Гаммы с упражнениями фортепиано

Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)

Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.

Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:

1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)

2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)

Книги в бумажном виде

Гамма теоретический аспект

Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:

Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.

Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).

Читайте также:  Ноты современных композиторов для дмш

Минорная: тон, полутон, два тона, питон, два тона (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). Чтобы сохранить структуру гамм используют знаки альтерации.

Существуют следующие гаммы:

Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):

Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :

Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):

в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)

мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)

минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).

Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):

Влияние гам на исполнителя

Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!

Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.

Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Советы по освоению гамм

Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.

Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!

Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.

Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!

Источник

Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано

Чикулаева Марина
Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано

МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»

«Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано»

Преподаватель по классу фортепиано: Чикулаева Марина Владимировна

В данном методическом сообщении я постаралась изложить поэтапную работу над гаммами и упражнениями, обращая внимание на изучение аппликатурных принципов, преодоление тех или иных трудностей в техническом плане, используя различные упражнения.

Ведь с самого начала обучения игре на фортепиано дети встречаются с понятием «Гамма«. Первые прикосновения к клавишам, первые песенки построенные на звуках гаммы, желание научиться играть на фортепиано. Хотелось бы, чтобы интерес, с которым ребенок пришел в музыкальною школу не угас у него на первом занятии, а только разгорался с каждым годом обучения. И здесь не последнюю роль играет работа над гаммами.

В своей работе я постараюсь доказать, что гаммы действительно достойны вашего внимания, что гаммы играть интересно и увлекательно.

Все дело в том, как эти занятия организовать. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.

— раскрыть значение игры гамм на фортепиано;

— поэтапный рассказ работы над гаммами в младших, средних и старших классах;

— показ примеров в процессе изложения данного методического сообщения.

Работа над гаммами и упражнениями, на мой взгляд, должна быть систематизирована и выстроена для того, чтобы педагог смог более точно и доступно для учащегося выстроить работу над гаммами.

Значение гамм в игре на фортепиано.

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.

Изучение гаммна уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз, слышат интонационную сторону тонов-полутонов — интервалику).

2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т. д.).

Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Работа над гаммами в младших классах (1-2 класс)

Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.

1. Освоение подготовительных упражнений к игре гамм.

Подготовительные упражнения учащемуся можно давать с подготовительного класса. Я даю ребенку такие упражнения, после того как ребенок освоит основные штрихи (staccato, legato, non legato). Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы подготовить пианистический аппарат к игре гамм,я имею в виду:

— подготовка первого пальца;

— подготовка кистевых движений;

— подготовка к игре аккордов – одновременное звучание нескольких звуков.

Для достижения поставленных мною задач я использую следующие подготовительные упражнения:

1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку (прим. 1).

Паучок плетет свой дом,

Паучку прекрасно в нем,

Он плетет и напевает,

Всех друзей к себе сзывает.

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.

Упражнение играем с подтекстовкой (прим. 2):

Закрутись, закрутись, ты веревочка моя,

Раскрутись, раскрутись, ты веревочка моя.

Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».

3. «Квинты» — играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражненияиспользую подтекстовку:

Мы веселые две квинты

Ты нас правильно сыграй

Первый, пятый, первый, пятый

Ты скорее проиграй.

4. «Часы» — играем терции 1-3, 3-5 как маятник часов. Упражнениеиграем с подтекстовкой:

На стене часы весят,

Тихо мирно говорят:

5. «Кварты» — играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В упражнениииспользуем подтекстовку:

Зайка ушастенький, ловкий зверек,

Прыгает весело – скок да поскок!

Также я использую подготовительное упражнение для гибкости кисти.

6. «Игра» — это упражнение делаем на крышке инструмента, как бы встаем на 3й пальчик и под подтекстовку начинаем выполнять вертикальные, горизонтальные и круговые движения кистью.

Покачаюсь на качельке,

А потом поеду я

В гости к бабе, деду,

Вот вся песенка моя!

После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.

2. Знакомство с гаммой.

При знакомстве с гаммой я ребенку объясняю, что гамма – это ряд упражнений, которые играются по определенным правилам. Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

Затем я перехожу к игре звукоряда по позициям с использованием подтекстовки:

Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.

После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении.При исполнении используем подтекстовку:

Все куда-то разбежались,

Заскучали и примчались

Параллельно я знакомлю учащегося с расходящейся гаммой. Я объясняю, что теперь мы попробуем сыграть 2мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся». Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5.Можно играть с подтекстовкой:

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении.

Знакомство с хроматической гаммой. В продолжении знакомства с гаммой я рассказываю, что еще одно упражнение есть в гамме, которое называется хроматической гаммой. Затем мы вместе с ребенком разбираем, что такое хроматизм – это поступенное движение по полутонам, т. е. по белым и черным клавишам. После этого я говорю ребенку, что при игре хроматической гаммы есть золотое правило – какими пальцами играть – на всех черных клавишах играет только 3й палец, а на белых – 1й, но, как и в любом правиле есть исключения – там, где между белыми клавишами нет черной – мы всегда играем 1-2м пальцами. При исполнении упражнениииспользуем подтекстовку: «Хроматизм играем».

Знакомство с аккордами и арпеджио.

При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – созвучие трех звуков, т. е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т. е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения,которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд. Затем я объясняю, что арпеджио – это разложенный аккорд. Арпеджио играются такими же пальцами, что и аккорд. В арпеджио мы играем не только пальцами, но в процессе игры участвует наша кисть, она помогает повести и довести звук до последнего звука.

После того, как ребенок усвоил игру этих упражнений трезвучием, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту.У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.

Все виды этих упражнений учащийся должен играть медленно, не торопясь, как бы «шагая» каждым пальчиком, маршируя. Можно играть упражнение и петь с подтекстовкой. На этом этапе ребенок должен познакомиться с динамическими принципами игры в гамме, т. е. если движение идет вверх – играем на крещендо, а если вниз – на диминуэндо.

3. Работа над гаммами во 2м классе.

Во втором классе в работе над гаммамистоят уже следующие задачи:

— игра гамм 2-мя руками;

— игра гамм в две октавы;

— ровность, четкость исполнения гамм в медленном темпе;

— звуковедение в арпеджио;

— в аккордах – точное взятие всех звуков вместе.

Таким образом, для достижения этих целей я использую следующие упражнения:

1. В прямом движении, расходящаяся и хроматическая гаммы:

а) Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик. Можно играть и вслух называть те пальцы, которые мы подкладываем (например, в до-мажоре – 1й в правой руке, 3й в левой при движении вверх). После того, как ребенок освоил аппликатуру, переходим к игре в 2 октавы. Я объясняю, что когда мы переходим играть во 2ю октаву, то мы вместо 5го пальца в правой руке ставим 1й, а в левой после 1го ставим 4й (т. к. 1й палец заменяет 5й).

б) Гамму играем в медленном темпе, хорошо «маршируем» пальчиками, все звуки проговариваем.

в) При игре гамм у многих учащихся возникает проблема 1го пальца (при игре 1м п. задирается рука, что в дальнейшем затруднит игру в более быстром темпе). Поэтому я использую упражнение «Кораблик» — вычленить то место где играет 1й палец с соседними звуками и нужными пальцами и проиграть его несколько раз в правильном положении первого пальца и руки в целом. При исполнении упражнении можно использовать подтекстовку (прим. 3):

Ветер на море играет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

г) Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой я объясняю ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объясняю, что при движении на верх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо.

а) При исполнении арпеджио надо добиваться певучего Legato, поэтому я использую упражнение «Мамочка милая». В этом упражнении ребенок должен ласково, нежно, на Legato пропеть пальчиками. Ощущение веса в руке и работа кисти при исполнении этого упражнения помогают добиться певучести, равномерного звучания. Я объясняю ребенку, что у пальчика есть рюкзачок (вес, который он должен передать следующему. При исполнении можно использовать слова «Мамочка милая» (прим. 4).

б) Игра полностью арпеджио с круговыми движениями кисти, которая помогает «передавать рюкзачок» (вес) от одного пальчика в другой.

3. Аккорды. При игре аккордов нужно брать все звуки вместе, без «квакушек». Для достижения этой задачи я даю учащимся следующие упражнения:

а) поиграть отдельно по интервалам – терции, квинты и слушать, чтобы звуки звучали вместе. Если ребенок справляется,можно усложнить задачу: выделять в данном интервале верхний или нижний звук.

б) игра полностью аккорда по 3 раза хватательным движением на staccato, можно играть на крещендо, т. е. первый тихо, второй громче, и последний громко (прим5).

Работа над гаммами в средних и старших классах.

При работе над гаммами в средних и старших классахстоят следующие задачи:

— изучение 4х звучных арпеджио;

— игра всех видов упражнений в 4 октавы (с 4го класса);

— ровность, четкость исполнения;

— добавляются некоторые виды упражнений (ломанные и длинные арпеджио, терция, децима в старших классах академического направления).

С третьего класса в работе над гаммами я использую следующие упражнения:

1. Игра гамм в прямом и расходящемся движении.

а) Игра гамм разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев. Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato; а также для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть, например, правую на staccato, а левую на legato, и наоборот).

б) игра гамм с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения (прим. 6).

в) с акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане.

г) игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, на мой взгляд, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.

д) при игре расходящейся гаммы отдельную трудность вызывает у учащихся встреча знаков альтерации (особенно в миноре, которые не совпадают в обеих руках. Для устранения этих затруднений можно поиграть гамму медленно, называя знак альтерации в той руке, в которой он встречается (например, в ре миноре мелодический вид – в левой до, си-бемоль, в правой си-бекар, до-диез).

е) при игре расходящейся гаммы поиграть по два раза звук со знаком альтерации.

2. Игра коротких арпеджио по 4 звука.

а) перед тем, как приступить к игре арпеджио, необходимо объяснить ребенку аппликатурные принципы. Итак, я объясняю учащемуся, что 4х звучные арпеджио мы всегда играем 1,2 и 5м пальцами, меняются только 3й и 4й. Затем я даю небольшую табличку, в которой в доступной форме написана аппликатура арпеджио для всех тональностей, и по ней объясняю, что в этой таблице написаны те пальцы, которые меняются, а те, которые не меняются, мы уже знаем, что они всегда одни и те же, и затем по таблице объясняю аппликатуру. После чего прошу ее выучить наизусть, как таблицу умножения.

Мажорные гаммы: пр. р. 344

минорные гаммы: пр. р. 343

До, Соль, Фа маж. пр. р. 344

ля, ми, ре мин. Лев. р. 443

б) при знакомстве с 4х звучными арпеджио играем отдельно каждой рукой с удвоением того звука, на который попадает 3й или 4й палец.

в) также можно при знакомстве с этим видом упражнений играть с удвоением каждого звука с подтекстовкой (например, правая рука в до-мажоре):

Мы играем третий пальчик,

Мы играем четвертый пальчик,

Мы играем четвертый пальчик,

И опять играем третий.

Первый звук можно играть на staccato, а следующие два соединить на legato, последние звуки в данной фигурации со следующей соединять лигой.

г) Игра арпеджио на legato, с динамикой, кистевые движения должны помогать передавать звук из одного пальца в другой, пропевать каждый звук.

3. Ломаные арпеджио. Без знания аппликатурных принципов и аппликатуры в целом 4х звучных арпеджио ломаные играть невозможно. При знакомстве с этим видом упражнения поиграть медленно, нужно подумать, прежде чем сыграть следующий звук. Затем, когда учащийся освоит можно переходить к более быстрому темпу, играя на legato, с динамикой.

4. Длинные арпеджио. При игре этого вида упражнений зачастую у учащихся возникают трудности подкладывания 1го пальца вовремя, без остановок и запинок. Для решения этой трудности я использую следующие упражнения:

а) Игра длинных арпеджио в медленном темпе с остановками, перед тем как поставить 1й палец и заранее его приготовить.

б)проучить так называемые стыки 1го пальца с соседними: соль-до-ми (правая рука в до-мажоре)

в) поучить путем прибавления каждого следующего звука.

г) игра длинных арпеджио от первого звука до вершины на крещендо, т. е. с динамикой, на хорошее legato.

5. Аккорды. При игре аккордов в средних и старших классах стоит задача сыграть не только вместе аккорд, но и выстроить его по верхнему звуку. Итак, в работе над аккордами я использую следующие упражнения:

а) игра аккордов по 3 раза с динамическим нарастанием, на staccato, последний раз на – маркато (помогает почувствовать вес в руке).

б) если учащейся не может понять, что значит вес в руке (играть с весом) можно сделать следующее упражнение – подойти к стене на небольшое расстояние и как бы упасть на руки, оперевшись руками на стену, а затем и пальцами.

в) игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука (верхний на форте, остальные на пиано, среднего и нижнего.

г) игра всех аккордов с динамикой, с весом в руках.

Во втором полугодии учащиеся изучают бемольные гаммы, в которых меняется аппликатура. И сейчас я бы хотела рассказать, как я объясняю аппликатуру учащимся. Т. к. в младших классах программой не предусмотрено изучение бемольных гамм, то я не рассматривала данный вопрос в младших классах. Итак, при изучении той или иной бемольной мажорной гаммы я рассказываю учащимся, что во всех мажорных бемольных гаммах (исключение – фа мажор) правая рука всегда начинает со 2го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу после черной – и эти звуки будут «до» и «фа» во всех бемольных мажорных гаммах, четвертый же палец будет всегда играть звук «си-бемоль». А левая рука всегда начинает с 3го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу перед черной, 4й ставится на четвертую ступень данного мажор.

Таким образом, пользу от изучения гамм (как и гаммового комплекса в целом) обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

Однако, гаммаобразные последовательности, а также арпеджио, аккорды составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению.

1. Левин, Ю. В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М. : Советский композитор, 1978.

2. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков –Ленинград: Музыка, 1985.

3. Либерман Е. Работа над техникой – Издательство «Классика- XXI», 2003.

4. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста – М. : Советский композитор, 1989.

Индивидуальные занятия по фортепиано в детском саду Для уважаемых родителей наших веселых детишек частного детского сада в ЗАО у нас есть замечательная новость о том, как же проходят индивидуальные.

Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 1. Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире.

Педализация в процессе обучения игре на фортепиано «Педаль-душа рояля» (А. Рубинштейн) Рояль, как инструмент и богатая фортепианная литература пользуется огромной и заслуженной популярностью.

О пользе обучения детей игре на фортепиано Уроки фортепиано не только обеспечивают детям возможности для музыкального обучения. Исследования показали, что обучение игре на фортепиано.

Проектная работа учащихся 3 Б класса «Лего в нашем классе» Есть утверждение, что все гениальное просто. Во втором классе у нас начал работать кружок Роботостроение. Нам очень хотелось побыстрее освоить.

Проверочная работа по Однкнр в 8 классе к урокам №1–3 по разделу «В мире культуры» Проверочная работа к урокам №1-3 по разделу «В мире культуры» Ф. И. учащегося___класс___ I вариант.

Проверочная работа в 6 классе для детей с ОВЗ «Действия с десятичными дробями» Проверочная работа в 6 классе для детей с ОВЗ по теме: «Действия с десятичными дробями». КАРТОЧКИ для проверки Знаний Умений Навыков действий.

Работа с натуральной глиной на уроке ИЗО в 5 классе Глина- идеальный, натуральный материал для развития мелкой моторики. Детям всегда интересно работать с глиной. Во время работы с глиной.

Работа с одарёнными детьми в 1 классе План работы с одаренными детьми. 1 «Д» класс. Актуальность — необходимость поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями в ДОУ Смысл данной формы физического воспитания ребят дошкольного возраста безоговорочно. Самостоятельные занятия, создают у ребят умение избирать.

Источник

Оцените статью