Гаммы арпеджио для фортепиано распечатать

Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)

Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.

Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:

1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)

2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)

Книги в бумажном виде

Гамма теоретический аспект

Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:

Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.

Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).

Читайте также:  Визбор домбайский вальс гитара

Минорная: тон, полутон, два тона, питон, два тона (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). Чтобы сохранить структуру гамм используют знаки альтерации.

Существуют следующие гаммы:

Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):

Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :

Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):

в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)

мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)

минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).

Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):

Влияние гам на исполнителя

Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!

Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.

Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Советы по освоению гамм

Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.

Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!

Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.

Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!

Источник

Гаммы и арпеджио для фортепиано — Н. Ширинская

Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произведений. Также в книге представлены специально подготовленные упражнения для совершенствования использования legato, «выравнивания» кончиков пальцев, подкладывания первого пальца и др.


Гаммы и арпеджио для фортепиано
Н. Ширинская
«Советский композитор»,1984г.
номер с5046к

Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся-пианист сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произведений.
Начать работу над гаммами рекомендуется на втором году обучения с мажорных гамм диапазоном в две октавы (в прямом движении в октаву и в противоположном движении от одного звука). Представленные подготовительные упражнения позволяют совершенствовать исполнение legato, добиваться с выравнивания» кончиков пальцев (№ 1—3), работать над подкладыванием первого пальца (№ 4, 5). Одновременно или месяцем позже можно приступить к освоению коротких арпеджио трезвучий (№ 6 — 9), а через полгода—хроматической гаммы от звука до (сначала в октаву в прямом движении, потом в противоположном).

После закрепления навыков игры мажорных гамм и коротких арпеджио мажорных трезвучий желательно приступить (на третьем году обучения) к игре минорных гамм и коротких арпеджио минорных трезвучий. При этом весьма полезными окажутся подготовительные упражнения (№ 1—9) в соответствующих тональностях. На четвертом году обучения можно приступать к работе над длинными арпеджио трезвучий, элементы которых даны в подготовительных упражнениях (№ 10—15). Когда ученик свободно и уверенно начнет играть гаммы и арпеджио в объеме двух октав, их диапазон следует расширить до четырех октав. Очередной задачей станет исполнение гамм в прямом и противоположном (смешанном) движении, а также длинных арпеджио мажорных и минорных трезвучий.
Желательно на четвертом или пятом году обучения приступить к работе над гаммами в терцию, дециму и сексту; длинными арпеджио трезвучий с обращениями; короткими и длинными арпеджио уменьшенных септаккордов и доминантсептаккордов; затем начать освоение ломаных арпеджио трезвучий и септаккордов.

При таком последовательном изучении гамм и арпеджио (примерно на восьмом году обучения) ученик сможет перейти к более сложным техническим задачам — одиннадцати видам арпеджио (аккордам) от одного звука и гаммам двойными терциями. Подготовительные упражнения к гаммам двойными терциями (№ 16—18) рекомендуется играть восходящими диатоническими или транспонирующими секвенциями для совершенствования legato и синхронности звучания каждой пары терций. В этом отношении для исполнения гамм представляется наиболее удобным вариант аппликатуры П. Пабста.
Предлагаемая систематизация гамм и арпеджио основана на обобщении опыта работы фортепианного отдела Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Н. ШИРИНСКАЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ, МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
МИНОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
МАЖОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
МИНОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ
ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ОДИННАДЦАТЬ ВИДОВ АРПЕДЖИО ОТ ОДНОГО ЗВУКА
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
МИНОРНЫЕ МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ

Скачать гаммы и арпеджио для фортепиано

Источник

Аппликатура в гаммах

0 знаков C-dur (До мажор)

0 знаков a-moll ( ля минор гармонический)

1 # G-dur (Соль мажор)

1# e-moll (ми минор гармонический)

1b F-dur (Фа мажор)

1b d-moll ( ре минор гармонический)

2# D-dur (Ре мажор)

2# h-moll (си минор гармонический)

2b B-dur (Си бемоль мажор)

2b g-moll (соль минор гармонический)

3# A-dur (Ля мажор)

3# fis-moll (фа диез минор гармонический)

3b Es-dur (Ми бемоль мажор)

3b c-moll (до минор гармонический)

4# E-dur (Ми мажор)

4# cis-moll (до диез минор гармонический)

4b As-dur (Ля бемоль мажор)

4b f-moll (фа минор гармонический)

5# H-dur (Си мажор)

5# gis-moll (соль диез минор гармонический)

5b Des-dur (Ре бемоль мажор)

5b b-moll (си бемоль минор гармонический)

6# Fis-dur (Фа диез мажор)

6b es-moll (ми бемоль минор гармонический)

Источник

Гаммы и арпеджио — Л.Борухзон и С.Морено

Гаммы и арпеджио — Л.Борухзон, С.Морено

Учебные пособия для музыкальных школ


Гаммы и арпеджио
составители Л.Борухзон и С.Морено
«Композитор»,1998г.
Только для информации.

«Бесполезно начинать учить гаммы на фортепиано с до-мажорной — самой легкой для чтения и самой трудной для рук, поскольку в ней нет никакой точки опоры. Следует начинать с той, которая способствует удобному положению руки, предоставляя длинным пальцам черные клавиши. » Этим советом Шопена — великого композитора, пианиста и педагога-практика, да и своим собственным педагогическим опытом, мы руководствовались, создавая новый сборник гамм и арпеджио, который предназначен всем обучающимся игре на фортепиано.
Казалось бы, в столь хрестоматийном, архиясном материале ничего нового нет и быть не может — бери и печатай по привычной схеме, руководствуясь кварто-квинтовым кругом и считая прибавление очередного ключевого знака повышением трудности. Но почему тогда с такими невероятными усилиями наши ученики преодолевают эту трудность, боясь «черноты» диезов и бемолей? Учат долго и упорно гамму до мажор, затем соль мажор и т. д., а подойдя в четвертом классе к «ужасной» (четыре диеза!) гамме ми мажор, начинают «кататься» пальцами вдоль клавиш при переходе от белых к черным. Чередование же 3-го и 4-го пальцев в коротких арпеджио становится просто головоломкой, разрешить которую могут лишь самые внимательные!

Наш сборник задуман иначе. Во главу угла мы поставили принцип методической целесообразности и весь материал расположили по линии возрастающей трудности именно пианистического характера. Поэтому начинаем мы с гаммы ми мажор — самой удобной для рук, а белоклавишная до-мажорная появляется на более поздней стадии.
Второй принцип, которым мы руководствовались, — это принцип единства аппликатуры. Как гаммы, так и арпеджио подразделены нами на группы, соответствующие этапам работы. Каждый этап объединен не только определенным уровнем трудности, но и определенным типом аппликатуры. Как показывает практика, подобная группировка (в частности, одновременное изучение одноименных гамм) помогает более быстрому осмыслению и более прочному усвоению материала. Особенно это сказывается в изучении коротких арпеджио: как уже говорилось, в них так легко запутаться из-за чередования 3-го и 4-го пальцев; логическая же группировка помогает решить проблему без особого труда.
Тождество аппликатуры внутри каждого этапа вообще позволяет сэкономить немало времени и сил. Например, выучив арпеджио до мажор, мы автоматически осваиваем и другие арпеджио той же группы (соль мажор, фа мажор и др.), совершенно идентичные в двигательном отношении.
Существен вопрос о тональной координации гамм и арпеджио. Впрочем, при традиционном подходе он даже не возникает: если путеводителем служит кварто-квинтовый круг, тональное тождество гаммы и арпеджио оказывается неизбежным и само собой разумеющимся. В нашем же пособии, как нетрудно заметить, между разделами гамм и арпеджио нет абсолютного сходства в группировке тональностей. И сделано это отнюдь не по недосмотру, а вполне сознательно, поскольку гамма и арпеджио одной и той же тональности могут различаться по степени сложности, а кроме того, они могут относиться к разным аппликатурным группам. Мы предлагаем на начальной стадии осваивать эти два вида техники, руководствуясь не привычными соображениями тонального единства, а раздельно — по этапам, согласно принципу единства аппликатуры.
Предлагаемая группировка материала намечает общую последовательность его изучения. Но поскольку каждый этап, в свою очередь, содержит материал разной трудности (гаммы в октаву и в терцию или дециму, гаммы и арпеджио в прямом движении и в противоположном и т. д.), то, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, возможен возврат к предыдущим этапам для более углубленного их прохождения. Пособие вообще допускает гибкость в его использовании. В частности, педагоги, которые предпочитают проходить гаммы и арпеджио в традиционной последовательности, могут пользоваться им в удобном для них порядке.

В пособии две части. Первая его часть содержит гаммы и арпеджио от белых клавиш и предназначается для младших классов музыкальных школ. Вторая часть включает гаммы и арпеджио от черных клавиш; она предназначается для старших классов.
К занятиям по настоящему пособию стоит приступать после того, как у ученика сформируются первоначальные слуховые навыки, наладится элементарная слухомоторная координация, появится опыт игры по слуху и по нотам небольших пьес и этюдов. Введением в изучение гамм и арпеджио явятся подготовительные упражнения, с которых начинается наше пособие. В нотном тексте они изложены в ми мажоре, однако рекомендуется играть их в различных тональностях, повторяя многократно, вначале медленно, а затем постепенно ускоряя темп при неизменной ритмической организованности.
Разучивание собственно гамм и арпеджио советуем начинать с диапазона в две октавы, сперва отдельно каждой рукой, затем — двумя. Осмыслив построение гаммы и выучив ее, необходимо упражняться, играя ее от разных ступеней: умение сыграть от заданной ноты любую гамму позволит легко справиться с любым гаммообразным пассажем в музыкальном произведении.

В настоящем пособии наиболее подробно, с вариантами от всех ступеней и с сочетанием прямого и противоположного движения, представлена самая первая гамма — ми мажор. Этому образцу рекомендуется следовать во всех остальных тональностях. Гамма в дециму также приводится лишь в тональности ми мажор; в дальнейшем она опускается, так как по аппликатуре тождественна гамме в терцию. Разумеется, в каждой тональности следует играть оба вида — и в терцию, и в дециму.
Аналогичным образом короткие арпеджио приводятся в полном виде лишь в ми мажоре; в последующих тональностях даются лишь первые три звена, показывающие аппликатуру трезвучия с обоими обращениями, а затем — переход к нисходящему движению, его начало и окончание. Учащийся сможет без труда восстановить пропущенные звенья; это ему будет даже полезно, так как поможет скорее перейти к игре наизусть. Сочетание прямого и противоположного движения в длинных трезвучиях также дается лишь в ми мажоре — как образец для работы во всех тональностях.

Особенностью нашего пособия являются аппликатурные таблицы, благодаря которым учащийся сможет лучше осознать, запомнить и автоматизировать при игре тот или иной тип аппликатуры. В первой части две таблицы — в начале разделов гамм и коротких арпеджио. Во второй части аппликатурные формулы многообразнее, поэтому таблицы даются во всех этапах разделов гамм, коротких и длинных арпеджио.
Изучение гамм и арпеджио необходимо для развития фортепианной техники и музыканту-любителю, и тем более профессионалу. Но как полезное сделать еще и интересным? Очень просто: никогда не забывайте о конечной цели занятий техникой. Играйте, казалось бы, сухие и элементарные последования звуков так, как будто это фрагменты музыкальных произведений. Проявите фантазию: варьируйте штрихи и ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах (играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо), экспериментируйте с тембровыми красками. Словом, не играйте механически: следите за двигательными ощущениями и контролируйте слухом художественный результат. В результате игра гамм и арпеджио станет для вас занятием несравненно более полезным и к тому же по-настоящему увлекательным.

Подготовительные упражнения
Часть первая. ГАММЫ И АРПЕДЖИО ОТ БЕЛЫХ КЛАВИШ
Раздел I. Мажорные и минорные гаммы
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ми минор (e-moll), ля мажор (A-dur), ля минор (a-moll)
2-й этап. Тональности ре мажор (D-dur), ре минор (d-moll), соль мажор (G-dur), соль минор (g-moll), до мажор (C-dur), до минор (c-moll)
3-й этап. Тональности фа мажор (F-dur), фа минор (f-moll), си мажор (H-dur), си минор (h-moll)

Раздел II. Хроматическая гамма

Раздел III. Короткие и ломаные арпеджио трезвучий
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ля мажор (A-dur), ре мажор (D-dur), си мажор (H-dur)
2-й этап. Тональности до мажор (C-dur), соль мажор (G-dur), фа мажор (F-dur), ля минор (a-moll), ми минор (e-moll), ре минор (d-moll)
3-й этап. Тональности соль минор (g-moll), до минор (c-moll), фа минор (f-moll), си минор (h-moll)

Раздел IV. Длинные арпеджио трезвучий с обращениями
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ля мажор (A-dur), ре мажор (D-dur), си мажор (H-dur)
2-й этап. Тональности до мажор (C-dur), соль мажор (G-dur),фа мажор (F-dur), ля минор (a-moll), ми минор (e-moll), ре минор (d-moll)
3-й этап. Тональности соль минор (g-moll), до минор (c-moll), фа минор (f-moll), си минор (h-moll)

Раздел V. Длинные арпеджио доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов
Доминантсептаккорды
Уменьшенные септаккорды

Часть вторая. ГАММЫ И АРПЕДЖИО ОТ ЧЕРНЫХ КЛАВИШ
Раздел I. Мажорные и минорные гаммы
1-й этап. Тональности ре-бемоль мажор (Des-dur), соль-бемоль мажор (Ges-dur), ми-бемоль минор (es-moll)
2-й этап. Тональности си-бемоль мажор (B-dur), си-бемоль минор (b-moll), ми-бемоль мажор (Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur)
3-й этап. Тональности фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор (cis-moll), соль-диез минор (gis-moll)

Раздел II. Короткие и ломаные арпеджио трезвучий
1-й этап. Мажорные тональности — си-бемоль мажор (B-dur), ми-бемоль мажор (Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur), ре-бемоль мажор (Des-dur), соль-бемоль мажор (Ges-dur)
2-й этап. Минорные тональности — фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор (cis-moll), соль-диез минор (gis-moll), ми-бемоль минор (es-moll), си-бемоль минор (b-moll)

Раздел III. Дчикные арпеджио трезвучий с обращениями
1-й этап. Тональности без белых клавиш — соль-бемоль мажор (Ges-dur), ми-бемоль минор (es-moll)
2-й этап. Тональности ми-бемоль мажор (Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur),
ре-бемоль мажор (Des-dur), фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор (cis-moll), соль-диез минор (gis-moll)
3-й этап. Тональности си-бемоль мажор (B-dur), си-бемоль минор (b-moll)

Раздел IV. Длинные арпеджио доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов
Доминантсептаккорды
Уменьшенные септаккорды

Источник

Оцените статью