Открытый урок «Приёмы и методы работы над гаммами в классе баяна»
Открытый урок «Приёмы и методы работы над гаммами в классе баяна» с обучающимся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_priyomy_i_metody_raboty_nad_gammami_v_klasse_bayana.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования ДШИ №5 имени
Д.Д. Шостаковича г. Курска.
преподавателя по классу баяна Урютовой Г.И. с обучающимся 5 класса народного отделения Талакониным Ильёй .
Тема урока: «Приёмы и методы работы над гаммами в классе баяна»
Тема урока : » Приёмы и методы работы над гаммами в классе баяна».
— повышение интересса в работе над гаммами;
— выработка аппликатурной дисциплины;
— освоение основных штрихов;
— выработка слухового контроля; —
— развитие технического мастерства обучающегося.
— познакомить обучающегося с новыми приёмами работы над гаммой;
— добиться точного воспроизведения штрихов ровного, правильного меховедения, динамики, ощущения метроритма;
— добиться понимания значения работы над инструктивным материалом.
— обеспечить развитие музыкального мышления и воображения;
— обеспечить развитие умения самостоятельно заниматься данным видом работы.
— формирование кругозора обучающегося;
— привитие любви к занятиям музыкой.
— обобщение и систематизация умений и навыков.
Форма урока : индивидуальная.
Методы и технология обучения :
— словесные : изложение теоретического материала;
— наглядные : показ на инструменте:
— практические : игра на инструменте;
— проблемный метод : поиск самостоятельного решения проблемы;
— здоровьесберегающие : учёт индивидуальных особенностей обучающегося при подборе инструктивного и художественного материала.
два музыкальных инструмента (баяны), 2 стула, 2 пульта, нотный материал, метроном.
Изучаемый материал : гамма Ля-мажор.
2.Сообщение темы, цели и задачи урока .
3.Обоснованность обращение к данной теме .
4.Немного из истории возникновения слова » гамма».
5.Как же работать над гаммами?
6.Виды работы над гаммами.
1.Организационный момент : приветствие, психологический настрой обучающегося.
2.Сообщение темы, цели и задачи урока : добиться точности исполнения штрихов, беглости пальцев, развитие чувства метроритма, динамики.
3.Обосновоность обращения к данной теме :
— во- первых, работа над гаммами помогает ученику овладеть основными формулами баянной техники; во-вторых, познакомиться с ладо-тональной системой, освоить квинтовый круг всех диезных и бемольных тональностей; в-третьих, работа над гаммами помогает ученику слышать и вести двуголосные пассажи (игра в терцию, сесту, октаву); в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность и беглость; в-пятых, игра гаммы помогает выработке аппликатурной дисциплины, которая затем понадобится в работе над произведениями.
4.Немного из истории возникновения слова «гамма».
«Гамма»-это третья буква греческого алфавита. Поступенный звукоряд «гаммой» назвал Гвидо Д Ареццо Музыкант Х I века. Он же является автором названия и самих нот. Слово «гамма» употребляется в французском языке и в других европейских языках, используя слово «лестница». Понятие «музыкальная лестница» или «лестница тонов» фигурирует в русских трудах до начала Х I Х века. Гаммой называется последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных начиная от основного тона в восходящем или нисходящем порядке со строго определёнными интервалами между соседними звуками.
5.Как же работать над гаммами?
Первое условие: гамма должна стать для учеников материалом для художественной работы. «Не просто сыграть гамму правильными пальцами, а сыграть её так, чтобы она вызывала эстетическое удовольствие». (Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой»).
Второе условие: работа над гаммами должна вестись под чутким слуховым контролем.
6. Виды работ над гаммами. 1) Звуковые (артикуляционные) способы: игра на forte в умеренном темпе приёмом portamento ; игра legato с crescendo к вершине и diminuendo к концу; игра на piano ; игра кистевым staccato ; игра пальцевым staccato ; игра правой рукой legato , левой рукой staccato или наоборот. Объяснить ученику метод исполнения каждого приёма. Найти образное сравнение. 2)Динамические способы работы. Вверх играть crescendo , вниз diminuendo и наоборот; 3) ритмические способы: пунктирный ритм(2 вида); доли с акцентом на первом звуке, затем на втором звуке; игра триолями с акцентами на первый звук ( используется подтекстовка «му-зы-ка»; игра квартолями с акцентом на первый звук ( используется подтекстовка «я иг-ра-ю») ; игра секстолями с акцентом на первый звук (используется подтекстовка «я си-жу иг-ра-ю»; играть терциями 3 быстро, 3 медленно и наоборот; играть квартолями 4 быстро, 4 медленно и наоборот; играть секстолями 6 быстро, 6 медленно и наоборот.
Эти виды рекомендуется играть с акцентами. Акценты берутся всё время различными пальцами, что развивает их активность и координацию движений. Акцент делается не рукой, а только пальцем. Здесь нужна активная работа сознания и хорошая связь между слухом и движением.
Способ игры с остановками на Тонике через 1 октаву.
7. Анализ урока. Домашнее задание. Отметка .
Источник
О гаммах и упражнениях для развития техники баяниста
Играть гаммы и упражнения для начинающих баянистов достаточно затруднительно в том отношении, что игровой аппарат ребенка еще не сформирован в достаточной мере. Однако не будем отрицать, что именно упражнения (в том числе и гаммы) и дают ученику комплекс навыков ориентирования на клавиатуре, развивают координацию, необходимую для игры на баяне, укрепляют пальцы и другие игровые мышцы. Упражнения – одно из основных средств технического совершенства музыканта. Поэтому умалять их роль, а тем более, пренебрегать ими – большая ошибка.
Улучшение беглости пальцев не должно быть самоцелью, а лишь средством (инструментом) наибольшей выразительности игры. Хорошая беглость, послушность пальцев поможет начинающим баянистам почувствовать вкус красивой, виртуозной игры. Это, разумеется, наступит не на второй, не на третий день занятий. Но однажды это придет. У ребенка будет восторг от ощущения полной свободы при игре. А это мощный стимул для дальнейшего совершенства своей игры, для более глубокого изучения инструмента и его возможностей. А возможностей у баяна – о-го-го.
Упражнение или гамма должна стать началом каждого занятия. Игра гамм на баяне – тема довольно деликатная. Преподавателю надо четко объяснить ученикам, для чего нужно играть гаммы. А самое главное – не отбить гаммами у детей желание учиться играть на инструменте. Мой совет: не перегружайте гаммами учебную программу своих учеников, чередуйте проигрывание гамм с другими разнохарактерными упражнениями. Их великое множество. И беглость пальцев они развивают ничуть не хуже гамм.
Развивая технику баяниста, нельзя забывать о том, что одновременно должна осуществляться работа по всем направлениям музыкального воспитания учеников. Особый акцент должен быть сделан на развитии метроритмического и интонационного слуха. Это тот фундамент, на котором строится весь процесс игры на баяне и других инструментах. Не надо забывать о том, что на начальной стадии обучения метроритмика и интонационный слух, мягко говоря, хромает у большинства учащихся. Без их развития не будет движения вперед.
Известно, что музыкальную мысль до слушателя доносит интонация. Чем точнее, выразительней интонация, тем более глубоко раскрывается композиторский замысел. Над выразительностью интонирования следует работать и в упражнениях, и в гаммах, и, тем более, в разучиваемых произведениях.
В последующих статьях мы еще неоднократно будем говорить об игре гамм, арпеджио, этюдов. Сегодня же еще раз хотелось подчеркнуть, что все эти специальные упражнения не должны носить чисто технический, механический характер. Играть на баяне их нужно также выразительно, вдохновенно, как и любое музыкальное произведение.
Источник
Гаммы для аккордеона или баяна
Автор: Спивачук Виктор Иванович
Организация: ДМШ N 3
Населенный пункт: Иркутская область, г.Иркутск
Гаммы на баяне с удовольствием.
Гамма (Gamma, Scala по-итальянски, gamme — по-французски, Tonleiter — по-немецки) — звукоряд, получивший свое название от греческой буквы гамма, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда, простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве Гвидо Аретинского.
Считается, что технические упражнения и гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.
Игра гамм почти всегда было делом нудным и неинтересным, требующим много времени и терпения: запомнить и отработать на инструменте двенадцать мажорных и двенадцать минорных, количество диезов и бемолей, а еще гармонические и мелодические, и, к тому же не путаться в знаках. А потом их еще сдавать на оценку на техзачете. Нравится — не нравится, хочешь — не хочешь, а учить все-таки придется.
Начнем с теории.
Как правило, на уроках сольфеджио все построения происходят на фортепианной клавиатуре, а кварто-квинтовый круг просто предлагают заучить. Баян же очень удачно устроен: на правой клавиатуре очень удобно строить интервалы и аккорды, а левая клавиатура построена по принципу кварто-квинтового круга. И, если ученик более-менее прилично знает расположение басов на левой клавиатуре, то и заучивать ничего не придется.
Начнем с количества знаков:
Находим ноту до. От нее мы будем играть гамму до мажор – в ней нет ни одного знака. Вверх от нее будут располагаться диезные тональности, вниз бемольные.
Поднимаемся на одну клавишу вверх – нота соль, от нее играем соль мажор с одним диезом фа.
Следующая нота ре, от нее играем ре мажор с двумя диезами фа и до.
Так мы поднимаемся до ноты до диез, от которой играем гамму до диез мажор с семью диезами.
Аналогично спускаемся вниз от ноты до. От ноты фа играем гамму фа мажор с одним бемолем си, далее от ноты си бемоль играем гамму си бемоль мажор с двумя бемолями си и ми. И так мы доходим до ноты фа бемоль, от которой мы можем сыграть фа бемоль мажор с семью бемолями (но скорее всего такие гаммы как до бемоль мажор и фа бемоль мажор мы заменим на энгармонически равные си и ми мажор).
Мы узнали как определить сколько знаков будет в той или иной гамме. Теперь давайте познакомимся, в какой последовательности добавляются знаки. А последовательность все та же – по кварто-квинтовому кругу.
Мы уже знаем, что первый диез – фа. Остальные диезы добавляются в той же последовательности, что и басы — вверх от баса фа, т.е. по белым клавишам: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Первый бемоль – си, поэтому последовательность та же, что и диезов только в обратном порядке, т.е. вниз от баса си по белым клавишам: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Всю эту информацию можно рассказать ученику за несколько минут, и потом в течение нескольких уроков закрепить.
Количество знаков в минорных гаммах определяется точно так же, только отсчет нужно вести от баса ля, т.к. в ля миноре нет ни одного знака.
Ну что ж с теорией мы разобрались, можно теперь перейти к исполнению. Я предлагаю вам методику выучивания гамм, которая появилась в результате многолетнего опыта моей работы. Достаточно будет уделять гаммам не более 5 минут каждый день и результат не заставит себя долго ждать. А игра гамм превратится ну если даже не в удовольствие, то, во всяком случае, перестанет быть долгим, тяжелым и неинтересным трудом.
Начнем традиционно с до мажора.
Как правило, мажорную гамму левой рукой играют три пальца: второй, третий и четвертый. Расставим пальцы на основном ряду левой клавиатуры: на бас до — третий палец, бас фа – четвертый палец, бас соль – второй палец. Это базовая позиция для начала знакомства со схемой мажорной гаммы. И первое несложное упражнение – это научиться переставлять пальцы с основного ряда на вспомогательный и обратно, соответственно с фа на ля, с до на ми и с соль на си.
Теперь рассматриваем движение этих пальцев во время исполнения гаммы:
— второй палец с ноты соль на основном ряду двигается вверх на ноту ре и обратно, и напротив на вспомогательный ряд на ноту си и обратно;
— третий палец с ноты до на основном ряду двигается напротив на ноту ми на вспомогательном ряду и обратно;
— четвертый палец с ноты фа на основном ряду двигается напротив на ноту ля на вспомогательном ряду и обратно.
После того, как мы добьемся уверенного исполнения мажорной гаммы от ноты до вверх и вниз, можно пробовать исполнять мажорную гамму от других нот, т.к. все мажорные гаммы на левой клавиатуре исполняются по одинаковой схеме.
Переходим к исполнению гамм на правой клавиатуре.
Начнем с первого ряда с ноты до. От ноты до по белым клавишам до следующей ноты до, каждый палец по своему ряду. Добиваемся уверенного исполнения и передвигаемся на другие клавиши первого ряда: играем мажорную гамму от ля, ми бемоль, фа диез. Так как схема та же самая, то это не составит большого труда (только вначале попросите ученика не заглядывать на клавиатуру, а то вид других клавиш его будет сбивать). Параллельно учимся играть мажорную гамму двумя руками сначала от ноты до, затем от других нот первого ряда.
На втором и третьем рядах так же выучиваем сначала гаммы с наименьшим количеством знаков, а затем двигаемся на другие ноты этого же ряда. Потом так же начинаем играть двумя руками.
С мажорными гаммами мы разобрались. Давайте теперь поговорим о минорных.
Принцип выучивания минорных гамм такой же, как и мажорных: достаточно выучить уверенно по одной гамме с каждого ряда и затем просто переносить исполнение выученной схемы на другие клавиши этого ряда, т.е. всего нужно выучить три гаммы вместо двенадцати.
На первый взгляд кажется, что исполнение минорных гамм левой рукой сложнее и схема заметно отличается от мажорных гамм. Давайте разберемся, так ли это на самом деле?
Мы знаем, что основное отличие минора от мажора – это низкая третья ступень. Вот это и возьмем за основу. Поэтому для начала можно поиграть упражнение из трех нот на основном ряду: ре — третьим пальцем, ми – вторым пальцем, фа – пятым пальцем. Затем такое упражнение поиграть от разных нот основного ряда. Нужно добиться уверенного попадания пятым пальцем на третью ступень лада.
Почти всегда начинают учить минорную гамму с основного вида, но схема мелодического вида в восходящем движении ближе всего к мажору, поэтому начнем наше знакомство с минорной гаммой — с ее мелодического вида. Двигаемся пока только вверх (пусть это будет, например, до минор). От до мажора он будет отличаться только одной нотой – ми бемоль вместо ми, которую мы будем брать пятым пальцем на основном ряду. Играя упражнение, этот ход мы уже отработали, и, дальше мы доигрываем схему мажорной гаммы. В результате получился мелодический вид в восходящем движении.
Следующий вид – гармонический. От мелодического он отличается одним звуком: вместо ноты ля на вспомогательном ряду нужно сыграть пятым пальцем ля бемоль на основном ряду. Опять вспоминаем наше упражнение, его нужно сыграть два раза подряд – сначала от ноты до (до, ре, ми бемоль) и второй раз от ноты фа (фа, соль, ля бемоль), и добавить си на вспомогательном ряду вторым пальцем, получился гармонический вид.
(Я умышленно не называю повышенные ступени ля бекар и си бекар, чтобы было больше ассоциаций с до мажором)
После того, как мы научились уверенно играть гармонический вид в восходящем и нисходящем движении, можно переходить к исполнению натурального вида. Здесь нужно изменить еще одну ноту – вместо си нужно играть си бемоль четвертым пальцем на основном ряду. Лучше начинать игру с восходящего движения, т.к. до ноты ля бемоль мы уже знаем как играть (в гармоническом виде) и после этого остается добавить еще си бемоль и тоника. Добившись уверенного исполнения в восходящем движении, отрабатываем нисходящее.
А теперь возвращаемся к мелодическому виду и играем весь вид целиком – вверх (с повышенными ступенями) и вниз натуральный.
Ну вот как видите не все так страшно. Всего нам пришлось уверенно выучить одну мажорную и одну минорную (три вида) левой рукой, а правой три мажорных и три минорных. И, когда вы начнете работать над гаммами (обычно это происходит во втором классе), то за первое полугодие сможете выучить двумя руками все мажорные гаммы, а за второе полугодие все минорные.
Все, что здесь говорилось о выучивании гамм, относится и к выучиванию арпеджио и аккордов. В дальнейшем, чтобы разнообразить работу над гаммами, можно добавить штриховое, динамическое и ритмическое разнообразие.
Пробуйте, у вас все получится, желаю успехов.
Источник