Гармонь гитара балалайка их общем

Загадки про музыку и музыкальные инструменты

Загадки, посвященные музыке и играющим ее инструментам, помогут проверить музыкальные познания детей. Ребенку предстоит понять, что за предмет зашифрован в заданном вопросе, а также какие звуки для него характерны. Описание формы, материала и действий человека, взявшего в руки скрипку, баян или барабан, позволит ему быстрее установить истину и назвать правильный ответ.

Загадки о музыке для детей:

Семь ребят по лесенке
Заиграли песенки.

Гармонь, гитара, балалайка.
Их общим словом называй-ка!

Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну —
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нем — самый главный!

Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?

Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Ребят созывает.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…

Бьют в него — не барабан.
Солнце встретит с ним шаман,
И на празднике он будет-
Скрипкам подыграет …

Читайте также:  У меня болят пальцы от гитары

На листочке, на страничке —
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? …

Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем…

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…

Он похож на погремушки,
Только это не игрушка.

Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…

Музыкант, певец, рассказчик,
А всего — труба да ящик.

Рояль с баяном подружились и навсегда объединились.
А ты названье угадаешь содружество мехов и клавиш?

Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже,
Деревянный бочок, четыре струнки и смычок.

Инструмент то с давних пор украшал собой собор.
Украшает и играет, весь оркестр заменяет.

Меня не каждая включает партитура,
Но в геометрии я важная фигура.

Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт!

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижёр,
Лад, в котором мы играем, называется…

Я – ваша подруга, я ваша – попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно же…

Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш…

Чисто, ровно мы поём.
Слышен в хоре…

Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…

Источник

Балалайка, гармошка, гитара. какой инструмент можно считать народным сегодня?

Балалайка, гармошка — народные инструменты. И сегодня, и всегда были. Во всяком случае, в оркестре народных инструментов гитару я не видела ни разу.
Гитара — струнный щипквый. Основной тип — испанская гитара. Вобще разновидности имеются в разных странах. С этой точки зрения каждый инструмент можно считать народным, ведь он где-то был создан. Потом еще где-то видоизменен, усовершенствован.
Но балалайка и гармонь — это русские народные инструменты, поэтому гитара выпадает из Вашего списка.

Если ответить на ту часть вопроса, где сказано «какой инструмент можно считать народным СЕГОДНЯ». то сегодня нет особого ажиотажа на какой-либо инструмент. Редко вижу людей с гитарой за плечом, никого — с губной гармошкой.. . То есть так, чтобы просто в любой момент поиграть — мысли не возникает. Бардовское искусство не на пике.
Всё. Думаю, «народных» инструментов не будет больше. Время не то.

Источник

Русские народные музыкальные инструменты

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Источник

Игра на балалайке под гармонь. Бесплатные уроки №2 и №3

Привет, друзья!

Рады сообщить Вам, что игра на балалайке из мечты всё больше превращается в реальность :-).
В продолжение первого урока, Школа выпустила ещё два .

Снимать эти уроки было одно удовольствие.
Всё-таки, как мы и говорили в программе нашей Школы, играть “вдвоём – вдвойне веселей”.

Мы от души повеселились, снимая эти уроки.
И судя по отзывам, Вам тоже будет легко и весело смотреть и осваивать эти уроки :-).

Напомним, что урок №1 Вы можете посмотреть по этой ссылке.

Содержание уроков – в начале каждого видео, примерно на двадцатой секунде.

Итак, смотрим, осваиваем, играем! 🙂


Надеемся, что и Вам игра на балалайке и гармони доставит столько же удовольствия, сколько она доставляет нам! 🙂

Успехов Вам и Вашим близким в освоении Игры!

С Уважением,
Школа народной Игры на гармони Константина Иванина :-).

Мы будем рады увидеть Ваши отзывы в гостевой книге сайта, и в наших группах FB, ВК.

Оставляйте Ваши комментарии и отзывы! Публикуйте видео своей игры! Задавайте вопросы! Пусть это станет Вашим участием в создании учебных материалов.

В заключение напомню, что информация о Школе и о том, как она работает — здесь!
Также, Вы можете ознакомиться с программой обучения Школы.
И с продуктами, предлагаемыми Школой.

Наши учебные материалы по игре на гармони – лучшие в сети.
Так считаем мы. Иначе бы не делали эту работу. Так же считают и ученики нашей Школы.
Вы можете с отзывами о материалах Школы на нашем сайте. Либо на площадках школы.

Оставьте комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

«Песня и гармонь должны звучать повсюду»

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно — гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

В 1944 году под давлением читателей-фронтовиков, расстроенных тем, что о неунывающем солдате Василии Теркине давно ничего не слышно («Просим Вас продолжить поэму, ибо Теркин будет продолжать войну до победного конца» 1 ), Александр Твардовский снова взялся за перо. Писатель не случайно сделал любимого народного героя гармонистом. И его однофамильца Ивана — тоже.

Поколение двухрядки

Военный корреспондент Твардовский не понаслышке знал, что значит для фронтовика гармоника. В каждой стрелковой роте, артиллерийской батарее, в каждом авиаполку, экипаже танкистов и самоходчиков, моряков и подводников был свой «Теркин»-гармонист. В минуты затишья «на той гармошке драной, что случится где-нибудь» он развлекал однополчан и залихватскими частушками, и лирическими песнями о родной стороне.

Гармоники — звонкие, многоголосые, заменяя целый оркестр, были компактны и неприхотливы. Гитары или балалайки не шли с ними ни в какое сравнение. Не удивительно, что на фронте все — от великой Нины Руслановой до безвестных красноармейцев — пели и плясали под аккомпанемент гармони («однорядки», «двухрядки») или баяна — «трехрядки».

Трепетное отношение бойцов к гармошке объяснялось просто: они выросли на ее наигрышах.

«Гармонь на службу комсомолу»

Гармонист в довоенном селе — фигура центральная, «первый парень на деревне», завидный жених. Без него не обходились ни вечерние гулянки, ни свадьбы, ни проводы в армию. Нарком просвещения А. В. Луначарский в конце 1920-х отмечал: «Есть такие люди в деревне, которым на роду написано и по роду их занятий подходяще быть организаторами веселья, веселой стороны дела. Это и есть гармонисты» 2 .

Советская власть возлагала на них большие надежды. В 1927 году был выдвинут лозунг «Гармонь на службу комсомолу». «Волнующий, понятный агитатор» встал на борьбу с пьянством, хулиганством и невежеством, для чего было налажено производство двухрядок. В 1931 году в Ленинграде открылась первая фабрика гармоник — будущий «Красный партизан», стали издаваться ноты. Под гармонику запели А.В. Нежданова и И.С. Козловский, первыми фабричными гармошками стали премировать ударников труда 3 .

Неудивительно, что и Политуправление Красной армии обратило пристальное внимание на главный народный инструмент. Уже во время польской кампании 1939 года большинство подразделений имели в своем распоряжении гармонь для культурно-просветительской работы 4 . А с началом Великой Отечественной войны гармонь не умолкала, пока не уходил на фронт последний деревенский гармонист. «В основном пели частушки про девок, про любовь, — вспоминал подполковник А.А. Дергаев. — Со мной просто смешно получилось. Провожали мы двоих парней в армию. Я наяриваю на гармошке. В последней деревне встречаю почтальона Розу. Она мне говорит: «Андрей, а тебе ведь с ними тоже завтра надо ехать»» 5 .

Подруга бойца

В начале осени 1941 года, когда родная Теркину Смоленщина уже была в оккупации и враг устремился к столице, Главное Политическое управление Красной армии фактически закрепило за гармоникой ведущую роль в поддержании боевого духа бойцов.

Директива ГлавПУРККА N226 от 5 сентября 1941 года «О пропаганде патриотических песен в войсках» гласила: «Песня и гармонь должны звучать повсюду — в походе, на привале, в промежутках между боями». Предписывалось «в каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь», а против недооценки «песен, пляски и гармони вести решительную борьбу» 6 . Вероятно, были политработники, пресекавшие неуместные, на их взгляд, попытки солдат отдохнуть после боя: до музыки ли, когда бушует смерть и решается судьба Родины? Но в Политуправлении армии четко понимали: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава» 7 .

Награда за три подбитых танка

Если в запевалах и гармонистах недостатка не было, то свою гармонь посчастливилось иметь далеко не каждой роте. К началу сентября 1941 года на 6 миллионов 889 тысяч бойцов в армии насчитывалось всего около 72 тысячи гармоней 8 . Цифра, впрочем, условная — многие шли на фронт с собственным инструментом, получали посылки из тыла. Гвардии сержант В.К. Болёв вспоминал, что однажды в часть пришла посылка: мать прислала полубаян погибшего сына с запиской: «Дарю тому, кто играет». А в начале 1943 года по ходатайству Политуправления было восстановлено производство гармоник для нужд фронта 10 . И все же их не хватало, потому вручали инструмент отличившимся бойцам. Случались курьезы: артиллерийский расчет, подбивший в одном бою три танка противника, «за отвагу, за точную стрельбу» наградили гармонью — а играть никто из них не умел 11 .

«Свободное время у нас было только на переформировке, когда мы ждали прибытия техники и пополнения в экипажи, — вспоминал башнер танка сержант М.С. Шистер. — Тогда собирались все вместе, пели песни под гармонь. Что пели? Да что угодно. Начиная от «Вечернего звона», заканчивая песней «Три танкиста» 12 . «На самом деле свободного времени почти не было, всегда находилась какая-то работа, — вторит ему связист Г.В. Гарвиш, — И песни, песни, особенно в походах подальше от линии фронта. Там какие угодно песни звучали. И большим уважением пользовался тот, кто умел играть на гармони» 13 .

Пела русская гармошка в землянке, в окопе, в брошенной избе, в прифронтовом лесу, в городских руинах. А солдат хоть на несколько минут мыслями возвращался домой, в мирное время, отвлекался от ужасов войны. Об этом строки «Василия Теркина»:

И забыто — не забыто,

Да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый

И кому еще лежать.

Переливы Победы

Общее воспоминание свидетелей Победы — переливы гармони.

«Победа! Победа!». Обнимались, целовались, кто плакал, кто смеялся. Откуда-то взялись гармошки, песни пошли, пляски» 14 .

«Надрывались гармони и баяны, все плясали, дробили солдатские каблуки, бренчали ордена и медали у солдат-фронтовиков. » 15 .

«Небо чистое, день такой погожий, гармонь играет, все поют, обнимаются, и над куполом Рейхстага Красное знамя» 16 .

В тот день пела и плясала под русскую гармонику вся страна, вся армия, вся Европа.

От «Хромки» до «Тальянки»

С гармоникой мир познакомился в начале 1830-х годов, но нигде она не получила такого широкого распространения и разнообразия, как в России. Почти в каждой губернии появилась своя гармошка — под стать местному фольклору: «тульская», «ливенка», «вятская», «елецкая», «саратовская», «вологодская», «русская венка», «хромка», «тальянка».

За какие-то пару десятилетий гармонь буквально вытеснила старинные народные инструменты и прочно заняла место всероссийского, а позже — всесоюзного инструмента номер один. (Баян и аккордеон, ставшие популярными после войны, — разновидности той же гармоники).

ШКОЛА ТЕРКИНА

«Эх, кожух, короб, рама, шатун с мотылем. «

«Перед Смоленской операцией пришли к нам новички, и мы на занятиях изучали техническую часть пулемета и занимались строевой подготовкой. Отдельные солдаты не запоминали детали пулемета. Я построил взвод, взял гармонь и под строевую песню всем взводом мы стали исполнять:

Наша дивизия несет.

Эх, кожух, короб, рама,

Шатун с мотылем,

Приемник с ползуном».

Каждый шаг исполнялся в такт со словами песни. Через полчаса уже все знали детали и узлы пулемета. Навстречу взводу шел командир дивизии. Он сказал мне: «Лейтенант, я не слышал такой песни». Взвод остановился, я объяснил, что сочетаю строевую подготовку с изучением технической части пулемета. Полковник был пожилой, он обнял меня, прижал к себе, поцеловал и сказал: «Удалой ты молодец! Но, вижу, гармонь стара, иди получи в штабе новую гармонь» 9 .

Василий Алексеевич Сербаев, командир взвода пешей разведки 611-го стрелкового полка 88-й стрелковой дивизии Западного фронта

«У кого гармонь, ребята?»

Паренек развел гармошку:

В путь — далекую дорожку

На войне не без того!

С. Михалков

1. Твардовский А.Т. Как был написан Василий Теркин: ответ читателя. М., 1952. С. 32.

2. Стенограмма речи на открытии Второго губернского конкурса гармонистов в Москве 1 января 1928 года // «Искусство и молодежь», М., 1929. С. 119-123.

3. Пастухов Б. Друзей моих прекрасные черты. М., 2017. С. 89.

4. Македонский А.В. Культурное обслуживание военнослужащих РККА по время польской кампании 1939 года // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. N 6/1.

5. Интервью с А.И. Дергаевым / https://iremember.ru/memoirs/artilleristi/dergaev-andrey-andreevich/

6. Великая Отечественная война: документы и материалы. Т. 6. Главные политические органы Вооруженных Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1996. С. 74.

8. Данные по личному составу на 31 августа 1941 года // РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 9. Л. 50.

9. Пожидаев Г. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 129.

10. Через войну. Иркутск, 1985. С. 137.

11. Шистер Михаил Семенович // Драбкин А. Я дрался на Т-34. М., 2014. С. 469.

12. Интервью с Г.В. Гарвишем / https://iremember.ru/memoirs/svyazisti/gavrish-grigoriy-vasilevich/

13. Попов Николай Васильевич // Драбкин А. Я дрался на танке. Фронтовая правда Победителей. М., 2020. С. 178.

14. Советско-Японские войны 1937-1945. М., 2009. С. 355.

15. Интервью с А.Н. Гордеевым. https://iremember.ru/memoirs/letchiki-istrebiteli/gordeev-anatoliy-nikolaevich/

16. Елинская Т.Н. Красноярск — Берлин. Красноярск, 2010. С. 309.

Текст: Ольга Чагадаева, кандидат исторических наук, ведущая рубрики «Легенды Родины»

Источник

Оцените статью