Гаммы арпеджио для бас гитары

Гаммы арпеджио для бас гитары

На этом уроке мы познакомимся с основными формами мажорных и минорных арпеджио. Урок достаточно полно раскрывает тему, но вы должны понимать, что это всего лишь отправная точка в вашем освоении арпеджио. Овладение им важно не только для развития техники и слуха, но и для совершенствования навыка построения басовых линий на основе аккордовых последовательностей.

Далее нами будет использоваться термин «основные ноты». Основная нота — это главная нота, которая определяет звучание аккорда и по которой он называется. (Например, нота A является основной для аккордов Am, A7, A5 и.т.д.)

Арпеджио — это способ игры. При его использовании ноты играются последовательно одна за другой, причем в каждый момент времени звучит только одна нота. Звук как бы перетекает от одной ноты к другой.

Мажорные арпеджио

Сначала мы рассмотрим арпеджио на четвертой струне. Название арпеджио определяется нотой, с которой начинается игра. На приведенным ниже рисунке такой нотой является A (пятый лад струны E. см. табулатуру). Цифрами на рисунке обозначены пальцы, которыми нужно зажимать соответствующие струны (1-указательный, 2-средний, 3-безымянный, 4-мизинец, 5-большой). Черный кружок в красной рамке означает основную ноту. Ноты следует играть от самой низкой к самой высокой и обратно. Рядом с рисунком вы найдете табулатуру арпеджио и видео фрагмент, который позволит вам уловить идею.

Читайте также:  Вечор ко мне девице копосов ноты

В состав мажорных и минорных арпеджио входят три различные ноты (основная нота, терция и квинта. Подробнее об этом можно узнать, ознакомившись с интервалами). Заметьте, что основная нота находится на второй и на четвертой струне. Когда мы говорили, что арпеджио строится на четвертой струне это совсем не значит, что вы не найдете основные ноты на других струнах. Это всего лишь говорит о том, что самая низкая основная нота находится четвертой струне. Основные ноты выступают в роли ориентиров при игре арпеджио на других ладах.

Конечно, для того чтобы свободно играть арпеджио, вам понадобится знать расположение нот на грифе. (Хотя бы в начале третьей и четвертой струны.)

Источник

Гаммы арпеджио для бас гитары

Летом 2001 года я встретился со своим учителем, которого не видел 20 лет. Он был лучшим басистом, которого я когда-либо слышал. На мой вопрос, играет ли он еще, он ответил, что не имеет достаточно времени для практики, чтобы делать это хорошо. Сидя рядом с ним и его замечательной женой и слушая игру, мне стало грустно, что мой учитель остановился.

Недавно я участвовал в споре на одном из басовых чатов, где обсуждались достоинства практики и джема. Я отстаивал точку зрения, что один час джема стоит 10 часов практики, поскольку вы учитесь играть живую музыку, чувствуете ритм и мелодию. Плавно спор перешел к теме гамм. Несколько человек яро отстаивали точку зрения, что для того чтобы стать лучше, надо учить все гаммы и лады и практиковать их по два часа ежедневно. Именно этот спор и подтолкнул меня к написанию урока о гаммах и практике.

До сих пор я не затрагивал тему гамм, а все внимание уделял приемам написания басовых линий и практике песен.

Если вы не можете найти 12 нот в двух местах на грифе, самое время устранить этот недостаток. Неплохим способом изучения грифа является игра песен и гамм. Старое доброе До-Ре-Ми-. отличный способ изучения мажорной гаммы.

Итак, ниже приведена мажорная гамма для тональности Ля мажор. Средний палец левой руки зажимает пятый лад струны E.

Гамма Ля-мажор

До-Ре-Ми на A

Риф

Как я отмечал раньше, изучение аппликатурных шаблонов, не содержащих игры открытых струн очень важно, поскольку это дает вам независимость от тональности. Однако вы должны знать несколько гамм, включающих открытые струны. Вот, к примеру, Сол-мажор

Гамма G-мажор с открытыми струнами.

Не забывайте о том, что в рок музыке вместо седьмой ноты мажорной гаммы используется доминанта. Это делает гамму более простой в запоминании.

Давайте также рассмотрим три формы минорной гаммы: натуральную, гармоническую и мелодическую. Натуральная Ля минор гамма содержит те же ноты, что и До-мажор, что означает наличие доминанты 7(G). Гармонический минор включает мажорную седьмую ноту (G#). В мелодическом миноре вместо ноты F используется F#, то есть эта гамма совпадает с Ля-мажор, за исключением третьей ноты, где вместо C# используется C.

Натуральная гамма Ля-минор. Указательный палец прижимает пятый лад струны E.

Итак, к настоящему моменту вы должны научиться играть две гаммы в восходящем и нисходящем направлении равномерно с постоянной скоростью. Не стоит играть их быстро и зацикливаться, тратя на них часы. При игре гамм стоит обратить внимание на свою технику. Можно поработать над такими приемами, как hammer-on и pull-off. Потренировать чувство ритма. Идея заключается в том, что пока ваша механическая память работает над запоминанием аппликатуры, вы можете сосредоточить внимание на других аспектах своей игры.

Вы можете возразить, что я только что советовал вам не тратить много времени на гаммы, но теперь противоречу самому себе!

Позвольте спросить, вы чувствуете разницу между словами «учить» и «практиковаться». Вы можете выучить гамму без практики, а вот ваши пальцы — нет. Под изучением я понимаю, прежде всего, обучение пальцев.

Гаммы часто используются в песнях. Яркими примерами служат «Wild World» и «Lucky Man» где очень гармонично используется восходящая гамма.

Надо отметить и тот факт, что мелодии появляются, опираясь на гаммы (а не на аккорды). Рассмотрим, например, переход между аккордами Am7/Bm7 на стыке куплета и припева пени «Moondance». Обычно басисты не мудрят и играют прямой переход. Я решил последовать за мелодией. Определил на какой гамме построена песня, немного модифицировал ее и вот что получилось:

Итак, теперь, когда гитарист будет хвастаться тем, что ночь напролет практиковал гаммы, вы сможете сказать, что тоже делали это, секунд 30. Изучение и практика похожи, но это не одно и то же. Вы должны знать, как играть гаммы, а практики должно быть ровно столько, чтобы пальцы были способны последовать за разумом. Однако это не значит, что вы должны по 20 минут в день уделять гаммам. Играйте песни, а в них используйте гаммы. В конце концов, это всего лишь еще один инструмент в ваших руках.

Еще раз повторю. Самое важное — уметь играть песни. Гаммы это лишь инструмент. Мне жаль тех людей, которые хвастаются, как хорошо они играют гаммы.

Источник

Janek Gwizdala || 5 упражнений, необходимых каждому бас гитаристу

В этой статье приведены пять упражнений, которыми бас гитарист Janek Gwizdala поделился с читателями на страницах сайта Premier Guitar. За свою карьеру он записал семь альбомов как бэнд лидер и участвовал во множестве других проектов как сайдмен. Также Янек написал несколько книг в которых разобрал по косточкам свою систему занятий и упражнений. В данной статье приводятся некоторые из этих упражнений.

Я хочу поделиться с вами несколькими упражнениями, которые были неимоверно полезны для меня, как бас гитариста, уже более 15 лет (прим. статья написана в 2011). Название говорит само за себя: какие 5 упражнений, необходимы вам как бас гитаристу? Конечно, не в коем случае я не утверждаю, что это все упражнения, над которыми вам нужно работать, чтобы стать классным бас гитаристом, но эти простые идеи помогли мне развить ритмичность, ровность звукоизвлечения, подвижность пальцев и другие фундаментальные аспекты техники и музыкальности.

В основном, это выдержки из моего общего комплекса упражнений для разминки и занятий на басу. Я думаю, что очень важно, независимо от стиля музыки в котором вы играете, иметь полный контроль над гармонией, мелодией, и ритмом. Примеры в данной статье не только помогут улучшить эти три музыкальных аспекта, но также дадут вам больший контроль над инструментом.

Упражнение 1. Арпеджио мажорного септаккорда

Ex. 1 — Арпеджио мажорного септаккорда

Что ж, давайте приступим и рассмотрим упражнение, которое я использую очень давно для разминки, когда беру бас в руки. Арпеджио мажорного септаккорда (1-3-5-7) является основой Ex. 1, и начинается в тональности до-мажор. Все упражнения в этой статье я рекомендую играть сперва медленно, возможно с метрономом если вам нужна дополнительная дисциплина.

Упражнение 2. Арпеджио мажорного септаккорда двойными нотами

Ex. 2 — Арпеджио двойными нотами

Мелодическое и гармоническое содержание Ex. 2 такое же, как и в предыдущем упражнении, но в этот раз я удваиваю каждую ноту, чтобы прокачать переменную игру первым и вторым пальцем в правой руке. Я заметил, что мои руки разогреваются с различной скоростью, когда я сажусь заниматься, и удваивая ноты в правой руке указательный и средний палец приходят в форму немного быстрее.

Упражнение 3. Переходы между струнами

Один из вызовов, с которым сталкивается каждый басист и гитарист — это переходы между струнами. Определенно, для меня это было также не легкой задачей добиться беглости при переходе со струны на струну. Я придумал небольшое упражнение, которое призвано укрепить пальцы левой руки и научить их работать равносильно.

Ex. 3 — Упражнение на переходы между струнами

Когда играете это упражнение, помните что не должно быть разницы при игре первым и вторым, вторым и третим, третьим и четвертым пальцами. Опять же, начинайте в медленном темпе и постепенно ускоряйтесь. Принуждая мышцы делать что-то новое, к чему они не были готовы, сразу в быстром темпе только навредит и может привести к травмам.

Упражнение 4. Секвенции

Сейчас я понимаю, что игра гамм может быть нудной, но по моему опыту без них не обойтись. Это то, чем я много занимался и продолжаю это делать. Когда я только начинал, я нашел старый учебник по фортепиано моего отца и адаптировал несколько упражнений из него под бас гитару.

Ex. 4 — Секвенции в мажорной гамме

В Ex. 4 мы прежде всего хотим сыграть гамму музыкально, вместо того, чтобы бездумно гонять ее вверх и вниз по грифу. Идея в том, чтобы группировать ноты из гаммы в «ячейки» по четыре ноты и тренировать сразу обе руки. Я советую использовать это упражнение как шаблон для создания собственных упражнений для мажорных и минорных гамм.

Упражнение 5. Разрешение уменьшенного септаккорда в минор

Последняя идея, которой я хочу поделиться в этой статье, немного сложнее предыдущих, но полностью играбельна для любого, кто потратит немного времени и освоит аппликатуру упражнения. Это не только упражнение на развитие техники. Здесь мы имеем дело с гармоническим разрешением уменьшенного септаккорда (1-b3-b5-bb7) в минорную тонику. Вы заметите что Ex. 5 начинается с восходящего арпеджио C# уменьшенного септаккорда и заканчивается нисходящим движением по арпеджио ре минора.

Ex. 5 — Разрешение уменьшенного септаккорда в минорное трезвучие

С точки зрения гармонии я рассматриваю C#dim7 как альтерированный доминантсептаккорд без тоники (в данном случае можете думать о нем как об A7b9 и играть эти ноты на педальном тоне А), который разрешается в ре минор. Это дает мне возможность разрешать доминанту в тонику полутоновым ходом (C#- D) в басу. Это также дает мне возможность по другому взглянуть на минорные арпеджио, а пальцам левой руки выйти из зоны комфорта.

Я надеюсь вы найдете в моих упражнениях для себя что-то полезное или сможете адаптировать их под свой стиль игры.

Источник

Вадим Мемрук

Мои интересы

Практическое пособие «Гаммы и арпеджио для бас-гитары» Е.З.Марков 1987 г.

Отличное пособие для занятий на бас-гитаре. Скачать отсюда. Пароль на открытие книги ufvvsbfhgtl;bj. Примеры страниц из пособия:

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Похожее

комментария 63

Добрый день, Вадим,
А можно получить pass на книжку?
Очень нужна и найти трудно.

Здравствуйте, Вадим!
Я двавно играю на Бас гитаре, но не имею образования. (Хотя ноты знаю и играю по ним без затруднений). Нашел в интернете программу обучению игре на Бас гитаре. Хочу ее пройти. Но они рекомендуют эту книгу. Будьте добры, вышлите, пожалуйста пароль.
Спасибо

отправил на почту

добрый день, вышлите пожалуйста пароль, заранее благодарю!

Здравствуйте Вадим!
Пришлите пожалуйста пароль.
Спасибо.

Здравствуйте Вадим!
Вышлите пожалуйста пароль.
Спасибо.

Здравствуйте Вадим, недавно у меня появилось новое увлечение-бас гитара. Ваше практическое пособие помогло бы мне в изучении инструмента. Если Вам не сложно, пришлите мне пароль пожалуйста.

Добрый день, Вадим.
Будьте добры, пришлите, пожалуйста пароль.

Добрый день Вадим! Пришлите пожалуйста пароль, давно ищу это пособие, когда-то по ней начинал заниматься. Заранее спасибо.

Источник

Оцените статью