Гаммы для пианино pdf

Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)

Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.

Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:

1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)

2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)

Книги в бумажном виде

Гамма теоретический аспект

Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:

Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.

Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).

Читайте также:  Гитара naranda кто производитель

Минорная: тон, полутон, два тона, питон, два тона (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). Чтобы сохранить структуру гамм используют знаки альтерации.

Существуют следующие гаммы:

Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):

Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :

Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):

в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)

мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)

минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).

Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):

Влияние гам на исполнителя

Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!

Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.

Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Советы по освоению гамм

Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.

Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!

Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.

Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!

Источник

Технический репертуар (гаммы, 11 положений)

Недавно нашла пособие, которое издано Казанским Федеральным университетом, в котором заботливо и очень подробно расписана вся аппликатура в гаммах и 11 арпеджио. Не могла не поделиться своей находкой с вами.

Батыршина Г.И. Технический репертуар (гаммы, 11 положений). Музыкальные термины и понятия. (2009)

Пособие составлено в соответствии с утвержденными на кафедре фортепиано ТГГПУ требованиями к содержанию пол> семестровой программы по курсу основного музыкального инструмента (фортепиано) студентов музыкального факультета, обучающихся по специальности 050601.65 — «Музыкальное образование» и направлению бакалавриата 050600.62 — «Художественное образование» (профессионально-образовательный профиль подготовки 540705 — «Музыкальное искусство»).
Образовательный минимум, представленный в пособии, включает содержание технического репертуара в объеме гамм в 24 тональностях, 11 положений (11 видов арпеджио) от звуков До (С), Ре (D). Ми (Е). Фа (F). Соль (G). Ля (А), Си (Н); коллоквиума на знание теоретических основ фортепианного исполнительства — иностранных музыкальных терминов, понятий музыкального исполнительства и пианистического искусства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Источник

Гаммы и арпеджио для фортепиано — Н. Ширинская

Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произведений. Также в книге представлены специально подготовленные упражнения для совершенствования использования legato, «выравнивания» кончиков пальцев, подкладывания первого пальца и др.


Гаммы и арпеджио для фортепиано
Н. Ширинская
«Советский композитор»,1984г.
номер с5046к

Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся-пианист сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произведений.
Начать работу над гаммами рекомендуется на втором году обучения с мажорных гамм диапазоном в две октавы (в прямом движении в октаву и в противоположном движении от одного звука). Представленные подготовительные упражнения позволяют совершенствовать исполнение legato, добиваться с выравнивания» кончиков пальцев (№ 1—3), работать над подкладыванием первого пальца (№ 4, 5). Одновременно или месяцем позже можно приступить к освоению коротких арпеджио трезвучий (№ 6 — 9), а через полгода—хроматической гаммы от звука до (сначала в октаву в прямом движении, потом в противоположном).

После закрепления навыков игры мажорных гамм и коротких арпеджио мажорных трезвучий желательно приступить (на третьем году обучения) к игре минорных гамм и коротких арпеджио минорных трезвучий. При этом весьма полезными окажутся подготовительные упражнения (№ 1—9) в соответствующих тональностях. На четвертом году обучения можно приступать к работе над длинными арпеджио трезвучий, элементы которых даны в подготовительных упражнениях (№ 10—15). Когда ученик свободно и уверенно начнет играть гаммы и арпеджио в объеме двух октав, их диапазон следует расширить до четырех октав. Очередной задачей станет исполнение гамм в прямом и противоположном (смешанном) движении, а также длинных арпеджио мажорных и минорных трезвучий.
Желательно на четвертом или пятом году обучения приступить к работе над гаммами в терцию, дециму и сексту; длинными арпеджио трезвучий с обращениями; короткими и длинными арпеджио уменьшенных септаккордов и доминантсептаккордов; затем начать освоение ломаных арпеджио трезвучий и септаккордов.

При таком последовательном изучении гамм и арпеджио (примерно на восьмом году обучения) ученик сможет перейти к более сложным техническим задачам — одиннадцати видам арпеджио (аккордам) от одного звука и гаммам двойными терциями. Подготовительные упражнения к гаммам двойными терциями (№ 16—18) рекомендуется играть восходящими диатоническими или транспонирующими секвенциями для совершенствования legato и синхронности звучания каждой пары терций. В этом отношении для исполнения гамм представляется наиболее удобным вариант аппликатуры П. Пабста.
Предлагаемая систематизация гамм и арпеджио основана на обобщении опыта работы фортепианного отдела Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Н. ШИРИНСКАЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ, МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
МИНОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
МАЖОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
МИНОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ
ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ОДИННАДЦАТЬ ВИДОВ АРПЕДЖИО ОТ ОДНОГО ЗВУКА
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
МИНОРНЫЕ МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ

Скачать гаммы и арпеджио для фортепиано

Источник

Аппликатура в гаммах

0 знаков C-dur (До мажор)

0 знаков a-moll ( ля минор гармонический)

1 # G-dur (Соль мажор)

1# e-moll (ми минор гармонический)

1b F-dur (Фа мажор)

1b d-moll ( ре минор гармонический)

2# D-dur (Ре мажор)

2# h-moll (си минор гармонический)

2b B-dur (Си бемоль мажор)

2b g-moll (соль минор гармонический)

3# A-dur (Ля мажор)

3# fis-moll (фа диез минор гармонический)

3b Es-dur (Ми бемоль мажор)

3b c-moll (до минор гармонический)

4# E-dur (Ми мажор)

4# cis-moll (до диез минор гармонический)

4b As-dur (Ля бемоль мажор)

4b f-moll (фа минор гармонический)

5# H-dur (Си мажор)

5# gis-moll (соль диез минор гармонический)

5b Des-dur (Ре бемоль мажор)

5b b-moll (си бемоль минор гармонический)

6# Fis-dur (Фа диез мажор)

6b es-moll (ми бемоль минор гармонический)

Источник

Оцените статью