Гаммы для гитары для начинающих 6 струн

Как правильно играть гаммы на гитаре

Приветствую любителей гитары! С вами Александр. Первый вопрос, который обычно задают ученики — надо ли играть гаммы на гитаре. Почему я должен их играть ведь Tommy Emmanuel, Andy McKee не играют. Ответ простой — когда поднимитесь до их уровня, тогда можете не играть.

Для чего нужны гаммы

Для начинающих это очень хорошая возможность усвоить ноты в позиции. Так легче запомнить их расположения на грифе. Для продвинутых гитаристов, хороший ресурс общемузыкального развития – динамики, артикуляции движений.

Опытные гитаристы не учат сложные фрагменты целиком. Вы можете следовать их примеру. Например: выбирать отдельные гаммообразные пассажи из пьес и учить их отдельно. Когда берете произведение, где есть затяжной пассаж, то сначала учите его, а потом все остальное. Иначе, будете постоянно спотыкаться об одно и то же.

Гаммы Сеговии

Многие известные гитаристы упражняясь, посвящают гаммам отдельное время. Самое первое, что приходит на ум — это гаммы в редакции легендарного гитариста Андреса Сеговии. Пожалуй, первый удачный опыт их систематизации. До него этим серьезно никто не занимался. Каждый педагог и исполнитель находил какие-то свои решения.

Читайте также:  Ноты фортепиано баллада аделин

Сеговия был первый, кто досконально все проработал. Выступал до глубокой старости. Последние концерты проходили, когда ему было за 90. Он неоднократно отмечал, что регулярно играет гаммы на гитаре.

Предлагаю сначала взять двух-октавные. У них достаточно рациональная аппликатура левой руки в сравнении с трех-октавными. Там аппликатура пальцев не совпадает — вверх одна, а вниз другая.

Глушение струн

Двух — октавные можно легко транспонировать от До мажора к Ми мажору. Но здесь есть одна проблема. Когда играют начинающие гитаристы, то в самом конце у них тянется шлейф обертонов. Струны не заглушаются — звучит каша.

Для нас это хорошая возможность, чтобы освоить глушение струн. Начинаем с До мажора. Играем от 5-й струны 3-й лад. Большой палец постоянно лежит на струнах и перемещается вместе с движением гаммы к первой струне. Тем самым заглушая все обертона.

Смена позиций

Следующий этап — соединить восходящее движение и нисходящее. Смену позиции следует отработать отдельно. Сам переход с одного лада на другой поиграть сначала четвертями, потом восьмыми. Когда достигнете уверенности, переходите к шестнадцатым. Спешить не следует — темп умеренный.

Не берите затяжные последовательности. Играйте короткие. Что можно сделать, так это разделить две октавы. Например от До на 3-й струне к До на первой.

В другой октаве от До на 5-й к До на 3-й. Когда играете в каждой октаве отдельно, то позиционный переход выпадает. Его лучше проработать отдельно. Но об этом мы уже говорили.

Ритмические рисунки

Еще вариант – квинты. От До к Соль. Короткими кусочками вверх, вниз. Прибавьте к этому различные ритмические фигуры. Например, нота с точкой или одна восьмая, две шестнадцатые. Играйте с многократными повторами под метроном.

Особенно интересны непарные длительности: триоли, квинтоли, секстоли. Акценты распределяются под разные пальцы. Такой подход приближает игру гамм к ситуации, которая часто встречается в произведениях.

Обязательно акцентируйте первый звук триоли. Когда играете в пределах верхней октавы, то сколько раз нужно прокрутить этот ритмический рисунок, чтобы акцент совпал с тоникой. Ориентируйтесь на это совпадение, чтобы создать форму законченного упражнения. Также играйте в нижней октаве.

Играйте чередуя восьмые и триоли.

Поработайте над всеми четными и нечетными длительностями. Чем больше, тем лучше это способствует развитию, беглости пальцев.

Артикуляция

Добавьте конкретики в звучание, поработайте над артикуляцией. Для этого следует заранее ставить палец правой руки на струну. Как только взяли первый звук, сразу ставите другой палец — заглушая струну. Получаются очень короткие звуки. Правая рука может менять аппликатуру. Например: i,m или m,a. Отрабатывать как «Апояндо» так и «Тирандо».

Учитесь транспонировать гаммы

Вы можете использовать транспонирование. Просто смещаетесь по одному ладу вверх или вниз. При этом сохраняете аппликатуру. Попробуем гамму До-мажор на одну октаву. По 3-й струне перемещаете указательным пальцем вверх на один лад. А дальше с ноты До-диез все то же самое. Таким образом, по полутонам, постепенно поднимаетесь вверх до квинты.

Здесь представлены примеры того как нужно работать с гаммами. Вы можете самостоятельно взять любую и применить к ней все те же принципы. Гарантирую – скучно не будет. Пользы получите значительно больше, чем от традиционно — банального повторения.

Игра с метрономом

Не следует всё время играть с метрономом. Правильней будет если его разделить пополам. Скажем 15 минут с метрономом, 15 без него. Он нужен для контроля ритма и темпа лишь на начальном этапе.

До того момента пока не достигнете уверенности — точно попадая в темп и ритм. После этого рекомендую начать работать над постепенным наращиванием скорости игры.

Источник

ГАММЫ НА ГИТАРЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ ЗНАТЬ И ИГРАТЬ

Гамма – это последовательность из семи идущих друг за другом нот (звуков), которые составляют тональность или определённый лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара.

Для чего нужны гаммы гитаристу.

Знание гамм необходимо каждому музыканту, оно даёт более углублённое понимание тональностей и взаимодействия нот (звуков) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на музыкальном инструменте. Без знания гамм и принципов их построения вы вряд ли поймёте, как строить аккорды. Также исполнение гамм это прекрасное упражнение для развития мышц, сухожилий пальцев левой руки и повышения их выносливости. Особенно хорошо прорабатываются эти моменты при исполнении гамм в очень медленном темпе и в очень быстром темпе. Гаммы очень полезны для запоминания расположения нот на грифе гитары. Особенно после 5го лада. Для этого многие преподаватели музыки советуют проговаривать ноты одновременно с извлечением звуков при игре. А еще лучше их пропевать. В этом случае вы ещё и активно развиваете свой музыкальный слух. С помощью гамм, вы можете развить в себе, так называемое, аппликатурное мышление. Образно говоря, это умение видеть гриф гитары как взаимосвязанную систему нот, интервалов, аккордов в разных позициях.

Как играть гаммы на гитаре.

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всём грифе. Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев. На гитаре всё гораздо проще, чем на пианино. Всё дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как построить новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Мажор и минор бывают трёх видов:

Натуральный – это простая гамма без всяких случайных знаков. Учитываются только знаки при ключе. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз.

Гармонический – это гамма в которой при движении и вверх, и вниз повышается только седьмая ступень (VII#).

Мелодический – это гамма в которой при движении вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), а при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется натуральный минор.

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства их чтения проставлена аппликатура, и продублированы ноты для гитары табулатурами.

Источник

Гаммы для гитары

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы на гитаре?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Все гаммы на гитаре (список)

Ниже представлены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.

Диезные

Бемольные

Частые вопросы связанные с гаммами

Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.

Чем отличается ля-диез от си-бемоль?

Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: “Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?” Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)

Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?

На практике тональности, в которых больше 4 знаков при ключе встречаются очень редко. На будущее такие гаммы тоже можно изучить, но если вы будете хорошо знать их до 4 знаков, этого вполне хватит для 90 процентов случаев, с которыми вам придётся столкнуться на своём музыкальном пути.

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?

Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!

Нестандартные гаммы

Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:

Арабская гамма


Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:

Пентатоника

Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов. Поэтому такие мотивы мы сразу узнаём.


Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:

Целотонная гамма

Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Послушайте как она звучит:

Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и блюзовая гамма, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.

Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре

Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму. К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни “В лесу родилась ёлочка”. Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем “ми мажор”. Смотрим в гамму “ми мажор” и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты “си”, потом пробуем по очереди все ноты гаммы “ми мажор” и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать увидели, что все звуки из ми-мажора.

Как нужно заниматься с гаммами на гитаре

  1. Играть в виде тренировки для развития пальцев.
    Это вариант неплохой, но, как я уже писал выше, для развития рук есть способы получше
  2. Петь гаммы.
    А вот это уже очень хорошее упражнение! В музыке пение по нотам называется – сольфеджио. Это крайне полезное и важное занятие прежде всего для развития музыкального слуха. Делается это так:
    Берёте любую гамму на гитаре, например, до мажор. И начинаете проигрывать на гитаре каждый звук, при этом пропевая его голосом в унисон с инструментом. Унисон – это когда ваш голос полностью сливается со звучащим звуком на гитаре. Если у вас не хватает диапазона голоса, чтобы спеть все ноты входящие в звукоряд, делайте это до тех звуков, которые можете вытянуть.
  3. Играть разные ритмические рисунки с отрезками из гамм.
    Приведу пример:

Можно придумать очень много вариантов таких ритмических рисунков. Самое главное играть их под метроном.

Источник

Оцените статью