Гаммы для пианино петь

Песни под гитару Урок-10. «Гаммы»

Аккорды песен под гитару, видео

Урок-10. «Гаммы»

ГАММЫ:

И еще одно очень полезное вокальное упражнение – «гаммы».
Лучше всего его исполнять в двух октавах, что бы выравнивать диапазон голоса. Также оно отлично тренирует длительное дыхание.
Упражнение выглядит так:

Издаем продолжительный звук «А» на одном дыхании, при этом меняем высоту звука, как если бы мы проигрывали целые ноты, от «До» до следующей «До»: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До . И после короткой паузы для взятия вдоха, движемся в обратную сторону: До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До . Предварительно взяв для ориентира уже известную нам позицию:

вид сверху (гитара в руках)

Заходя голосом в фальцетный регистр, старайтесь сделать переход предельно плавным. Если какие-то ноты сложно брать звуком «А», то смело меняйте его на «О» или «У». Главное исполнить все ровно.
Затем поем тоже самое, только на октаву ниже:

Как уже описывалось в предыдущих уроках, нужно переместить наш аккорд по грифу на следующий лад вверх и повторить данные вокальные процедуры. И так по всему грифу, до предела.
Тем самым улучшая характеристики своего вокала, а именно ровность тембра голоса.

Источник

Играем гаммы на пианино

Каким бы скучным ни было занятие – проигрывание гамм, без этого – никуда. Гаммы – это развитие моторики и беглости пальцев, постановка руки, выработка идеального звука и нужного звуковедения. А если вы играете гаммы на пианино двумя руками, то развиваете синхронность, внимание и координацию.

Чтобы на данном этапе не загружать вас лишней информацией, поиграем только одну гамму – до мажор. На одном из прошлых уроков я объясняла вам, что такое тональность до мажор. Кто подзабыл или не читал тот урок, напомню: до мажорная гамма – это звукоряд с тоникой ДО. А гамма – это не что иное, как звукоряд в тональности. До мажор – самая любимая тональность у всех начинающих. Почему? Потому что играется она только на белых клавишах.

Аппликатура для гаммы до мажор

Начать можно с любой руки. Поиграйте по одной – сначала левой, потом правой. Или наоборот. Кстати, если вы забыли нумерацию пальцев (правильно – аппликатуру), то можете вернуться в тот урок, где это объяснялось, но я повторю. Большой палец – первый, указательный – второй, средний – третий, безымянный – четвертый и мизинец – пятый.

Левой рукой играем гамму с пятого пальца, а правой – с первого.

Не нужно сразу пытаться сыграть гамму на пианино двумя руками – это сложно. Поэтому доведите до автоматизма каждую руку, а потом уже соединяйте. Играйте медленно, торопиться не нужно. Кисть руки должна быть слегка приподнятой, закруглённой. Клавиш касаемся кончиком подушечки – тем местом, где выступает верхушка ногтя. Кстати, обучение игре на пианино и длинные ногти – вещи несовместимые, увы.

Так играют гаммы левой рукой:


А так – правой:

Когда вы освоите гамму до мажор, мы с вами перейдем на арпеджио. Новое слово и новое понятие. Тоже очень полезная штука. Только об этом я расскажу в следующий раз.

Кстати, гаммы на пианино могут звучать очень красиво и привлекательно:

Источник

Гаммы для пианино

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Сложно представить более нудное занятие в жизни ученика пианиста, чем игра гамм. При этом опытные учителя не только не исключают эти упражнения из занятий, но и требуют уделять им большое внимание. Даже опытные пианисты с многолетней практикой посвящают много времени на отработку гамм. Стоит понять, чем полезны такие занятия и как подойти к ним правильно.

Что это такое и зачем нужны?

Гаммой называют последовательность звуков в восходящем или нисходящем направлении, образующую определённую тональность. Звукоряд выстраивается по особой формуле, определяемой ладом, от заданной ноты. Отработка таких упражнений преследует несколько целей.

  1. Ускорить освоение различных тональностей, которых в музыке существует 24 (на бумаге их больше за счёт энгармонических замен звуков). Разучивая гаммы, пианист привыкает к количеству знаков и аппликатуре, что облегчает запоминание художественных пьес, написанных в этих тональностях.
  2. Закрепить основы музыкальной грамоты, включая знание ладов и видов тональности.
  3. Развить механическую память. В результате части произведений, основанных на гаммообразном движении, будут запоминаться быстрее.
  4. Отработать технику исполнения, без которой невозможно исполнение виртуозных концертных произведений.

Игру гамм нередко сравнивают с разминкой для спортсменов или балерин. Подобно тому, как гимнаст не приступит к отработке сложных элементов программы с непрогретыми мышцами, профессиональный пианист не перейдёт к игре пьес с самого начала занятий.

Гаммы для пианино различаются по ладовой принадлежности, структуре и способу исполнения. В зависимости от музыкальных знаний и навыков пианисту доступны следующие виды упражнений.

  1. Игра гаммы в прямом виде в октаву (расстояние в 8 нот). Здесь руки играют одинаковые ноты вверх и вниз. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, от музыканта требуется здесь контролировать качество звучания, правильность подмены пальцев на каждой руке.
  2. Расходящаяся гамма. Это означает, что руки движутся на удаление друг от друга, а затем на сближение. Это упражнение часто комбинируют с гаммой в прямом движении.
  3. Гамма в терцию (расстояние между нотами в 3 ступени). Если левая рука начинает играть с ноты до, то правая стартует с ми. Поскольку руки находятся в одной октаве, это упражнение помогает улучшить координацию на небольшом пространстве. Для удобства можно перенести правую руку на октаву выше. В результате получится гамма в дециму.
  4. Гамма в сексту напоминает предыдущий вариант, но здесь руки меняются местами.
  5. Наиболее сложным типом гаммы считается звукоряд с терцовыми удвоениями. Такое упражнение учит вести одновременно 2 голоса одной рукой. При работе с ним важно добиться плавности и связности каждого интервала, и без точной аппликатуры тут не обойтись.

Игра звукоряда несколькими способами на фортепиано поможет отрабатывать навыки, избегая однообразия движений и звучания.

При появлении чувства усталости после гамм специалисты рекомендуют переключить внимание на этюды со схожими техниками.

Мажорные

Мажором называют светлый, радостный лад. Такую гамму можно построить от любой клавиши на фортепиано. Причём выбор первой ноты отразится на названии тональности. Так, до мажор будет начинаться с ноты до, а ре мажор начинают играть с ноты ре.

Натуральная мажорная гамма строится по принципу: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. В народной музыке она называется ионийской.

Помимо неё существуют другие разновидности.

  1. Гармонический мажор. От обычной гаммы его отличает низкая шестая ступень (ля бемоль в до мажоре). Это придаёт ему восточный колорит. Если дополнительно понизить вторую ступень, получится дважды гармонический лад.
  2. Мелодический мажор. Его отличия от натурального лада проявляются только при движении вниз, где понижаются 6 и 7 ступени.
  3. Мажорная пентатоника. Лад, лишённый полутонов, характерен для азиатской культуры. В отличие от европейских семиступенных аналогов, он состоит из 5 ступеней с двумя промежутками в полтора тона. Так, в тональности, начинающейся с до, будут отсутствовать ноты фа и си. А по чёрным клавишам сыграть мажорную пентатонику можно с ноты фа-диез.
  4. Блюзовый мажор. Его основой стала пентатоника с добавлением дополнительной третьей ступени. Так, в ладе от до одновременно присутствуют ми и ми-бемоль. В результате композитор, использующий этот лад, может активно использовать мерцание красок мажора и минора.
  5. Лидийский лад, который исполняется с высокой четвёртой ступенью. Его можно сыграть по белым клавишам от ноты фа.
  6. Фригийский лад, характеризующийся низкой седьмой ступенью. Соответствует звукоряду от соль, сыгранному по белым клавишам.

Особняком стоит хроматическая гамма, которая не относится к мажору или минору. Она образуется из звуков, расположенных строго по полутонам. А в аппликатуре задействуется всего по 3 пальца на каждой руке.

Минорные

Минором называют грустный, тёмный лад. Количество минорных тональностей соответствует мажорным. Пара тональностей с одинаковым количеством знаков называется параллельной. Примером тому становятся до мажор и ля минор, которые исполняются по белым клавишам.

Натуральный (или эолийский) минор выстраивается по формуле: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.

Его разновидности рассмотрим далее.

  1. Гармонический минор, который образуется посредством повышения седьмой ступени. При попутном повышении четвёртой образуется дважды гармонический лад.
  2. Мелодический минор, в котором при движении вверх повышают 6, 7 ступени, а в движении вниз заменяют натуральным видом.
  3. Минорная пентатоника. Здесь сохраняется структура из 5 ступеней без полутонов. Но гамма выстраивается по формуле, которая отличается от мажорного варианта: 1,5 тона – тон – тон – 1,5 тона – тон. По чёрным клавишам минорную пентатонику удобно играть от ноты ре-диез.
  4. Блюзовый минор. Подобно мажорному аналогу, в основе здесь лежит минорная пентатоника с добавленным звуком. В ля миноре им становится ми-бемоль, который используется наравне с чистой ми. Такой звукоряд популярен для гитарных партий в композициях, написанных в стиле блюз, рок и некоторых других.
  5. Дорийский минор отличается от натуральной гаммы высокой шестой ступенью. Его легко сыграть на белых клавишах от ноты ре.
  6. Фригийский лад, представляющий собой натуральный минор с низкой второй. Соответствует звукоряду, построенному по белым клавишам от ноты ми.

Одним из экзотических и редко используемых ладов считается локрийский. Его опорные звуки образуют уменьшенное трезвучие, поэтому его не относят к мажору или минору.

Его проще построить от натуральной минорной гаммы, понизив вторую и пятую ступень. По белым клавишам такой звукоряд получится от си.

Как играть?

Игра на фортепиано требует правильной посадки независимо от репертуара. Поэтому, исполняя гаммы, не нужно забывать о положении ног, спины и рук. Кроме того, игра технически сложных элементов требует умения правильно расслабляться. Зажатые плечи и локти приводят к быстрой усталости кистей и пальцев, что снижает качество занятий. А неумение распознавать сигналы тела приводит к такому знакомому для пианистов явлению, как переигрывание рук. В результате работу над другими произведениями придётся приостановить на несколько часов или дней.

Чтобы быстрее освоить гаммы, стоит учитывать несколько принципов.

  1. Стоит сразу выучить правильную постановку пальцев. Все подмены нужно проверять и контролировать, иначе невозможно достичь нужной беглости пальцев, а исправлять заученные ошибки впоследствии будет труднее.
  2. Чтобы запомнить гамму правильно, нужно сначала проработать каждую руку отдельно. Когда первый этап будет усвоен до автоматизма, можно приступать к игре двумя руками.
  3. Сначала работа ведётся в медленном темпе на участке клавиатуры в две октавы. На следующем этапе освоения можно играть быстрее и на 4 октавы.
  4. При игре гамм важно добиться равной силы звука от всех пальцев. Поначалу это не просто, поскольку большой палец по физиологическим параметрам сильнее мизинца. Отточить навык можно посредством упражнений на столе. Сымитировав постановку руки на фортепиано, нужно ударять пальцами по поверхности, стремясь добиться одинакового звука.
  5. Разнообразить игру гамм можно, используя разные ритмические рисунки. Например, можно чередовать две длинные ноты с двумя короткими.
  6. Гаммы также отрабатывают разными штрихами. К ним относят легато (плавно), стаккато (отрывисто), нон легато (раздельно), маркато (отрывисто, с акцентом на каждом звуке).
  7. Музыканты также рекомендуют параллельно с гаммами отрабатывать динамические оттенки, включая форте (громко), пиано (тихо), крещендо (с постепенным увеличением громкости), диминуэндо (с постепенным затуханием звука).

Освоение гамм традиционно начинается с до мажора и ля минора, которые исполняются по белым клавишам.

На следующем этапе можно приступать к звукорядам с ключевыми знаками, которые начинаются с белых клавиш. К ним относят мажорные диезные и минорные бемольные гаммы. Более сложными считаются звукоряды, которые начинаются с чёрных клавиш.

Аппликатуры для начинающих

Чтобы упростить обозначение пальцев в нотах, их нумеруют цифрами 1-5. При игре на фортепиано нумерация начинается с большого пальца, поэтому указательный – 2, средний – 3, безымянный – 4, мизинец – 5. На инструментах, где для игры используется лишь 4 пальца на руке (гитара, скрипка), указательный палец становится первым и так далее.

При освоении аппликатуры гамм внимание уделяется подмене пальцев. Для правой руки при движении вверх первый ставится сначала после третьего, а потом после четвёртого. При смене движения на конечную ноту восхождения ставится пятый палец. В обратном направлении после первого поочерёдно ставятся третий и четвёртый пальцы.

Аппликатура левой руки выстроена в противоположной последовательности. При движении вверх после первого пальца ставятся поочерёдно третий и четвёртый. А в обратном движении эти пальцы поочерёдно подменяются первым.

Чтобы проверить правильность аппликатуры, важно контролировать положение четвёртого пальца. В диезных гаммах, начинающихся с белой клавиши, он всегда нажимает седьмую ноту в правой руке, и вторую ноту в левой.

Если нажатие четвёртого пальца пришлось на другую клавишу, в исполнении есть ошибка, которую предстоит найти и исправить.

В бемольных тональностях, стартующих с белой клавиши, четвёртый палец правой руки приходится на си бемоль. В левой руке четвёртый палец в фа мажоре играет вторую ноту, а в последующих тональностях он нажимает клавишу, соответствующую вновь появившемуся бемолю. Так, в ми бемоль мажоре четвёртый палец левой руки придётся на ля, а в ре бемоль мажоре – на соль.

Отдельной частью упражнений на фортепиано становятся арпеджио. Так называют аккорды, звуки которых исполняются поочерёдно. Различают 3 вида арпеджио:

Короткие арпеджио представляют собой тоническое трезвучие с обращениями с удвоенным нижним тоном, которые играются по очереди с постепенным восхождением и последующим спуском. Ломаные арпеджио похожи на короткие, но ноты каждого отдельного фрагмента играются в следующей последовательности: 1, 3, 2, 4.

Длинное арпеджио представляет собой аккорд, сыгранный в едином движении вверх на несколько октав с последующим возвратом. Таким образом можно играть мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды разных видов.

Подведём итоги: гаммы считаются неотъемлемой частью занятий на фортепиано. Они требуются начинающим и опытным музыкантам, поскольку способствуют освоению нотной грамоты, отработке исполнительской техники. Гаммы отличаются по ладу, степени сложности и способу исполнения. Играть звукоряды, начинающиеся с чёрных клавиш труднее, чем с белых.

Поэтому освоение гамм начинается от простого к сложному, от медленного к быстрому, от двух октав к четырём. Стоит тренировать гаммы в прямом, расходящемся, комбинированном движении, в терцию, дециму и сексту.

Причём важно контролировать правильность посадки за инструментом, постановку рук и аппликатуры.

Опытные преподаватели обязательно обратят внимание на свободу плечевой и локтевой зоны, ведь при её отсутствии руки быстрее устают, что сокращает продолжительность занятий и качество исполнения.

Начиная каждое занятие с гамм и этюдов, музыкант подготавливает себя к восприятию художественных произведений. Хорошо отточенные технические навыки помогут ему быстро перейти от разбора нот к работе над штрихами, динамическими оттенками и характером. Результатом станет исполнение, которое принесёт удовольствие исполнителю, а также вызовет живой отклик у слушателей.

С некоторыми упражнениями для развития навыков игры на пианино можно также познакомиться в следующем видео.

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано для продвинутых
Оцените статью