Гармони которые звучат как аккордеон

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Русская гармонь-хромка в сравнении с диатоническим аккордеоном

Давно хотел сделать сравнительный анализ гармони–хромки и западного двухрядного диатонического аккордеона, имеющего хождение, пожалуй, по всему миру, кроме России: у нас в стране, в период становления фабричного производства гармоней, сформировался уникальный тип гармоники, ставший самым популярным и массовым на сегодняшний день(в этом материале упустим подробности по поводу того, насколько это было правильно и справедливо по отношению к другим типам русских гармоник). Попробуем разобраться, чем похожи эти два инструмента и чем различаются.

Нижегородская гармонь-типичная разновидность гармони-хромки Диатонический аккордеон норвежского мастера Олафа Бергфлодта

Разный звук на сжим-расжим меха

Известно, что и у нас в стране, при внедрении гармони–хромки, многие гармонисты старой школы, хорошо понимавшие «русский(либо немецкий) строй» долгое время её не признавали и игнорировали, настолько неправильным и непривычным казалось наличие всего одного звука на каждой клавише.

Левая механика с одноголосыми аккордами(один клапан-один аккорд)

Второе отличие диатонического аккордеона от нашей гармони–хромки заключается в конструкции левой механики. Суть его в том, что в диатоническом аккордеоне применяется простейшая механика, где каждая кнопка открывает всего один клапан, независимо от того, бас это или аккорд.

То есть, в отличие от хромки, где при нажатии кнопки аккорда открываются три(иногда–четыре) клапана, под каждым из которых находится набор планок, формирующий ОДИН звук, участвующий в построении аккорда, в диатоническом аккордеоне этот аккорд открывается всего одним клапаном(под ним расположены соответствующие голосовые планки). Посмотрите, как это выглядит на видео:

Читайте также:  Гоп стоп зелень с аккордами боем

Разница в том, что в случае хромки каждый из звуков аккорда–многоголосый(трёх–, четырёх–, и даже более), а в диатоническом аккордеоне–одноголосый(то есть, один звук аккорда–один голос(язычок)). Плюс–басовый звук не «берёт» дополнение из аккордового резонатора. По такому же принципу работают басы и аккорды на наших саратовских гармонях и тальянках. Решение весьма неоднозначное, пришедшее, так сказать, из глубины веков, имеющее, как минусы, так и плюсы: с одной стороны, аккорды звучат заметно «суше»(вслушайтесь, их почти и не слышно), но с другой стороны механика при таком устройстве настолько проста и надёжна, что становится практически неубиваемой(ломаться там практически нечему). Про вес можно и не упоминать: отсутствие валиков со стойками и большого количества толкателей говорит само за себя.

На изображениях ниже-типичная левая механика диатонического аккордеона(и, для сравнения, механика хромки).

Итоги

Вот, на мой взгляд, и все различия между гармонью–хромкой и диатоническим аккордеоном. Как видите, их не так и много, но они кардинальны и позволяют говорить о каждом из этих инструментов, как об уникальном явлении… Хотя, пожалуй, справедливости ради, нашу хромку, как явление, типичное только для России и нигде больше не культивируемое, следует считать абсолютно уникальным и беречь, как одно из национальных достояний. Хотя есть и те, кто считает её «довольно бестолковым инструментом» (именно из–за одинакового звучания на сжим–расжим). В корне с ними не согласен…

П.С. Различие в терминах «гармонь–хромка» и «диатонический аккордеон» в этом материале весьма условно: на Западе и то, и другое называют «диатоническим аккордеоном».

П.П.С. Конечно, разновидностей диатонических аккордеонов, гораздо больше, чем я упомянул(в том числе, по количеству рядов клавиш), но сути это не меняет.

Источник

Гармонь

Гармонь – распространенный народный инструмент, который является ярчайшим представителем семейства ручных гармоник. С греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный». Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью. На аккордеоне справа находятся клавиши, а у гармони кнопки, в этим и заключается основное различие, также профессионалы отмечают варианты настройки звучащих элементов в «розлив».

Нужно отметить, что существует обширное понятие – гармонии, так называют все гармоники ручного типа, которые не относятся прямым образом к баяну и аккордеону. Об этих инструментах сегодня и пойдет речь.

История

Существуют различные версии происхождения гармони, но по одной из них первый подобный инструмент был сконструирован в Германии в конце XVIII века, изобретателя звали К. Бушман. Также немалой популярностью пользуется версия о русском происхождении. Считается, что наибольший вклад в развитие инструмента на пространстве СНГ внес академик Мирек, который занялся доработкой гармони в 1783 году. При этом был заимствован новый метод извлечения звука, который изобрел Ф. Киршник в Чехии, мастер, который изначально специализировался на починке, конструкции и реконструкции органов. По сути устройство элементарно: металлический язычок, который вибрирует под действием потока воздуха. Многое зависит от толщины язычка, его положения, а также материала, из которого он изготовлен.

Конструкция

Конструкция у всех видов гармоний схожа: левый и правый полукорпус, левое клавишное поле служит для аккомпанемента, верхний ряд кнопок – бас, нижние кнопки – готовые аккорды. На правой части играется мелодия. Меховая камера, расположенная между частями корпуса служит для нагнетания воздуха, который воздействует на язычки, которые звучат в зависимости от того, как контролирует кнопки и мех музыкант. Разумеется, при игре многое зависит от исполнителя.

На некоторых инструментах имеются переключатели, чтобы играть слева не аккордами, а нотами более нижнего регистра. Каждая фирма, каждый мастер – изготавливают специфические инструменты, поэтому такое большое различие в форме, строению и особенностях звучания различных гармоний. В наше время применяются электронные технологии, которые позволяют встроить в гармонь «целый оркестр», чаще всего информацию обрабатывает компьютерный процессор и устройство в целом является только наполовину акустическим. Такие инструменты пользуются немалой популярностью, благодаря своим замечательным звуковым качествам.

Музыкальные особенности гармонии

Гармонии являются в своем роде уникальными инструментами , каждый инструмент имеет определенную (или несколько) тональностей, чаще всего это мажорная гамма и мажорные аккорды, хотя в некотором случае есть и минор. Чаще всего встречаются гармоники, которые могут играть только в диатоническом ряде, хотя в редких случаях можно встретить модели, где исполнителю предоставлена хроматическая гамма – их называют «хромки». Нужно признать, что играть на них намного сложнее, так как резко возрастает вероятность попадания в диссонанс. Если сравнивать гармоники, например, с баяном, то основное отличие состоит в том, что у гармоней намного меньше октав: обычно достаточно двух, также и габариты меньше.

Интересно, что все европейские и русские гармони можно разделить на две большие группы по звукоизвлечению. Дело в том, что при растяжении мехов язычок может издавать один звук или два – в зависимости от направления движения камеры – на растяжение или на сжатие. Отметим, какие гармошки относятся к первому типу, где направление движения полукорпусов не имеет значения:

Второй тип сложней в использовании, но это не значит, что такие гармонии меньше распространены – наоборот, в некоторых городах и областях используются только они, перечислим основные из них:

Также может различаться расположение кнопок на правой клавиатуре и их общее количество, обычно кнопки считают рядами, указывая, сколько в каждом из них. Чаще всего можно встретить двухрядные модели , так как две октавы это вполне достаточно, чтобы сыграть практически любую народную или эстрадную мелодию, песню.

Тульская гармонь, «тальянка», саратовская

Тульскую хроматическую гармонь по официальной версии изобрел Н. Белобородов и Л. Чулков, сейчас имеется фабрика «Тульская гармонь», где можно купить инструменты как лично, так и заказом через интернет. Данные инструменты востребованы и пользуются большой популярностью, благодаря своим качествам: возможности инструмента широки – и он может быть использоваться для занятий в музыкальной школе, в училище, в консерватории. Второе место по востребованности в народе занимает тальянка, сокращенно от «итальянка», на правой клавиатуре всего 15 или менее кнопок, а на левой три, издающие колокольный звон. Уникальность инструмента заключается в том, что аналогов в мире не существует. Другая интересная гармонь Саратовская, она также считается народной и вряд ли где ещё можно найти такую конструкцию, она также имеет кнопки с колокольчиками, но это вариативно.

Детская гармошка

Часто покупают детские гармошки, которые созданы специально для детей – чтобы развить слух, играть на них очень просто, как правило, они имеют всего одну тональность и минимальное количество кнопок. Некоторые дети начинают именно с такого инструмента, а потом поступают в музыкальную школу по классу баян или аккордеон. Кроме того, взрослым тоже будет интересно играть на такой гармошке, это отличный подарок на любой праздник . Нужно помнить о том, что гармонии сильно отличаются, и играть на них не так просто: если музыкант освоил один инструмент это не значит, что он сможет сыграть на другом типе гармошки. При этом отличаются не только строи, но и техники игры на тех или иных моделях. Лучше всего выбирать (особенно новичку) самый простой вариант и постепенно идти к более сложному.

Источник

Чем гармонь отличается от баяна и аккордеона?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Чем отличается гармонь от баяна и аккордеона? Три, казалось бы, родственных музыкальных инструмента дарят нам совершенно разное звучание и задевают в наших душах разные струны. Гармонь – народный инструмент, сверкающая музыкальная шкатулка, звуки которой знакомы нам с детства. Баян – инструмент академический, серьёзный, весомый и большой. Аккордеон – само изящество и лёгкость звучания при весьма больших габаритах.

Краткое описание и принцип работы

Каждый из этих музыкальных инструментов предназначен для определённых целей. В первую очередь все они являются хроматическими гармониками и работают по схожему принципу:

  • в деревянном корпусе на деревянных балках крепятся планки с «язычками»;
  • меха, которыми соединяются два полукорпуса при сжатии/растяжении, создают компрессию (давление воздуха), воздействующую на планку и заставляющую колебаться с определённой частотой нужный «язычок»;
  • каждый «язычок» как бы закрепляется за определённой клавишей, при нажатии которой открывается соответствующий клапан, звук высвобождается и мы слышим желанное звучание.

Гармонь предназначена для исполнения народных/застольных песен, танцевальных наигрышей. Конечно, на ней можно играть множество популярных песен самых разных жанров, но действительно хорошо на гармошке играются именно фольклорные произведения. Все переливы и переборы, само её звучание исключительно передаёт отечественный фолк. Есть большое количество национальных гармоней, которые отличаются строением клавиатуры и звучат по-своему: например, ирландские, кавказские или гармони других народов мира. Чаще всего на таком инструменте учатся играть самостоятельно, зачастую на слух, что делает каждого музыканта индивидуальным: два разных гармониста сыграют по-разному одну и ту же песню, даже если гармонь та же самая.

Баян – инструмент более универсальный и сложный. На таком инструменте можно играть что угодно: от академической и народной музыки до популярной или даже тяжёлой (зависит от фантазии музыканта и жанра, в котором работает музыкальный коллектив). Из этой троицы баян является самым популярным. Игра на нём требует определённых навыков, есть учебные программы по классу баяна.

Аккордеон явно отличается от своих хроматических собратьев. Главными отличиями являются общее звучание и устройство клавиатуры. На инструменте также играется любая музыка, чаще популярная или фольклорная, национальная. Для того чтобы научиться играть на аккордеоне, обычно заканчивают музыкальное училище или специальные курсы. Самостоятельно научиться играть на таком инструменте будет непросто.

Различия в клавиатурах

Начнём с гармони – самого необычного экспоната из этой троицы. Её основная клавиатура представлена в виде маленьких круглых кнопок, в отличие от баяна и аккордеона она не содержит полутонов (обычно окрашены в чёрный цвет); как правило, их всего три, содержатся они в верхней части. Именно поэтому для игры на гармони требуется развивать музыкальный слух и учиться играть без полутонов: где-то их отсутствие заменить перебором, аккордом или применить другие приёмы и навыки игры.

Клавиатура аккомпанемента в принципе устроена по-другому, имеет горизонтальный строй, что также вносит свою изюминку в игру. Таким образом рождается индивидуальность гармониста.

Баян, кажется, так похож на гармонь, но это не совсем так: обе клавиатуры содержат гораздо больше круглых кнопочек. Основная клавиатура дополнена полутонами. Кнопки чередуются следующим образом: змейкой, в порядке фортепиано. Здесь есть все полутона, что позволяет играть любое произведение по нотам.

Основная клавиатура аккордеона представляет собой настоящее фортепиано. Порядок игры будет таким же. Клавиатура, на которой играется аккомпанемент, не отличается от клавиатуры баяна.

Другие различия

Поговорим о других различиях. Рассмотрим подробнее гармонь: в отличие от братьев по классу, инструмент имеет малый вес, компактный размер, другое внешнее оформление (которое имеет свои нюансы). Декорируется гармонь ярко и красочно, обычно расписывается национальными узорами. Разница видна и в технике игры: постоянная импровизация, потребность в особенном темпе и ритме.

Гармоники играют в одной тональности: каждый инструмент настраивается в своей собственной и за её пределы не уйти. Игра происходит в одной высоте звуков гаммы, порой у гармониста несколько гармоник: под голос, для наигрышей и для настроения. Каждая гармонь индивидуальна, часто инструмент изготавливается под заказ, и отличия могут быть следующими:

  • приводы клавиш могут быть железными, а могут и деревянными, что делает инструмент более отзывчивым к прикосновениям рук к клавишам;
  • аналогичная разница в материале для клапанов, которые также изготавливаются из железа или из дерева;
  • тональность каждой гармони может настраиваться под заказ, на инструменте могут быть установлены регистры, позволяющие в одно нажатие менять тональность инструмента;
  • гармоника может быть цельнопланочной, что по-своему может затруднять ремонт.

Баян отличается размером корпуса, большим весом и наличием клавиатуры с полутонами. Басовая клавиатура (аккомпанемент) также содержит гораздо больше клавиш, что даёт настоящий простор для творчества, позволяя играть в разных тональностях. Баян не нужно подбирать под голос индивидуально – достаточно определиться с весом, чувствительностью и другими нюансами механики клавиатур. Важным будет качество сборки, само звучание и размер: есть очень компактные баянчики, позволяющие сделать игру приятнее, а инструмент мобильнее своих полноразмерных братьев.

Аккордеон очень похож на баян, но главное отличие кроется в основной клавиатуре рояльного типа. Игра на аккордеоне представляет собой совершенно другую технику, отличную от баяна. Звучит аккордеон необычно: звук гораздо легче, как будто воздушнее.

Это позволяет обогатить музыку интереснейшими переходами, сделать мелодию интеллигентнее. Звучание аккордеона отлично от народного и близко к эстрадному.

Иногда размер аккордеона может пугать: есть действительно огромные инструменты, что удобно не всем музыкантам. Но есть и миниатюрные модели, позволяющие брать с собой любимый инструмент всегда и везде, играть стоя. Обычно такие модели стоят дороже.

Что лучше выбрать?

Гармоника подойдёт для музыкантов, которым хочется играть настоящую народную музыку или наигрыши. Также гармонь идеальна для игры национальной музыки. Большим её плюсом является мобильность, и когда нужно, гармонь можно взять с собой в дорогу или на природу, чтобы играть народные и популярные песни, что очень здорово. Сейчас проводится масса конкурсов, объединяющих гармонистов со всей страны.

Если всё это близко вам по духу, гармонь – прекрасный выбор.

Баян подойдёт для академической игры, для качественной игры народной музыки, для исполнения популярных композиций. Обычно это большой и тяжёлый инструмент, поэтому музицировать удобнее дома, а также на концертных площадках. Если целью является профессиональная игра или даже выступления, баян – ваш выбор.

Аккордеон особенно популярен на западе России, в странах Европы, в Молдавии. Это сложный в освоении инструмент, позволяющий играть на концертных площадках и различных конкурсах. Также много позитивных эмоций подарит аккордеон при домашнем музицировании или игре на застолье. Если вас чарует особенное звучание или хочется научиться профессионально играть, аккордеон, безусловно, вам понравится.

Источник

Оцените статью