- Андрес Сеговия. Гаммы. Скачать
- Предисловие автора
- Файл PDF. Скачать
- Гаммы для гитары
- Для чего нужны гаммы на гитаре?
- Все гаммы на гитаре (список)
- Частые вопросы связанные с гаммами
- Чем отличается ля-диез от си-бемоль?
- Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?
- Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?
- Нестандартные гаммы
- Арабская гамма
- Пентатоника
- Целотонная гамма
- Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре
- Как нужно заниматься с гаммами на гитаре
- Гаммы на гитаре
Андрес Сеговия. Гаммы. Скачать
Имя замечательного испанского гитариста Андреса Сеговии не нуждается в представлении. Скажем одно: этот человек является родоначальником современной исполнительской школы игры на шестиструнной гитаре. А это значит, что любая профессиональная рекомендация от музыканта такого уровня является, не побоимся этого слова, бесценной, тем более рекомендация, адресованная том, кто только начинает осваивать этот замечательный инструмент. Ниже представлено предисловие к книге Андреса Сеговии «Диатонические мажорные и минорные гаммы», а также архив с двумя файлами для скачивания.
Предисловие автора
Книга Андреса Сеговии «Диатонические мажорные и минорные гаммы»
Вдумчивый музыкант, взирающий на историю гитары с самого её начала, не может не удивляться отсутствию практической системы этюдов и упражнений, согласованных таким образом, чтобы позволить добросовестному ученику непрерывно совершенствоваться от первых простых уроков до настоящего овладения инструментом. В этом мы могли бы обвинить трёх великих людей, раскрывших нам истинный дух гитары Сора, Агуадо и Таррегу. Но у них есть превосходное оправдание: они добросовестно посвятили все свои силы задаче гитарного репертуара, того единственно ценного репертуара, который для неё требуется. Это в особенности касается Сора и Тарреги. Агуадо постоянно интересовался проблемами преподавания, получая при этом достойный результат.
Действительно, педагогические работы Агуадо превосходят его немногочисленные композиторские опусы. Хотя «Школа гитары» Агуадо это разрозненное собрание этюдов без поступательной логики, она будет полезна тем учащимся, которые уже далеко продвинулись в овладении мастерством и не нуждаются в элементарных уроках. Новичок, делающий попытки учиться по книге Агуадо, едва ли найдёт в ней опору своим стремлениям. Красивые, бесполезные уроки, составляющие одну часть школы, порадуют слух, не развивая техники пальцев, остальные же будут далеко за пределами его возможностей.
Из трёх человек, упомянутых выше, именно Таррега сделал гитару тем чувствительным инструментом, которым она является сегодня. Другие оставили нам несколько страниц, обобщающих его богатый талант, и мудрость, извлеченную из его опыта. В такой книге он мог бы дать нам совет, соединённый с тем здравым смыслом и той любезностью, которая была характерна для его метода обучения при жизни. Ясное, без изменений, изложение его педагогических устремлений, оказало бы неоценимую услугу гитарному искусству в будущем, в наше время отлучив от его учения всех ложных последователей, которые ошибочно преподают гитару от его имени.
Андрес Торрес Сеговия (1893—1987)
Поскольку пока еще нет определённо установленной программы изучения нашего любимого инструмента, мы считаем нашим долгом попытаться восполнить этот недостаток. По-видимому, до сих пор не нашлось человека, который бы оставил запись о своих первых попытках овладения гитарным мастерством, возможно, из опасения передать ученику тайну своего собственного ученичества. Мы же, напротив, испытываем особенную радость, имея возможность передать на бумаге то, как нам удалось справиться с задачами, некогда стоявшими перед нами, чтобы помочь учащимся максимально расширить их художественные возможности.
Учащийся, который хочет приобрести прочные технические навыки гитарного мастерства, не должен пренебрегать терпеливым изучением гамм. При занятиях по два часа в день, это поможет исправить неверное положение рук, постепенно увеличить силу пальцев и подготовить суставы к более поздним быстрым упражнениям. Благодаря независимости и упругости, которые пальцы развивают в процессе упражнений с гаммами, учащийся скоро приобретёт качество, очень трудно приобретаемое впоследствии: физическую красоту звука. Я говорю физическую, поскольку звучание и его бесконечные оттенки не являются результатом действия упрямой силы воли, но происходят от врождённого совершенства духа.
Чтобы получить максимально возможную пользу от следующих упражнений, играйте их вначале медленно и энергично, а затем легче и быстрее. В одном часе занятий гаммами могут заключаться многие часы трудных упражнений, которые часто оказываются бесполезными. Разучивание гамм позволяет решить большее количество технических проблем за более короткое время, чем изучение любого другого упражнения.
Файл PDF. Скачать
В архиве содержатся два файла в формате PDF. В одном из них представлена оригинальная книга Андреса Сеговии «Диатонические мажорные и минорные гаммы» (американское издание), в другом русифицированный вариант с табулатурой.
Источник
Гаммы для гитары
Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.
Для чего нужны гаммы на гитаре?
1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.
Для того, чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:
1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками
Все гаммы на гитаре (список)
Ниже представлены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.
Диезные
Бемольные
Частые вопросы связанные с гаммами
Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.
Чем отличается ля-диез от си-бемоль?
Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: “Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?” Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)
Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?
На практике тональности, в которых больше 4 знаков при ключе встречаются очень редко. На будущее такие гаммы тоже можно изучить, но если вы будете хорошо знать их до 4 знаков, этого вполне хватит для 90 процентов случаев, с которыми вам придётся столкнуться на своём музыкальном пути.
Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?
Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!
Нестандартные гаммы
Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:
Арабская гамма
Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:
Пентатоника
Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов. Поэтому такие мотивы мы сразу узнаём.
Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:
Целотонная гамма
Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Послушайте как она звучит:
Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и блюзовая гамма, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.
Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре
Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму. К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни “В лесу родилась ёлочка”. Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем “ми мажор”. Смотрим в гамму “ми мажор” и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты “си”, потом пробуем по очереди все ноты гаммы “ми мажор” и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать увидели, что все звуки из ми-мажора.
Как нужно заниматься с гаммами на гитаре
- Играть в виде тренировки для развития пальцев.
Это вариант неплохой, но, как я уже писал выше, для развития рук есть способы получше - Петь гаммы.
А вот это уже очень хорошее упражнение! В музыке пение по нотам называется – сольфеджио. Это крайне полезное и важное занятие прежде всего для развития музыкального слуха. Делается это так:
Берёте любую гамму на гитаре, например, до мажор. И начинаете проигрывать на гитаре каждый звук, при этом пропевая его голосом в унисон с инструментом. Унисон – это когда ваш голос полностью сливается со звучащим звуком на гитаре. Если у вас не хватает диапазона голоса, чтобы спеть все ноты входящие в звукоряд, делайте это до тех звуков, которые можете вытянуть. - Играть разные ритмические рисунки с отрезками из гамм.
Приведу пример:
Можно придумать очень много вариантов таких ритмических рисунков. Самое главное играть их под метроном.
Источник
Гаммы на гитаре
Игра гамм не только способствует улучшению слуха, техники игры, навыка ориентирования на грифе, растяжки пальцев, но также позволяет приобрести навыки фразировки, которые весьма пригодятся при игре и сочинении сольных партий. Особенность устройства звукоряда гитары позволяет исполнить одну и ту же гамму от заданной ноты по разным схемам. Например, мажорную гамму на октаву можно сыграть с использованием четырёх схем, каждая из которых имеет свои преимущества.
В основе любой гаммы лежит лад — одно из важнейших понятий в музыкальной системе. Лад представляет собой ряд звуков, расположенных друг относительно друга на опеределенные интервалы. Наиболее распространенные семиступенные лады — мажорный и минорный.
В случае использования фортепиано мажорная гамма получается при игре на белых клавишах от ноты до (C), а минорная при игре на белых клавишах от ноты ля (A). Посмотрев интервалы между соседними клавишами, несложно вспомнить интервальный состав натурального мажорного лада:
б.2+б.2+м.2+б.2 +б.2+б.2+м.2 или проще ббмбббм
и натурального минорного лада:
б.2+м.2+б.2+б.2 +м.2+б.2+б.2 или проще бмббмбб
На грифе нет ориентиров, подобных белым и черным клавишам, но есть вторая струна, которая отлично подходит в качестве основы для вспоминания построений интервалов, аккордов и гамм. Для начала её нужно наглядно разметить, а затем эту разметку мысленно запомнить (рис. 1).
Рис. 1. Визуальная разметка нот на второй струне.
Получилась зрительная система, напоминающая систему черных и белых клавиш фортепиано, но в отличие от последней, на грифе наглядно видны группы ступеней с одинаковым интервальным строением от нот С и G (выделены пунктирной рамкой). Это позволит менять позиции для игры гамм не только от первых ступеней гаммы, но и от пятых.
Как вы помните, тоны, входящие в трезвучия, являются функциональными тонами, которые имеют собственные названия. Звуки лада (и, соответственно гамм) также обладают функциональностью и имеют собственные названия. Часто гитаристы воспринимают гаммы как последовательность звуков, которую нужно запомнить, а затем играть точно и как можно быстрее. Если вы хотите понять, на чём основаны построения в музыке, как строить гармонические обороты и квадраты, почему за одним аккордом играется этот, а не тот и многое другое, то с самого начала воспринимайте гаммы, как функциональную систему звуков.
Основным звуком аккорда является прима, а лада (гаммы) — тоника. Тоника — это не просто первый звук гаммы, — это первая ступень лада и опора лада, относительно которой строится всё остальное. Здесь можно привести аналогию с солнечной системой: тоника — солнце, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы — остальные звуки лада. Теория ладов на этом занятии не рассматривается, но вы можете познакомиться с ней в нашем теоретическом курсе.
Итак, мы можем сыграть мажорную гамму от ноты до на второй струне по белым тонам, а ля-минорную — по белым тонам от ля (на электрогитаре играть выше 12 лада не представляет особого труда). На этом моменте нужно остановиться и осмыслить его: зная зрительный шаблон расположения тонов мажорной гаммы, мы можем сыграть параллельную ему минорную гамму (находится на малую терцию ниже) с использованием этого же шаблона, добавив к нему два звука снизу, как показано на рис. 1. На этом как раз и основана игра гамм в боксах, когда запоминается не какое-то конкретное построение гаммы в конкретной позиции (как это приходится делать при игре на фортепиано), а в боксе – схеме-шаблоне для игры гаммы в пределах 5-7 ладов.
Чаще гаммы играются на нескольких струнах:
- без изменения позиции:
- в пределах одной позиции (четырёх соседних тонов)
- в пределах одной расширенной позиции (пяти соседних тонов)
- с изменение позиции:
- небольшое смещение позиции в пределах бокса
- за пределами бокса
Рассмотрим позиции для игры гаммы натурального мажора (рис. 2). Они даны с учетом возможности игры в одной позиции.
Рис. 2. Схемы и аппликатуры для игры мажорной гаммы в пределах октавы.
Сравнение данных схем позволяем найти много интересного.
- Игра в одной позиции
- Расположение звуков относительно первого — больше справа
- Используется три струны
- На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
- Верхний октавный звук определить легко
- Игра происходит с коррекцией позиции при игре звуков 7 и 8. Можно сказать, что здесь происходит переход из позиции в расширенную позицию при игре звуков 7 и 8.
- Расположение звуков относительно первого — слева
- Используется четыре струны
- На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
- Верхний октавный звук определить сложно
Вариант 2б является улучшенной версией предыдущего варианта.
- Игра в одной расширенной позиции
- Расположение звуков относительно первого — справа
- Используется три струны
- На двух струнах одинаковая комбинация расположения соседних тонов.
- Верхний октавный звук определить легко
Вариант 1 удобен при игре на бас-гитаре. В расширенной позиции будет очень непросто (или невозможно) сыграть гамму на широких ладах. Для игры варианта 3 требуется хорошая растяжка пальцев, но запомнить его проще из всех. Вариант 2а — самый сложный из всех: используется 4 струны, разные варианты расположения тонов на струнах, смена позиции для игры звуков 7 и 8 . При использовании вариантов 2а и 2б гамма с использованием всех струн в боксе получится короче по сравнению с вариантами 1 и 3.
Мажорную гамму можно играть влево и вправо. Правосторонние варианты имеют преимущество при игре гаммы на несколько октав.
При игре гамм крайне важно с самого начала использовать правильную аппликатуру. Если растяжка пальцев слабая, то постоянно хочется зажать струну более удобным пальцем и подменить им тот, что указан на аппликатуре. Играть в позиции с непривычки сложно и левая рука пытается перестроить позицию пальцев так, чтобы было удобно. Это приводит к ошибкам и запинкам в игре. Неэффективная аппликатура и нежелание работать над игрой в позиции является мощнейшим тормозом при игре на гитаре. Часто гитарист не может быстро и точно сыграть фразу или рифф не потому, что у него пальцы не двигаются, а потому, что не теми пальцами он играет или не освоил игру в позиции. В результате проходят месяцы и годы, а качественного улучшения нет. Заниматься игрой на гитаре всю жизнь — это прекрасно, но не уметь играть на ней ничего всю жизнь — это слишком неинтересно и скучно!
Из рис. 2 видно, что при игре на одной струне звуки располагаются в трёх основных позиционных сочетаниях:
- два звука рядом слева
- два звука рядом справа
- звуки через лад
Звуки через лад — большая секунда (б.2), звуки рядом — малая секунда (м.2)
Запоминание этих позиционных сочетаний помогает быстрее ориентироваться при игре и легче запоминать партию. При запоминании партии на уровне отдельных звуков происходит избыточный мыслительный процесс. Нужно вникать, как звуки расположены друг относительно друга и давать команду пальцам сначала сыграть этот звук, потом другой и т.д. При работе же на уровне позиционных сочетаний этот процесс оптимизируется. Иногда можно наблюдать такую картину: гитаристу показывается игра гаммы на октаву, а он никак не может её запомнить и точно сыграть. Это происходит не только потому, что он не занимался её игрой, но ещё и по причине видения гаммы на грифе как непонятной последовательности звуков, а не позиционных сочетаний.
При использовании позиционных сочетаний схема для игры мажорной гаммы может формулироваться так:
играем в позиции через лад, два слева, два справа
Можно для большей ясности формулировать алгоритм так:
сначала зажимаем на струне тоники второй звук через лад от неё, затем переходим на предыдущую струну и играем два звуки в позиции рядом, а третий через лад, затем переходим на предыдущую струны и играем два звука через лад, а третий рядом со вторым звуком
Осознание второй формулировки будет на порядок медленее первой. Импровизация закончится, пока поймёшь, что нужно делать. Чем короче формулировка алгоритма, тем быстрее его можно претворить в действие. Отсюда структура натурального мажора ббмбббм, а не б.2+б.2+м.2 и тд. или ещё дольше — большая секунда плюс большая секунда плюс малая секунда и т.д. Логично предположить, что при прочих равных условиях программистам-оптимизаторам легче даётся игра на гитаре чем пользователям. Не всегда, потому что часто происходит оптимизация не в ту сторону и вместо простого и понятного получается сложное и корявое.
Помните, на рис 1. рамкой были выделены области с одинаковым интервальным строением? Они хорошо видны и при игре гаммы в позиции (рис. 3).
Рис. 3. Области с одинаковым интервальным строением.
Нетрудно увидеть, что существует несколько схем интервальных фрагментов, состоящих из четырёх звуков. Гамма на октаву состоит из двух таких фрагментов.
Вариант 3 интересен тем, что позволяет наглядно увидеть отличие интервального строения начала мажорной и минорной гаммы:
ббмбббм — мажор
бмббмбб — минор
Если от тоники сыграть интервалы б.2+б.2, то мы автоматически выходим в мажор, если сыграть интервалы б.2+м.2, то выходим в минор. На практике часто игра происходит в параллельных тональностях — натуральном мажоре и гармоническом миноре (седьмая ступень повышена на полутон). В этом случае гаммы будут отличаться только строением одного блока (рис. 4).
Рис. 4. Отличие натурального мажора от гармонического минора.
Если сравнить построение этих гамм по схемам вариантов 1 и 2, то такой наглядности мы не увидим. Наглядность — это преимущество схемы варианта 3.
Вариант 2a (рис. 3) выглядит самым проигрышным из всех. Можно отказаться от него? Не стоит спешить. Полезно играть во всех вариантах.
Вариант 1. Базовая игра в позиции, которая подойдет для оттачивания басовых риффов.
Вариант 2. Работа над связками с мизинцем.
Варианты 2б. Работа над связками с мизинцем и растяжка пальцев.
Варианты 3. Растяжка пальцев, переход из мажора в минор и наоборот.
Варианты 2а и 2б, в отличие от 1 и 3, позволяют поработать над игрой разных трезвучий и септаккордов, а варианты 1, 2б и 3 над игрой гамм в позиции полного баррэ, что также пригодится на будущее.
Посмотрим, что происходит при игре гаммы на две октавы (рис. 5).
Рис. 5. Позиции для игры мажорной гаммы на две октавы.
Варианты октавных схем комбинируются. Можно поменять схему от тоники (рис. 6) или от квинты (рис. 7).
Рис. 6. Смена позиции на тонике.
Рис. 7. Смена позиции на квинте.
Для получения полного шаблона аккорда, из которого можно получить остальные, мы выбирали аккорд, который строится на всех струнах. Для определения полной схемы для игры гаммы недостаточно построить её от шестой струны. Нужно ”прокрутить” её по вертикали, чтобы увидеть ситуацию при положении тоники на разных струнах. Данный приём помогает, в частности, легко построить все позиции пентатоники, если какие-то из них визуально или на уровне пальцев забылись, а подбор её на слух вызывает трудности.
Логично выбрать самый понятный вариант 3.
Рис. 8. Боксы для гаммы натурального мажора.
И для чего нам эта цветомузыка нужна? Это боксы. Под боксом могут пониматься разные схемы и желательно уточнять, что имеется ввиду, когда идёт речь о них. В данном случае под боксом понимается следующее: представьте, что бокс – это коробка шириной 6 ладов, в которой находятся все возможные тоны гаммы, удобные для игры. То есть, в боксе показана не гамма, начинающаяся от тоники и заканчивающаяся на октавном повторе тоники, а множество удобных для игры звуков гаммы, среди которых, естественно есть и тоника. В зависимости от того, на какой струне находится тоника, играется тот или иной вариант бокса.
Красным цветом выделена тоника. Одинаковые интервальные сочетания на одной струне также выделен цветом:
- голубым — соседние тоны через лад
- розовым — соседние тоны слева
- серым — соседние тоны справа
Короче, через лад, слева и справа. Эти сочетания, как видно из рисунка, образуют блоки. Теперь можно “на лету” играть гамму от тоники, запомнив схему чередования блоков:
Гамма вверх — 2 через лад, 2 слева, 1 справа, 1 через лад.
Гамма вниз — 2 через лад, 2 справа, 2 слева
Зачем так всё усложнять? Четыре схемы игры мажорной гаммы, какие-то боксы, блоки, позиции? Разучил гамму в одной позиции, и хватит!
Всё это дано не для усложнения, а в качестве примера того, как создаются ориентиры при игре на гитаре. Каждый гитарист сам нарабатывает ориентиры и схемы, которые помогают ему при игре. Можно ориентироваться на положение тоники, смотреть интервалы, пользоваться позициями и боксами, смотреть закономерности в построениях и т.д. Кто-то предпочтёт просто заучить пять позиций минорной пентатоники, а кто-то захочет разобраться, как они получаются, чтобы строить их “на лету”. Многие гитаристы не пользуются нотами, но при этом выдают конкретные партии, а не просто перебирают пентатонику вверх и вниз. Но для выдачи таких партий нужно наработать базу, на основе которой будут строиться эти партии и собственный стиль игры. Без ориентиров игра на гитаре подобна поиску дороги домой, глядя только себе под ноги. Практичнее и гораздо интереснее поднять голову и увидеть, а не тереть пальцами струны, изображая попытку вспомнить то, что и не пытался учить.
Боксы, которого показаны на рис. 8, кажутся слишком сложным для игры из-за расширенной позиции, для игры в которой нужна хорошая растяжка пальцев. Возьмем вариант 1 и посмотрим, можно ли из него получить более простые для игры боксы.
Рис. 9. Боксы на основе схемы варианта 1.
От пятой и четвертой струны приходится играть в расширенной позиции, а по наглядности и простоте алгоритма следования блоков эти боксы ощутимо уступают показанным на рис. 8.
Попробуем изменить второй и третий бокс на рис. 8 и посмотреть результат.
Рис. 10. Оптимизация боксов.
Бокс №2 на этом рисунке значительно отличается от бокса №1. Если его продолжить, то получатся боксы как на рис 7. за исключением положения тоники. На рис. 9 она находится слева в позиции через один, а на данном рисунке. в центе позиции из соседей слева.
Бокс 3б выглядит перспективно, но от пятой струны получается нечто крайне сложное.
Вывод. Удобные и понятные боксы для игры гамм можно получить далеко не из всех возможных схем игры одной и той же гаммы.
Для лучшего понимания боксов рассмотрим минорную пентатонику (рис. 10).
Рис. 11. Минорная пентатоника.
Красным цветом отмечена тоника. Минорную пентатонику от одного лада можно сыграть налево и направо. На рисунке они условно обозначены как левосторонняя и правосторонняя.
Иногда возникает вопрос, а как запомнить все позиции пентатоники на грифе? Это несложно сделать, если знать её структуру. Для этого “прокрутим” пентатонику по вертикали и посмотрим, что получится.
Рис. 12. Позиции пентатоники.
Всего получилось 10 разных позиций (позиция от первой струны совпадает с шестой и не учитывается). После сравнения видим, что левосторонние и правосторонние позиции находятся в октавной зависимости, и всего получается 5 разных позиций минорной пентатоники. Также можно выделить относительное расположение звуков пентатоники на струне — через лад или через два лада. Они образуют блоки, что можно использовать для простого запоминания позиций: при игре правосторонних боксов вверх, после струны тоники играется 3 через лад, а вниз — 3 через лад после одного через два лада.
В качестве дополнительного ориентира можно зрительно держать октавные диагонали (рис. 13).
Рис. 13. Октавные диагонали.
На практике всё несколько сложнее и фразы, основанные на гаммах, не обязательно играются от тоники и заканчиваются на ней. Если сольная партия основывается на обыгрывании аккордов, то в качестве дополнительных ориентиров выступают аккордовые звуки — звуки, которые входят в звучащий в данный момент времени аккорд. Какой аккорд играть сначала, а какие после него? Об этом мы узнаем на следующем занятии, где будут рассмотрены гармонические обороты — связанные последовательности аккордов. Успехов!
Источник