- Саксофон научиться
- Урок 2.4 Ноты ре, ми, фа, соль второй октавы.
- На этом уроке поднимаемся дальше вверх во вторую октаву.
- Нота ре второй октавы. Саксофон научиться.
- Нота ми второй октавы. Саксофон научиться.
- Нота фа второй октавы. Саксофон научиться.
- Нота соль второй октавы. Саксофон научиться.
- Ошибки при игре второй октавы. Саксофон научиться.
- Еще четыре ноты. Что дальше? Саксофон научиться.
- Саксофон научиться. Нота фа-диез второй октавы.
- Первая гамма на саксофоне. Саксофон научиться.
- Аппликатура саксофона
- Sorokin Jazz
- Академические гаммы, арпеджио для саксофона
- Гаммы и арпеджио до 3-х знаков для саксофона
- Sorokin Jazz
- Каталог гамм для саксофона
- Мажорные и минорные гаммы, арпеджио до 7-ми знаков для саксофона
- Три вида мажора и минора – сборники гамм для саксофона
- Хроматическая гамма и базовые хроматические секвенции для саксофона
- Хроматические интервалы от секунды до септимы для саксофона
- Гаммы для сопрано-саксофона ДМШ
Саксофон научиться
Саксофон научиться. Продолжаем изучение аппликатуры саксофона. Разучиваем ноты ре, ми, фа, фа-лиез, соль второй октавы. Урок ведет Николай Годына.
Урок 2.4 Ноты ре, ми, фа, соль второй октавы.
Николай Годына продолжает рассказ об аппликатуре саксофона.
Продолжаем изучения аппликатуры саксофона.
На уроке 7 мы остановились на ноте до второй октавы. Были освоены 4 ноты:
- соль первой октавы — нажаты три клавиши тремя пальцами левой руки;
- ля первой октавы — нажаты две клавиши указательным и средним пальцами левой руки;
- си первой октавы — нажата одна клавиша указательным пальцем левой руки;
- до второй октавы — нажата одна клавиша средним пальцем левой руки.
На этом уроке поднимаемся дальше вверх во вторую октаву.
Вы уже знаете ноту до второй октавы. Теперь разучим ноты ре, ми, фа, фа-диез и соль второй октавы.
Ноты, начиная с ноты ре второй октавы и выше, включая ноты третьей и четвертой октав, играются с нажатым октавным клапаном.
Октавный клапан на разных моделях саксофона может иметь разную форму, но он всегда удобно расположен над площадкой для опоры большого пальца левой руки.
Октавный клапан саксофона:
Нота ре второй октавы. Саксофон научиться.
Записывается нота ре второй октавы на четвертой линейке нотного стана:
Играется пальцами левой и правой руки.
В аппликатуре ре второй октавы задействованы шесть кнопок, не считая октавного клапана:
- три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
- три нижних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
Аппликатура ре второй октавы
Звучит нота ре второй октавы:
Ре второй октавы на Свирельке:
Ноту ре следует играть довольно аккуратно. Это капризная нота. Она может передуваться в обертон (флажолет) и звучать как нота ля второй октавы.
Если сильно прижать губами трость или начать очень громко играть (часто это сочетание и того, и другого), то вместо ноты ре второй октавы можно сыграть ля второй октавы.
Передутое ре звучит как ля.
На записи передутое ре и ля звучат последовательно:
Сначала прозвучала ля, а затем передутая ре. Похожи?
Вся вторя октава на саксофоне по аппликатуре это та же самая первая октава, но передутая. Чуть сильнее нажимая на трость и усиливая выдох мы передуваем ноты во вторую октаву.Опытные саксофонисты могут играть вторую третью октавы не используя октавный клапан. Потому что основная работа делается амбушюром и силой выдоха. Октавный клапан лишь помогает перейти во вторую октаву. Он немного вычищает звук и тембр, чтобы звук был без присвистов и шорохов.
Поэтому будьте внимательны играя вторую октаву, чтобы она не киксовала и не улетала в стратосферу или передувание.
Вы можете догадаться, следующая нота после ре будет ми.
Нота ми второй октавы. Саксофон научиться.
Записывается нота ми второй октавы между четвертой и пятой линейкой нотного стана:
В аппликатуре ми второй октавы нажаты пять кнопок, не считая октавного клапана:
- три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
- две нижних кнопки нажаты указательным и средним пальцами правой руки.
Аппликатура ми второй октавы:
Нота ми второй октавы играется как ре второй октавы, только без самого нижнего клапана.
На альт саксофоне звучит нота ми второй октавы:
Помните про транспорт саксофона? Играем ми второй, а звучит? Сами посчитайте или узнайте.
Для тех, кто любит заниматься с тюнером. В первое время обучения не рекомендуем заниматься с тюнером. Потому что ученик, пытаясь достичь какой-то идеальной высоты звука, не уделяет внимания его качеству. Для тех, кто работает с тюнером, но не понимает почему его ноты завышают следует знать некоторые закономерности саксофона:
Это может быть по разному на разных саксофонах, но проявляется на многих инструментах. Пока ваша задача достичь, чтобы нота бралась устойчиво. То есть, десять раз из десяти вы должны брать эту ноту без киксов, без призвуков, без шипения после атаки. |
Нота фа второй октавы. Саксофон научиться.
Записывается нота фа второй октавы на пятой линейке нотоносца:
В аппликатуре фа второй октавы нажаты четыре кнопки, не считая октавного клапана:
- три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
- одна кнопка внизу нажата указательным пальцем правой руки.
Аппликатура фа второй октавы:
На альт саксофоне звучит нота фа второй октавы:
Нота соль второй октавы. Саксофон научиться.
Записывается нота соль второй октавы над пятой линейкой нотоносца:
В аппликатуре соль второй октавы нажаты три кнопки, не считая октавного клапана:
- три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
- пальцы правой руки не задействованы.
Аппликатура соль второй октавы:
На альт саксофоне звучит нота соль второй октавы:
Нота соль второй октавы капризная нота.
У начинающих саксофонистов она пытается сорваться вниз и звучать как соль первой октавы.
Чтобы избавиться от этого попробуйте более плотно прижимать трость нижней губой и не ослабляйте воздушный поток выдоха.
Это ещё не все ноты сегодняшнего урока, но пока поговорим об ошибках начинающих саксофонистов.
Ошибки при игре второй октавы. Саксофон научиться.
Самая типичная ситуация, когда не берется нота второй октавы, а звучит такая же нота первой октавы.
Если при вашей игре нота скачет между октавами — вы играете вторую, а звучит первая или раздается характерный треск, попробуйте плотнее прижимать трость и не ослаблять выдох.
Не играйте тихо. Играйте полным звуком на меццо форте (умеренно громко).
Не призываем никого орать в саксофон, то есть, играть очень громко. Но звук должен быть ясный открытый не зажатый.
Еще четыре ноты. Что дальше? Саксофон научиться.
Итак, на этом уроке разучены четыре ноты.
С учетом предыдущего урока мы знаем уже восемь нот подряд:
от соль первой октавы до соль второй октавы.
Зная эти ноты, Вы можете сыграть гамму соль мажор.
Эта гамма очень удобна для саксофониста, потому что она находится ровно посередине диапазона саксофона. Её действительно очень удобно играть — гамма соль мажор не слишком низка и не слишком высока.
Но в гамме соль мажор вместо чистой ноты фа играется фа-диез. Разучим эту ноту.
Саксофон научиться. Нота фа-диез второй октавы.
Записывается нота фа-диез второй октавы на пятой линейке нотоносца с нотным знаком диеза:
В аппликатуре нота фа-диез похожа на чистую фа, но на правой руке кнопку нажимает не указательный, а средний палец. Таким образом, в аппликатуре фа-диез второй октавы нажаты четыре кнопки, не считая октавного клапана:
- три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
- одна кнопка внизу нажата средним пальцем правой руки.
Аппликатура фа-диез второй октавы:
На альт саксофоне звучит нота фа-диез второй октавы:
Теперь вы готовы сыграть свою первую гамму соль-мажор на саксофоне.
Первая гамма на саксофоне. Саксофон научиться.
Играем первую гамму на саксофоне — соль мажор.
От ноты соль первой октавы до ноты соль второй октавы и обратно.
Гамма соль мажор на нотном стане:
Играем гамму приемом деташе — с атакой языка на каждую ноту.
На обучающей программе «Свирелька» гамма сольмажор с аппликатурой саксофона будет выглядеть так:
Задание для самостоятельной работы:
Играйте длинные ноты во всем разученном диапазоне.
Не торопитесь с разучиванием новых нот. Сей1час главная задача научиться брать ноты уверенно и развивать амбушюр и диафрагмальное дыхание.
Это потребует времени. Не переусердствуйте, чтобы не загнать себя тренировками. в то же время занятия должны ежедневными. Любые перерывы в ежедневных занятиях это вред. Так вы никогда не освоите саксофон. Начните с непродолжительных занятий — до получаса. Постепенно в течение нескольких месяцкев выходите на продолжительность занятий в час.
Перейти на первое занятие:
Изучить нотную запись и ознакомиться с элементарной теорией музыки можно на сайте уроки музыки. Там доходчиво рассказано что такое ноты. Как их записывать и читать. Без этих знаний будет трудно стать полноценным саксофонистом. Аппликатура саксофонаОсновная и альтернативные варианты аппликатуры саксофонов сопрано, альт, тенор и баритон. Для скачивания сохраните картинку с аппликатурой (средний размер) либо скачайте по ссылке с Яндекс-диска под картинкой (полный размер): Источник Sorokin JazzСайт саксофониста Сергея Сорокина Академические гаммы, арпеджио для саксофонаГа ммы до 7-ми знаков. Без знака: До-мажор – ля-минор. Диезные: соль-мажор – ми-минор, ре-мажор – си-минор, ля-мажор – фа-диез минор, ми-мажор – до-диез минор, си-мажор – соль-диез минор, фа-диез мажор – ре-диез минор, до-диез мажор – ля-диез минор. Бемольные: фа-мажор – ре-минор, си-бемоль мажор – соль-минор, ми-бемоль мажор – до-минор, ля-бемоль мажор – фа-минор, ре-бемоль мажор – си-бемоль минор, соль-бемоль мажор – ми-бемоль минор, до-бемоль мажор – ля-бемоль минор. Хроматическая гамма и хроматические секвенции – здесь (кликните). Три вида мажора – здесь. Три вида минора – здесь. Гаммы для сопрано-саксофона – здесь. Полный каталог всех гамм сайта SorokinJazz – здесь Гаммы и арпеджио до 3-х знаков для саксофонаСборник “Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков” ориентирован на учащихся ДМШ начальных и средних классов. Игра гамм методично распределена по разделам:
Виды и порядок минорных гамм в сборнике:
Длительности: четвертные, восьмые, шестнадцатые. Используя этот сборник гамм для саксофона, в своей педагогической деятельности, преподаватель сможет легко организовать игру гамм по единой системе своём классе. Удобно распределённый нотный текст сборника гамм для саксофона поможет ученику с лёгкостью прибегать к игре гамм по этим нотам. Список тональностей сборника:
Вы можете скачать даром на пробу две гаммы До-мажор и ля-минор ниже: Источник Sorokin JazzСайт саксофониста Сергея Сорокина Каталог гамм для саксофонаМажорные и минорные академические гаммы, арпеджио, хроматическая гамма, три вида мажорных гамм, три вида минорных гамм. Мажорные и минорные гаммы, арпеджио до 7-ми знаков для саксофонаМожно скачать даром две гаммы и арпеджио, до-мажор и ля-минор: Другие сборники академических гамм (комплексы игры гамм с арпеджио) в магазине SorokinJazz: Подробнее об этих сборниках, пожалуйста, прочтите “Академические гаммы, арпеджио для саксофона “ или на странице каждого товара (кликните на заголовок). Три вида мажора и минора – сборники гамм для саксофонаНатуральный мажор, гармонический мажор, мелодический мажор – все 12 тональностей, без арпеджио. Натуральный минор, гармонический минор, мелодический минор – гаммы до 4-х знаков, без арпеджио. Как построить самому три вида мажорных и минорных гамм? Пошаговая инструкция с примерами, перейдите, пожалуйста, сюда. Сборники можно приобрести на странице магазина SorokinJazz: Хроматическая гамма и базовые хроматические секвенции для саксофонаГамма составлена в полном диапазоне инструмента, от нижнего си-бемоля ( ля-диеза), до верхнего фа-диеза ( соль-бемоля). При восходящем движении знаки альтерации – диезы, в нисходящем – бемоли. Подробнее о хроматических секвенциях вошедших в сборник, пожалуйста, прочтите здесь “Хроматическая гамма и базовые хроматические секвенции для саксофона. Сборники можно приобрести на странице магазина SorokinJazz: Хроматические интервалы от секунды до септимы для саксофонаХроматические интервалы: секунда (малая и большая), терция (малая и большая), кварта, квинта, секста (малая и большая), септима (малая и большая). Хроматическое обращение интервалов. Сборник разработан мною на основе опыта моих практических занятий на саксофоне для развития хроматического мышления, техники игры, широкого освоения инструмента в полном диапазоне. Умение сыграть фразу, мотив, интервал в любой тональности, от любой ноты является важным навыком для джазовых музыкантов. Хроматизмы являются красочным элементом орнамента в музыке любого стиля, поэтому сборник будет полезен саксофонистам всех направлений. Ноты можно приобрести на странице магазина SorokinJazz: Гаммы для сопрано-саксофона ДМШНачальный комплекс игры гамм на саксофоне-сопрано для детей. Гаммы и арпеджио, три вида минора: гармонический, мелодический, натуральный, уменьшённый септаккорд. Тональности до 3-х знаков. Подробнее о системе сборника можно прочитать здесь. Ноты можно приобрести в магазине SorokinJazz: Источник |