Гаммах напишите красным карандашом нужные диезы около нот

kak.lesovir-c.com

Перевод статьи австралийского преподавателя Ричарда Канта «METHOD OF PRACTISING SCALES». В статье рассмотрен метод разучивания различных гамм, арпеджио. Метод предполагает поэтапное и планомерное разучивание различных навыков необходимых для игры гамм, которые с течением времени приводят к мастерской технике игры гамм.

Худшее, что можно придумать, это гонять гаммы снова и снова (двумя руками) и в это время думать об отдыхе на Карибах. Наилучший способ — это иметь четкую цель во время занятия гаммами и использовать различные приемы, для того чтобы достичь эту цель.

Можно применять метод «кипящей воды». Для того чтобы закипятить воду нужно держать ее на огне пока она не закипит. Если же выключить огонь раньше времени, то вода не закипит. Никогда! Если необходимо закипятить очень много воды, то чтобы сделать это быстрее, нужно разлить ее по нескольким кастрюлям и греть их все одновременно. Поэтому планируйте свои занятия (всего, не только гамм) так, чтобы достичь цель в течение одного подхода к инструменту, скажем за 10 минут. Вы не выучите все 24 гаммы (или все произведение) за такой короткий подход, но вы полностью овладеете одним из навыков для игры гамм (или такта произведения). Затем, удостоверитесь в том, что у вас есть Генеральный план, построенный таким образом, что, складываясь из маленьких целей, он в результате приходит к достижению Большой цели. Это требует очень хорошего планирования, много дисциплины и занятий изо дня в день. Один месяц таких дисциплинированных занятий приведет к впечатляющим результатам.

Читайте также:  Мийо сюита скарамуш для саксофона ноты для

Так вот о гаммах, я не верю в гаммы как упражнения для наработки техники, но считаю, что их нужно знать. Далее следует описание шагов, в том порядке, в котором я их применяю и обучаю им (с течением времени, в сумме, они приводят к великим достижениям). Начнем с 12 мажорных гамм:

1. Одним пальцем, одну октаву, отдельно каждой рукой. Сыграть гамму и произносить в слух название играемой ноты. Еще раз сыграть гамму, но на этот раз произносить вслух название интервала между соседними нотами (т. е. для мажора: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон ИЛИ большая секунда — большая секунда — малая секунда — большая секунда — большая секунда — большая секунда — малая секунда). Цель: выучить названия нот гаммы, называть черные и белые клавиши как диез/бемоль (например, в гамме соль-бемоль мажор, белая клавиша, которую мы обычно называем Си, на самом деле называется До бемоль).

Для начала, изучайте одну гамму в день (или даже неделю). Не переходите к следующей пока не почувствуете себя абсолютно комфортно. Это займет всего лишь пару минут. Скоро вы станете мастером одной гаммы (постоянное повторение и гарантированный метод изучения, но который никто не хочет делать, все хотят научиться быстро с помощью магии). Затем переходите к следующей гамме. Нужно выучить все 12 мажорных гамм (пока учите ноты) в течение 2 — 3 недель (в большинстве случаев — люди овладевают этим всем за один день). После того как овладели всеми 12 мажорными гаммами, вы должны быть способны проиграть их все за 2 — 3 минуты.

Если вы торопитесь, разучите все 12 мажорных гамм за один день за 12 подходов по 2 — 3 минуты каждый. После того как закончите свои 2 — 3 минуты на каждую гамму, забудьте о них до следующего дня. Не пытайтесь, пока что, искать взаимосвязь между гаммами — это замедлит процесс обучения. В процессе занятий концентрируйтесь только на одной гамме. Поверьте мне, в конце концов, вы придете к тому, что сможете уловить взаимосвязь, о которой так мечтаете.

Читайте также:  Аккорд 8 поколения разгон до 100

Как только вы ознакомились с 12 мажорными гаммами на одной октаве (пока учите ноты и интервалы), переходите к игре гамм с помощью всех пальцев на две октавы, каждой рукой отдельно. Опять же, занимайтесь этим пока не овладеете абсолютно. Теперь вам не нужно повторять предыдущие упражнения, так как новые упражнения полностью их повторяют.

2. Всеми пальцами, две октавы, отдельно каждой рукой: практиковать одну гамму за один подход (который не должен длиться больше чем 2 — 3 минуты).
Цель: выучить и навсегда запомнить расстановку пальцев, закрепить знание нот (но к этому времени вы должны уже знать их даже задом наперед). Овладение специальным движением, а именно, движением которое позволит играть гамы на медленной/средней скорости связно (легато) — подкладывание пальца. Лучшая гамма для начала это Cи мажор, так как вы этой гамме положение пальцев соответствует естественному. На этом этапе играйте гаммы в следующей последовательности: Си мажор, Ре бемоль мажор, Соль бемоль мажор (гаммы и расстановка пальцев одинаковы, нужно только менять ноты белых клавиш), далее следуйте по квинтовому кругу в обоих направлениях (соль — фа/ре — си бемоль/ля — ми бемоль/ми — ля бемоль). Как и ранее, изучайте одну гамму за один подход, со временем вы получите достаточно навыков для того, чтобы сыграть их все за один подход в течение 2 — 3 минут.

3. Далее следует овладеть способом игры гамм с большой скоростью. Теперь нужно перекладывать большой палец сверху (или сдвигать руку в сторону). Необходимо все еще тренировать каждую руку отдельно (это намного важнее чем тренировка сразу двумя руками по нескольким причинам). Теперь играйте группы нот гаммы кластерами (аккордами), играйте их вместе (как аккорд) пальцами 123, затем смещая руку в бок, играя (как аккорд) пальцами 1234. Проделайте это упражнение в пределах одной октавы, затем в пределах двух, трех и четырех октав. Это значительно улучшит зрительное восприятие периодичности гаммы на клавиатуре. Это также даст возможность понять, почему играть гаммы быстро сложно: пальцы 123 и 1234 могут играть как угодно быстро (что может быть быстрее, чем извлечение нот одновременно?).
Переход с 3-го на 1-й и с 4-го на 1-й пальцы вот ограничители скорость игры. Поэтому необходимо отдельно поупражняться над этими сдвигающими движениями. Главные проблемы, с которыми придется столкнуться, это скорость и точность, но вам никогда не удастся играть эти переходы так же быстро как 123 и 1234. Только эти переходы ограничивают скорость игры любой гаммы. После это необходимо будет замедлить игру последовательностей 123 и 1234 настолько, чтобы скорость игры совпала со скорость перехода 3 — 1 и 4 — 1, для того чтобы гамма звучала ровно. На данном этапе, целями является визуальное восприятие повторяющегося рисунка любой гаммы на клавиатуре, изучение сдвигающего движения и привыкание к нему, а также точное позиционирование руки/пальцев. Этот этап очень сильно отличается от предыдущего, где подкладывание большого пальца инстинктивно подталкивает использовать движение пальцев вместо движения руки для перехода в нужную позицию.

Необходимо продолжать работать над шагами 2 и 3 одновременно.

4. Еще раз повторите пункт 3, но в этот раз «отделите» большой палец. То есть, необходимо играть:
1 (отдельно) 23 (как аккорд)
1 (отдельно) 234 (как аккорд).
Это можно сделать двумя способами (и нужно потренировать оба): сдвигая руку в бок (большой палец ложится сверху) и подкладывание большого пальца снизу.

Внимательно понаблюдайте за каждым из этих движений, для того чтобы овладеть ими полностью. Вы увидите/услышите/почувствуете, почему невозможно сыграть гаммы быстро, используя подкладывание пальца. Также вы увидите/услышите/почувствуете, почему подкладывание пальца необходимо для медленной и связной (легато) игры гамм.

5. На данном этапе вы уже знаете названия нот, расстановку пальцев, движения и умеете визуально определять расположение любой из 12 мажорных гамм на клавиатуре. Следует еще раз вернуться назад, и научится хорошо играть гаммы (отдельно каждой рукой) в пределах четырех октав. Играйте их медленно с легато и быстро, применяя правильные движения руки. Время от времени возвращайтесь к шагам 3 и 4, для того чтобы напомнить себе каким должно быть правильное движение. Проигрывание всех 12 мажорных гамм должно легко укладывать в 2 — 3 минуты. Если нет, то поставьте себе это за цель. Не торопитесь, намного важнее полностью овладеть одной гаммой чем, уметь играть все из них небрежно. Так же нужно помнить, что упражнения можно распределить в течение дня на подходы по 2 — 3 минуты. Провести целый час за игрой гамм это не очень хорошая идея, гораздо лучше провести двадцать подходов по 3 минуты в течение дня (например, во время каждой рекламной паузы по телевизору сделайте один подход).

6. Теперь нужно начать делать различные вариации. В пределах четырех октав (отдельно каждой рукой) сыграйте гаммы изменяя скорость игры (быстро-медленно и медленно-быстро), изменяя акценты (каждый раз акцентируйте разные ноты: каждую 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю), изменяя артикуляцию ( стаккато , легато, нон-легато), изменяя динамику, и возможно самое интересное, изменяя певучесть: создайте мелодическую линию на основе гаммы, путем акцентирования определенных нот. Нужно научиться четко выделять мелодию, ноты не участвующие в мелодии должны служить аккомпанементом/фоном.

7. Упражняясь каждой рукой отдельно, сыграйте каждую мажорную гамму, начиная с разных нот гаммы (но, не меняя расстановку пальцев, т. е. играя До-мажор с ноты Ре, начинайте с пальца 2, затем начиная с ноты Ми — с пальца 3 и т. д.). Это практика игры семи тональностей.

8. И, наконец, (отдельно каждой рукой), проиграйте все 12 мажорных гамм в порядке квинтового круга и также в хроматическом порядке. Вы должны уметь играть любую из 12 мажорных гамм в любом порядке. Теперь вы готовы соединить руки.

9. Соединение рук будет ужасным кошмаром из-за необходимости скоординированного движения. Самый быстрый способ справится с этим это играть небольшие группы нот гаммы двумя руками, а затем играть переходы от одной группы к другой. Это будет долгое упражнение (оно займет от 20 до 60 минут), поэтому соберитесь. Хорошая новость это то, что это необходимо проделать лишь один раз (ну может, два) для каждой гаммы. В последствии вы будете помнить игру гамм двумя руками всегда (даже если никогда больше не будете этим заниматься). Это нужно делать следующим образом (пример для одной октавы, но вам нужно проделать это для двух октав). До мажор:

* играйте, двумя руками, правильными пальцами ноты До и Ре сто раз (так как за 1 — 2 минуты, cто раз можно сыграть только две ноты), пока это не станет легко и автоматически. Переходите к Ре и Ми, далее Ми и Фа (сложно для правой руки, легко для левой, поэтому над этой парой, возможно, придется провести больше времени). Затем Фа и Соль. Затем Соль и Ля (сложно для левой руки, просто для правой), Ля и Си и, наконец, Си и До;
* теперь играйте по три ноты, уделяя больше времени на сложные последовательности: До Ре Ми — Ре Ми Фа — Ми Фа Соль — Соль Ля Си — Ля Си — До;
* по четыре ноты: До Ре Ми Фа — Ре Ми Фа Соль — Ми Фа Соль Ля — Фа Соль Ля Си — Соль Ля Си До;
* по пять нот: До Ре Ми Фа СольРе Ми Фа Соль ЛяМи Фа Соль Ля СиФа Соль Ля Си До;
* по шесть нот: До Ре Ми Фа Соль Ля — Ре Ми Фа Соль Ля Си — Фа Соль Ля Си До;
* наконец по семь нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си — Ре Ми Фа Соль Ля Си До;
* на этом этапе вы должны идеально играть гамму двумя руками в пределах одной октавы. Примените тот же подход для двух октав. Подобную процедуру нужно провести только для двух октав, другие октавы получаться автоматически.

10. Теперь, также как при игре каждой рукой отдельно необходимо проделать те же виды вариаций, и добавить несколько новых:

* играйте сходящиеся/расходящиеся гаммы;
* играйте контрапункт: одна рука играет две октавы, вторая одну, но в два раза медленнее. Затем поменяйте руки;
* играйте одну гамму (например, Соль мажор) правой рукой и другую гамму (например, Ми мажор) левой рукой. Это действительно покажет вам, насколько хорошо усвоена расстановка пальцев;
* играйте гаммы с различными интервалами между руками: терция, секста, составная терция (tenth — 10 ступеней) (ну и так как вы все равно этим занимаетесь, почему бы не попробовать все остальные интервалы);
* играйте гаммы перекрестив руки (правая играет в басу, левая — вверху). Поэкспериментируйте с положением рук: сначала правая над левой, затем левая над правой;
* придумайте что-нибудь еще.

11. Теперь нужно научиться находить связь между гаммами и произведениями, которые вы играете. Определите тональность произведения и любую встречающуюся модуляцию. При игре произведения также играйте гаммы тональностей, которые вы определили.

12. Если изучаемое произведение обладает характерным ритмом, играйте гаммы в этом ритме.

13. Если произведение содержит четкий аккомпанемент в левой руке (например, вальс), сыграйте соответствующую гамму правой рукой вместо мелодии. Это не только позволит вам попрактиковать партию левой руки и игру гамм, но также и откроет глаза (уши) на то, каким образом Западная тональная музыка, построенная в отношении гамм. Это также сразу покажет, правильно ли вы играете гармонические прогрессии (если вы играете неверно, то гамма не подойдет).

14. Импровизируйте, играя стандартную прогрессию аккордов в левой руке (т. е. До — Ля — Фа — Соль — До) и гаммы правой рукой с разным ритмическим рисунком. Разрешается повторять ноты, но они обязательно должны идти в порядке гаммы (нельзя пропускать ноты или перепрыгивать). Начните с любого ритма, а по мере совершенствования вы сможете свободно импровизировать в нем.

15. Проделайте все те же шаги для 12 минорных гамм.

16. Параллельно с работой за инструментом, попрактикуйтесь (не более нескольких минут) в записи гамм и ключевых знаков на нотной бумаге (это также улучшит чтение с листа).

17. Всегда начинайте изучать новое произведения не за инструментом, а на бумаге, пытаясь определить гаммы и тональности, в которых оно написано.

Вы еще не устали? Помните все вышеописанное не нужно делать за один вечер, а рассчитано на два — три года занятий. Выполнить этот план это ваша долговременная цель. Разбейте план на небольшие кусочки и включите их в ежедневные занятия, в течение пары лет все будет изучено. Регулярность занятий это самое главное.

И, наконец, арпеджио нужно практиковать таким же способом.

Попробуйте изучить другие гаммы (пентатонические, хексатонические (расстояние между ступенями 1 тон), хроматические, блюзовые и т. д.).

Источник

Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке

Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».

Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.

В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.

Знаки альтерации

Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.

Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».

Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».

Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».

Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ , есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.

Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ , соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.

Как диезы и бемоли меняют ноты?

Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».

А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.

Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.

Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).

А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.

Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:

А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.

На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:

Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?

А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.

Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.

Как говорить и как писать?

ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.

ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.

Ключевые и случайные диезы и бемоли

Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.

Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.

Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.

Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.

Порядок диезов и порядок бемолей

Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?

А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.

Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе

Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».

А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).

Источник

Оцените статью