- ГАММЫ НА ГИТАРЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ ЗНАТЬ И ИГРАТЬ
- Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы
- Разновидности гамм
- Как построить гаммы на гитаре
- Мажорная гамма на гитаре
- Минорная гамма на гитаре
- Хроматическая гамма
- Пентатоническая гамма
- Блюзовая гамма
- Как правильно играть гаммы
- Зачем учить гаммы
- Аппликатуры гамм на гитаре
- Список статей про гаммы
- Примеры популярных гамм на гитаре
- Гамма до-мажор
- Гамма ля-минор
- Гаммы на гитаре. Табы
- Заключение
- В. Красный — Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре
ГАММЫ НА ГИТАРЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ ЗНАТЬ И ИГРАТЬ
Гамма – это последовательность из семи идущих друг за другом нот (звуков), которые составляют тональность или определённый лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара.
Для чего нужны гаммы гитаристу.
Знание гамм необходимо каждому музыканту, оно даёт более углублённое понимание тональностей и взаимодействия нот (звуков) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на музыкальном инструменте. Без знания гамм и принципов их построения вы вряд ли поймёте, как строить аккорды. Также исполнение гамм это прекрасное упражнение для развития мышц, сухожилий пальцев левой руки и повышения их выносливости. Особенно хорошо прорабатываются эти моменты при исполнении гамм в очень медленном темпе и в очень быстром темпе. Гаммы очень полезны для запоминания расположения нот на грифе гитары. Особенно после 5го лада. Для этого многие преподаватели музыки советуют проговаривать ноты одновременно с извлечением звуков при игре. А еще лучше их пропевать. В этом случае вы ещё и активно развиваете свой музыкальный слух. С помощью гамм, вы можете развить в себе, так называемое, аппликатурное мышление. Образно говоря, это умение видеть гриф гитары как взаимосвязанную систему нот, интервалов, аккордов в разных позициях.
Как играть гаммы на гитаре.
На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всём грифе. Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев. На гитаре всё гораздо проще, чем на пианино. Всё дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как построить новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.
Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.
Мажорная гамма строится по следующему принципу:
Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
Минорная гамма строится так:
Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
Мажор и минор бывают трёх видов:
Натуральный – это простая гамма без всяких случайных знаков. Учитываются только знаки при ключе. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз.
Гармонический – это гамма в которой при движении и вверх, и вниз повышается только седьмая ступень (VII#).
Мелодический – это гамма в которой при движении вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), а при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется натуральный минор.
Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства их чтения проставлена аппликатура, и продублированы ноты для гитары табулатурами.
Источник
Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы
Гамма — это определенная последовательность нот, строящаяся по законам теории музыки. Все ноты гаммы лежат в той тональности, которой она принадлежит. Гамма состоит из ступеней, которые делятся на устойчивые и неустойчивые. Первые образуют трезвучия или аккорды, вторые стремятся разрешиться и тяготеют к более устойчивым. Данная статья даст исчерпывающий ответ на тему гамма на гитаре, как и зачем их играть, а также как их самостоятельно построить.
Разновидности гамм
Гаммы на гитаре бывают следующих видов:
- Мажорная
- Минорная
- Хроматическая
- Блюзовая
- Пентатоническая
Первые две относятся к диатоническим гаммам и содержат в себе 7 нот. В хроматической гамме присутствуют все 12 звуков и интервал между каждой ступенью равен половине тона. Пентатоническая гамма состоит из 5 ступеней. Образуется путем «выкидывания» из мажорной или минорной гаммы 2-й и 6-й ступеней. Блюзовая гамма это разновидность пентатонической. Ее можно построить, если добавить так называемую блюзовую ноту (об этом ниже).
Как построить гаммы на гитаре
Мажорная гамма на гитаре
Схема построения выглядит следующим образом (указаны интервалы между соседними нотами):
Минорная гамма на гитаре
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Если в миноре повысить седьмую ступень на полтона, то получим гармонический минор.
Хроматическая гамма
Хроматика состоит из всех 12 звуков, интервал между которыми равен половине тона. На одной струне это будет, например, от нулевого лада до 12-го по порядку.
Пентатоническая гамма
Если из обычной мажорной или минорной гаммы убрать 2-ю и 6-ю ступени, получим пентатонику. В зависимости от родительской гаммы, различают мажорную и минорную. Подробнее можете почитать здесь: про пентатонику
Блюзовая гамма
Образуется, если добавить в пентатонику пониженную квинту, так называемый, блюзовый тон. Он придает гамме характерное блюзовое звучание.
Как правильно играть гаммы
Первое и самое важное условие — всегда играйте под метроном! Все ваши ноты должны иметь правильную длительность, иначе вы привыкнете играть криво и в дальнейшем придется переучиваться. Да и правильная игра развивает не только ваш слух, но и чувство ритма.
Также обратите внимание на то, что диатонические гаммы имею одну и ту же аппликатуру на грифе. Просто в зависимости от тональности ее нужно двигать влево или вправо. Например, вы знаете аппликатуру гаммы ля-минор. Подвиньте ее на 2 лада вправо и вы получите гамму си-минор. Таким же образом, можно получить и другие. И не забывайте про параллельные гаммы. Например, для ля-минора это до-мажор. Таким образом, заучив одну аппликатуру, вы как минимум знаете две! Зная это, учить гаммы вам будет намного проще.
Отличное видео про гаммы:
Зачем учить гаммы
Это вопрос задавал себе и я. На самом деле все просто — чтобы свободно ориентироваться на грифе гитары. Это даст вам возможность без труда импровизировать под неизвестный трек, а также сочинять красивые мелодии.
А может быть такой случай, что вы забыли часть своей партии на концерте. Что делать? Если вы хорошо выучили гаммы, то ошибиться в выборе ноты вам будет намного труднее. Ведь у вас появилась некая «чуйка», куда ткнуть, чтобы извлечь нужный звук. Учите гаммы, чтобы развить музыкальный слух.
Аппликатуры гамм на гитаре
Каждую гамму можно сыграть либо на одной струне, либо на нескольких в рамках одного бокса или позиции. Всего основных позиций или боксов на грифе гитары — пять. Схемы построения и аппликатуры вы можете найти в отдельных статьях нашего сайта, ссылки на которые расположены ниже.
Список статей про гаммы
Примеры популярных гамм на гитаре
Гамма до-мажор
Красными точками обозначена тоника гаммы.
Гамма ля-минор
Гаммы на гитаре. Табы
Здесь вы можете скачать табулатуры самых часто используемых гамм.
Позиции мажорных гамм: Скачать
Заключение
Несомненно учить гаммы нужно каждому начинающему гитаристу, не пренебрегайте этим. Знание гамм даст вам свободу в импровизации, вы научитесь сочинять музыку и ваш общий гитарный уровень будет выше. Но не зацикливайтесь на одних только упражнениях и игре гамм. Помните, что инструмент мы берем в руки в первую очередь, чтобы играть музыку, а не гонять упражнения по грифу.
Источник
В. Красный — Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре
Самоучители, пособия, ноты для семиструнной гитары
В. Красный
Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре
Часть I
«Советский композитор», 1973г.
номер с2276к
(pdf 53 Мб)
ОТ АВТОРА
«Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре» является пособием для самостоятельного обучения. Он может быть использован и педагогами в занятиях с учащимися кружков гитаристов, курсов общего музыкального образования, музыкальных школ и училищ.
Пособие состоит из двух частей —в соответствии с двухгодичной программой. Каждая часть изучается в течение девяти месяцев, и три месяца отводятся на разучивание произведений, помещенных в нотном приложении. Месяц обучения содержит четыре или пять уроков.
Музыкальный материал включает упражнения, этюды, народную музыку, произведения русских, советских и зарубежных композиторов.
Особое внимание уделено постепенному возрастанию трудности учебного материала.
В «Курсе» приводятся необходимые сведения по теории музыки, раскрыты характерные техники игры на семиструнной гитаре. Отведено место и извлечению звука медиатором, исполнению аккордов по буквенно-цифровой записи и др. В самоучителе также входит небольшой исторический очерк о гитаре, сведения об основоположниках игры на струнном инструменте, описание устройства гитары.
Освоив двухгодичный курс, учащийся приобретет навыки гитариста-профессионала и может в дальнейшем совершенствовать свое мастерство
ВСТУПЛЕНИЕ
Семиструнная гитара приобретает в нашей стране все большую популярность. С каждым годом увеличивается количество желающих овладеть этим инструментом.
Выбор инструмента. Тем, кто решил учиться игре на семиструнной гитаре, нужно очень серьезно подойти к выбору инструмента (воспользуйтесь консультацией продавцов музыкального магазина или гитаристов-профессионалов).
Существенное значение имеет размер гитары, определяемый главным образом величиной корпуса. Следует приобрести гитару большого размера — с длиной корпуса (кузова) 48—49 см (подростки могут пользоваться гитарой средней величины —с длиной корпуса 45—46 см). Маленькая гитара в процессе занятий постепенно становится «тесной» для пальцев и неудобной. Наиболее удобными для игры в период обучения являются гитары фабрики им. А. В. Луначарского.
Необходимо обратить внимание на ширину грифа. У большой гитары фабричного изготовления она равна на I ладу 50 мм и, постепенно увеличиваясь, доходит на XII ладу до 60 мм. В исполнительской практике распространены гитары с более широким грифом: на I ладу 50—53 мм, на XII ладу до 64—67 мм.
Важно установить (с помощью гитарного ключа) струны на необходимой высоте: расстояние струн от грифа над металлическим порожком I лада должно составлять от 0,5 до 1 мм, над ХII-м — от 2,5 до 3,5 мм. Высота измеряется под самой тонкой струной (первой). Если струны расположены очень близко к грифу, то при игре они ударяются о металлические порожки лада, и это вызывает неприятное дребезжание. Если же струны слишком удалены от грифа, их трудно прижимать.
Подготовка инструмента к занятиям. Проверьте, одинаково ли расстояние между струнами. Если нет, то с помощью небольших пропилов на нижнем порожке подставки устраните этот недостаток. Крайние струны (самая тонкая и самая толстая) должны отстоять на 1—2 мм от краев грифа.
Следующим этапом подготовки к занятиям является настройка инструмента. Необходимые указания содержатся в разделе «Настройка гитары». Если на первых порах не удастся точно настроить инструмент, можно прибегнуть к помощи квалифицированного гитариста или любого музыканта, умеющего настраивать гитару. Новый инструмент в течение 2—3 дней может понижать строй. Для установки точного строя гитары следует настраивать ее повторно.
Режим занятий. Перед тем, как приступить к занятиям, коротко остригите ногти и вымойте руки; приготовьте нотную тетрадь (для записи нотных знаков) и обычную тетрадь (для конспектирования теоретических основ урока).
Для успешного обучения игре на гитаре необходимо соблюдать следующие условия:
1. Занятия должны быть ежедневными: пропуск хотя бы одного дня ведет к потере приобретенных навыков.
2. Надо постоянно контролировать правильность посадки, положения гитары, рук и пальцев. В целях самоконтроля полезно проводить некоторые занятия перед зеркалом.
3. Каждое занятие должно включать один урок. Если учебный материал труден, урок можно разделить на 2—3 части.
4. При игре на инструменте нужно делать перерывы для отдыха рук: в первые два-три месяца — через 15—20 минут; в дальнейшем время игры постепенно увеличивается до 40—45 минут.
5. Во время игры необходимо проверять на слух правильность звучания, не увлекаясь выполнением только технических приемов.
6. Надо установить определенный час занятий: это приводит к наибольшим успехам. Лучшее время для занятий — утреннее, а для повторения пройденного — дневное и вечернее.
Очень полезно слушать и видеть игру гитаристов-профессионалов. Кроме того, следует повышать общее музыкальное образование, посещая концерты, изучая литературу о композиторах и музыкальных произведениях.
Первый месяц обучения
Урок 1. О гитаре.
Урок 2. Звуки.
Урок 3. Струны гитары. Такт
Урок 4. Посадка исполнителя и положение гитары при игре
Способы извлечения звуков пальцами правой руки.
Второй месяц обучении
Урок 1. Постановка правой руки
Урок 2. Темп. Постановка левой руки
Урок 3. Паузы. Настройка гитары
Урок 4. Исполнение мелодии.
Контрольные вопросы (первый и второй месяцы обучения).
Третий месяц обучения
Урок 1. Музыкальный звукоряд. Гамма до мажор
Урок 2. Знаки альтерации и хроматический звукоряд. Позиции.
Урок 3. Интервалы. Двухголосие.
Урок 4. Мажорный лад. Гамма соль мажор. Понятие о тональности
Пятый месяц обучения
Урок 1. Арпеджио
Урок 2. Легато
Урок 3. Глиссандо.
Урок 4. Стаккато
Урок 5. Вибрация. Синкопа
Четвертый месяц обучения
Урок 1. Извлечение скользящим ударом двух звуков одновременно
Извлечение щипковым ударом двух звуков одновременно
Урок 2. Минорный лад. Гамма ля минор Гамма ми минор
Урок 3. Общее понятие об аккорде
Урок 4. Игра аккордов
Контрольные вопросы (третий, четвертый и пятый месяцы обучения)
Шестой месяц обучения
Урок 1. Гамма фа мажор Гамма ре минор. Кольцевой прием
Урок 2. Аккомпанемент.
Урок 3. Гамма ре мажор Гамма си минор
Урок 4. Баррэ Гамма си-бемоль мажор Гамма соль минор
Седьмой месяц обучения
Урок 1. Деление длительности такта на нечетное число долей
Урок 2. Простые размеры
Сложные размеры.
Урок 3. Смешанные размеры. Переменные размеры
Урок 4 Дуэт. Трио
Восьмой месяц обучения
Урок 1. Гамма ми-бемоль мажор
Гамма до минор.
Урок 2. Консонирующие и диссонирующие интервалы и аккорды
Урок 3. Гамма ля мажор. Гамма фа-диез минор
Контрольные вопросы (шестой, седьмой и восьмой месяцы обучения)
Девятый месяц обучения
Урок 1. Тремоло
Урок 2. Флажолет
Урок 3. Мелизмы: форшлаг, трель. Урок 4. Штрихи: пульгар, расгеар, ннднс.
Контрольные вопросы (девятый месяц обучении).
Десятый, одиннадцатый, двенадцатый месяцы обучения
Ответы на контрольные вопросы
- Нотное приложение
- 1. Н. Александров. Этюд
- 2. М. Высотский. Мазурка.
- 3. Ф. Таррега. Мазурка Аделнта
- 4. И. Бах. Менуэт
- 5. Ф. Шуберт. Ave Maria
- 6. Марсельеза. Французский революционный гимн
- 7. На Кубе. Испанская народней песня. Обработка А. Вюльтера
- 8. Л. Рид, Б. Мейзон. Лайла
- 9. Б. Фомин. Дорогой длинною
- 10. Клен ты мой опавший. Русская народная песня
- 11. В. Михайлюк. Черемшина
- 12. Я. Френкель. Русское поле
- 13. В. Купревич. Звездный сон
- 14. В. Красный. Вальс.
Скачать самоучитель
Источник