Гаммы сеговии для шестиструнной гитары

ГАММЫ

СЕГОВИЙСКИЕ ГАММЫ. Предисловие

В данном разделе в двух частях выложены гаммы с аппликатурой сделанной А. Сеговией. Данные гаммы являются образцовыми. Исполняются на закрытых струнах в разных позициях, в результате чего достигается ровный звук. Довольно удобные аппликатуры 🙂

Отновные Термины.
Аппликатура — наиболее удобный выбор пальцев при игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой над или под нотой.
Позиция — (гит.) положение руки на гифе гитары. Определяется положением первого пальца (упазательного). Номер позиции определяется номером лада, на котором установлен 1-й палец, причем остальные пальцы занимают строго свои места на соседних (далее) ладах (если не указано другое).

Как разобраться в гаммах.
Каджая гамма в этом сборнике представляется в трех видах: нотном, графическом (в виде таблиц) и в формате GTP (для Guitar Pro 4 и выше).

Нотный вид

В нотном виде аппликатура обозначена над нотами (цифрами). Причем 1 — это указательный палец, 2 — средний и т.д. Если над нотой нет цифры, то эта нота играется на открытой струне. Цифры в кружочках под нотным станом означают струну, на которой играются ноты расположенные над ними до конца загнутой линии.

Читайте также:  Katy perry roar укулеле

Графический вид

В графическом виде гамма расписана с помощью разных цветов на грифе. Сама таблица представляет собой гриф (в горизонтальном положении). Первая струна (тонкая) находится сверху, а шестая — снизу, о чем говорят ширные наклонные цифры слева от таблицы. Над грифом стоят номера ладов от 0 до 19 с метками цвета морской волны (на 2, 5, 7, 10, 12 и 15 ладах). Еще выше обозначены различными цветами позиции (с указанными номерами пальцев), используемые в данной гамме. Если на грифе в данной позиции (обозначена тем же цветом) лад в цвете, то его зажимаем соответствующим данной позиции пальцем, если лад не закрашен, то данную ноту мы не трогаем. Серым цветом обозначается открытая струна. Играть можем в восходящем движении (слева направо и от 6 к 1-й струне) и в нисходящем (обратно) Если аппликатуры восходящей и нисходящей гамм идентичны, то приводится только одна таблица (только для мажорных гамм), если разные, то приводится соответственно аппликатура восходящей и нисходящей гамм.

GTP гаммы

При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе «Обсуждение сайта».

Источник

Андрес Сеговия. Гаммы. Скачать

Имя замечательного испанского гитариста Андреса Сеговии не нуждается в представлении. Скажем одно: этот человек является родоначальником современной исполнительской школы игры на шестиструнной гитаре. А это значит, что любая профессиональная рекомендация от музыканта такого уровня является, не побоимся этого слова, бесценной, тем более рекомендация, адресованная том, кто только начинает осваивать этот замечательный инструмент. Ниже представлено предисловие к книге Андреса Сеговии «Диатонические мажорные и минорные гаммы», а также архив с двумя файлами для скачивания.

Предисловие автора

Книга Андреса Сеговии «Диатонические мажорные и минорные гаммы»

Вдумчивый музыкант, взирающий на историю гитары с самого её начала, не может не удивляться отсутствию практической системы этюдов и упражнений, согласованных таким образом, чтобы позволить добросовестному ученику непрерывно совершенствоваться от первых простых уроков до настоящего овладения инструментом. В этом мы могли бы обвинить трёх великих людей, раскрывших нам истинный дух гитары Сора, Агуадо и Таррегу. Но у них есть превосходное оправдание: они добросовестно посвятили все свои силы задаче гитарного репертуара, того единственно ценного репертуара, который для неё требуется. Это в особенности касается Сора и Тарреги. Агуадо постоянно интересовался проблемами преподавания, получая при этом достойный результат.

Действительно, педагогические работы Агуадо превосходят его немногочисленные композиторские опусы. Хотя «Школа гитары» Агуадо это разрозненное собрание этюдов без поступательной логики, она будет полезна тем учащимся, которые уже далеко продвинулись в овладении мастерством и не нуждаются в элементарных уроках. Новичок, делающий попытки учиться по книге Агуадо, едва ли найдёт в ней опору своим стремлениям. Красивые, бесполезные уроки, составляющие одну часть школы, порадуют слух, не развивая техники пальцев, остальные же будут далеко за пределами его возможностей.

Из трёх человек, упомянутых выше, именно Таррега сделал гитару тем чувствительным инструментом, которым она является сегодня. Другие оставили нам несколько страниц, обобщающих его богатый талант, и мудрость, извлеченную из его опыта. В такой книге он мог бы дать нам совет, соединённый с тем здравым смыслом и той любезностью, которая была характерна для его метода обучения при жизни. Ясное, без изменений, изложение его педагогических устремлений, оказало бы неоценимую услугу гитарному искусству в будущем, в наше время отлучив от его учения всех ложных последователей, которые ошибочно преподают гитару от его имени.

Андрес Торрес Сеговия (1893—1987)

Поскольку пока еще нет определённо установленной программы изучения нашего любимого инструмента, мы считаем нашим долгом попытаться восполнить этот недостаток. По-видимому, до сих пор не нашлось человека, который бы оставил запись о своих первых попытках овладения гитарным мастерством, возможно, из опасения передать ученику тайну своего собственного ученичества. Мы же, напротив, испытываем особенную радость, имея возможность передать на бумаге то, как нам удалось справиться с задачами, некогда стоявшими перед нами, чтобы помочь учащимся максимально расширить их художественные возможности.

Учащийся, который хочет приобрести прочные технические навыки гитарного мастерства, не должен пренебрегать терпеливым изучением гамм. При занятиях по два часа в день, это поможет исправить неверное положение рук, постепенно увеличить силу пальцев и подготовить суставы к более поздним быстрым упражнениям. Благодаря независимости и упругости, которые пальцы развивают в процессе упражнений с гаммами, учащийся скоро приобретёт качество, очень трудно приобретаемое впоследствии: физическую красоту звука. Я говорю физическую, поскольку звучание и его бесконечные оттенки не являются результатом действия упрямой силы воли, но происходят от врождённого совершенства духа.

Чтобы получить максимально возможную пользу от следующих упражнений, играйте их вначале медленно и энергично, а затем легче и быстрее. В одном часе занятий гаммами могут заключаться многие часы трудных упражнений, которые часто оказываются бесполезными. Разучивание гамм позволяет решить большее количество технических проблем за более короткое время, чем изучение любого другого упражнения.

Файл PDF. Скачать

В архиве содержатся два файла в формате PDF. В одном из них представлена оригинальная книга Андреса Сеговии «Диатонические мажорные и минорные гаммы» (американское издание), в другом русифицированный вариант с табулатурой.

Источник

Гаммы для гитары

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы на гитаре?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Все гаммы на гитаре (список)

Ниже представлены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.

Диезные

Бемольные

Частые вопросы связанные с гаммами

Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.

Чем отличается ля-диез от си-бемоль?

Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: “Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?” Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)

Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?

На практике тональности, в которых больше 4 знаков при ключе встречаются очень редко. На будущее такие гаммы тоже можно изучить, но если вы будете хорошо знать их до 4 знаков, этого вполне хватит для 90 процентов случаев, с которыми вам придётся столкнуться на своём музыкальном пути.

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?

Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!

Нестандартные гаммы

Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:

Арабская гамма


Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:

Пентатоника

Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов. Поэтому такие мотивы мы сразу узнаём.


Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:

Целотонная гамма

Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Послушайте как она звучит:

Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и блюзовая гамма, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.

Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре

Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму. К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни “В лесу родилась ёлочка”. Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем “ми мажор”. Смотрим в гамму “ми мажор” и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты “си”, потом пробуем по очереди все ноты гаммы “ми мажор” и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать увидели, что все звуки из ми-мажора.

Как нужно заниматься с гаммами на гитаре

  1. Играть в виде тренировки для развития пальцев.
    Это вариант неплохой, но, как я уже писал выше, для развития рук есть способы получше
  2. Петь гаммы.
    А вот это уже очень хорошее упражнение! В музыке пение по нотам называется – сольфеджио. Это крайне полезное и важное занятие прежде всего для развития музыкального слуха. Делается это так:
    Берёте любую гамму на гитаре, например, до мажор. И начинаете проигрывать на гитаре каждый звук, при этом пропевая его голосом в унисон с инструментом. Унисон – это когда ваш голос полностью сливается со звучащим звуком на гитаре. Если у вас не хватает диапазона голоса, чтобы спеть все ноты входящие в звукоряд, делайте это до тех звуков, которые можете вытянуть.
  3. Играть разные ритмические рисунки с отрезками из гамм.
    Приведу пример:

Можно придумать очень много вариантов таких ритмических рисунков. Самое главное играть их под метроном.

Источник

Оцените статью