Гаммы на гитаре
Игра гамм не только способствует улучшению слуха, техники игры, навыка ориентирования на грифе, растяжки пальцев, но также позволяет приобрести навыки фразировки, которые весьма пригодятся при игре и сочинении сольных партий. Особенность устройства звукоряда гитары позволяет исполнить одну и ту же гамму от заданной ноты по разным схемам. Например, мажорную гамму на октаву можно сыграть с использованием четырёх схем, каждая из которых имеет свои преимущества.
В основе любой гаммы лежит лад — одно из важнейших понятий в музыкальной системе. Лад представляет собой ряд звуков, расположенных друг относительно друга на опеределенные интервалы. Наиболее распространенные семиступенные лады — мажорный и минорный.
В случае использования фортепиано мажорная гамма получается при игре на белых клавишах от ноты до (C), а минорная при игре на белых клавишах от ноты ля (A). Посмотрев интервалы между соседними клавишами, несложно вспомнить интервальный состав натурального мажорного лада:
б.2+б.2+м.2+б.2 +б.2+б.2+м.2 или проще ббмбббм
и натурального минорного лада:
б.2+м.2+б.2+б.2 +м.2+б.2+б.2 или проще бмббмбб
На грифе нет ориентиров, подобных белым и черным клавишам, но есть вторая струна, которая отлично подходит в качестве основы для вспоминания построений интервалов, аккордов и гамм. Для начала её нужно наглядно разметить, а затем эту разметку мысленно запомнить (рис. 1).
Рис. 1. Визуальная разметка нот на второй струне.
Получилась зрительная система, напоминающая систему черных и белых клавиш фортепиано, но в отличие от последней, на грифе наглядно видны группы ступеней с одинаковым интервальным строением от нот С и G (выделены пунктирной рамкой). Это позволит менять позиции для игры гамм не только от первых ступеней гаммы, но и от пятых.
Как вы помните, тоны, входящие в трезвучия, являются функциональными тонами, которые имеют собственные названия. Звуки лада (и, соответственно гамм) также обладают функциональностью и имеют собственные названия. Часто гитаристы воспринимают гаммы как последовательность звуков, которую нужно запомнить, а затем играть точно и как можно быстрее. Если вы хотите понять, на чём основаны построения в музыке, как строить гармонические обороты и квадраты, почему за одним аккордом играется этот, а не тот и многое другое, то с самого начала воспринимайте гаммы, как функциональную систему звуков.
Основным звуком аккорда является прима, а лада (гаммы) — тоника. Тоника — это не просто первый звук гаммы, — это первая ступень лада и опора лада, относительно которой строится всё остальное. Здесь можно привести аналогию с солнечной системой: тоника — солнце, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы — остальные звуки лада. Теория ладов на этом занятии не рассматривается, но вы можете познакомиться с ней в нашем теоретическом курсе.
Итак, мы можем сыграть мажорную гамму от ноты до на второй струне по белым тонам, а ля-минорную — по белым тонам от ля (на электрогитаре играть выше 12 лада не представляет особого труда). На этом моменте нужно остановиться и осмыслить его: зная зрительный шаблон расположения тонов мажорной гаммы, мы можем сыграть параллельную ему минорную гамму (находится на малую терцию ниже) с использованием этого же шаблона, добавив к нему два звука снизу, как показано на рис. 1. На этом как раз и основана игра гамм в боксах, когда запоминается не какое-то конкретное построение гаммы в конкретной позиции (как это приходится делать при игре на фортепиано), а в боксе – схеме-шаблоне для игры гаммы в пределах 5-7 ладов.
Чаще гаммы играются на нескольких струнах:
- без изменения позиции:
- в пределах одной позиции (четырёх соседних тонов)
- в пределах одной расширенной позиции (пяти соседних тонов)
- с изменение позиции:
- небольшое смещение позиции в пределах бокса
- за пределами бокса
Рассмотрим позиции для игры гаммы натурального мажора (рис. 2). Они даны с учетом возможности игры в одной позиции.
Рис. 2. Схемы и аппликатуры для игры мажорной гаммы в пределах октавы.
Сравнение данных схем позволяем найти много интересного.
- Игра в одной позиции
- Расположение звуков относительно первого — больше справа
- Используется три струны
- На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
- Верхний октавный звук определить легко
- Игра происходит с коррекцией позиции при игре звуков 7 и 8. Можно сказать, что здесь происходит переход из позиции в расширенную позицию при игре звуков 7 и 8.
- Расположение звуков относительно первого — слева
- Используется четыре струны
- На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
- Верхний октавный звук определить сложно
Вариант 2б является улучшенной версией предыдущего варианта.
- Игра в одной расширенной позиции
- Расположение звуков относительно первого — справа
- Используется три струны
- На двух струнах одинаковая комбинация расположения соседних тонов.
- Верхний октавный звук определить легко
Вариант 1 удобен при игре на бас-гитаре. В расширенной позиции будет очень непросто (или невозможно) сыграть гамму на широких ладах. Для игры варианта 3 требуется хорошая растяжка пальцев, но запомнить его проще из всех. Вариант 2а — самый сложный из всех: используется 4 струны, разные варианты расположения тонов на струнах, смена позиции для игры звуков 7 и 8 . При использовании вариантов 2а и 2б гамма с использованием всех струн в боксе получится короче по сравнению с вариантами 1 и 3.
Мажорную гамму можно играть влево и вправо. Правосторонние варианты имеют преимущество при игре гаммы на несколько октав.
При игре гамм крайне важно с самого начала использовать правильную аппликатуру. Если растяжка пальцев слабая, то постоянно хочется зажать струну более удобным пальцем и подменить им тот, что указан на аппликатуре. Играть в позиции с непривычки сложно и левая рука пытается перестроить позицию пальцев так, чтобы было удобно. Это приводит к ошибкам и запинкам в игре. Неэффективная аппликатура и нежелание работать над игрой в позиции является мощнейшим тормозом при игре на гитаре. Часто гитарист не может быстро и точно сыграть фразу или рифф не потому, что у него пальцы не двигаются, а потому, что не теми пальцами он играет или не освоил игру в позиции. В результате проходят месяцы и годы, а качественного улучшения нет. Заниматься игрой на гитаре всю жизнь — это прекрасно, но не уметь играть на ней ничего всю жизнь — это слишком неинтересно и скучно!
Из рис. 2 видно, что при игре на одной струне звуки располагаются в трёх основных позиционных сочетаниях:
- два звука рядом слева
- два звука рядом справа
- звуки через лад
Звуки через лад — большая секунда (б.2), звуки рядом — малая секунда (м.2)
Запоминание этих позиционных сочетаний помогает быстрее ориентироваться при игре и легче запоминать партию. При запоминании партии на уровне отдельных звуков происходит избыточный мыслительный процесс. Нужно вникать, как звуки расположены друг относительно друга и давать команду пальцам сначала сыграть этот звук, потом другой и т.д. При работе же на уровне позиционных сочетаний этот процесс оптимизируется. Иногда можно наблюдать такую картину: гитаристу показывается игра гаммы на октаву, а он никак не может её запомнить и точно сыграть. Это происходит не только потому, что он не занимался её игрой, но ещё и по причине видения гаммы на грифе как непонятной последовательности звуков, а не позиционных сочетаний.
При использовании позиционных сочетаний схема для игры мажорной гаммы может формулироваться так:
играем в позиции через лад, два слева, два справа
Можно для большей ясности формулировать алгоритм так:
сначала зажимаем на струне тоники второй звук через лад от неё, затем переходим на предыдущую струну и играем два звуки в позиции рядом, а третий через лад, затем переходим на предыдущую струны и играем два звука через лад, а третий рядом со вторым звуком
Осознание второй формулировки будет на порядок медленее первой. Импровизация закончится, пока поймёшь, что нужно делать. Чем короче формулировка алгоритма, тем быстрее его можно претворить в действие. Отсюда структура натурального мажора ббмбббм, а не б.2+б.2+м.2 и тд. или ещё дольше — большая секунда плюс большая секунда плюс малая секунда и т.д. Логично предположить, что при прочих равных условиях программистам-оптимизаторам легче даётся игра на гитаре чем пользователям. Не всегда, потому что часто происходит оптимизация не в ту сторону и вместо простого и понятного получается сложное и корявое.
Помните, на рис 1. рамкой были выделены области с одинаковым интервальным строением? Они хорошо видны и при игре гаммы в позиции (рис. 3).
Рис. 3. Области с одинаковым интервальным строением.
Нетрудно увидеть, что существует несколько схем интервальных фрагментов, состоящих из четырёх звуков. Гамма на октаву состоит из двух таких фрагментов.
Вариант 3 интересен тем, что позволяет наглядно увидеть отличие интервального строения начала мажорной и минорной гаммы:
ббмбббм — мажор
бмббмбб — минор
Если от тоники сыграть интервалы б.2+б.2, то мы автоматически выходим в мажор, если сыграть интервалы б.2+м.2, то выходим в минор. На практике часто игра происходит в параллельных тональностях — натуральном мажоре и гармоническом миноре (седьмая ступень повышена на полутон). В этом случае гаммы будут отличаться только строением одного блока (рис. 4).
Рис. 4. Отличие натурального мажора от гармонического минора.
Если сравнить построение этих гамм по схемам вариантов 1 и 2, то такой наглядности мы не увидим. Наглядность — это преимущество схемы варианта 3.
Вариант 2a (рис. 3) выглядит самым проигрышным из всех. Можно отказаться от него? Не стоит спешить. Полезно играть во всех вариантах.
Вариант 1. Базовая игра в позиции, которая подойдет для оттачивания басовых риффов.
Вариант 2. Работа над связками с мизинцем.
Варианты 2б. Работа над связками с мизинцем и растяжка пальцев.
Варианты 3. Растяжка пальцев, переход из мажора в минор и наоборот.
Варианты 2а и 2б, в отличие от 1 и 3, позволяют поработать над игрой разных трезвучий и септаккордов, а варианты 1, 2б и 3 над игрой гамм в позиции полного баррэ, что также пригодится на будущее.
Посмотрим, что происходит при игре гаммы на две октавы (рис. 5).
Рис. 5. Позиции для игры мажорной гаммы на две октавы.
Варианты октавных схем комбинируются. Можно поменять схему от тоники (рис. 6) или от квинты (рис. 7).
Рис. 6. Смена позиции на тонике.
Рис. 7. Смена позиции на квинте.
Для получения полного шаблона аккорда, из которого можно получить остальные, мы выбирали аккорд, который строится на всех струнах. Для определения полной схемы для игры гаммы недостаточно построить её от шестой струны. Нужно ”прокрутить” её по вертикали, чтобы увидеть ситуацию при положении тоники на разных струнах. Данный приём помогает, в частности, легко построить все позиции пентатоники, если какие-то из них визуально или на уровне пальцев забылись, а подбор её на слух вызывает трудности.
Логично выбрать самый понятный вариант 3.
Рис. 8. Боксы для гаммы натурального мажора.
И для чего нам эта цветомузыка нужна? Это боксы. Под боксом могут пониматься разные схемы и желательно уточнять, что имеется ввиду, когда идёт речь о них. В данном случае под боксом понимается следующее: представьте, что бокс – это коробка шириной 6 ладов, в которой находятся все возможные тоны гаммы, удобные для игры. То есть, в боксе показана не гамма, начинающаяся от тоники и заканчивающаяся на октавном повторе тоники, а множество удобных для игры звуков гаммы, среди которых, естественно есть и тоника. В зависимости от того, на какой струне находится тоника, играется тот или иной вариант бокса.
Красным цветом выделена тоника. Одинаковые интервальные сочетания на одной струне также выделен цветом:
- голубым — соседние тоны через лад
- розовым — соседние тоны слева
- серым — соседние тоны справа
Короче, через лад, слева и справа. Эти сочетания, как видно из рисунка, образуют блоки. Теперь можно “на лету” играть гамму от тоники, запомнив схему чередования блоков:
Гамма вверх — 2 через лад, 2 слева, 1 справа, 1 через лад.
Гамма вниз — 2 через лад, 2 справа, 2 слева
Зачем так всё усложнять? Четыре схемы игры мажорной гаммы, какие-то боксы, блоки, позиции? Разучил гамму в одной позиции, и хватит!
Всё это дано не для усложнения, а в качестве примера того, как создаются ориентиры при игре на гитаре. Каждый гитарист сам нарабатывает ориентиры и схемы, которые помогают ему при игре. Можно ориентироваться на положение тоники, смотреть интервалы, пользоваться позициями и боксами, смотреть закономерности в построениях и т.д. Кто-то предпочтёт просто заучить пять позиций минорной пентатоники, а кто-то захочет разобраться, как они получаются, чтобы строить их “на лету”. Многие гитаристы не пользуются нотами, но при этом выдают конкретные партии, а не просто перебирают пентатонику вверх и вниз. Но для выдачи таких партий нужно наработать базу, на основе которой будут строиться эти партии и собственный стиль игры. Без ориентиров игра на гитаре подобна поиску дороги домой, глядя только себе под ноги. Практичнее и гораздо интереснее поднять голову и увидеть, а не тереть пальцами струны, изображая попытку вспомнить то, что и не пытался учить.
Боксы, которого показаны на рис. 8, кажутся слишком сложным для игры из-за расширенной позиции, для игры в которой нужна хорошая растяжка пальцев. Возьмем вариант 1 и посмотрим, можно ли из него получить более простые для игры боксы.
Рис. 9. Боксы на основе схемы варианта 1.
От пятой и четвертой струны приходится играть в расширенной позиции, а по наглядности и простоте алгоритма следования блоков эти боксы ощутимо уступают показанным на рис. 8.
Попробуем изменить второй и третий бокс на рис. 8 и посмотреть результат.
Рис. 10. Оптимизация боксов.
Бокс №2 на этом рисунке значительно отличается от бокса №1. Если его продолжить, то получатся боксы как на рис 7. за исключением положения тоники. На рис. 9 она находится слева в позиции через один, а на данном рисунке. в центе позиции из соседей слева.
Бокс 3б выглядит перспективно, но от пятой струны получается нечто крайне сложное.
Вывод. Удобные и понятные боксы для игры гамм можно получить далеко не из всех возможных схем игры одной и той же гаммы.
Для лучшего понимания боксов рассмотрим минорную пентатонику (рис. 10).
Рис. 11. Минорная пентатоника.
Красным цветом отмечена тоника. Минорную пентатонику от одного лада можно сыграть налево и направо. На рисунке они условно обозначены как левосторонняя и правосторонняя.
Иногда возникает вопрос, а как запомнить все позиции пентатоники на грифе? Это несложно сделать, если знать её структуру. Для этого “прокрутим” пентатонику по вертикали и посмотрим, что получится.
Рис. 12. Позиции пентатоники.
Всего получилось 10 разных позиций (позиция от первой струны совпадает с шестой и не учитывается). После сравнения видим, что левосторонние и правосторонние позиции находятся в октавной зависимости, и всего получается 5 разных позиций минорной пентатоники. Также можно выделить относительное расположение звуков пентатоники на струне — через лад или через два лада. Они образуют блоки, что можно использовать для простого запоминания позиций: при игре правосторонних боксов вверх, после струны тоники играется 3 через лад, а вниз — 3 через лад после одного через два лада.
В качестве дополнительного ориентира можно зрительно держать октавные диагонали (рис. 13).
Рис. 13. Октавные диагонали.
На практике всё несколько сложнее и фразы, основанные на гаммах, не обязательно играются от тоники и заканчиваются на ней. Если сольная партия основывается на обыгрывании аккордов, то в качестве дополнительных ориентиров выступают аккордовые звуки — звуки, которые входят в звучащий в данный момент времени аккорд. Какой аккорд играть сначала, а какие после него? Об этом мы узнаем на следующем занятии, где будут рассмотрены гармонические обороты — связанные последовательности аккордов. Успехов!
Источник