории музыки известно, что мажорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:
Тональность и тоника гаммы ре-мажор (исходя из названия) — Ре. Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
Ре-Ми-Фа диез-Соль-Ля-Си-До диез-Ре
Как и у любой другой гаммы, у ре-мажора есть параллельная. Это си-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Си (B).
Устойчивые ступени гаммы ре-мажор
Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это тоника, терция и квинта — D (Ре) F# (Фа диез) A (Ля). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ре-мажор (D). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть из гаммы вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Ре.
Аппликатуры гаммы ре-мажор на грифе
На грифе гитары гамму ре-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ре-мажор.
Пять позиций гаммы ре-мажор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ре (D). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Первая позиция
Это основная позиция гаммы. Начинается с ноты Ре на шестой струне и 9 ладу.
Вторая позиция
Эта позиция берет свое начало с открытой 4-й струны. Схема по три ноты на струне.
Третья позиция
Начинается на 5 ладу пятой струны. Тоники расположены на 5-й и 2-й струнах.
Четвертая позиция
Начинается также на пятом ладу пятой струны. Но аппликатура имеет отличный от третьей позиции вид. Вторая позиция тоники на третьей струне 7 лада.
Пятая позиция
Начинается на 10 ладу шестой струны и таким образом завершает «цикл». Следующая позиция (если уйдем вправо по грифу) будет уже первая. Круг замкнулся.
Похожие статьи
Меню сайта
Аппликатуры аккордов
Популярные статьи
Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.
Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.
Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.
Источник
Как играть мажорную гамму на гитаре
Мажорная гамма состоит из 7 ступеней. Строится по формуле: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
8 ступень на схеме – это первая ступень гаммы (тоника) на октаву выше. Расстояние между звуками легко запомнить: полутон только между 3 и 4, 7 и 8 ступенями.
Интервалы на грифе гитары: полутон – на соседнем ладу, тон – через лад. Например, интервал полутон от Ми на 4 струне 2 лад – это Фа на 4 струне 3 лад; если тон от До на 2 струне 1 лад – это Ре на 2 струне 3 лад.
Зная формулу, можно построить мажорную гамму от любого звука. Рассмотрим, как играется До мажорная гамма на гитаре.
По формуле получается:
До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)
Если вы делаете только первые шаги в изучении гамм на гитаре, рекомендуем ознакомиться с уроком «До мажор в открытой позиции».
Гамма в позициях
Построим и сыграем мажорную гамму на гитаре от звука C (до) в позициях с привязкой на грифе к 5 основным аппликатурам мажорного аккорда на гитаре.
В позициях проигрывание гаммы не всегда начинается с первой ступени из-за особенностей расположения звуков на грифе.
Разберём последовательно все боксы (позиции). В гитарных сетках, на струнах, отображено расположение звуков гаммы, цифрами обозначены ступени (от 1 до 7). Соответственно, используя их, можно найти на грифе и сыграть любую мажорную в любой позиции (как это делать – в следующем блоке статьи).
В аппликатуре аккордов цифрами обозначены звуки мажорного трезвучия (1 – тоника, 3 – терция, 5 – квинта).
В нотах и табах, аудиопримерах – как сыграть До мажор (для каждой позиции). В нотной записи: цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки (т.е. аппликатура – каким пальцем какую ноту нажимать).
1 позиция
Играем До мажор, используя «шаблон», изображённый в гитарной сетке:
2 позиция
3 позиция
4 позиция
5 позиция
Как играть мажорную гамму в разных тональностях
Мы изучили тональность До мажор на гитаре в 5 позициях. Давайте теперь научимся использовать эти боксы для построения мажорной гаммы от других звуков. То есть разберём, как играть её в других тональностях. Задача эта несложная. Даже и для начинающих.
Ознакомьтесь с таблицей. В ней представлены тональности от каждой ноты звукоряда – всего 12. F# и Gb – по составу звуков одинаковые, энгармонически равные: одна и та же гамма, но записывает по-разному, соответственно диезная и бемольная тональность.
В первой колонке указаны тональности. Далее по ступеням – ноты гамм: от тоники (1) до тоники на октаву выше (8). В последней колонке указаны ключевые знаки для каждой тональности. То есть знаки альтерации (диезы, бемоли), которые выписываются в нотной записи справа от ключа и указывают на тональность, имеют действие на все ноты по своей линейке. Например: Соль мажор – фа-диез, Ре мажор – фа-диез, до-диез, Фа мажор – си-бемоль и т.д.
Гамма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Знаки в тональностях |
До мажор | C | D | E | F | G | A | B | C | – |
Соль мажор | G | A | B | C | D | E | F# | G | 1 диез |
Ре мажор | D | E | F# | G | A | B | C# | D | 2 диеза |
Ля мажор | A | B | C# | D | E | F# | G# | A | 3 диеза |
Ми мажор | E | F# | G# | A | B | C# | D# | E | 4 диеза |
Си мажор | B | C# | D# | E | F# | G# | A# | B | 5 диезов |
Фа-диез мажор (энгармонически равная Gb) | F# | G# | A# | B | C# | D# | E# | F# | 6 диезов |
Соль-бемоль мажор (энгармонически равная F#) | Gb | Ab | Bb | Cb | Db | Eb | F | Gb | 6 бемолей |
Ре-бемоль мажор | Db | Eb | F | Gb | Ab | Bb | C | Db | 5 бемолей |
Ля-бемоль мажор | Ab | Bb | C | Db | Eb | F | G | Ab | 4 бемоля |
Ми-бемоль мажор | Eb | F | G | Ab | Bb | C | D | Eb | 3 бемоля |
Си-бемоль мажор | Bb | C | D | Eb | F | G | A | Bb | 2 бемоля |
Фа мажор | F | G | A | Bb | C | D | E | F | 1 бемоль |
Допустим, необходимо построить мажорную гамму от ноты соль. Делается это следующим образом:
1. Находим в таблице – соль мажор. Смотрим по ступеням – какие звуки входят в гамму. Можно себе выписать отдельно звукоряд от G.
2. Выбираем позицию, в которой хотим сыграть гамму. Например, первую позицию – от 1 ступени. В нашем случае (1) – это соль. В гитарной сетке бокса указано, что первая ступень на 6 струне. Находим ноту соль – 6 струна третий лад. Далее: в сетке на этой же струне вторая ступень – нота ля на пятом ладу шестой струны (если в соль мажоре). Играем. Переходим на следующую струну и смотрим по ступеням на грифе относительно гаммы от G. Разбираем полностью бокс (от шестой до первой струны).
Аналогично и в других позициях:
- во второй позиции со 2 ступени – в соль мажоре это ля – 5 лад, шестая струна;
- в четвёртой позиции с 5 ступени – в соль мажоре это ре – 10 лад, шестая струна и т.д.
На первоначальном этапе изучения, сначала рекомендуется играть в 1 позиции – от 1 ступени (тоники).
3. Играем гамму в боксе под метроном или гитарную минусовку.
Как сыграть аккордами
Стоит отметить, что проигрывание гамм аккордами – это отдельная большая тема, требующая детального рассмотрения. А в рамках этой статьи мы рассмотрим лишь отдельный пример в качестве ознакомления.
Аккорды мажорной гаммы по ступеням от C (До):
- I – C (до мажор)
- ii – Dm (ре минор)
- iii – Em (ми минор)
- IV – F (фа мажор)
- V – G (соль мажор)
- vi – Am (ля минор)
- vii (dim) – Bdim (си уменьшённый)
В табах восходящая До мажор аккордами:
Советы по изучению
- Гаммы можно играть чистым звуком и с овердрайвом. Всё зависит от вашего исполнительского опыта и вкусовых предпочтений.
- Первым делом хорошо проработайте тональность До мажор во всех позициях. Проигрывая каждый бокс, анализируйте расположение ступеней. Затем приступайте к изучению других тональностей.
- Следите за аппликатурой левой руки: какими пальцами брать ноты на грифе. Сверяться можно по нотным примерам до мажора (цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец).
- Играть можно в связке с аккордами: сразу удар по аккорду в позиции – затем ноты звукоряда. Начинать с аккорда можно и нисходящее, и восходящее движение.
- Попробуйте придумать фразу, мелодию на основе мажорной гаммы.
- Запишите ритм-партию на один аккорд – тоническое трезвучие гаммы (если До мажор – С, в Соль мажоре – G и т.д.). Попробуйте поимпровизировать под аккомпанемент: сразу в одном, потом нескольких боксах мажорной гаммы. В дальнейшем ритм-партию для импровизации можно сделать на два, три аккорда (к примеру, I – IV – V – I, или в До: C – F – G – C).
- Играя соло, риффы других гитаристов, постарайтесь определить, используется ли в них мажорная гамма. Если да – то какая тональность, в какой позиции.
Успешного изучения мажорной гаммы на гитаре!
Источник