Гаммы для гармони для начинающих с названием нот

Гаммы для гармони для начинающих с названием нот

Игра по нотам

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и , может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.

Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.

Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич , а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.

Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения — зачем . А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.

Читайте также:  Рисунки гитары для кукол

Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.

А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность .

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык — это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота — расположение на нотном стане и движений пальцев — нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Октавы выделены разным цветом: 1 октава, 2 октава, 3 октава.

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет «раз», но вслух произносить это не надо ) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

«Мантра» для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре — до

гамма в 1 октаве

гамма во 2 октаве

гамма в 3 октаве

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.

Источник

Гаммы для гармони для начинающих с названием нот

Самоучитель был издан в 1998 году и предназначен для людей с музыкальным слухом . Которые иногда могут взять баян или гармонь и подобрать понравившуюся мелодию. Или спеть под собственный аккомпанемент в кругу друзей знакомую песню .

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Методы и подходы, изложенные в самоучителе, подойдут и для Гармони . Нужно только разметить правую и левую клавиатуры гармони так, чтобы играть мелодии самоучителя.

Основа обучения — игра, пение и аккомпанемент популярных песен и мелодий. Песен в самоучителе более 500 . Вырабатываются слухо-моторные навыки . Запоминается аккомпанемент песен. Улавливаются схемы мелодий, основы музыкальной гармонии . Можно сыграть и спеть все песни самоучителя не один, а несколько раз. Вернуться к понравившимя . Уточнить усвоенные приемы.

В самоучителе ноты , обозначающие звуки, заменены цифрами .
Вместо 7 нот до ре ми фа соль ля си
Даны 7 цифр 1 2 3 4 5 6 7
Все просто. Звук 3 выше звука 1 , а звук 2 ниже звука 6
Вы учитесь по книге старому забытому ремеслу — игре по слуху .

Авторы кандидаты наук и искусствоведения и прекрасно знают нотную грамоту. Такая методика обучения без нот одобрена Консерваторией им. П. И. Чайковского, Училищем им. Гнесиных, много лет преподается в Училище им. Ипполитова-Иванова .

Играющий не должен смотреть на клавиатуру . Только по слуху и на ощупь. Представьте что гармонь прозрачная . Сначала можно иногда подглядывать на себя играющего в зеркало . Через несколько занятий смотреть не понадобится.

Звуки правой клавиатуры Гармони (слуховая методика)

Ряды 1 — 2 Диезы
Ряды 2 — 5 низкая (самая басовая) семерка звуков.
Ряды 5 — 8 средняя семерка звуков.
Ряды 9 — 12 высокая (самая писклявая) семерка звуков.

В книге Парнес Оськина в примерах песен маленькими цифрами под слогами даны именно звуки семерок . Номера звука низкой, средней и высокой семерок те же. Это подсказки для игры по слуху . В мелодии на семерку точно не ошибетесь. Хотя по законам музыкальной гармонии на семерку выше или ниже — это правильно.

Чтобы хорошо вслепую и на слух ориентироваться в клавиатуре Нужно играть гаммы
Можно посредине клавиатуры Можно сверху вниз Можно туда и обратно

Мажорная гамма
начиная с 1 — 1 2 3 4 5 6 7 1 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Минорная гамма
начиная с 6 — 6 7 1 2 3 4 5 6 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Звуки левой клавиатуры гармони (слуховая методика)

Третий ряд пары Аккорд — Ниже его ба с. 4 аккорда Сверху вниз 2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4.

Готовый аккорд аккомпанемента мелодии. Делается специальными тягами левой механики гармони. Одна клавиша аккорда — сразу 3 звука .

Бас звук — Цифра без буквы — ( Например 2 )
Минорный аккорд — Цифра с буквой м ( Например 2м )
Мажорный аккорд — Цифра с буквой б ( Например 2б )
Септ аккорд — Цифра с буквой с ( Например 3с )

Кто до обучения на гармони играл на гитаре . Без труда сыграет по аккордам . Жмите бас вместе с его аккордом. Во втором ряду те самые заветные 3 аккорда — 3с, 6м, 2м ( Буквами E7, Am, Dm )
Буквы заменены цифрами совсем для начинающих . Так им легче. Любой догадается, что звук 6 выше звука 3 . Но не любой догадается, что звук A выше звука E.

Варианты чтения мелодии и аккомпанемента

Вариант 1
Полное чтение по нотам
Это нотное чтение для профессионалов. Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки дана на втором нотном стане с басовым ключом . Можно играть басы и аккорды аккомпанемента в выборном или готовом строе инструмента.

Вариант 2
Сокращенное (эстрадное) чтение аккомпанемента
Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки даны сокращенным (буквенным) обозначением .

Вариант 3 Условное чтение цифрами и буквами

Партия (мелодия) правой руки дана Цифрами под слогами слов песни. Цифры звуков более высокой или низкой октавы одни и те же. Басы и аккорды аккомпанемента даны Цифрами с буквами под слогами слов песни. Цифры и буквы это не программа игры. А просто подсказка . Если мелодия подобралась. На цифры и буквы можно не смотреть .

Вариант 4 Условное чтение цифрами 50 клавиш гармони

Правая рука куплет:
3-15-4-4-16-15-
17-16-4-4
17-6-18-17-6-6-17-2-17

Правая рука припев:
18-17-5-4-17-17-5-17-16-15
3-15-4-4-6-6-17-2-17 – повторяем 2 раза.

Левая рука куплет:
В куплете левую руку отбиваем как марш.
14-14-16-16-
14-14-14-14-14-14
12-12-14-14-14-14

Левая рука припев:
Припев играем без отбоя.
14-6-6-14-14-
16-16-16-16-
14-14-12-12-14-14

Чтение по 25 цифрам левой и еще 25 цифрам правой клавиатур гармони напоминает механическую игру шарманки .

Вариант 1 — Игра по нотам Мелодия и аккомпанемент по нотам. Это самое полное и богатое звучание.
Вариант 2 — Игра по нотам и буквам. Мелодия по нотам, аккомпанемент условно буквами
Вариант 3 — Игра по слуху. Мелодия по 7 цифрам октавы, басы аккомпанемента по 7 цифрам октавы, аккорды по 3 буквам
Вариант 4 — Игра по цифрам. Мелодия и аккомпанемент по 50 цифрам клавиш гармони

Если в детстве Вы закончили музыкальную школу , и знаете нотную грамоту. Вам больше подойдет Вариант 1 или Вариант 2

Однако взрослый человек в силу занятости не может себе позволить 5 лет по 2 часа в день заниматься в детской музыкальной школе . К сожалению, у него нет времени осваивать нотную грамоту. А песня так и просится чтобы ее спеть. Поэтому для любителя подходят Вариант 3 и Вариант 4 .

Начинающие гармонисты предпочитают Вариант 4. Можно сразу без подбора на слух по цифрам сыграть и разучить песню. Нужно только запомнить 25 клавиш правой клавиатуры и еще 25 клавиш левой клавиатуры. Какие только ухищрения не предпринимаются для запоминания цифр 50 клавиш . Вплоть до покраски клавиш разноцветными лаками для ногтей.

А как будут запоминать цифровики более 200 клавиш на баяне или аккордеоне? Поэтому кто желает музыку без нот выбирают Гармонь . Потому что меньше клавиш .

Между тем игра по слуху проще чем по цифрам. И подходит для баяна и аккордеона. А самое главное. Не нужно переучиваться на гармони с цифровика на нотника. Можно сразу перейти на ноты.

Из картинки Вариант 3 Игра по слуху Три танкиста можно определить. Тональность Ля минор (6м) Опорная нота акцента запева (На гра — НИ — це) Слог НИ это нота Ми (3)

Но так как это игра по слуху без нот . Чтоб не загружать играющего ничем, кроме музыки на картинке нет нот (Ля минор и Ми) Есть только бас 6, аккорд м и опорный звук 3 При обучении авторы определили, что обозначение нот цифрами воспринимается лучше чем буквенное

Слепой слуховой метод верен. И к нему надо стремиться. Однако у начинающих он может вызвать трудности.

Посадить начинающего гармониста за неразмеченную клавиатуру с двадцатью пятью белыми клавишами в двух рядах. Это все равно что выбросить из лодки человека посредине реки, надеясь что он не утонет, а научится плавать.

Поэтому в первые 1 — 3 месяца обучения можно разметить правую клавиатуру. По мере обучения разметку лучше убрать . Чтобы не быть зависимым от разметки. И свободно играть на любом неразмеченном инструмент е
При разметке важно соблюдать принципы.

  • Выделить все, значит не выделить ничего
  • Размечать по звукам октавы
  • Никаких цветов, только черно-белая разметка

Пример разметки.
Черные клавиши.

  • Диезы
  • Звуки октавы Соль Ля Си

Источник

Оцените статью