Гармонь баян аккордеон виды

Гармонь баян аккордеон виды

1. Что в Имени Тебе Моем.

Отметим, что аккордеон, баян и гармошка – все это гармони или пневматические язычковые органчики. В странах Западной Европы за ними закрепилось общее название «аккордеон» с подразделением на клавишный и кнопочный версии. В России в начале ХХ века кнопочная модификация получила звучное имя «баян», навеянное образом героя древнерусского эпоса – сказителя Бояна.

2. Многоголосый Универсал

Аккордеон удивительно популярен в наш электронный век. Сегодня музыканта, виртуозно владеющего им, восторженно встречают на Елисейских полях Парижа, в зале консерватории, на вечеринке в сельской провинции… В чем причина популярности? Боб Дилан ‒ легенда рок-музыки и нобелевский лауреат 2016 г. ‒ сказал: «тому, кто хочет всерьёз заняться музыкой, нужно помнить: аккордеон способен заменить практически все инструменты». Выразительность звучания обеспечивается не только вибрирующими в потоке воздуха язычками, но и мехом, плавно регулирующим воздушное давление и, соответственно, изменяющим громкость. Необходимость смены направления движения меха порождает впечатление дыхания поющего человека ‒ так возникает магия «живого» звука.

3. Анатомия Совершенства

В отечественной традиции принято различать несколько типов гармоней.

Компактный и несложный по конструкции инструмент ‒ гармошка. У нас можно купить гармошку для ребенка с одним или двумя рядами кнопок для правой руки. Но только трехрядка снабжена полным хроматическим звукорядом ( Тульская гармонь БН-40). На гармошках искрометно звучит народная музыка, поэтому гармонист – желанная фигура на сельских празднествах.

Баян (или кнопочный аккордеон) гораздо более сложен. Его правая клавиатура может быть трехрядной, что ограничивает использование первого пальца руки. Но сегодня популярны пятирядные клавиатуры, обеспечивающие равноправие всех пяти пальцев, и эффектное исполнение как народного, так и академического репертуара ( Weltmeister Romance 703 7/8 70/96/III/5/3; Weltmeister Romance 603 3/4 60/72/III/5).

Читайте также:  Будь моим мальчиком под гитару

Решив купить баян, обратите внимание на количество «голосов» (1, 2, 3, 4), то есть число язычков, отзывающихся на одну кнопку. Комбинации различно настроенных язычков (регистры) обогащают тембровую палитру инструмента. Кроме того, считается, что великолепный звук дают язычки в цельных пластинах или кусках от итальянских мастеров. Поэтому даже элитные немецкие инструменты часто гордо информируют покупателей об итальянском происхождении голосов ( Weltmeister Cassotta 4/4 41/120/IV/11/5; Walter 37х96 IV 2/5 Corsar 96 Black ).

Клавиатура для левой руки может быть «готовой» или «готово-выборной». Кнопки «готовой» умеют озвучивать аккорды и получать полнозвучную фактуру в сопровождении мелодии. Готово-выборная клавиатура позволяет переключать аккордовое звучание на одноголосное и играть даже сложные полифонические фуги И.С. Баха.

Аккордеон отличается от баяна только своей «рояльной» правой клавиатурой. Его клавиши массивней, чем кнопки, и ограничивают объем звукоряда. Так у аккордеона правая клавиатура 3,5 октавы, а у баяна – до 6,5 октав. Почувствуйте разницу.

Если Вы хотите аккордеон или баян купить для начинающих, то учтите, что полноразмерный инструмент может оказаться ребенку «не по плечу». Поэтому выпускаются серии уменьшенных размеров (7\8, 3\4, 1\2).

4. Дело и Мастер

Признанным авторитетом пользуются мастера германской фирмы Weltmeister . Купить аккордеон или баян ее ф лагманских моделей ‒ мечта каждого музыканта, но высокое качество предполагают и немалую стоимость.

Для начинающих или тех, кто не гонится за роскошью, наш интернет-магазин предлагает купить аккордеон или баян бюджетных серий фирм Sadko ( Sadko TA-8037 ) или J.MEISTER ( J.M eister JM3472/BK ) , успешно конкурирующих на рынке недорогих, но качественных инструментов.

Если после прочтения статьи Вы еще сомневаетесь, пожалуйста, обращайтесь к нашим консультантам. Мы приложим все усилия, чтобы помочь Вам.

Источник

Гармонь, аккордеон, баян. Как отличить?

Далёкому от музыки человеку кажется, что все эти три инструмента одно и то же, просто имеют разное название. Но это не совсем так. У этих инструментов есть много общего, но, тем не менее, им неспроста дали разные названия. История возникновения каждого уникальна и неповторима. Итак, разбираемся, что к чему, чем отличаются эти три инструмента и какая история у этих трёх богатырей инструментальной музыки.

По ходу чтения вас ждёт много открытий, о которых вы раньше и не догадывались! На самом деле, сама, при подготовке материала, была уверена, что всё знаю и неожиданностей уж точно не будет. Как я заблуждалась!

Часто в истории изобретений можно встретить примеры, когда из отдельных, давно применяемых в быту вещей, при соединении этих самых упомянутых вещей одним лицом, получалось абсолютно новое создание. Такая история у происхождения ручной гармоники.

Маленькая металлическая пластинка, которая создаёт колебания под напором воздуха, меха, известные с далёких времён, а также клавиатура. Все эти детали, которые имеют достаточно солидный возраст, соединены были в ручную гармонику относительно недавно — около ста шестидесяти лет назад немецким музыкантом и музыкальным мастером Фридрихом Бушманом. Но музыкальный мастер произвёл на свет нечто, помогающее при настройке органных труб, что походило на форму, но не на сам инструмент. Конечно, полноценно играть на нём не представлялось возможным, если только детям и то, в качестве игрушки.

В последствии такая вот музыкальная детская игрушка встретилась Кириллу Демиану — венскому органных дел мастеру. Тот усовершенствовал её и наименовал аккордеоном. В течение небольшого времени, сам Демиан начал самостоятельно делать такие аккордеоны и распространять их. С помощью такого агрегата уже можно было издавать мелодии. Правда, только в одной тональности и очень примитивные звуковые линии из-за недостатка кнопок, которых было всего десять, по пять на каждой стороне. Но, тем не менее, это была уже музыка.

Здесь следует взять паузу и немного углубиться в историю. Мы привыкли считать аккордеон более молодым и современным инструментом, нежели гармонь. А тут выясняется, что он был прародителем русской гармошки, а не наоборот, как многие были склоны думать! И ещё один «удивительный факт»: под названием «аккордеон» многие понимают инструмент, у которого с одной стороны фортепианная клавиатура, а с другой кнопочки. Но у аккордеона Демиана были только кнопки! Вот такие открытия!

Гармонику завезли в Россию, как экзотический музыкальный инструмент, который «за бугром» уже пользовался популярностью. Только в России этот инструмент так сроднился с нашим фольклором, что от «забугорского сувенира» не осталось и следа. Ручная гармоника полностью стала народным инструментом и в истории стёрлись её первоначальные корни.

В 1830 году тульский оружейник на ярмарке выторговал такую вот диковинную заморскую вещичку. Приехав домой, разобрал её и с интересом обнаружил, что ничего сложного в механизме нет. Вскоре тульский умелец уже наладил собственное производство гармоник и распространение этого инструмента не заставило себя ждать. Изготовление бушевало и в каждом городе появлялись свои нововведения в этот инструмент.

Ну что ж, плавно переходим от истории к названиям😉

Гармоника — это название группы инструментов, в которых независимые физические тела звучат не изменяя высоты своего основного тона. С этой точки зрения фортепиано и тот же ксилофон, яркие примеры гармоники.лецкая «рояльная» гармонь.

«Отец» аккордеона присвоил ему это имя неслучайно. При нажатии на кнопку по левую сторону инструмент воспроизводит не один звук, а полноценный аккорд! Но! Такими же качествами обладают и гармошка и баян. Значит они тоже аккордеоны! Вот так недоразумение:) Кстати, в западных странах, нет такого инструмента как «баян». И клавишные, и кнопочные версии аккордеона — это всё и есть собственной персоной аккордеон! Мы же привыкли считать, что аккордеон — это инструмент, у которого есть фортепианная клавиатура и сделан он был на западе. Вот и ещё один разрыв шаблона! На самом деле гармоника с клавиатурой была изобретена в Ельце и называлась она рояльной гармошкой.

Источник

Вся жизнь гармонь .

Язычковые музыкальные инструменты: гармони, баяны, аккордеоны.

К язычковым музыкальным инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Эти инструменты могут быть использованы как для сольного, так и для ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.

Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).
Современные гармони и их усовершенствованные виды — баяны и аккордеоны — имеют одноименные основные детали и узлы.
На рис. ниже представлен внешний вид гармони. Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин — правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.

Корпус состоит из право го и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы.
Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов.
Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.

Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13—17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента.
Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.

Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.
Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.

Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.
Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.
Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине — басовыми резонаторами.
Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.

Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот — чем язычок длиннее, тем звук ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.
От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.
Голосовые планки изготавливают из латуни или алюминия.
Гармонь несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гapмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными «голосами», обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.
Гармони имеют диатонический звукоряд. Диапазон звучания — около трех октав.

Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.
«Венки» характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. «Хромки» пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.
Различают гармони одно-, двух-, трех-, четырехголосые, которые имеют соответственно один, два, три, четыре язычка, звучащих в унисон при нажатии на одну клавишу. Увеличение количества звучащих в унисон язычков приводит к усилению громкости звучания.
Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода:
¦ на первом месте буква, обозначающая соответственно А — аккордеон, Б — баян, Г — гармонь;
¦ на втором месте — цифра, обозначающая количество клавиш правой клавиатуры;
¦ на третьем месте — цифра, обозначающая количество кнопок левой клавиатуры;
¦ на четвертом месте — римская цифра, обозначающая количество голосов, т. е. одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши;
¦ на пятом месте — дробь, числитель которой указывает количество переключателей регистра в мелодии, а знаменатель — количество переключателей регистра в левой клавиатуре (в аккомпанементе). При отсутствии переключателей регистра в левой клавиатуре на пятом месте — цифра, обозначающая количество переключателей регистра в правой клавиатуре (в мелодии).
В табл. приведена характеристика нескольких типов разновидностей гармоний.

В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.

Баян появился в результате усовершенствования гармони. В отличие от гармони он имеет хроматический звукоряд (12-ступенный равномерно-темперированный строй), диапазон звучания до 5 октав, поэтому его музыкальные возможности значительно шире. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.
В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рис.

По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.
Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков.
Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.
Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.
Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.
В зависимости от назначения, особенностей конструкции, наибольшего количества одновременно звучащих язычков, наличия регистровых переключателей баяны можно подразделить на несколько групп:
1. Баяны двухголосые с различными звуковыми диапазонами без регистровых переключателей (Б-43х80-П и др.) Это инструменты с уменьшенным звуковым диапазоном, небольших размеров, предназначены в основном для обучения детей.
2. Баяны двух-, трехголосные с регистровыми переключателями, с помощью которых имеется возможность получать различные комбинации одновременно звучащих язычков при нажатии на одну клавишу мелодии (Б-52х100-Ш-5 и др.).
3. Баяны с готово-выборным аккомпанементом (БВГ-58х100-Ш-7 и др.) — наиболее сложные по своей конструкции и совершенные по исполнительским, игровым и акустическим свойствам.
4. Оркестровые баяны — пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. По своему конструктивному устройству они отличаются от обычных баянов тем, что имеют клавиатуру только в правой части корпуса и различаются по звуковому диапазону: баян-пикколо имеет 3 октавы, прима — 4 октавы, альт — З1/2 октавы, тенор — 3 октавы, бас — 3 октавы, контрабас — 21/2 октавы.
5. Тембровые баяны: баян-труба, баян-флейта, баян-фагот, баян-гобой, баян-кларнет. Эти баяны принципиально отличаются от всех рассмотренных ранее конструкций баянов, они имитируют звучание трубы, флейты, фагота, гобоя, кларнета. В зависимости от характера настройки язычков, звучащих одновременно при нажатии на определенную кнопку, баяны бывают двух типов: «в унисон» и «в разлив». Баяны, язычки которых настроены в унисон, т. е. на одну ноту, применяются при первоначальном обучении игре и для сопровождения народных песен и танцев. Баяны, язычки которых настроены в разлив, т. е. с некоторой расстройкой по отношению друг к другу в сторону повышения, называются аккордеонированными и используются для исполнения легкой и эстрадной музыки.

Аккордеон

Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рис.

Разница между баяном и аккордеоном — в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.
Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.
Строй аккордеона двенадцатистепенный, равномерно-темперированный, (звукоряд полный хроматический). Диапазон звучания до ЗУ2 октав. Настройка язычков «в разлив».
Аккордеоны бывают трех- и четырехголосные, встречаются и пятиголосные модели. Левую клавиатуру аккордеонов делают с готовыми аккордами и с переключением на выборные басы, а также готово-выборную без переключения.
В зависимости от звукового диапазона, голосности и количества регистров аккордеоны подразделяются на полные и неполные.
Полными аккордеонами принято называть инструменты, имеющие 41 клавишу в клавиатурном механизме мелодии и 120 кнопок в басовом механизме. Из полных наиболее распространенными являются следующие типы аккордеонов: А-41Х120-Ш-5/2; А-41х120-Ш-7/3; A-4IxI20-IV9/3 — диапазон звучания мелодии (в основной) от ноты фа малой октавы до ноты ля третьей октавы.
К неполным относятся инструменты уменьшенного звукового диапазона и небольших размеров. В основном они предназначены для учебных целей. Это аккордеоны: А-34х80-Ш-5; А-34х80-Ш-5/2 — диапазон звучания мелодии от ноты соль малой октавы до ноты ми третьей октавы; А-37х96-Ш-5/3 — диапазон звучания от ноты фа малой октавы до ноты фа третьей октавы.

Hohner — процесс изготовления аккордеонов

Источник

Оцените статью