- Гаммы для гитары
- Для чего нужны гаммы на гитаре?
- Все гаммы на гитаре (список)
- Частые вопросы связанные с гаммами
- Чем отличается ля-диез от си-бемоль?
- Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?
- Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?
- Нестандартные гаммы
- Арабская гамма
- Пентатоника
- Целотонная гамма
- Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре
- Как нужно заниматься с гаммами на гитаре
- Гитаристы и их школы >Мрачный минор и еще мрачнее: разбираем лады для хэви-метала
- Пентатоническая гамма
- Уроки guitar base
Гаммы для гитары
Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.
Для чего нужны гаммы на гитаре?
1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.
Для того, чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:
1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками
Все гаммы на гитаре (список)
Ниже представлены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.
Диезные
Бемольные
Частые вопросы связанные с гаммами
Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.
Чем отличается ля-диез от си-бемоль?
Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: “Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?” Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)
Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?
На практике тональности, в которых больше 4 знаков при ключе встречаются очень редко. На будущее такие гаммы тоже можно изучить, но если вы будете хорошо знать их до 4 знаков, этого вполне хватит для 90 процентов случаев, с которыми вам придётся столкнуться на своём музыкальном пути.
Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?
Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!
Нестандартные гаммы
Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:
Арабская гамма
Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:
Пентатоника
Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов. Поэтому такие мотивы мы сразу узнаём.
Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:
Целотонная гамма
Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Послушайте как она звучит:
Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и блюзовая гамма, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.
Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре
Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму. К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни “В лесу родилась ёлочка”. Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем “ми мажор”. Смотрим в гамму “ми мажор” и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты “си”, потом пробуем по очереди все ноты гаммы “ми мажор” и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать увидели, что все звуки из ми-мажора.
Как нужно заниматься с гаммами на гитаре
- Играть в виде тренировки для развития пальцев.
Это вариант неплохой, но, как я уже писал выше, для развития рук есть способы получше - Петь гаммы.
А вот это уже очень хорошее упражнение! В музыке пение по нотам называется – сольфеджио. Это крайне полезное и важное занятие прежде всего для развития музыкального слуха. Делается это так:
Берёте любую гамму на гитаре, например, до мажор. И начинаете проигрывать на гитаре каждый звук, при этом пропевая его голосом в унисон с инструментом. Унисон – это когда ваш голос полностью сливается со звучащим звуком на гитаре. Если у вас не хватает диапазона голоса, чтобы спеть все ноты входящие в звукоряд, делайте это до тех звуков, которые можете вытянуть. - Играть разные ритмические рисунки с отрезками из гамм.
Приведу пример:
Можно придумать очень много вариантов таких ритмических рисунков. Самое главное играть их под метроном.
Источник
Гитаристы и их школы >Мрачный минор и еще мрачнее: разбираем лады для хэви-метала
Привет читателям Гитаршколы. Если Вы еще не подписаны на нашу рассылку, Вы пропускаете огромное количество полезной информаци про гитары, гитарное оборудование, а так же сами уроки гитары.
Если Вы серьезно хотите научиться играть на гитаре, подписывайтесь на нашу рассылку и получайте свежие ежедневные уроки гитары.
В этой статье я отвечаю на вопрос одного из читателей: «Какой гаммой чаще всего пользуются гитаристы, когда играют хеви-метал ?»
Что ж, спасибо за вопрос! Обычно гитаристы играют в гармоническом миноре — всегда звучит круто! Можно импровизировать сколько душе угодно, особенно сольные партии.
Из знаменитых гитаристов, кто играет в гармоническом миноре — Ингви Малмстин, Ритчи Блэкмор, Стив Вай, все играют в миноре. Моцарт очень любил гармонический минор.
Послушай, как использует эту гамму Dave Reffett в своей песне Devils Roadmap:
Прислушайтесь к соло с 3:22 до 3:40 — там как раз гармонический минор.
Пентатоника тоже классная штука. Закк Уайлд, Фрэнк Мариино и Дэйв Мустейн часто используют ее в своих композициях.
Пентатоническая гамма
(1, b3, 4, 5, b7). Например, Если играем в тональности E, ноты будут E, G, A, B, D.
Соло в песне “I Just Don’t Want to Say Goodbye” играется в пентатонике. С 3:26 по 4:37:
Хоть Dave Reffett давно играет, но он многому учился сам. Обычно,он играет на слух, и он подсказывает ему, правильно ли он играет или нет. Но знание гамм — это как основа, базис, который поможет совершать меньше ошибок.
Когда-то он учился у одного музыканта, он выпускал обучающие DVD, и там он говорил, что можно придумывать свои собственные гаммы так же просто, как подобрать рифмы к словам. Безумно, конечно, но очень креативно.
Своих учеников Дэйв тоже учет думать свободно и творчески. Слушать риф и подобрать к нему соло, выбирая ноты из хроматического ряда опираясь только на слух. Это очень развивает.
Если взять «неправильную» ноту, она будет звучать некрасиво и противно. Хотя, иногда они бывают в тему! Добавляют изюминку, так сказать. Не надо себя ограничивать.
Ниже я привожу список интересных гамм. Они все начинаются с Ми, но вообще двигаться можно откуда душе угодно:
• Гармонический минор (1, 2, b3, 4, 5 b6, 7) или (E, F#, G, A, B, C, D#). Ингви Малмстин, Ритчи Блэкмор большие любители этой гаммы.
• Персидский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, b7) или (E, F, G#, A, B, C, D). Это мажорный лад. Слушай Iron Maiden “Powerslave”.
Al Di Meola “Egyptian Danza” — отличный пример этого лада. Звучит прямо по-египетски!
• Византийский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, 7) or (E, F, G#, A, B, C, D#). Похож на персидский, но более магически-загадочный. “Gates of Babylon” Ронни Джеймса — хороший пример.
• Цыганский лад (1, 2, b3, #4, 5, b6, 7) or (E, F#, G, A#, B, C, D#). Еще называют венгерским минором. Megadeth “Head Crusher” с 2:58 по 3:24.
• Персидский лад (1, b2, 3, 4, b5, b6, 7) or (E, F, G#, A, Bb, C, D#). Звучит просто крышесносно! Обязательно попробуйте его в своих соло. Его использует Мерлин Мэнсон.
• Японский лад (1, b2, 4, 5, b6) или (E, F, A, B, C). Фридман, Джейсон Беккер и много других гитаристов его активно используют. Это пентатоника.
Ну и в завершении урока я хочу предложить Вам таблицу с формулами всех ладов. Обязательно добавьте в закладки эту страницу, потому как она Вам еще очень много раз пригодится.
Название | Формула | Тип |
Арабский | 1 2 b3 4 #4 #5 6 7 | минорный |
Цыганский | 1 2 b3 #4 5 b6 7 | минорный |
Румынский | 1 2 b3 #4 5 6 b7 | минорный |
Индийский | 1 b2 4 5 b6 1 b2 b3 4 5 b6 b7 | нейтральный минорный |
Персидский | 1 b2 3 4 b5 b6 7 | мажорный |
Византийский | 1 b2 3 4 5 b6 7 | мажорный |
Восточный | 1 b2 3 4 b5 6 b7 | доминантный |
Еврейский | 1 b2 3 4 5 b6 b7 | доминантный |
Японский | 1 2 4 5 b6 | нейтральный |
Если остались вопросы или дополнения, смелее пишите их в комментарии ниже.
Интересно всё же сколько направлений минора. Вроде как не похожи друг на друга, но всё же что-то их сближает. Тяжелая всё же музыка, на любителя.
Как же я люблю этот мрачный минор! В исполнении Yngwie Malmsteena уже настоящая классика. Спасибо Вам за роскошную подборку, что дали возможность услышать лад в разных стилях. Настоящее счастья для меломана.
Сперва пишите: Персидский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, b7) или (E, F, G#, A, B, C, D).
Затем: Византийский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, 7) or (E, F, G#, A, B, C, D#)
И в конце: Персидский лад (1, b2, 3, 4, b5, b6, 7) or (E, F, G#, A, Bb, C, D#).
Источник
Уроки guitar base
      Автор: Рэнди Фейфер       Перевод: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 14 апреля 1999 г. |
И з всех предметов, которые я преподаю, наиболее популярным является импровизация. Я поделюсь с вами несколькими секретами, с помощью которых вы сможете составлять свои собственные сольные партии. Знающие эти секреты музыканты частенько собираются и, вместо того, чтобы играть какие-либо конкретные произведения, «джемуют» (джем — это спонтанное исполнение ритмических и сольных партий).
Итак, цель этого занятия — познакомиться с основными гаммами, используемыми для построения солирующих партий. Эти гаммы очень важны для изучения, так как распространены также широко, как и некоторые аппликатуры.
Ля-минорная пентатоника — это пять простых нот (A, C, D, E, G). Если вы сыграете эти пять нот, затем сделаете паузу, а затем продолжите играть эту гамму, то услышите тот же самый звукоряд, лежащий на октаву выше.
Блюзовая гамма — это минорная пентатоника с одной дополнительной нотой (в каждой октаве). Эта нота придает звучанию гаммы некоторую напряженность. Блюзовая гамма может взаимозаменяться с минорной пентатоникой.
Мажорная пентатоника используется не так часто, как блюзовая гамма или как минорная пентатоника, но мы все равно с ней познакомимся, так как она имеет ту же аппликатуру, что и минорная пентатоника, только играется тремя ладами ниже. Эта гамма имеет мелодичное звучание и ее чаще всего применяют в кантри-музыке.
Когда вы сможете достаточно свободно играть все эти гаммы в тональности A, сдвинтесь на два лада выше в тональность B, затем еще на один лад в тональность C и так далее.
Совет: при игре гамм используйте ваш первый палец для игры нот, расположенных на V ладу, третий палец для игры нот, расположенных на VII ладу и мизинец — для нот на VIII ладу. Всегда используйте переменный штрих медиатором (то есть чередуйте удар медиатором вниз с ударом вверх).
Следующий урок будет посвящен тому, как создавать с помощью изученных нами гамм соло.
Источник