- Гармонь нотка расположение нот
- Гармонь нотка расположение нот
- Игра по нотам
- И вот что я понял.
- Что это даст?
- Начинаем
- 1. День первый
- Гармонь нотка расположение нот
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Учимся играть на гармони.Урок2 Знакомство с левой клавиатурой.
- Устройство левой клавиатуры гармони
- Принцип игры аккомпанемента на гармони,мажор,минор
- Простейшие варианты игры на «басах»
- Гамма на басах без применения вспомогательного ряда
Гармонь нотка расположение нот
Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12
Аккорды на гармони:
осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.
Правая сторона в зависимости от вашей тональности.
Источник
Гармонь нотка расположение нот
Игра по нотам
Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и , может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.
Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.
Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич , а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.
Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения — зачем . А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.
Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.
И вот что я понял.
Главные задачи, на первом этапе:
1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.
А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)
2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.
Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.
Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.
С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.
Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.
Что это даст?
Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.
Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность .
Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?
Общеизвестно, что навык — это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).
Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота — расположение на нотном стане и движений пальцев — нажатия нужной клавиши)
Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.
Начинаем
Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.
Октавы выделены разным цветом: 1 октава, 2 октава, 3 октава.
Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.
Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.
Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).
Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).
Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.
1. День первый
Как играл гамму:
медленно, и на каждый удар ноги (счет «раз», но вслух произносить это не надо ) и одновременно;
1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);
2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);
3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);
4. перехожу к следующей ноте;
Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.
«Мантра» для этой гаммы:
до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре — до
гамма в 1 октаве
гамма во 2 октаве
гамма в 3 октаве
В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.
А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.
Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.
В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.
Занятие не весёлое для, но нужное.
Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.
Источник
Гармонь нотка расположение нот
Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12
Аккорды на гармони:
осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.
Правая сторона в зависимости от вашей тональности.
Источник
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Учимся играть на гармони.Урок2 Знакомство с левой клавиатурой.
Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«.
В первом уроке цикла «Учимся играть на гармони» мы познакомились с правой клавиатурой. В этом уроке давайте попытаемся разобраться с устройством левой клавиатуры гармони-хромки.
То,что мы играем в левой клавиатуре, называется аккомпанементом и служит для сопровождения мелодии, звучащей в правой клавиатуре.
Устройство левой клавиатуры гармони
Состоит левая клавиатура из трех рядов кнопок(всего их 25, как и в правой). В первых двух рядах(если считать от руки) кнопки расположены по принципу чередования басов и аккордов. То есть если перебирать их по одной с самой нижней,т о сначала идет бас, потом-аккорд, потом-опять бас и так далее. Что такое аккорд? Аккорд-это стройное, гармоничное, созвучие из трех и более звуков, звучащих одновременно.
Существуют определенные правила построения аккордов,но мы в них сейчас не будем углубляться. Во-первых, потому что это из области музыкальной теории и нотной грамоты, во-вторых, потому, что в левой клавиатуре эти самые аккорды уже готовые. То есть, мы нажимаем лишь одну клавишу, а получаем целый аккорд из нескольких звуков, благодаря особо устроенной механике, когда при нажатии одной кнопки, открывается сразу три-четыре клапана, дающих доступ воздушному потоку к конкретным голосам инструмента.
Все готовые аккорды левой клавиатуры можно сыграть и в правой, но уже, нажимая ВСЕ нужные клавиши, составляющие аккорд. Вот, например:
В третьем ряду(опять же,если считать от руки),находятся только басы, причем те же самые,что уже есть в двух других рядах. Если понажимать кнопки третьего ряда, то можно увидеть, что вместе с ними нажимаются и кнопки в других рядах, те которые и дублируются. Таким образом, этот ряд является вспомогательным и нужен он для того, чтобы избежать больших скачков руки, если нужную кнопку проще и удобнее нажать в третьем ряду, чем тянуться до неё куда-то ещё.
Принцип игры аккомпанемента на гармони,мажор,минор
Вот два, наиболее типичных, примера(под них уже можно и петь и плясать). Простейший аккомпанемент к частушечным наигрышам(мажор):
Простейший аккомпанемент к «Цыганочке»(минор):
Но разделение мажора и минора по рядам весьма условно, так как и в том и в другом случае, могут применяться заходы в соседний ряд.
Очень часто для разнообразия мелодии и для её украшения применяются различные дополнительные приемы: например прохождение по одним басам(чаще всего, во вспомогательном ряду). Вот, как пример, аккомпанемент к «Яблочку»:
В традиционной вологодской игре(см. Традиционные наигрыши на Кирилловской гармони) очень часто применяется игра на одних аккордах-тоже, очень интересный и завораживающий прием, когда два звука получаются путем смены направления движения меха, а не двойного нажатия на клавишу(эффект совсем другой):
Простейшие варианты игры на «басах»
Теперь я покажу несколько простейших вариантов игры на «басах»(как условно называют иногда левую клавиатуру в целом), которые применяются наиболее часто:
Замечу,что «Барыня» и «Частушка» имеют абсолютно такую же последовательность исполнения, если начать на одну пару клавиш выше, чем показано в видео. Попробуйте ради интереса.
Аккомпанемент к вальсам(строится,обычно по принципу бас-один раз,аккорд-два раза):
Эти упражнения настойчиво советую выучить и отработать так, чтоб с ними у вас не возникало никаких проблем. Сначала играйте очень медленно, добиваясь чёткости исполнения(лучше играть медленно, но правильно, чем торопиться и постоянно сбиваться). Затем, постепенно, по мере появления уверенности, набирайте темп.
Запомните одно простое правило: в паре бас-аккорд, звучание аккорда не следует затягивать. Он должен звучать чуть короче баса. Вот пример НЕправильной игры(«Частушка»):
Из этого правила, конечно же, тоже есть исключения, но, в общем, оно действует практически всегда.
Напоследок покажу варианты аккомпанемента к некоторым мелодиям в различных вариациях по принципу «от простого-к сложному» и приведу их оцифровку согласно общепринятой нумерации клавиш(после знака «+» — новая вариация; пары бас-аккорд заключены в круглые скобки для облегчения восприятия; то, что в фигурных скобках, играется одновременным нажатием указанных клавиш; в прямых скобках-прохождение по одним басам в «Яблочке»). Возможно, на видео сыграно не строго по этим цифрам, но близко(отличия, лишь, в чередовании вариаций). Цифровую раскладку клавиатуры смотрим здесь.
Играть буду четырьмя пальцами, чего и вам советую: учитесь применять четыре пальца, иначе ваш аккомпанемент будет состоять лишь из монотонного долбления по басам и аккордам без всякого разнообразия. В общем, смотрите:
Гамма на басах без применения вспомогательного ряда
Кому интересно, вот упражнение для развития подвижности и растяжки пальцев левой руки-гамма на басах левой клавиатуры. Для новичка сложно, но очень полезно. В цифрах выглядит так: 6-2-12-8-4-14-10-6 и в обратном направлении. Вот так:
Наверное, на этом я закончу второй урок. Но если я что-то упустил или есть какие-то пожелания, пишите в комментариях-буду вносить изменения и дополнения.
Источник