Гаммы аккордами с уменьшенными

Гаммы аккордами с уменьшенными

В приведенных ниже аппликатурах — первая ступень аккорда (тоника). — обозначены 3-я и 5-я ступени уменьшенного трезвучия. Остальные ступени аккорда, как альтерированные, так и добавленные оговорены дополнительно рядом с конкретным аккордом.

Для каждого типа аккорда подобрано несколько аппликатур. Первые пять аппликатур приведены соответственно пяти аккордовым формам Ef-Df-Cf-Af-Gf:

Ef Df Cf Af Gf

Уменьшенный аккорд — это аккорд на основе уменьшенного трезвучия:

dim

Полууменьшенный септаккорд (вводный).

Кликнув на любую аппликатуру, можно посмотретть фото.

Вводный септаккорд (в основе лежит уменьшенное трезвучие и малая септима). Такой аккорд строится от 7-ой ступени натурального мажорного лада. Обозначается как m7-5 или Ø:

m7-5

Кликнув на любую аппликатуру, можно посмотретть фото.

Уменьшенный септаккорд (в основе лежит уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима (большая секста)). Уменьшенный септаккорд строится от 7-ой ступени гаммы гармонического минора. Обозначается как dim7 или °:

dim7

Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:

Номер WebMoney wmr: R691549532957

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Игорь Бойко
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 07 октября 2000 г.

ИГОРЬ БОЙКО — московский фьюжн-гитарист, известный не только по работе в группе Валерия Сюткина, но и по выступлениям в новом «Арсенале», с Сергеем Манукяном, Вячеславом Горским и другими звездами отечественного джаз-рока. Последние несколько лет Игорь Бойко много пишется в студии с разными музыкальными проектами в качестве приглашенного музыканта. Помимо насыщенной концертной деятельности, Игорь Бойко занимается учебно-педагогической работой.

Данная статья продолжает серию уроков, написанных Игорем Бойко специально для GUITAR.RU.

М ногие гитаристы в своих импровизациях часто применяют гамму уменьшенного септаккорда. Чаще всего ее используют для обыгрывания альтерированных доминантсептаккордов. Мелодические линии, построенные по этой гамме, звучат просто фантастически, хотя и в чистом виде эта гамма тоже прекрасно звучит.

Сама гамма уменьшенного септаккорда относится к симметричному ладу, так как строится она по интервалам тон-полутон.

Прежде, чем мы приступим к изучению мелодических примеров, построенных по гамме уменьшенного септаккорда, рассмотрим основные аппликатурные формы самих уменьшенных септаккордов, которые обозначаются dim7, что является сокращением английского слова diminished (уменьшенный).

Следует напомнить, что уменьшенный септаккорд состоит из четырех равноудаленных друг от друга на интервал малой терции нот. Поэтому любой уменьшенный септаккорд повторяется через каждую малую терцию, только уже в обращении.

Ниже показаны основные аппликатурные формы уменьшенных аккордов Fdim7, Abdim7, Bdim7, Ddim7:

Рассмотрим два типа аппликатуры гаммы уменьшенного септаккорда (тон-полутон), а также арпеджио уменьшенного септаккорда.

В примерах 1 и 2 показаны две аппликатуры гаммы уменьшенного септаккорда в узком и широком расположении на грифе. В примерах 3 и 4 показаны две аппликатурные формы арпеджио уменьшенного септаккорда в узком и широком расположении:

Следующие примеры 5-9 показывают мелодические модели, построенные по гамме уменьшенного септаккорда:

Прежде, чем мы приступим к изучению примеров 10-13, следует пояснить следующее. Если взять, например, альтерированный септаккорд G7b9 и пропустить в нем основной тон — ноту G (соль), мы получим эквивалент уменьшенного аккорда Abdim7, который находится на пол-тона выше от исходного альтерированного аккорда G7b9. Таким образом, уменьшенная гамма может быть применена для обыгрывания альтерированных доминантсептаккордов, тоника которой будет находиться на пол-тона выше обыгрываемого доминантсептаккорда.

Рассмотрим мелодические примеры на гармоническую последовательность II-V-I, где на аккорды пятой ступени G7b9 (примеры 10,11) и D7b9 (примеры 12,13) применены мелодические линии, построенные по гамме уменьшенного септаккорда.

В качестве домашнего упражнения попробуйте сыграть все предложенные в этом уроке примеры по хроматизму вверх и вниз.

ДИСКОГРАФИЯ Игоря Бойко:
«РЕШИЛОСЬ НЕОЖИДАННО ЛЕГКО » Игорь Бойко SZCD 0775-97 «СОЮЗ»
«ВРЕМЯ ВДОХНОВЕНИЯ » Игорь Бойко SBCD 0002-99 S&B Recording Company
«SECRETS» Сергей Манукян SLR 0090 Solyd Records 1997г.
«ПРЕСТИЖ-1: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ» Сборник. MC/CD,SZ 0881-97 «СОЮЗ»
«ДАЛЕКО НЕ ВСЁ. » Валерий Сюткин SZCD 0921-98 «СОЮЗ»
«ДКО» МС «ФОНОГРАМ» Киев 1999 г.
«NEW ROMANTIC JAZZ » Вячеслав Горский CDGOR 901053 I.F.&M 1998 г.
«СКАЗКА О ЛЮБВИ» Александр Басилая 1998 г.
«YOUR SMILE» Serguei Manukian SLR 0211 99 Solyd Records, 1999 г.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:
Видеокассета «MUSIC BOX & FORTE CLUB presents «IGOR BOIKO & FRIENDS» live at Forte club». Содержит запись концерта Игоря Бойко, проходившего в клубе «Forte» под названием «Игорь Бойко и друзья».

Источник

Синтетические гаммы. Пентатоника. Уменьшенные, увеличенные гаммы.

Рассмотрим три частовстречающихся вида синтетических гамм — пентатонические, уменьшенные и увеличенные (иногда называются целотонными).

Пентатонические гаммы получили наибольшее распространение в блюзе, роке, и джазе.

Мажорная пентатоника строится по принципу: ТОН-ТОН-1.5 ТОНА-ТОН-1.5ТОНА

Минорная строится по принципу 1.5ТОНА-ТОН-ТОН-1.5ТОНА-ТОН

Приведем пример пентатоник от звука Ля:

Поскольку аппликатуры для минорной пентатоники мы уже приводили Минорная пентатоника, то приведем одну аппликатуру мажорной пентатоники:

Если вы заметили, данная апликатура по стилю отличается от других. Вместо точек теперь появились квадратики с названием ноты, на мой взгляд так будет наиболее удобно. Можете проверить табы данной мажорной пентатоники (что выше) с этой аппликатурой.

Мажорныя пентатоники:

До Ре Ми Соль Ля До
Ре Ми Фа# Ля Си Ре
Ми Фа# Соль# Си До# Ми
Фа Соль Ля До Ре Фа
Соль Ля Си Ре Ми Соль
Ля Си До# Ми Фа# Ля
Си До# Ре# Фа# Соль# Си

Минорныя пентатоники:

Ля До Ре Ми Соль Ля
Си Ре Ми Фа# Ля Си
До Ре# Фа Соль Ля# До
Ре Фа Соль Ля До Ре
Ми Соль Ля Си Ре Ми
Фа Соль# Ля# До Ре# Фа
Соль Ля# До Ре Фа Соль

Теперь давайте упомянем об уменьшенных и увеличенных гаммах. Первые так же применяются в джазе, а вот вторые придают некоторую мистичность музыке.

Увеличенная строится по типу: тон-тон-тон-тон-тон-тон

Уменьшенная строиться по типу: тон-полутон-тон-полутон-тон-полутон-тон-полутон

Источник

Уменьшенная гамма для гармонии

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы узнаем о том, как уменьшенная гамма может быть использована для построения интересной гармонии.

Мы знаем, что уменьшенные аккорды получаются у нас при использовании в диатонической шкале ноты из гармонического минора. Например, в миноре повышенная на полтона 7-ая ступень дает нам уменьшенный аккорд:

рис. 1

Получается можно гармонический минор играть на уменьшенный аккорд, который отстраивается от седьмой его ступени.

Второй вариант — это играть на уменьшенный аккорд его арпеджио, то есть звуки составляющие аккорд, но взятые раздельно:

рис. 2

Но эти варианты не так интересны как использование уменьшенной гаммы (её еще называют симметричной). Она дает нам очень много возможностей. Её можно использовать не только для игры на уменьшенный аккорд, но и для того чтобы строить другие аккорды: мажорные, минорные и составлять из них интересную гармонию.

Существуют два варианта того как построить симметричную гамму: первый — применяя формулу: полтона — целый тон, второй используя формулу: целый тон — полтона:

рис. 3

То есть мы постоянно, начиная с ноты «до» отсчитываем: тон, полутон, тон, полутон или наоборот: полутон, тон, полутон, тон. Так, у нас получается два варианта гаммы Cdim.

Если в любой из симметричных гамм, изображенных на рисунке 3, построить септаккорды от каждой ступени поочередно (как мы это делали здесь), то все полученные созвучия у нас будут уменьшенными аккордами.

Однако, мы можем строить не только уменьшенные аккорды, используя эти гаммы, но и мажорные или минорные трезвучия, вот так к примеру:

рис. 4

Чередуя друг с другом аккорды, изображенные на рисунке 4, мы можем получить гармонию с своеобразным звучанием.

рис. 5

Давайте сыграем ноты с рисунка 5 на гитаре: слушать.

Как видите мы использовали аккорды мажорные и минорные, которые построили до этого (рисунок 4). Так, мы можем поимпровизировать ими в свое удовольствие, получив нестандартное звучание.

Источник

Построение уменьшенных и увеличенных аккордов

Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (что кстати является сокращением слова diminished). Они состоят из следующих нот: тоника, минорная 3-я, уменьшенная 5-ая, мажорная 6-ая. Кстати говоря, в музыке часто 6-ую мажорную в данном виде аккордов обозначают как дубль-бемоль 7-ую мажорную. Но мы для упрощения назовём её 6-ой.

Так аккорд Cdim будет выглядеть так: До, Ре# (минорная 3-я, 3 полутона от До), Фа# (уменьшенная пятая — 6-ь полутонов от До), Ля (6-ая мажорная, 9-ь полутонов от До)

Увеличенный аккорд, обозначается aug (от полного слова augmented). Строится по такой схеме — Тоника (1-ая), 3-я мажорная, увеличенная пятая. Для нашего аккорда получится так — Сaug — До (тоника), Ми (3-я мажорная), Соль# (увеличенная пятая). Так же встречаются записи в виде С+5 или С+

Кстати, существует полуменьшенный аккорд. записывают его примерно так С7-5. Его суть заключается в том, что там не мажорная 6-ая, а минорная 7-ая (просто нет дубль бемоля), поэтому наш аккорд будет таким С7-5 : До, E( мажорная 3-я, 4 полутона от До), Фа# (уменьшенная пятая — 6-ь полутонов от До), Ля# (7-ая минорная, 10-ь полутонов от До)

Источник

Читайте также:  Blur song 2 табы для гитары акустической
Оцените статью